Конспект НОД по развитию речи с использованием художественной литературы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Тема «Одежда. Платье для Золушки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_s_ispolzovaniem_khudozhestvennoy_literatury.docx | 204.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи с использованием художественной литературы в старшей группе.
Тема «Одежда. Платье для Золушки».
1.Задачи на развитие связной речи:
Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы;
Упражнять в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, подборе описательных прилагательных, в употреблении антонимов.
2. Задачи на развитие познавательных способностей:
Уточнить представления о профессии людей, изготовляющих одежду, об орудиях труда, нужных им для работы;
Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию.
3. Воспитательные задачи:
Воспитывать коммуникативные умения и навыки;
Воспитывать доброту, заботливость, любовь к окружающим.
4. Обогащение словаря:
Знакомство с загадками, народными пословицами.
Материалы: кукла Золушка, набор бальных платьев для нее, мешочек с предметами ( подушечка с иголками, наперсток, катушки с нитками, ножницы, утюжок), мяч, кусочек легкой ткани, мисочка с разной крупой (4 вида) и 4 пустых мисочки. Буквы: З-красная, О-оранжевая, Л-желтая, У-зеленая,Ш-голубая, К-синяя, А-фиолетовая.
Предварительная работа: чтение сказки Ш. Перро «Золушка», знакомство с различными видами нитей и тканей, с историей костюма. Рассматривание моделей одежды в журналах мод.
Реализация:
Дети стоят в кругу, воспитатель - в центре.
В. Какие вы красивые, нарядные, аккуратные. А для чего людям нужна одежда?
Какую одежду носят девочки? Мальчики?
Дидактическая игра «Мой, моя, мое» ( дети передают мяч друг другу)
В. Ты катись веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам…
У кого веселый мячик,
Тот про свою любимую одежду
Быстро все расскажет нам.
Раз. Два, три- говори!
Д. Моя любимая шапка голубая, шерстяная, пушистая, теплая. И т.д.
Этюд «мое настроение»
В. Давайте узнаем, зависит ли ваше настроение от того, что на вас надето? Попробуйте показать, что вы чувствуете, если на вас надеты: красивый сарафан, летний костюм, тесная маленькая одежда, мягкая пушистая шубка, мятая юбка или брюки, бальное платье, вечерний костюм.
В. Теперь прямо в этих бальных костюмах мы отправимся в сказку.
Тише, тише, тишина…
Сказка к нам идет сама.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла фея.
Эти буквы нам прислала настоящая сказочная фея. Если их выложить в том порядке, в котором расположены цвета в радуге, то мы узнаем, в какую сказку попали
З-красный
О-оранжевый
Л-желтый
У-зеленый
Ш-голубой
К-синий
А-фиолетовый
(дети раскладывают буквы, появляется кукла Золушка.)
З. Здравствуйте, ребята! Сегодня моя мачеха и сестры едут на бал во дворец. Мне так хочется хоть в окошко посмотреть, как они будут веселиться. Но я не могу. Мачеха задала мне много работы, а я и так за весь день ни разу не присела.
В. Знаем, знаем мы и твою мачеху, и тебя, Золушка.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
В. Мачеха жадная, злая, а Золушка…
Д. …добрая.
В. Мачеха грубая, а Золушка…
Д …вежливая, ласковая.
В. Мачеха неряшливая, а Золушка…
Д. …аккуратная.
В. Мачеха ленивая, а Золушка…
Д….трудолюбивая.
В. Мачеха рассеянная, а Золушка…
Д. …внимательная.
З. Спасибо вам за ласковые слова.
В. А как ты, Золушка, трудишься, что делаешь?
З. Я буду говорить, что умею делать, а вы добавляйте.
Игра « Добавь словечко».
З. Я готовлю…
Д. …обед.
З. Я мою …
Д. …посуду.
З. Я стираю…
Д. …белье.
З. Я глажу…
Д. …платья. Рубашки.
З. Я шью…
Д. …одежду.
З. Я штопаю…
Д. …носки.
З. Я поливаю …
Д. …огород.
З. Я колю…
Д. …дрова.
З. Я мою…
Д. …полы.
В. Какая пословица подходит Золушке:
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
«Умелые руки не знают скуки»
« Делу-время, потехе-час»
Д. Умелые руки не знают скуки»!
В. А я знаю еще пословицу: «Кто трудится, у того все сбудется!»(дети учат пословицу).
Физкультурная пауза «Поможем Золушке».
В. А чем мы можем тебе помочь, Золушка? Что нужно делать?
З. Надо напилить дров.
( дети имитируют пилку дров парами)
Пили , пила, пили дрова
На печеньку, на банечку,
На теплую лежаночку.
З. Молодцы. Теперь надо разобрать зерна.
(дети раскладывают перемешанную крупу: рис, овес, гречу, перловку в разные мисочки)
З. Теперь замесим тесто.
(дети с силой «месят тесто»-руки сжаты в кулаки; затем «формуют каравай» мягкими движениями рук.)
Мешу, мешу тесто, есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, переваливай, валяй.
З. Спасибо за помощь. Осталось только сшить платья для мачехи и сестер. Вы знаете, ребята, из каких тканей шьют одежду? Теплую одежду шьют из…
Д. …драпа, шерсти, вельвета, фланели, трикотажа.
