конспект образовательной деятельности "Четыре времени года"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
использование элементов мнемотаблиц в экологическом развитии детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление деятельности: познавательно-речевое
Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественно литературы», «Музыка»
Цель: развивать у детей умения составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы.
Задачи. Коммуникация: формировать умения передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; формировать умения делать выводы, обобщать высказанное.
Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
Социализация: воспитывать у детей умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, проявлять положительные эмоции (интерес, радость.) при прослушивании стихотворений.
Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка.
Раздаточный материал: шестигранные карандаши со снежинками; картинки к игре «Найди лишний» (овощи, птицы, фрукты, ягоды, насекомые, животные).
Содержание НОД:
Воспитатель приглашает детей к себе.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт (на конверте пальма и солнце), как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). - - Действительно, это письмо прислали нам дети из Африки. (читает). Они никогда не видели зиму, весну и осень. А почему они ничего не знают об этих временах года? (ответы), Совершенно верно, там постоянно лето. Дети хотят с вами дружить и просят нас рассказать о зиме, весне и осени.
- Ну что, ребята, расскажем нашим друзьям о временах года, чем они отличаются друг от друга? - Но как мы это сделаем, ведь они в Африке, а мы в России (рассуждения и предложения детей). – Как здорово придумал Федя. Надо снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).
- Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их. - Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)
- А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)
- Ребята, Даша загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Сколько снега намело!
Стало чисто и светло,
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая …(зима)
- Вам нравится зима? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая). Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.
Что на ней изображено? Что могут означать эти знаки? (ответы)
- Буква «З» - обозначает что? (настала зима)
- Тучка – небо скрыто темными тучами.
- Снежинки – часто идет холодный снег.
- Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.
- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
- Коньки, санки – катаются на коньках и санках
Воспитатель предлагает одному желающему ребенку составить рассказ при помощи мнемотаблицы.
Звучит в записи шум ветра, вьюги. - Что это ребята? (ответы). Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка? (у-у-у) Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко (выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).
- Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихла, и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.
- Молодцы! О каком времени года мы рассказали нашим друзьям? - Катя, загадай свою загадку ребятам.
Вдруг чирикнул воробей,
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа,
Пробудилась ото сна.
Наступает непогода -
Это к нам идет …(весна)
- Познакомим наших друзей с весной, какие изменения в природе происходят весной? (ответы). Да, вся природа просыпается.
Что могут означать эти знаки? (ответы).
Буква «В»- обозначает, что настала весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Буква «У», снежинки – на улице тает снег, и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, возвращаются перелетные птицы.
Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.
Физкультурная минутка:
Солнце встало из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки,
И погреем их немножко,
И похлопаем в ладошки.
А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать детям про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь …)
- Лиза, загадай свою загадку ребятам.
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)
(дети садятся на стульчики)
- Давайте расскажем детям про наше лето по таблице. У вас хорошо получается. Что означают знаки на этой таблице?
Буква «Л» - настало лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето. - Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)
Саша, загадай свою загадку ребятам.
Листья быстро пожелтели,
И на землю полетели,
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(осень)
(дети садятся на стульчики)
- Познакомим африканских детей с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице. Что обозначают эти знаки? Что нам могут рассказать об осени? (ответы)
Буква «О» - наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.
Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.
- Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью? (готовятся к зиме)
- Как готовится к зиме белка?
- Как готовиться к зиме заяц?
- Как готовится к зиме медведь?
- Как готовятся к зиме птицы?
- Давайте поиграем в игру «Назови домик». - Как называется дом у белки (дупло), лисы (нора), медведя (берлога), волка (логово), птиц (гнездо).
- Ребята вот мы и познакомили наших друзей из Африки с четырьмя временами года. – Как вы, думаете, им понравилась наша зима? Весна? Осень? Лето? - Наши друзья теперь знают, чем отличаются времена года друг от друга.
Игра «Назови наоборот»
Летом жарко, а осенью …(холодно)
Летом дни длинные, а осенью …(короткие)
Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)
Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)
Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)
Летом идут дожди, а зимой … (снег)
- А теперь к вам вопрос, дети. Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета, осени, зимы, весны.
- Наша видеокамера все записала, вот диск. Сейчас нам необходимо сделать конверт, куда мы и положим диск с нашими рассказами и табличками. Они помогут детям вспомнить и представить, что каждое время года по-своему прекрасно. А еще дети из Африки прислали вам картинки животных жарких стран, но они грустные, почему? (рассуждения детей). Они бесцветные, бледные. Может они испугались чего-то? Как нам их развеселить? – Правильно нужно животных раскрасить яркими красками (дети раскрашивают животных акварелью, гуашью, мелками, цветными карандашами). Рассмотреть животных. Письмо запечатать и опустить в почтовый ящик в группе.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 Приморского района
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по формированию целостной картины мира с использованием мнемотаблиц.
Тема: «Четыре времени года»
Составила воспитатель высшей категории Коваленко Л. А.
Санкт-Петербург
2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-362732-1389107332.jpg)
Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени
Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-313115-1381423545.jpg)
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561492-1420881171.jpg)
Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей
Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-319911-1382253385.jpg)
Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.
Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/24/picture-689970-1487962436.jpg)
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1217033-1581259963.jpg)
Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)
Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?». Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/26/picture-1202343-1577334521.jpg)
Времена года. Смена времен года на Земле конспект
Времена года. Смена времен года на Земле Скажите пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или играли в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы ...