Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Сказка ложь, да в ней намёк..."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Голикова Елена Юрьевна

Дети знакомятся с творчеством А.С.Пушкина, его сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon skazka_-_lozh_da_v_ney_namyok.zip15.64 КБ

Предварительный просмотр:

  Воспитатель:

 - Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок великого русского поэта А.С.Пушкина.

   Рассказ о А.С.Пушкине с показом презентации.

 - А.С.Пушкин родился в 1799 году. В уголке книги мы видим портрет поэта. В это имя навечно влюблена Россия, его образ дорог и близок каждому человеку. Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи. Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна. Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботой завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. Она была «настоящей представительницей русских нянь», знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии. Своей няне – Арине Родионовне, Пушкин посвятил стихотворение:

                           Няне.

               Подруга дней моих суровых

               Голубка дряхлая моя!

               Одна в глуши лесов сосновых,

               Давно, давно ты ждёшь меня.

               Ты под окном своей светлицы

               Горюешь, будто на часах,

               И медлят поминутно спицы

               В твоих наморщенных руках.

               Глядишь в забытые вороты

               На чёрный отдалённый путь.

               Тоска, предчувствия, заботы

               Теснят твою всечасно грудь.

 - Сегодня мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта, вспомним его произведения. Послушайте ребят, они подготовили стихи о сказках А.С.Пушкина.

               Когда я не умела ещё читать,

               Мне довелось от бабушки узнать,

               Как чёрта обманул Балда,

               И как он проучил тогда попа,

               И как старуху рыбка наказала,

               Мне бабушка однажды рассказала.

               Про царевну – лебедь и Гвидона,

               И про жадного царя Дадона

               Я из сказок Пушкина узнала,

               Много их уже я прочитала.

               Узнал про лукоморье я в пять лет,

               Не ведая, что Пушкина уж нет,

               Но больше сотни лет его стихи

               И взрослым, и ребятам – всем близки!

               Его стихи, поэмы, сказки

               Мы не устанем повторять,

               И жизни солнечные краски

               В них будем находить опять!

 Воспитатель:

 - Ответьте на мои вопросы:

 - С какого дерева эти листочки? ( Показывает дубовые листочки)

 - Где растёт этот дуб? ( У лукоморья)

 - Кто там живёт? ( Русалка, леший, 30 витязей, кот и т.д.)

 - Из какой сказки пришёл кот учёный? ( «Руслан и Людмила»)

 - Кто верный сторож царя Дадона? ( Петушок)

 - Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок? ( Балда)

 - Откуда верёвка и зачем? ( Показывает верёвку, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

 - Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли в огороде»? (Белка)

 - Скушали бы вы это наливное яблочко? Почему?(Показывает яблоко)

- Кто обращался к зеркальцу и с какими словами? ( Царица, "Свет мой зеркальце, скажи...")

 - У кого из героев и из какой сказки " месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит..."? ( Царевна – Лебедь, «Сказка о царе Салтане...»)

 - Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

 - Какими словами бранила старуха своего старика? ( " Дурачина ты, простофиля...")

   Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

   Дидактическая игра с мячом "Скажи наоборот".

 - Старик добрый, а старуха ( злая);

 - Старуха строптивая, а старик (покорный);

 - Сначала море спокойное, а потом (бурное);

 - Землянка была старая, а терем ( новый);

 - Одежда у старика была бедной, а у боярыни (богатой);

 - Землянка была низкой, а терем (высоким).

                      Физминутка.

Тут князь очень уменьшился (дети приседают)

Шмелем он оборотился (выполняют мелкие взмахи руками)

Полетел и зажужжал (бег на месте на носочках)

Судно на море догнал.

Потихоньку опустился (приседают)

На корму и в щель забился.

   Работа по рядам (дети, сидящие в первом ряду, задают вопрос детям, сидящим во втором ряду и наоборот)

 - Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

   Снова князь у моря ходит,

   С синя моря глаз не сводит

   Глядь - поверх текучих вод

   Лебедь белая плывёт.

                               («Сказка о царе Салтане...»)

   Свет мой, зеркальце, скажи,

   Да всю правду доложи.