З. Легкую, нарядную одежду шьют…
Д. …из шелка, капрона, бархата, атласа, парчи.
З. Помогите мне выбрать ткань для бального платья. (все вместе выбирают.)
З. (достает мешочек для шитья). Угадайте, без каких помощников мне не обойтись? Отгадайте загадки.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» :
(дети отгадывают загадки и достают предметы из мешочка)
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной.(иголка с ниткой).
Инструмент бывалый,
Не большой, не малый,
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет.(ножницы).
На пальце одном
Ведерко вверх дном.(наперсток).
Кошка лапой меня катала,
На мне все нитки размотала.(катушка с нитками).
Гладит все, чего касается,
А дотронешься- кусается.(утюг).
Словесная игра «Бесконечное предложение»
В. (разворачивает Золушку спиной к детям- она как бы шьет) Что делает Золушка?
Д. Золушка шьет.
В. Сколько слов в этом предложении?
Д. Два слова.
В. А Золушка какая?
Д. Добрая, трудолюбивая, аккуратная.
В. Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?
Д. Платье
В. Увеличьте это предложение. Расскажите, какое платье шьет Золушка?
Д. Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное бальное шелковое платье.
В. Для кого она это делает?
Д. Для мачехи и сестер.
В. Зачем нужно это платье?
Д. Чтобы нарядить их на бал.
В.Какое теперь получилось предложение?
Д. Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет бальные шелковые платья для мачехи и сестер, чтобы нарядить их на бал.
(дети придумывают, как можно еще увеличить предложение.)
Динамическая пауза «Шитье платья.»
В. Посмотрите, ребята, Золушка так устала, что заснула. Тише, не будите ее. Поможем Золушке закончить платье?
Дети показывают, как они раскраивают ткань по выкройке, вырезают ее, сметывают, строчат на машинке, гладят, вешают готовое платье на вешалку.
В. Мы сшили невидимые платья, но у Золушки золотые руки. Стоит ей до них дотронуться, и платья станут настоящими. Но пока Золушка спит и ей снится странный сон. Хотите узнать какой? В это сне все наоборот. Угадайте, что снится Золушке?
Игра «Придумай нелепицу».
(воспитатель берет по два предмета, используемых для шитья, например, ножницы и ткань.)
В. Придумайте предложение про эти предметы.
Д. Ножницами резали ткань.
В. А теперь придумайте нелепицу про эти предметы.
Д. Ткань резала ножницы.
(дети составляют предложения наоборот про другие предметы: «Наперсток уколол иголку.», «Нитка шила иголкой.», «Рубашка гладила утюг.», «Катушка наматывалась на нитку.» и другие. )
В. А хотелось бы вам сделать для Золушки сюрприз? Давайте как настоящие модельеры придумаем для нее чудесное бальное платье. А каким оно будет, нам помогут узнать таблица и кубик. Сначала выберем ткань (дети бросают кубик). Выпала цифра 1- это шелк. Из шелка можно сшить прекрасное бальное платье. А какой будет ворот у платья? (дети бросают кубик и устанавливают форму ворота, рукава, определяют украшения.)
В. Превратить наши детали в настоящее платье нам поможет смехотрон. Я положу все карточки в аппарат, а вы закройте глаза и подумайте о чем-нибудь смешном (дети думают, смеются, воспитатель достает красивое бальное платье).
В. Дорогая Золушка, проснись, тебе пора на бал. Ребята приготовили тебе сюрприз от всего сердца. Примерь это платье.
З. Ах, как я счастлива, спасибо вам, мои друзья! (наряжается, смотрится в зеркало.) Какое красивое, нарядное, чудесное платье! Мне нужно поторопиться! До новых встреч!
В. Ребята, вы сегодня были настоящими феями и волшебниками. Ваша дружба и помощь сделали Золушку счастливой. Плохо только, что мачеха и сестры ее обижают. Придумайте, как изменить их вредные характеры.
(кормить их вкусной едой, заколдовать на хорошие слова и поступки, дарить им почаще цветы, улыбаться им.)
В. А я предлагаю и им подарить нарядные платья. Давайте придумаем и нарисуем платья для мачехи и ее дочек.
Дети самостоятельно рисуют.
Определяемые параметры платья / Цифра на кубике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с элементами художественной литературы в средней группы «В стране сказок»
Развитие речи...
конспект ООД по развитию речи и восприятию художественной литературы с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
конспект ООДпо развитию речи и восприятию художественной литературы с детьми подготовительной к школе группына тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичк...
Конспект НОД по развитию речи (ознакомление с художественной литературой) 2 младшая группа №8 «Рябинка» Чтение русской народной сказки: «У страха глаза велики»
Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативное, познавательное...
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.Тема: "Дорога добра"
Занятие для детей в средней группе по нравственному воспитанию....
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой. Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Детсвто" с использованием логоритмики....
Конспект занятия по развитию речи через чтение художественной литературы. «В Сказку»
Цели занятия:Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказках.Задачи:Обогащение и активизация словаря.Учить отгадывать загадки, обосновывая ответ.Повторить с детьми программные произве...
Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»
Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...