В гости к весне план - конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Артемьева Елена Алексеевна

В гости к весне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_vesne.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Весна»

«В гости к весне»

Задачи образовательных областей:

Коммуникация:

  • Уточнить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы»;

Расширение знаний детей о весенних изменениях в природе (тает снег, прилетают птицы) – познание

  • Развивать артикуляционную моторику (правильное произнесение заданного звука;
  • Развивать фонематическое восприятие (отбор картинок в названии которых есть звук [Ш];
  • Закрепить навык произношения звука [Ш]  через произношение слов с данным звуком ( шлем, мышь, шмель, шуба, шапка, душ, кошелек);
  • Совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных (гнездо птичье, кормушка птичья, корм птичий, перья и следы птичьи);
  • Совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными (через игру «Весна какая?»);
  • Продолжать учить составлять сложноподчинённые предложения (составление предложений. Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить. Нельзя разрушать гнёзда, потому, что птицы выводят в них птенцов. Нельзя уничтожать насекомых, потому, что птицы питаются насекомыми);
  • Совершенствовать диалогическую форму речи;
  • Формирование умения рассказывать по таблице (работа с мнемотаблицей)
  • Развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание;

Музыка:

  • Развитие интереса и любви к музыке, музыкальной отзывчивостью на неё;

Познание:

  • Закрепление навыка соотнесения количества и цифры ;
  • Формировать умение ориентироваться на плоскости и в пространстве (работа с картой);
  • Расширение знаний детей о весенних изменениях в природе (тает снег, прилетают птицы, )

Безопасность:

  • Формирование понятия о том, что в природе всё взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру  (через составление правил поведения в природе, по картинкам);
  •  Воспитывать бережное отношение к природе (через рассматривание картинок про птиц, повторение правил о том, как вести себя с птицами);

Формировать навыки сотрудничества (составление общего пазла); Развивать инициативу и самостоятельность.социализация 

Материалы и оборудование:

  • Фланелеграф, магнитофон, домик деревянный, аудиозапись Вивальди «Времена года. Весна. Лето», Карта.
  • Тематические картинки по теме:  весна; перелётные, зимующие птицы; мнемотаблица по теме «Весна», признаки весны, картинки – пазлы со звуком [Ш].

Логика образовательной деятельности

Дети входят в группу. Логопед их приветствует. В группу «влетает» сорока.

Здравствуйте, здравствуйте. Подскажите это старшая группа «Пчёлки». Тогда будьте добры получите пригласительный билет. До свиданья! Я спешу!

Л: Интересно, кто же нас пригласил в гости (открывает конверт и читает письмо).

Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас в гости.  Путь ко мне очень труден и нелегок. На полянках вас ждут испытания.  Желаю вам удачи в пути.  Жду с нетерпением. Ваша долгожданная Весна.

P.S. Высылаю вам подробную карту, чтобы вы не заблудились.

Ребята, для дальнейшего пути нам надо рассмотреть карту (рассматривают карту, выясняют, что обозначают символы).

 Итак, с картой мы разобрались. Молодцы.  Но чтобы преодолеть все трудности нам нужно быть не только умными, но и  внимательными, активными, терпеливыми, настойчивыми и усердными. При передвижении: не торопимся и не отстаем, чтобы не заблудится.

Вы готовы преодолеть все трудности и  попасть в гости к Весне?

Дети: – Да, готовы!

Л: -  Тогда отправляемся в путь. (Под музыку дети переходят от одной полянки к другой)

На « первой поляне» лежит конверт с заданием, мнемотаблицей на тему «Весна», картинки - символы с признаками весны.

Л: - На солнечной полянке мы должны вспомнить и назвать приметы весны по картинкам.

Л: – С помощью таблицы мы составим рассказ о весне.

(С помощью картинок-символов составляют рассказ о весне)

Дети по очереди составляют по одному предложению: – Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают чёрные грачи и начинают строить гнёзда.

Л. – Какие  же вы молодцы! Кто может повторить весь рассказ?

Д.- Весной  светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают чёрные грачи и начинают строить гнёзда.

Л.- Умница!  У тебя получился замечательный рассказ.

Ребята, а теперь я хочу открыть вам весенние секреты:

Самая первая перелётная птица, которая возвращается к нам из тёплых краёв  это (показ картинки) - грач;

Самый первый цветок, который цветёт весной это подснежник, мать и мачеха;

Самый первый гриб, который вырастает весной это сморчок;
Самое первое дерево у которого появляются серёжки это ольха;

Самыми первыми ранней весной появляются детёныши у зайчихи;

Самые первые весенние бабочки  это лимонницы и крапивницы.

Л: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу  цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: – Весна солнечная, весна тёплая, весна весёлая, весна радостная, весна поющая, весна зелёная.

Л: – Молодцы. Вы справились со всеми заданиями. Куда лежит дальше наш путь скажет Даша.

Даша: – Мы пойдём на поляну, на которой нарисованы два шмеля, ищем цифру 2.

Л: - Вы согласны с Дашей. Тогда продолжаем наш путь.

