Конспект НОД "Уроки бабушки Федоры"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие речевой активности детей по лексической теме "Посуда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Посуда».
Тема НОД: «Уроки бабушки Федоры».
Разработчик: Соколец Ирина Алексеевна.
Цель: учить классифицировать посуду по назначению — кухонная, столовая, чайная (ОО «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Творчество»).
Задачи:
1.Учить детей группировать и объединять предметы по сходным признакам (ОО «Познание»).
2.Развивать речевые умения детей в рамках лексической темы «Посуда» (ОО «Коммуникация»).
3.Развивать эстетическое мышление, художественный вкус (ОО «Творчество»).
4.Воспитывать бережное отношение к посуде, понимание необходимости содержать посуду в чистоте (ОО «Социализация»).
5.Формировать навыки само- и взаимоконтроля (ОО «Социализация»).
Организация образовательной среды.
Для мотивации к НОД: появление сказочного персонажа — бабушки Федоры.
Для проведения НОД:
1.Взрослый в роли сказочного персонажа.
2.Коробка с предметами настоящей посуды.
3.Конверты с разрезанными частями предметов посуды из картона.
4.Силуэты предметов посуды из бумаги для росписи.
5.Акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, палитры.
6.Детская пластмассовая посуда.
7.Мольберт.
8.Подносы.
Предварительная работа:
педагога: посещение занятий логопеда по данной лексической теме, подбор методической литературы, изготовление пособий;
с детьми: экскурсия на кухню детского сада, групповые и индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда, дидактические игры, чтение детям произведения К.Чуковского «Федорино горе»;
с родителями: совместная с ребенком роспись предмета посуды из бумаги по выбору, участие мамы ребенка в роли Федоры.
Формы организации совместной деятельности: беседа, ролевая игра, дидактическая игра, конструирование, изготовление продуктов творчества.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
1.Закрепление знаний о видах и назначении посуды во время приемов пищи.
2.Наблюдение за трудом помощника воспитателя и дежурных по столовой.
3.Экскурсия на кухню детского сада.
4.Самостоятельная образовательная деятельность детей по конструированию и росписи посуды в утреннее и вечернее время.
5.Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин».
Взаимодействие с родителями:
1.Закрепление знаний о посуде, полученных в ходе НОД в группе.
2.Домашнее задание по расписи предметов посуды из бумаги.
3.Театрализованное взаимодействие с мамой, играющей роль Федоры.
Используемая литература:
1.Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», М.,2005г.
2.К.Чуковский «Федорино горе».
3.Интернет-сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье».
Проведение НОД.
Мотивация.
(Дети заняты самостоятельной игровой деятельностью, как вдруг появляется Федора и громко причитает.)
- Ой, горе мне, горе, что же мне делать, где же мои тарелки и т.д...
Воспитатель.
- Что случилось? Дети, кто это, вы узнали?
(Ответы детей.)
Воспитатель.
- Да, конечно, это Федора, та самая, из сказки. Ребята, поможем Федоре вернуть ее посуду?
(Ответы детей.)
Федора.
- Помогите, ребята! И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Воспитатель.
- Ты, Федора, иди домой, выводи своих тараканов, а мы пойдем искать
твою посуду. (Федора уходит.) Давайте начнем с группы. (Не находят.)
Смотрите, здесь за дверью какая-то коробка. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель несет коробку к столу, предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом.) Здесь какая-то посуда. (Вынимает кастрюлю.)
Что это?
Ребенок. - Это кастрюля.
В. - Какая?
Р. - Большая, белая, металлическая.
В. - Что есть у кастрюли?
Р. - Ручки, крышка.
(Воспитатель вынимает из коробки разные виды посуды, уточняет с детьми их внешний вид, назначение.)
В. - Как же мы можем назвать все это одним словом?
Дети. - Посуда.
В. - Конечно, это посуда. Но посмотрите внимательно: вся посуда разная. Вот, например, кастрюля. Из нее можно пить чай?
Р. - Нет.
В. - Для чего мы можем использовать эту посуду?
Р. - Для приготовления супа.
В. - А эта посуда для чего нам нужна? (Показывает детям глубокую тарелку.)
Р. - Чтобы есть суп.
В. - А как мы пользуемся этой посудой? (Показывает детям бокал.)
Р. - Чтобы пить.
В.- Вот у меня здесь три подноса.Давайте расставим всю посуду правильно.
(Воспитатель вынимает из коробки, подает ребенку разные предметы посуды, ребенок сам ставит посуду на нужный поднос. Приготовить заранее: кухонная посуда — кастрюля, сковорода, половник; столовая — глубокая тарелка, мелкая тарелка, ложка; чайная — чашка с блюдцем, бокал, ложечка.)
