Модифицированная программа по развитию речи "Разговорчивый язычок"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме
Данная программа позволяет воспитателям и педагогам детских садов заниматься развитием речи на основе базовой программе своего детского сада.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.
Программа дополнительного образования «Разговорчивый язычок» направлена на развитие связной речи и предусматривает обучение умению пользоваться грамматически правильными формами слов. Данная программа согласуется с программой М.А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду» и пособием В.В. Гербовой «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада». Программа предназначена для работы с детьми 4 лет, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Занятия по развитию речи осуществляется 2 раза в неделю по 15-20 минут. Общее годовое количество часов – 72.
Цель программы – освоение родного языка, его грамматического строя, что даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.
Основные задачи:
Обучающая:
- изучения основных компонентов языка и речи: акцент ставится на ознакомление детей с произведениями детской художественной литературы, а также на работе по развитию связной речи (диалогической и монологической) и расширение словарного запаса. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.
Развивающая:
- связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем.
Воспитательная:
- воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.
В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, игры с природным и бросовым материалом (веточки, пуговички, крупа и пр.) пальчиковых игр, обводок и штриховок.
Предполагаемые результаты
- Развитие связной речи.
Дети овладевают умением:
- Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
- Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе
- Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту
- В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова
- Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме
- Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение
- В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.)
- Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.
- Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности
- Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.
Методическое обеспечение программы
В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)
- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО)
- практический (игра, упражнения)
В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.
- В зависимости от дидактических целей занятия строятся как
- Изучение нового материала
- Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей
- Проверочные занятия (в конце полугодия)
- Комплексные
- Развитие словаря
- Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
- Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
- Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
- Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)
- Знакомство с произведениями детской художественной литературы
- Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании
- Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали)
- Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям
- Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное
- Звуковая культура речи
- Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка
- Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения
- Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться средствами интонационной выразительности (темп, ритм, логическое ударение)
Учебно-тематический план /1 год обучения
№ раздела | Название раздела | Форма занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей | Комплексное занятие | 7ч | 5ч | 2ч |
2 | Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений | Комплексное занятие | 28ч | 12ч | 16ч |
3 | Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц, закличек. Отгадывание загадок. | Комплексное занятие | 11ч | 2ч | 9ч |
4 | Обучение составлению рассказов | Комплексное занятие | 12ч | 4ч | 8ч |
5 | Обучение составлению творческих рассказов | Комплексное занятие | 6ч | 1ч | 5ч |
6 | «Детство-это я и ты» | Конкурс чтецов | 2ч | - | 2ч |
7 | «Мои любимые сказки» (по творчеству А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, Г.Ч.Андерсена, Ш.Перро, Братьев Гримм; русские народные сказки) | Игра-путешествие | 2ч | - | 2ч |
8 | «Загадай-ка» | Викторина загадок | 2ч | - | 2ч |
9 | «Фантазёры» конкурс на лучшую небылицу | Практическое занятие | 2ч | - | 2ч |
Итого: 72 часа
Программа развития речи реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
Используются на занятиях следующие игровые упражнения, игры и задания
- «Кто внимательный?»
- «Кто больше»
- «Тим – Том»
- «Дополни слово»
- «Перевёртыши»
- «Узнай звук»
- «Слов аукцион»
- «Третий лишний»
- «Напиши кружочками»
- «Слушай хлопки»
- «Что общего»
- «Бывает – не бывает»
- «Хорошо – плохо»
- «Скажи кто, что это?»
- «Скажи кто так?»
- «Что к чему?»
- «Кто так говорит, делает?»
- «Что общего?»
- «Назови одним словом»
- «Волшебный мешочек»
- «Один – много»
- «Чего не стало»
- «Раздели по группам»
- «Чей голосок?»
- «Подбери пару»
- «Кто что подарил?»
- «Наоборот»
- «Сигнальщики»
- «Узнай по описанию»
- «Синий – зелёный»
- «Повтори, не ошибись!»
- «Кто где живёт»
- «Заколдованные слова»
- «Кто как двигается?»
- «Назови ласково»
- «Доскажи словечко»
- «Времена года»
Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.
Критерии достижения цели программы
- системность диагностики познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка и детской литературы, произведений устного и народного творчества.
- изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.)
- эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности)
- повышение уровня воспитанности
- интерес к занятиям
- мотивация на дальнейшее обучение
механизм определения результативности программы
- тестирование детей с целью выявления интересов к изучению родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства
- диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков
- организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей учащихся
- оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса)
- анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине, изменений объёма зун в данной области научных знаний и определении позиции участия учащегося в различных внеклассных мероприятиях по различным темам «Путешествие по сказкам»
Работа с родителями:
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.
Формы работы с родителями
- ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью
- проведение родительских собраний «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок».
- проведение практикума «Развиваем моторику рук».
- консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей.
- проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей
- разработка памяток для родителей «Как составить рассказ по картинке» и т.п.
- анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностей
Литература
- Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей и родителей. М., 1997
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
- Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
- Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие. М.,1997
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
- Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
- Джежелей О.В. Помогайка М., 1994
- Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
- Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
- Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
- Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста. Киев., 1995
- Кенеман А.В., Осокина Т.Н. Детские народные подвижные игры: книга для родителей. М., 1997
- Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008
- Морозова П.Н. Обучение детей грамоте. Тула.,1993
- Москаленко Н.И. Учим детей грамоте: пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Минск.,1998
- Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
- Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите играя. М.,2003
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
- Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ «Сфера» 2006
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007
- Яшина В.И., Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...
Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)
Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...
Модифицированная программа работы кружка по развитию речи "СЛОГОВИЧОК" в средней группе
Программа кружка включает в себя перспективный план занятий, которые носят комплексный характер. и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка....
Модифицированная программа по развитию речи и подготовки обучению грамоте «Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму детей старшего дошкольного возраста»
Надеюсь, что данный материал удет полезен педагогам и родителям в подготовке детей к школе....
Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)
Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности открывает ему изобразительное творчество. Интересно рассматривать...
Модифицированная программа по развитию фонематических процессов "Слушаю и слышу"
Предложенная программа модифицированная. В ней учтены разработки нескольких авторов программ по обучению детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, Г.В.Чирк...
Модифицированная программа по развитию речи и обучению грамоте «Занимательная азбука»
Данная программа помогает воспитателям детских садов заниматься развитием речи и обучению грамоте....