(Дети переходят к столу, на котором находится цифра 2). На нём лежит конверт с заданием от шмеля, картинки с изображениями в названии, которых присутствует звук  [Ш] и  картинки где данного звука нет.

Л: -  На  этой поляне нам нужно сложить пазлы только с теми картинками где есть звук [Ш]. Каждый выбирает картинку, и  вы  все вместе собираете один пазл.

Л:- Молодцы,  пазл у нас сложился. А теперь каждый назовёт картинку, которую он выбрал.

Л: Умнички. Вы правильно произнесли звук [Ш]

Л:- Настя  скажет, куда мы должны двигаться дальше.

Настя: - На поляну, где нарисованы три птицы, ищем цифру 3.

Л: Правильно. Молодец.

(Дети переходят к столу, на котором находится цифра 3 и конверт с заданием от сороки. Картинки с изображением гнезда, кормушки, пера, зерна, птичьих следов).

 (Открывается фланелеграф, на нём картинки зимующих и перелетных птиц).

Л: – Посмотрите, кого вы видите на картинках?

Дети: - Зимующих и перелётных птиц.

 Л: - Правильно, но почему то они все находятся в одной стае. Давайте разделим птиц на две стаи, под знаком «солнышко» поместим картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка» с зимующими.

– Возьми картинку, кто у тебя, куда поселишь, почему?

(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы).

Л: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Л: – Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Становится холодно и нечем питаться.

Л: - Чем питаются зимующие птицы.

Дети: - Зерном.

Л: - А если корм для птиц, то он чей?

Дети: - Птичий.

Л: -  Кормушка  чья?

Дети: - Птичья.

Л: – Следы на снегу чьи?

Дети: - Птичьи.

Л: - Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: - Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Л: - Если гнездо для птиц, то оно чьё?

Дети: - Птичье.

Л: - А теперь поиграем с мячом и вспомним как называют птенцов.

Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.

Л: – И на этой поляне мы тоже справились с заданием, смотрим по карте, куда нам надо двигаться дальше.

Дети: – На поляну, где нарисованы четыре жука, ищем цифру 4.

(Дети переходят к столу, на котором находится цифра 4) На столе лежит записка от Весны.

Дорогие ребята, вы прошли уже большую часть пути. И теперь я хочу узнать, как вы умеете правильно составлять предложения.

Послушайте и скажите правильно.

На, сидит, бабочка, цветок.

 Д. Бабочка сидит на цветке.

Л. Посчитайте, сколько слов в предложении.

Д. В предложении 4 слова.

Аналогично со вторым предложением. (Паутина, в, муха, запуталась)

Л: Молодцы. Вы правильно составили предложения и посчитали, сколько слов в предложении.

Речь с движением «Веснянка»

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей.
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.

Идут по кругу, взявшись за руки.

 

Бегут по кругу, взявшись за руки.
«Летят» по кругу.
Приседают медленно.
Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Л: – Пора двигаться дальше, двигаемся к полянке под цифрой 5.

Л: – Ребята, посмотрите  здесь таблички о правилах поведения в природе.

 Давайте  рассмотрим и расскажем о том, что нельзя делать и почему.

(Дети парами составляют из картинок-символов фразы).

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Л: – Теперь мы будем не только знать эти правила, но и выполнять их. Давайте посмотрим, что показывает карта. А карта нам показывает, что наш путь лежит к дому Весны.

(В домике детей встречает Весна – девочка).

 Молодцы, вы успешно справились со всеми моими заданиями. Вы были внимательны, терпеливы и настойчивы. За ваше усердие я хочу  наградить вас открытками. А сладкую награду вы получите, если прочитаете мои записки.

(Дети читают записку из картинок-символов).

В первой записке надо «Заглянуть в вазу». В вазе находят следующую записку «Смотреть на книге». На книге находят ещё одну записку «Смотри под шляпой». Под шляпой обнаруживают сундучок с конфетами и медалями. 

Логопед предлагает детям вспомнить, какие упражнения они выполняли, перечислить весенние секреты, понравившиеся задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности в средней группе компенсирующей направленности Тема: «Осенний листопад»

Конспект совместной деятельности в средней группе компенсирующей направленности                               Тема: «Осенний ...

Конспект подгрупповой совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Животные жарких и холодных стран"

Совместная  непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР....

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Айболит в гостях у детей» (технология ЗОЖ)

В гости к детям приходит Айболит и рассказывает о стране, в которой никто никогда не болеет. Это страна – Неболейка....

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Что такое здоровье?» (технология ЗОЖ)

Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным....

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дикие звери зимой" (развитие речи)

Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой. Использовать иллюстрации, загадки....

Конспект совместной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности (ТНР) по развитию речи «Птиц изучаем, Незнайкин огород спасаем»

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности и массовых групп детского сада.Цель: формирование познавательной и речевой активности детей через использование приемов м...

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Дети в гостях у Айболита"

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дети в гостях у Айболита» (технология ЗОЖ) Задачи: - формировать умение детей заботиться о своём здоро...