   Я ль на свете всех милее,

   Всех румяней и белее?

                                   («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.»)

   Чуть опасность где видна,

   Верный сторож, как со сна,

   Шевельнётся, встрепенётся,

   К той сторонке обернётся

   И кричит: " Кири - ку - ку.

   Царствуй, лёжа на боку!"

                                  («Сказка о золотом петушке...»)

   Месяц, месяц, мой дружок,

   Позолоченный рожок!

   Ты встаёшь во тьме глубокой,

   Круглолицый, светлоокий,

   И, обычай твой любя,

   Звёзды смотрят на тебя.

                                  («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

   Жил - был поп

   Толоконный лоб.

   Пошёл поп по базару

   Посмотреть кой - какого товару.

                                   («Сказка о попе и работнике его Балде.»)

   У лукоморья дуб зелёный

   Златая цепь на дубе том.

   И днём и ночью кот учёный

   Всё ходит по цепи кругом.

                                   (поэма " Руслан и Людмила")

   Жил старик со своею старухой

   У самого синего моря;

   Они жили в ветхой землянке

   Ровно тридцать лет и три года.

                                    ( «Сказка о рыбаке и рыбке.»)

   Ветер по морю гуляет

   И кораблик подгоняет.

   Он бежит себе в волнах

   На раздутых парусах.

                                       («Сказка о царе Салтане…»)

                     Пальчиковая гимнастика.

Ну-ка пальцы встаньте в ряд (дети кладут ладошки на стол и растопыривают пальцы)

Десять крупненьких ребят. (сжимают пальчики в кулачки)

Эти два - для всех указка,

Всё укажут без подсказки.(показывают указательные пальцы)

Пальцы - два середнячка,

Два здоровых мужичка. (показывают средние пальцы)

Ну а эти безымянны,

Молчуны, всегда упрямы.(показывают безымянные пальцы)

Два мизинца - коротышки

Непоседы и плутишки. (показывают мизинцы)

Пальцы главные средь них

Два больших и удалых.(дети показывают большие пальцы, а остальные пальцы сжимаются в кулак)

   - Давайте сейчас, мы представим себя художниками. Нам с вами надо нарисовать иллюстрацию к  отрывку из «Сказка о царе Салтане…» (повторяется отрывок " Ветер по морю гуляет...")

Рисование " Ветер по морю гуляет.."

   По ходу демонстрируются удачно начатые работы. В конце рисования проводится мини-выставка.

 - Ребята, какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке"? ( Сказка ложь, да в ней намёк…)

 - Почему сказка - ложь? (Вымысел)

 - Что за намёк, за урок следует извлечь из сказки? ( Сказка - вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

 - Что объединяет эти сказки? (Волшебные превращения и чудеса)

 - Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеиваются зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество.)

 - В чём же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло)

 - Богатое, удивительное наследство - свои сказки - оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.

                     Это Пушкин. Это чудо.

                     Это прелесть без конца.

                     В нашей жизни вечно будут

                     Этих сказок голоса.

                     Сколько сказок у поэта?

                     Их не много и не мало,

                     Но все Пушкинские - это

                     Наше вечное начало.

 - Спасибо, ребята, за ваши ответы, за знание сказок А.С.Пушкина - они меня просто порадовали. А в знак благодарности, я вам дарю небольшие медальоны.

                     

                      Читайте Пушкина, друзья!

                      Читайте сказки!

                      И будет жизнь тогда полна

                      Тепла и ласки.

                      Читайте Пушкина, друзья!

                      Вот вам подсказка!

                      И пронесёте сквозь года

                      Вы радость сказки!

- Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа «В гостях у Винни –Пуха»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа "Добрые дела" (беседа)

Цель: упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам доброго, вежливого поведения.Воспитатель: случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)

« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

«Край, в котором я живу» Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительная группа.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, художественное творчество.Задачи:Образовательная область «познание»:Закрепить знания о культурно-исторических ценностях Кемеровской области....

Конспект непосредственной образовательной деятельности подготовительной группы «Зимующие птицы»

При помощи данного занятия сформировать представление о зимующих птицах, как дети могут ухаживать за птицами, помогать им пережить зиму....