Развитие речи у дошкольников.
материал по развитию речи на тему
Формирование лексического запаса, грамматического строя речи. Овладевание предложением и морфологическими средствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_u_doshkolnikov.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи у дошкольников.
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Общеизвестный факт, что речь дошкольника развивается прежде всего в процессе общения с окружающими. И, прежде всего, это касается родителей. Поэтому очень важна чистая речь всех окружающих. Немаловажным остаются контроль и правильное руководство формированием речи детей.
Активное общение с окружающими способствует формированию лексического запаса, грамматического строя речи. Овладев предложением и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, приобретает возможность пользоваться полноценной развернутой связной, грамматически и фонетически правильной речью.
Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Очень важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен. В свою очередь, готовность ребенка к обучению во многом зависит от уровня развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.
Все чаще и чаще у дошкольников имеются выраженные недостатки речи, на которые родители не обращают внимания. Вследствие этого, дети, поступающие в школу, имеют выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференциацию фонем. Таким образом, в школе, возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Все это снижает возможности языкового общения, полноценного овладения навыками письма и чтения.
В то время как дошкольник, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения имеет возможность сознательно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, выделять гласные и согласные из слога и слова, дифференцировать согласные по принципу мягкости и твердости, звонкости и глухости.
Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливаются взрослыми. Зато они возникают на первом же году обучения в школе у их детей. Они существенно осложняют усвоение письма и чтения. Даже, если родителям кажется, что их ребенок хорошо читает, они не могут понимать, что при этом их ребенок не может воспроизводить прочитанное. При написании же, возникают ошибки.
Многие исследователи в своих работах указывают на то, что школьники с нарушениями фонетико-фонематического характера в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем у учащихся с нормальной речью.
Поэтому, учитывая все выше сказанное и опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, профессор Р.Е.Левина доказала необходимость раннего исправления речевых дефектов до поступления детей в школу. В качестве необходимого условия всестороннего развития детей выступает формирование и совершенствование речи в различных ее формах.
Развитие и коррекция речи детей происходит на специально организованных логопедических занятиях, на занятиях по родному языку, в процессе общения и совместной деятельности с воспитателем. И тем не менее главную роль в развитии ребенка, правильности речи, играет его семья.
Родители обязаны знать, какое огромное значение для их ребенка имеет речь взрослого, находящегося рядом, и как именно нужно разговаривать с детьми. Все взрослые в окружении ребенка, должны говорить правильно, не искажая слов, четко произносить каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка или очень длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Поэтому необходимо уделять как можно больше времени для спокойного, неторопливого общения. С раннего детства нужно приучать ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. При этом нужно следить за собственным произношением.
Опытный учитель в школе, присмотревшись к ребенку, очень быстро составит свое мнение о семье своего подопечного. Он увидит, что дала ученику семья: какое общее развитие получил ребенок, каков его интеллект, как развита речь. Об этом нужно всегда помнить и стараться, несмотря на свою объективную занятость, находить больше времени для занятий или просто разговоров со своими любимыми детьми!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Аттестационная работаТема: «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»...
дидактическая игра по развитию речи старших дошкольников "Развиваем речь- думаем логически
"ОКНО В МИР ПРИРОДЫ" ...
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...
Презентация по развитию речи "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников"
Консультация для воспитателей....
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)Ммммнемотехникав развитии связной речи у дошкольников»....