В гости к весне план - конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Весна»
«В гости к весне»
Задачи образовательных областей:
Коммуникация:
- Уточнить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы»;
Расширение знаний детей о весенних изменениях в природе (тает снег, прилетают птицы) – познание
- Развивать артикуляционную моторику (правильное произнесение заданного звука;
- Развивать фонематическое восприятие (отбор картинок в названии которых есть звук [Ш];
- Закрепить навык произношения звука [Ш] через произношение слов с данным звуком ( шлем, мышь, шмель, шуба, шапка, душ, кошелек);
- Совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных (гнездо птичье, кормушка птичья, корм птичий, перья и следы птичьи);
- Совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными (через игру «Весна какая?»);
- Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения (составление предложений. Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить. Нельзя разрушать гнёзда, потому, что птицы выводят в них птенцов. Нельзя уничтожать насекомых, потому, что птицы питаются насекомыми);
- Совершенствовать диалогическую форму речи;
- Формирование умения рассказывать по таблице (работа с мнемотаблицей)
- Развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание;
Музыка:
- Развитие интереса и любви к музыке, музыкальной отзывчивостью на неё;
Познание:
- Закрепление навыка соотнесения количества и цифры ;
- Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве (работа с картой);
- Расширение знаний детей о весенних изменениях в природе (тает снег, прилетают птицы, )
Безопасность:
- Формирование понятия о том, что в природе всё взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру (через составление правил поведения в природе, по картинкам);
- Воспитывать бережное отношение к природе (через рассматривание картинок про птиц, повторение правил о том, как вести себя с птицами);
Формировать навыки сотрудничества (составление общего пазла); Развивать инициативу и самостоятельность.социализация
Материалы и оборудование:
- Фланелеграф, магнитофон, домик деревянный, аудиозапись Вивальди «Времена года. Весна. Лето», Карта.
- Тематические картинки по теме: весна; перелётные, зимующие птицы; мнемотаблица по теме «Весна», признаки весны, картинки – пазлы со звуком [Ш].
Логика образовательной деятельности
Дети входят в группу. Логопед их приветствует. В группу «влетает» сорока.
Здравствуйте, здравствуйте. Подскажите это старшая группа «Пчёлки». Тогда будьте добры получите пригласительный билет. До свиданья! Я спешу!
Л: Интересно, кто же нас пригласил в гости (открывает конверт и читает письмо).
Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас в гости. Путь ко мне очень труден и нелегок. На полянках вас ждут испытания. Желаю вам удачи в пути. Жду с нетерпением. Ваша долгожданная Весна.
P.S. Высылаю вам подробную карту, чтобы вы не заблудились.
Ребята, для дальнейшего пути нам надо рассмотреть карту (рассматривают карту, выясняют, что обозначают символы).
Итак, с картой мы разобрались. Молодцы. Но чтобы преодолеть все трудности нам нужно быть не только умными, но и внимательными, активными, терпеливыми, настойчивыми и усердными. При передвижении: не торопимся и не отстаем, чтобы не заблудится.
Вы готовы преодолеть все трудности и попасть в гости к Весне?
Дети: – Да, готовы!
Л: - Тогда отправляемся в путь. (Под музыку дети переходят от одной полянки к другой)
На « первой поляне» лежит конверт с заданием, мнемотаблицей на тему «Весна», картинки - символы с признаками весны.
Л: - На солнечной полянке мы должны вспомнить и назвать приметы весны по картинкам.
Л: – С помощью таблицы мы составим рассказ о весне.
(С помощью картинок-символов составляют рассказ о весне)
Дети по очереди составляют по одному предложению: – Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают чёрные грачи и начинают строить гнёзда.
Л. – Какие же вы молодцы! Кто может повторить весь рассказ?
Д.- Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают чёрные грачи и начинают строить гнёзда.
Л.- Умница! У тебя получился замечательный рассказ.
Ребята, а теперь я хочу открыть вам весенние секреты:
Самая первая перелётная птица, которая возвращается к нам из тёплых краёв это (показ картинки) - грач;
Самый первый цветок, который цветёт весной это подснежник, мать и мачеха;
Самый первый гриб, который вырастает весной это сморчок;
Самое первое дерево у которого появляются серёжки это ольха;
Самыми первыми ранней весной появляются детёныши у зайчихи;
Самые первые весенние бабочки это лимонницы и крапивницы.
Л: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая?
Дети: – Весна солнечная, весна тёплая, весна весёлая, весна радостная, весна поющая, весна зелёная.
Л: – Молодцы. Вы справились со всеми заданиями. Куда лежит дальше наш путь скажет Даша.
Даша: – Мы пойдём на поляну, на которой нарисованы два шмеля, ищем цифру 2.
Л: - Вы согласны с Дашей. Тогда продолжаем наш путь.
(Дети переходят к столу, на котором находится цифра 2). На нём лежит конверт с заданием от шмеля, картинки с изображениями в названии, которых присутствует звук [Ш] и картинки где данного звука нет.
