Конспект НОД "Уроки бабушки Федоры"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие речевой активности детей по лексической теме "Посуда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_babushki_fedory.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема недели: «Посуда».
Тема НОД: «Уроки бабушки Федоры».
Разработчик: Соколец Ирина Алексеевна.
Цель: учить классифицировать посуду по назначению — кухонная, столовая, чайная (ОО «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Творчество»).
Задачи:
1.Учить детей группировать и объединять предметы по сходным признакам (ОО «Познание»).
2.Развивать речевые умения детей в рамках лексической темы «Посуда» (ОО «Коммуникация»).
3.Развивать эстетическое мышление, художественный вкус (ОО «Творчество»).
4.Воспитывать бережное отношение к посуде, понимание необходимости содержать посуду в чистоте (ОО «Социализация»).
5.Формировать навыки само- и взаимоконтроля (ОО «Социализация»).
Организация образовательной среды.
Для мотивации к НОД: появление сказочного персонажа — бабушки Федоры.
Для проведения НОД:
1.Взрослый в роли сказочного персонажа.
2.Коробка с предметами настоящей посуды.
3.Конверты с разрезанными частями предметов посуды из картона.
4.Силуэты предметов посуды из бумаги для росписи.
5.Акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, палитры.
6.Детская пластмассовая посуда.
7.Мольберт.
8.Подносы.
Предварительная работа:
педагога: посещение занятий логопеда по данной лексической теме, подбор методической литературы, изготовление пособий;
с детьми: экскурсия на кухню детского сада, групповые и индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда, дидактические игры, чтение детям произведения К.Чуковского «Федорино горе»;
с родителями: совместная с ребенком роспись предмета посуды из бумаги по выбору, участие мамы ребенка в роли Федоры.
Формы организации совместной деятельности: беседа, ролевая игра, дидактическая игра, конструирование, изготовление продуктов творчества.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
1.Закрепление знаний о видах и назначении посуды во время приемов пищи.
2.Наблюдение за трудом помощника воспитателя и дежурных по столовой.
3.Экскурсия на кухню детского сада.
4.Самостоятельная образовательная деятельность детей по конструированию и росписи посуды в утреннее и вечернее время.
5.Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин».
Взаимодействие с родителями:
1.Закрепление знаний о посуде, полученных в ходе НОД в группе.
2.Домашнее задание по расписи предметов посуды из бумаги.
3.Театрализованное взаимодействие с мамой, играющей роль Федоры.
Используемая литература:
1.Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», М.,2005г.
2.К.Чуковский «Федорино горе».
3.Интернет-сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье».
Проведение НОД.
Мотивация.
(Дети заняты самостоятельной игровой деятельностью, как вдруг появляется Федора и громко причитает.)
- Ой, горе мне, горе, что же мне делать, где же мои тарелки и т.д...
Воспитатель.
- Что случилось? Дети, кто это, вы узнали?
(Ответы детей.)
Воспитатель.
- Да, конечно, это Федора, та самая, из сказки. Ребята, поможем Федоре вернуть ее посуду?
(Ответы детей.)
Федора.
- Помогите, ребята! И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Воспитатель.
- Ты, Федора, иди домой, выводи своих тараканов, а мы пойдем искать
твою посуду. (Федора уходит.) Давайте начнем с группы. (Не находят.)
Смотрите, здесь за дверью какая-то коробка. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель несет коробку к столу, предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом.) Здесь какая-то посуда. (Вынимает кастрюлю.)
Что это?
Ребенок. - Это кастрюля.
В. - Какая?
Р. - Большая, белая, металлическая.
В. - Что есть у кастрюли?
Р. - Ручки, крышка.
(Воспитатель вынимает из коробки разные виды посуды, уточняет с детьми их внешний вид, назначение.)
В. - Как же мы можем назвать все это одним словом?
Дети. - Посуда.
В. - Конечно, это посуда. Но посмотрите внимательно: вся посуда разная. Вот, например, кастрюля. Из нее можно пить чай?
Р. - Нет.
В. - Для чего мы можем использовать эту посуду?
Р. - Для приготовления супа.
В. - А эта посуда для чего нам нужна? (Показывает детям глубокую тарелку.)
Р. - Чтобы есть суп.
В. - А как мы пользуемся этой посудой? (Показывает детям бокал.)
Р. - Чтобы пить.
В.- Вот у меня здесь три подноса.Давайте расставим всю посуду правильно.
(Воспитатель вынимает из коробки, подает ребенку разные предметы посуды, ребенок сам ставит посуду на нужный поднос. Приготовить заранее: кухонная посуда — кастрюля, сковорода, половник; столовая — глубокая тарелка, мелкая тарелка, ложка; чайная — чашка с блюдцем, бокал, ложечка.)
В. - Как ты думаешь, Миша, правильно мы все расставили? Руслан, Федора будет довольна? (Полные ответы детей.)Дети, здесь в коробке еще что-то лежит, давайте посмотрим. (Воспитатель вынимает осколки посуды.) Как вы думаете, что это?
Р. - Это разбитая посуда.
