Путешествие к Малой Медведице
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_k_maloy_medveditse.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 460 Пушкинского района Санкт – Петербурга (структурное подразделение дошкольное отделение)
Непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Путешествие к Малой Медведице.»
Санкт – Петербург
Цель: совершенствование речи детей старшего дошкольного возраста через расширение представлений о космосе.
Задачи:
- уточнить представления детей о космосе;
- обеспечить развитие умения содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах;
- обеспечить развитие фонематического слуха, грамматического строя речи, диалогической и монологической форм речи;
- способствовать обогащению словарного запаса детей.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.
Используемые технологии: здоровьесберегающая технология, информационно – коммуникационная, личностно – ориентированная, игровая технологии.
Материалы: ноутбук, проектор, экран, маркеры красного, зеленого, синего цвета для доски, картинки с изображением планет, слоговые схемы, звезды, плакат с изображением созвездия Малая Медведица.
I Вступительная часть
П. - В ясную безлунную ночь на небе можно рассмотреть примерно 3000 звезд и это лишь небольшая часть космоса. Огромный мир полон удивительный вещей. Все вместе составляют то, что мы называем Вселенной.
П. – Что мы называем Вселенной ?
Д. – Вселенная – это звезды, планеты, их луны, астероиды, кометы, метеорные тела.
П. – Что мы называем Солнечной системой?
Д. – Солнечная система – это солнце и все тела обращающиеся вокруг него.
П. – Что мы называем планетой?
Д. – Планета – то огромное космическое тело, обращающееся вокруг Солнца.
П. – Сколько планет в Солнечной системе?
Д. – В Солнечной системе 8 планет.
П. – Что такое Луны?
Д. – Луны – это спутники планет.
П. – Какой естественный спутник у Земли?
Д. – Естественный спутник Земли – Луна.
П. – С космосом связано такое понятие как галактика. Что мы называем галактикой?
Д. – Галактика – это огромное скопление звезд.
П. - К какой галактике относимся мы?
Д. – Мы относимся к галактике Млечный путь.
П. – Звезды образуют не только галактики, но и созвездия. А ведь созвездие – это фигура, которую образует группа звезд на небе.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие к одному из созвездий, которое находится в Северном полушарии. Чтобы узнать к какому созвездию мы летим, надо выполнить определенные задания. За правильно выполненное задание, вы будете получать звезду, которую можно будет прикрепить к плакату. Давайте займем места на нашем космическом корабле и отправимся в полет.
(Выключается свет. Включаются бегающие огоньки. Звучит звук взлетающей ракеты.)
II Основная часть
П. – Представьте, что мы оказались в отрытом космосе.
(Звучит трек «Звуки космоса»)
Задание №1
П. – В космосе встречается много всего интересного и в первую очередь планеты. Как называется планета на которой мы живем? Какая она по счету от солнца?
Д. – Земля 3 от Солнца планета.
П. – Земля – она какая?
Д. - Большая, круглая, голубая, необъятная, таинственная и т.д.
П. – Сколько слогов в слове Земля?
Д. – В слове Земля 2 слога.
П. – Какой первый звук в этом слове вы слышите?
Д. – Звук [з] – согласный, мягкий.
П.- Назовите слова с данным звуком. Определите места этого звука в слове.
(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)
Задание №2
П. – Помимо планеты Земля в солнечной системе ест и другие планеты. Назовите их по порядку.
Д. – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
(На столе лежат картинки с изображением планет)
П. - Возьмите каждый по картинке, посмотрите что за планета изображена, определите количество слогов в слове и положите к нужной схеме.
Задание №3
П. – Солнце и планеты – это самые крупные объекты Солнечной системы. Но в ней есть множество более мелких объектов. Назовите их.
Д. – Астероиды, кометы, метеорные тела.
П. – Из чего состоит комета?
Д. – Комета состоит из грязного льда и камней.
П. – Откуда у кометы появляется хвост?
Д. – Когда комета приближается к Солнцу, лед с ее поверхности начинает испаряться, образуется пар.
П. – Как называются метеорные тела, которые достигают поверхности Земли.
Д. – Метеориты.
П. – Как называются метеорные тела, которые сгорают в атмосфере Земли?
Д. – Метеоры или «падающие звезды».
П. – Узнать о строении планет, о существовании более мелких объектов нам позволили полеты в космос. На чем летают в космос люди?
Д. – Люди летают в космос на ракетах.
П.- В космос запускают космические аппараты без человека на борту. Они могут работать в суровых условиях на отдаленных планетах, где человек не выжил бы. Это такие аппараты, как искусственные спутники или зонды. На них установлено специальное оборудование, в том числе фотокамеры, позволяющие фотографировать далекие планеты и мелкие объекты.