В. - Как ты думаешь, Миша, правильно мы все расставили? Руслан, Федора будет довольна? (Полные ответы детей.)Дети, здесь в коробке еще что-то лежит, давайте посмотрим. (Воспитатель вынимает осколки посуды.) Как вы думаете, что это?
Р. - Это разбитая посуда.
В. - Почему же она оказалась разбитой?
Р. - Потому что, когда посуда бежала от Федоры, она разбилась но неровной дороге.
В. - Да, я тоже так думаю. Давайте соберем всю разбитую посуду и склеим ее. Только сначала давайте представим, как посуда бежала, а для этого вспомним сказку про нашу Федору.
(Воспитатель приглашает детей выйти в круг и проводит физминутку.)
Скачет сито по полям, а корыто по лугам.
(Дети друг за другом делают поскоки.)
Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит.
(Дети бегут в другую сторону, издают звук «дз...».)
Утюги бегут, покрякивают, через лужи, через лужи перескакивают.
(Дети бегут на месте, издают звук «кря-кря», прыгают в середину круга.)
А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля —
Вдоль по улице несутся — дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля!
(Дети имитируют бег на месте, бегут по кругу, проговаривают эти слова.)
На стаканы — дзынь — натыкаются, и стаканы — дзынь — разбиваются.
(Бегут врассыпную, натыкаясь друг на друга, затем приседают.)
Эх! (Встают, машут с сожалением рукой.)
В. - А теперь я приглашаю вас за столы. В конвертах тоже лежат осколки посуды. Хотите ее собрать? На каждом столе лежит один конверт, значит, как вы будете собирать ? (Подсказать детям, что в парах). Помогайте друг другу.
(Дети выкладывают в парах предметы посуды из картона.Воспитатель спрашивает, что у них получилось и для чего предназначена эта посуда. Ожидаемые ответы детей: - У нас получился чайник, это чайная посуда и т.п.)
В. - Дети, я думаю, что Федора уже убралась в своем доме и скоро придет к нам. Посуду ее мы нашли и правильно расставили, а чем же еще нам ее порадовать? Вот, посмотрите, узнаете? Да, это вы украшали посуду дома со своими родителями, знаете, как это делается. А давайте теперь украсим посуду для Федоры! (Дети соглашаются.) Выбирайте, кто какую посуду хочет украсить, проходите за столы и приступайте к делу.
(Дети разрисовывают предметы посуды акварельными красками. Воспитатель предлагает тем детям, кто закончил раньше, помочь тем детям, кто отстал.)
В. - Пока наши работы подсохнут, давайте с вами поиграем. Я буду ставить на этот поднос разную посуду, а вы будете говорить мне,
что здесь лишнее. Игра так и называется «Убери лишнее».
Кастрюля, сковорода, чашка.
Тарелка глубокая, тарелка мелкая, сковорода.
Ложка, тарелка, кастрюля т.д.
В. - А теперь поиграем в другую игру. Она называется «Скажи наоборот». Например, я вам говорю: « ложка чистая», а вы мне говорите «ложка грязная».
Тарелка глубокая — тарелка мелкая.
Чашка большая — чашка маленькая.
Сковорода тяжелая — сковорода легкая.
Нож старый — нож новый.
Тарелка металлическая — тарелка пластмассовая (стеклянная).
В. - Ну, что же, ребята, мы с вами хорошо поиграли, а вот и наша Федора.
(Вновь появляется Федора.) Проходи, проходи, Федора Егоровна. Дети, что мы скажем Федоре? Нашли мы ее посуду?
Дети.- Да, нашли. (Воспитатель направляет ответы детей.) И не только нашли, а правильно расставили, собрали разбитую и украсили узором! Вот, получай!
(Дети отдают Федоре свои работы.)
Федора. - Ой, спасибо, ребята! Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать!
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
Дети (хором). - Кушай, кушай, Федора Егоровна!
Федора. - Я вам, ребята, пирогов напеку. Пойду тесто ставить!
Дети. - Спасибо, Федора, будем ждать твои пироги!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 365 городского округа Самара
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в старшей логопедической группе
на тему «Уроки бабушки Федоры»
Подготовила воспитатель Соколец И.А.
Самара 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-45549-1485171537.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Бабушка Федора в гостях у детей"
В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому данное занятие включает разнообразные речевые игры и упражнения, объединенны...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-994220-1515697606.jpg)
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Поможем бабушке Федоре»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Физическая культура" Старшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/05/picture-236256-1367778389.jpg)
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Поможем бабушке Федоре» (в рамках тематической недели «Посуда. Продукты питания»)
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-24328-1418489981.jpg)
Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ
Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем детей с ОНР. НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...
Конспект комплексного занятия по развитию речи и физкультуре «Поможем бабушке Федоре»
Конспект комплексного занятия по развитию речи и физкультуре...
Конспект "поможем бабушке Федоре"
Данный материал может быть использован для привития трудовой деятельности детям средней группы...