В. - Почему же она оказалась разбитой?
Р. - Потому что, когда посуда бежала от Федоры, она разбилась но неровной дороге.
В. - Да, я тоже так думаю. Давайте соберем всю разбитую посуду и склеим ее. Только сначала давайте представим, как посуда бежала, а для этого вспомним сказку про нашу Федору.
(Воспитатель приглашает детей выйти в круг и проводит физминутку.)
Скачет сито по полям, а корыто по лугам.
(Дети друг за другом делают поскоки.)
Вот и чайник за кофейником бежит, тараторит, тараторит, дребезжит.
(Дети бегут в другую сторону, издают звук «дз...».)
Утюги бегут, покрякивают, через лужи, через лужи перескакивают.
(Дети бегут на месте, издают звук «кря-кря», прыгают в середину круга.)
А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля —
Вдоль по улице несутся — дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля!
(Дети имитируют бег на месте, бегут по кругу, проговаривают эти слова.)
На стаканы — дзынь — натыкаются, и стаканы — дзынь — разбиваются.
(Бегут врассыпную, натыкаясь друг на друга, затем приседают.)
Эх! (Встают, машут с сожалением рукой.)
В. - А теперь я приглашаю вас за столы. В конвертах тоже лежат осколки посуды. Хотите ее собрать? На каждом столе лежит один конверт, значит, как вы будете собирать ? (Подсказать детям, что в парах). Помогайте друг другу.
(Дети выкладывают в парах предметы посуды из картона.Воспитатель спрашивает, что у них получилось и для чего предназначена эта посуда. Ожидаемые ответы детей: - У нас получился чайник, это чайная посуда и т.п.)
В. - Дети, я думаю, что Федора уже убралась в своем доме и скоро придет к нам. Посуду ее мы нашли и правильно расставили, а чем же еще нам ее порадовать? Вот, посмотрите, узнаете? Да, это вы украшали посуду дома со своими родителями, знаете, как это делается. А давайте теперь украсим посуду для Федоры! (Дети соглашаются.) Выбирайте, кто какую посуду хочет украсить, проходите за столы и приступайте к делу.
(Дети разрисовывают предметы посуды акварельными красками. Воспитатель предлагает тем детям, кто закончил раньше, помочь тем детям, кто отстал.)
В. - Пока наши работы подсохнут, давайте с вами поиграем. Я буду ставить на этот поднос разную посуду, а вы будете говорить мне,
что здесь лишнее. Игра так и называется «Убери лишнее».
Кастрюля, сковорода, чашка.
Тарелка глубокая, тарелка мелкая, сковорода.
Ложка, тарелка, кастрюля т.д.
В. - А теперь поиграем в другую игру. Она называется «Скажи наоборот». Например, я вам говорю: « ложка чистая», а вы мне говорите «ложка грязная».
Тарелка глубокая — тарелка мелкая.
Чашка большая — чашка маленькая.
Сковорода тяжелая — сковорода легкая.
Нож старый — нож новый.
Тарелка металлическая — тарелка пластмассовая (стеклянная).
В. - Ну, что же, ребята, мы с вами хорошо поиграли, а вот и наша Федора.
(Вновь появляется Федора.) Проходи, проходи, Федора Егоровна. Дети, что мы скажем Федоре? Нашли мы ее посуду?
Дети.- Да, нашли. (Воспитатель направляет ответы детей.) И не только нашли, а правильно расставили, собрали разбитую и украсили узором! Вот, получай!
(Дети отдают Федоре свои работы.)
Федора. - Ой, спасибо, ребята! Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать!
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
Дети (хором). - Кушай, кушай, Федора Егоровна!
Федора. - Я вам, ребята, пирогов напеку. Пойду тесто ставить!
Дети. - Спасибо, Федора, будем ждать твои пироги!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 365 городского округа Самара
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в старшей логопедической группе
на тему «Уроки бабушки Федоры»
Подготовила воспитатель Соколец И.А.
Самара 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Бабушка Федора в гостях у детей"
В играх новые знания усваиваются гораздо легче! Именно поэтому данное занятие включает разнообразные речевые игры и упражнения, объединенны...
Конспект занятий в средней группе «Помогите бабушке Федоре»
Воспитания аккуратности...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Поможем бабушке Федоре»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Физическая культура" Старшая группа...
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Поможем бабушке Федоре» (в рамках тематической недели «Посуда. Продукты питания»)
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе...
Формирование падежных конструкций у дошкольников с ОНР.Конспект НОД «Поможем бабушке Федоре» по теме «Изменение имен существительных единственного числа по падежам» на материале лексических тем «Посуда», «Мебель», «Домашняя утварь"с использованием ИКТ
Сложность образования предложных и предложно-падежных конструкций - одна из главных проблем детей с ОНР. НОД "Поможем бабушке Федоре" позволит закрепить навык образования таки...
Конспект комплексного занятия по развитию речи и физкультуре «Поможем бабушке Федоре»
Конспект комплексного занятия по развитию речи и физкультуре...
Конспект "поможем бабушке Федоре"
Данный материал может быть использован для привития трудовой деятельности детям средней группы...