Дети делятся на 2 команды и производят звуковой анализ слов – ракета, спутник.
Другая команда делает звуковой анализ слова спутник.
(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)
Физ. минутка.
Задание №4
П. – предлагаю поиграть игру «Назови ласково».
Солнце – солнышко;
Луч – лучик;
Облако – облачко;
Ветер – ветерок;
Звезда – звездочка;
Ночь – ноченька;
Дождь – дождичек;
Снег – снежок;
Земля – земелька.
Зима – зимушка;
День – денек.
(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)
Задание №5
«Мой, моя, мое»
П. – Каждому космическому слову подберите слова подходящие по смыслу.
Марс – мой;
Венера – моя;
Астероид – мой;
Комета – моя;
Вселенная – моя;
Облако – мое;
Космос – мой;
Утро – мое;
Кратер – мой;
Обсерватория – моя.
(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)
Задание №6
П. – я буду называть вам предложения, а вы должны определить количество слов в них.
Солнце – это звезда.
Земля – третья от солнца планета.
У галактик разная форма.
Звезды кажутся нам светящимися точками.
П. – теперь вы составьте любые предложения про космос, а мы определим количество слов в вашем предложении.
(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)
Задание №7
«Скажи наоборот»
П. – Послушайте, какие слова я назову, а вы назовите мне слова противоположные по смыслу.
Далекий – близкий;
Светлеть – темнеть;
Ясно – пасмурно;
Утро – вечер;
Тепло – холодно;
Лето – зима;
Мерзнуть – согреваться;
День – ночь;
Солнце – луна.
(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)
П. – ребята, соедините звезды по точкам и посмотрите, какое созвездие получилось.
Д. – созвездие - Малая Медведица.
П. – Чем знаменито это созвездие?
Д. – на кончике хвоста Малой Медведицы располагается Полярная звезда.
П. – на что она указывает?
Д . – она указывает на север.
П. – а рядом с Малой Медведицей какое еще находится созвездие?
Д. – Большая Медведица.
П. – Давайте вспомним миф, который связан с этими созвездиями.
У одного царя была дочь Каллисто. Она была очень красивая. Кому она была обещана в жены?
Д. – она была обещана Зевсу?
П. – кто такой Зевс?
Д. – это верховный бог Олимпа.
П. – Зевс действительно обратил внимание на девушку. Кто у нее родился?
Д. – у нее родился сын Аркас.
П. – что случилось дальше?
Д. – жена Зевса Гера узнала про нее и превратила ее в медведицу. Когда Аркас вырос и стал замечательным охотником, то Гера наслала на него медведицу.
П. – убил Аркас медведицу или нет, почему?
Д. – Зевс вовремя остановил Аркаса, превратив его в медведя. Так на небе загорелись два ярких созвездия – Большая Медведица и Малая Медведица.
П – какие созвездия вы еще знаете?
III Заключительная часть
П.- ребята, вспомните, чем мы сегодня занимались?
П. – какое созвездие вспомнили?
Используемая литература
- Б. Денн, Э. О. Брайен; Пер. с англ. Е. Дорониной. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2013. – 48 с.: ил. – (Большая энциклопедия знаний).
- Звезды и планеты. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. Ю. Н. Касаткиной, Д. С. Щигеля, М. А. Митрофановой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 62, [2] с.: ил.
- Дубкова С. И. «Сказки звездного неба». Изд. «Белый город» Москва. 2004 г.
- Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий; конспекты, дидактический материал. (авт.- сост. О. М. Ельцова – Волгоград: Учитель, 2009. – 335 с.)
- Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 112 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Путешествие по малой Родине»
презентация проекта...
Квест –путешествие «Моя малая Родина»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.Задачи: Расширять знания детей о родном городе и его достопримечательностях.Закреплять знания детей о г...
Конспект игрового путешествия "Моя малая Родина"
Материал по нравственно - патриотическому воспитанию...
Интегрированное занятие в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Путешествие по малой Родине»
Цель: формировать понятие «Малая родина» через познавательные игры-викторины и музыкально - творческое развитие.Задачи:1. Закрепить и расширить представление о родном городе.2.Развивать зр...
Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие на Малые олимпийские игры в стадионе Здоровья»
Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие на Малые олимпийские игры в стадионе Здоровья»Цель и задачи:·...
Краткосрочная образовательная практика «Созвездия Большой и Малой медведицы»
Космическая тема неизведанная на сегодняшний день, а потому она интересна и мальчикам и девочкам. На занятии дети научатся находить на небе созвездия «Большой медведицы» и «Пол...