конспект образовательной деятельности "Четыре времени года"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Коваленко Любовь Анатольевна

использование элементов мнемотаблиц в экологическом развитии детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetyre_vremeni_goda.docx86.17 КБ

Предварительный просмотр:

Направление деятельности: познавательно-речевое

Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественно литературы», «Музыка»

Цель: развивать у детей умения составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы.


Задачи.                                                                                                                  Коммуникация: формировать умения  передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; формировать умения  делать выводы, обобщать высказанное.
Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
Социализация: воспитывать у детей  умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, проявлять положительные эмоции (интерес, радость.) при прослушивании стихотворений.
Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы  с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.
Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками; картинки к игре «Найди лишний»  (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).
Содержание НОД:
Воспитатель приглашает детей к себе.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

-  Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт (на конверте пальма и солнце), как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). - - Действительно, это письмо прислали  нам дети из Африки. (читает). Они никогда не видели  зиму, весну и осень. А почему они ничего не знают об этих временах года? (ответы), Совершенно верно, там постоянно лето. Дети хотят  с вами дружить и просят нас рассказать о зиме, весне и осени.
- Ну что, ребята, расскажем нашим друзьям  о временах года, чем они отличаются друг от друга?                                                                                             - Но как мы это сделаем, ведь они  в Африке, а мы в России (рассуждения и предложения детей).                                                                                                           – Как здорово придумал Федя. Надо снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны?  (устанавливается детская видеокамера).
- Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их.                                         - Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)
- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)
- Ребята, Даша  загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Сколько снега намело!
Стало чисто и светло,
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая …(зима
)
- Вам нравится зима? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).  Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_a21daccb5cd757d08c350dc55eda243f.jpg.jpg


Что на ней изображено? Что  могут означать эти знаки? (ответы)
- Буква «З» - обозначает что? (настала зима)
- Тучка – небо скрыто темными тучами.
- Снежинки – часто идет холодный снег.
- Девочки,  мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.
- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
- Коньки, санки – катаются на коньках и санках
Воспитатель предлагает одному желающему ребенку составить рассказ при помощи  мнемотаблицы.
Звучит в записи шум ветра, вьюги.                                                                                     - Что это ребята? (ответы). Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка?  (у-у-у) Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихла,   и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.
- Молодцы!  О каком времени года мы рассказали нашим друзьям?                             - Катя, загадай свою загадку ребятам.
Вдруг чирикнул воробей,
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа,
Пробудилась ото сна.
Наступает непогода -
Это к нам идет …(весна)
- Познакомим наших друзей с весной, какие изменения в природе происходят весной? (ответы). Да,  вся природа просыпается.  

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_d46e45a9dfe785e2d6fdf88767b4d06a.jpg.jpg

Что могут означать эти знаки? (ответы).
Буква «В»- обозначает, что настала весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Буква «У», снежинки – на улице тает снег,  и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки,  возвращаются перелетные птицы.
Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.
Физкультурная минутка:
Солнце встало из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки,
И погреем их немножко,
И похлопаем в ладошки
.
А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать детям про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь …)
- Лиза, загадай свою загадку ребятам.
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)
(дети садятся на стульчики)
- Давайте расскажем детям про наше лето по таблице. У вас хорошо получается. Что означают знаки на этой таблице?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_5064b4ec492064d4ee558facb070e6e8.jpg.jpg


Буква «Л» - настало лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето.                                                                                 - Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)
Саша, загадай свою загадку ребятам.
Листья быстро пожелтели,
И на землю полетели,
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(осень)
(дети садятся на стульчики)
- Познакомим африканских детей с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.   Что  обозначают эти знаки? Что нам могут рассказать об осени? (ответы)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3866_8b114be7b6faad2eb396cc22cadff9de.jpg.jpg


Буква «О» - наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.
Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.
- Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью? (готовятся к зиме)  
- Как готовится к зиме белка?
- Как готовиться к зиме заяц?
- Как готовится к зиме медведь?
- Как готовятся к зиме птицы?
- Давайте поиграем в игру «Назови домик».                                                                       - Как называется дом у белки (дупло), лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово), птиц (гнездо).
- Ребята вот мы и познакомили наших друзей из Африки  с четырьмя временами года.                                                                                                                        – Как вы,  думаете,  им понравилась наша зима? Весна? Осень? Лето?                                                                                                                                        - Наши друзья теперь знают, чем отличаются времена года друг от друга.
Игра «Назови наоборот»
Летом жарко, а осенью …(холодно)
Летом дни длинные, а осенью …(короткие)
Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)
Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)
Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)
Летом идут дожди, а зимой … (снег)
- А теперь к вам вопрос, дети.  Сколько всего времен года?  С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета, осени, зимы, весны.
- Наша видеокамера все записала, вот диск. Сейчас нам необходимо сделать конверт, куда мы и положим диск с нашими рассказами и табличками. Они помогут  детям вспомнить  и представить, что каждое время года по-своему прекрасно. А еще дети из Африки  прислали  вам картинки животных жарких стран, но они грустные, почему? (рассуждения  детей). Они бесцветные, бледные.  Может они испугались чего-то? Как нам их развеселить?                            – Правильно нужно животных раскрасить яркими красками  (дети раскрашивают животных  акварелью, гуашью, мелками,  цветными карандашами).  Рассмотреть животных. Письмо запечатать и опустить в почтовый ящик в группе.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Приморского района

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми  старшей группы по формированию целостной картины мира с использованием мнемотаблиц.

 Тема:  «Четыре времени года»

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=229247062-29-72&n=21

Составила воспитатель высшей категории Коваленко Л. А.

Санкт-Петербург

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...

Времена года. Смена времен года на Земле конспект

Времена года. Смена времен года на Земле Скажите пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или играли в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы ...