Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Сказка ложь, да в ней намёк..."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Дети знакомятся с творчеством А.С.Пушкина, его сказками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_-_lozh_da_v_ney_namyok.zip | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок великого русского поэта А.С.Пушкина.
Рассказ о А.С.Пушкине с показом презентации.
- А.С.Пушкин родился в 1799 году. В уголке книги мы видим портрет поэта. В это имя навечно влюблена Россия, его образ дорог и близок каждому человеку. Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи. Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна. Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботой завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. Она была «настоящей представительницей русских нянь», знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии. Своей няне – Арине Родионовне, Пушкин посвятил стихотворение:
Няне.
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых,
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь.
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
- Сегодня мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта, вспомним его произведения. Послушайте ребят, они подготовили стихи о сказках А.С.Пушкина.
Когда я не умела ещё читать,
Мне довелось от бабушки узнать,
Как чёрта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала.
Про царевну – лебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала.
Узнал про лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи
И взрослым, и ребятам – всем близки!
Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять,
И жизни солнечные краски
В них будем находить опять!
Воспитатель:
- Ответьте на мои вопросы:
- С какого дерева эти листочки? ( Показывает дубовые листочки)
- Где растёт этот дуб? ( У лукоморья)
- Кто там живёт? ( Русалка, леший, 30 витязей, кот и т.д.)
- Из какой сказки пришёл кот учёный? ( «Руслан и Людмила»)
- Кто верный сторож царя Дадона? ( Петушок)
- Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок? ( Балда)
- Откуда верёвка и зачем? ( Показывает верёвку, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
- Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли в огороде»? (Белка)
- Скушали бы вы это наливное яблочко? Почему?(Показывает яблоко)
- Кто обращался к зеркальцу и с какими словами? ( Царица, "Свет мой зеркальце, скажи...")
- У кого из героев и из какой сказки " месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит..."? ( Царевна – Лебедь, «Сказка о царе Салтане...»)
- Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)
- Какими словами бранила старуха своего старика? ( " Дурачина ты, простофиля...")
Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
Дидактическая игра с мячом "Скажи наоборот".
- Старик добрый, а старуха ( злая);
- Старуха строптивая, а старик (покорный);
- Сначала море спокойное, а потом (бурное);
- Землянка была старая, а терем ( новый);
- Одежда у старика была бедной, а у боярыни (богатой);
- Землянка была низкой, а терем (высоким).
Физминутка.
Тут князь очень уменьшился (дети приседают)
Шмелем он оборотился (выполняют мелкие взмахи руками)
Полетел и зажужжал (бег на месте на носочках)
Судно на море догнал.
Потихоньку опустился (приседают)
На корму и в щель забился.
Работа по рядам (дети, сидящие в первом ряду, задают вопрос детям, сидящим во втором ряду и наоборот)
- Как называются сказки, из которых взяты эти слова?
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
(«Сказка о царе Салтане...»)
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.»)
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: " Кири - ку - ку.
Царствуй, лёжа на боку!"
(«Сказка о золотом петушке...»)
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Жил - был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой - какого товару.
(«Сказка о попе и работнике его Балде.»)
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
(поэма " Руслан и Людмила")
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
( «Сказка о рыбаке и рыбке.»)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане…»)
Пальчиковая гимнастика.
Ну-ка пальцы встаньте в ряд (дети кладут ладошки на стол и растопыривают пальцы)
Десять крупненьких ребят. (сжимают пальчики в кулачки)
Эти два - для всех указка,
Всё укажут без подсказки.(показывают указательные пальцы)
Пальцы - два середнячка,
Два здоровых мужичка. (показывают средние пальцы)
Ну а эти безымянны,
Молчуны, всегда упрямы.(показывают безымянные пальцы)
Два мизинца - коротышки
Непоседы и плутишки. (показывают мизинцы)
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.(дети показывают большие пальцы, а остальные пальцы сжимаются в кулак)
- Давайте сейчас, мы представим себя художниками. Нам с вами надо нарисовать иллюстрацию к отрывку из «Сказка о царе Салтане…» (повторяется отрывок " Ветер по морю гуляет...")
Рисование " Ветер по морю гуляет.."
По ходу демонстрируются удачно начатые работы. В конце рисования проводится мини-выставка.
- Ребята, какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке"? ( Сказка ложь, да в ней намёк…)
- Почему сказка - ложь? (Вымысел)
- Что за намёк, за урок следует извлечь из сказки? ( Сказка - вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)
- Что объединяет эти сказки? (Волшебные превращения и чудеса)
- Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеиваются зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество.)
- В чём же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло)
- Богатое, удивительное наследство - свои сказки - оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские - это
Наше вечное начало.
- Спасибо, ребята, за ваши ответы, за знание сказок А.С.Пушкина - они меня просто порадовали. А в знак благодарности, я вам дарю небольшие медальоны.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья!
Вот вам подсказка!
И пронесёте сквозь года
Вы радость сказки!
- Спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности (подготовительная группа) с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Материал содержит конспект и презинтацию....
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа "Добрые дела" (беседа)
Цель: упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам доброго, вежливого поведения.Воспитатель: случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)
« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»
Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...
«Край, в котором я живу» Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, художественное творчество.Задачи:Образовательная область «познание»:Закрепить знания о культурно-исторических ценностях Кемеровской области....
Конспект непосредственной образовательной деятельности подготовительной группы «Зимующие птицы»
При помощи данного занятия сформировать представление о зимующих птицах, как дети могут ухаживать за птицами, помогать им пережить зиму....