Л: - На этой поляне нам нужно сложить пазлы только с теми картинками где есть звук [Ш]. Каждый выбирает картинку, и вы все вместе собираете один пазл.
Л:- Молодцы, пазл у нас сложился. А теперь каждый назовёт картинку, которую он выбрал.
Л: Умнички. Вы правильно произнесли звук [Ш]
Л:- Настя скажет, куда мы должны двигаться дальше.
Настя: - На поляну, где нарисованы три птицы, ищем цифру 3.
Л: Правильно. Молодец.
(Дети переходят к столу, на котором находится цифра 3 и конверт с заданием от сороки. Картинки с изображением гнезда, кормушки, пера, зерна, птичьих следов).
(Открывается фланелеграф, на нём картинки зимующих и перелетных птиц).
Л: – Посмотрите, кого вы видите на картинках?
Дети: - Зимующих и перелётных птиц.
Л: - Правильно, но почему то они все находятся в одной стае. Давайте разделим птиц на две стаи, под знаком «солнышко» поместим картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка» с зимующими.
– Возьми картинку, кто у тебя, куда поселишь, почему?
(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы).
Л: – Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Л: – Почему птицы улетают осенью?
Дети: – Становится холодно и нечем питаться.
Л: - Чем питаются зимующие птицы.
Дети: - Зерном.
Л: - А если корм для птиц, то он чей?
Дети: - Птичий.
Л: - Кормушка чья?
Дети: - Птичья.
Л: – Следы на снегу чьи?
Дети: - Птичьи.
Л: - Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?
Дети: - Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.
Л: - Если гнездо для птиц, то оно чьё?
Дети: - Птичье.
Л: - А теперь поиграем с мячом и вспомним как называют птенцов.
Игра с мячом «Кто у кого»
У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.
Л: – И на этой поляне мы тоже справились с заданием, смотрим по карте, куда нам надо двигаться дальше.
Дети: – На поляну, где нарисованы четыре жука, ищем цифру 4.
(Дети переходят к столу, на котором находится цифра 4) На столе лежит записка от Весны.
Дорогие ребята, вы прошли уже большую часть пути. И теперь я хочу узнать, как вы умеете правильно составлять предложения.
Послушайте и скажите правильно.
На, сидит, бабочка, цветок.
Д. Бабочка сидит на цветке.
Л. Посчитайте, сколько слов в предложении.
Д. В предложении 4 слова.
Аналогично со вторым предложением. (Паутина, в, муха, запуталась)
Л: Молодцы. Вы правильно составили предложения и посчитали, сколько слов в предложении.
Речь с движением «Веснянка»
Солнышко, солнышко, | Идут по кругу, взявшись за руки.
Бегут по кругу, взявшись за руки. |
Л: – Пора двигаться дальше, двигаемся к полянке под цифрой 5.
Л: – Ребята, посмотрите здесь таблички о правилах поведения в природе.
Давайте рассмотрим и расскажем о том, что нельзя делать и почему.
(Дети парами составляют из картинок-символов фразы).
Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Л: – Теперь мы будем не только знать эти правила, но и выполнять их. Давайте посмотрим, что показывает карта. А карта нам показывает, что наш путь лежит к дому Весны.
(В домике детей встречает Весна – девочка).
Молодцы, вы успешно справились со всеми моими заданиями. Вы были внимательны, терпеливы и настойчивы. За ваше усердие я хочу наградить вас открытками. А сладкую награду вы получите, если прочитаете мои записки.
(Дети читают записку из картинок-символов).
В первой записке надо «Заглянуть в вазу». В вазе находят следующую записку «Смотреть на книге». На книге находят ещё одну записку «Смотри под шляпой». Под шляпой обнаруживают сундучок с конфетами и медалями.
Логопед предлагает детям вспомнить, какие упражнения они выполняли, перечислить весенние секреты, понравившиеся задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности в средней группе компенсирующей направленности Тема: «Осенний листопад»
Конспект совместной деятельности в средней группе компенсирующей направленности Тема: «Осенний ...
Конспект подгрупповой совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Животные жарких и холодных стран"
Совместная непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР....
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Айболит в гостях у детей» (технология ЗОЖ)
В гости к детям приходит Айболит и рассказывает о стране, в которой никто никогда не болеет. Это страна – Неболейка....
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Что такое здоровье?» (технология ЗОЖ)
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным....
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дикие звери зимой" (развитие речи)
Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой. Использовать иллюстрации, загадки....
Конспект совместной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности (ТНР) по развитию речи «Птиц изучаем, Незнайкин огород спасаем»
Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности и массовых групп детского сада.Цель: формирование познавательной и речевой активности детей через использование приемов м...
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Дети в гостях у Айболита"
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дети в гостях у Айболита» (технология ЗОЖ) Задачи: - формировать умение детей заботиться о своём здоро...