Занятие по развитию речи "Королева Знаний"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Печникова Гаянэ Арсеновна

Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koroleva_znaniy.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе

ОБЛАСТЬ: «Коммуникация»

ТЕМА: «В гостях у королевы Знаний»

открытый показ на родительском собрании

Подготовила и провела: воспитатель

Печникова Г.А.

Мытищи

2012

Цель: формировать звуковую культуру речи.

Задачи:

- дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании;

- показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения;

- тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;

- упражнять в передаче повествовательной интонации предложения; учить определять количество слов в предложении;

- развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, внимание;

- воспитывать интерес к занятию, к заданиям;

Оборудование: сюжетные картинки, картинки-схемы, цветные карандаши, тетради, ручки, кукла Юпик, лист белой бумаги на мольберте.

Речевой материал: логоритмическое упражнение:

В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

стихотворение А. Шибаева:

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

четверостишие:

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

Ход:

1. Организационный момент.

- Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы – в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы постарайтесь назвать похожих людей, предметы, явления в детском саду. Ну, например, учитель – воспитатель. Директор - … (заведующая), класс - … (группа), парты - … (столы), урок - … (занятие).

2. Знакомство с понятием «предложение».

- Сегодня к нам в гости пришёл житель другой планеты, которого зовут Юпик. Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.

Раз! Два! Три! Летающая тарелка, на картинку лети. (Воспитатель показывает картинки. Дети рассматривают картинки.)

- Внимательно посмотрите и скажите, что изображено на картинках? (Дети завтракают. Мальчики строят башню из кубиков.)

- Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения. У нас идёт занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают воспитателя. Я сказала ещё одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я ещё сказала? (Вы сказали предложение.)

- Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал: «Катя поливает цветы из …» Это предложение? (Ответ детей.) Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Ребята, помогите Юпику составить предложение.

(Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа даёт рыбкам корм. Воспитатель делает вывод: предложения должны быть закончены.)

- В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы. (Воспитатель показывает картинки. Дети рассматривают картинки.) Внимательно посмотрите и составьте несколько предложений. (Дети составляют предложения.) А теперь подойдите все ко мне и скажите, кружком какого цвета обведена каждая картинка. (Воспитатель держит цветные карандаши в руках.)

- Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок? (Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки. Воспитатель вызывает несколько человек.)

3. Физкультминутка.

- Молодцы, а теперь немножко поиграем. Повторяйте за мной.

В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

- Теперь будем играть с пальчиками.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счёт 1, 2, 3, 4) касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

4. Знакомство с понятием «слово».

- Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать её. Рассмотрите её и вы. Что изображено на картине? Но ответить попробуйте одним словом. (Небо, тучи, деревья и т.д.)

- Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?

Воспитатель делает вывод: небо, деревья, листья, качаются, летят, разноцветный, нарядный – это слова.

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

5. Знакомство с составом предложения.

- Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу ещё одно предложение. Посчитайте, сколько в нём слов: «Небо потемнело». (Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении.

- Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.

Осень.

Небо потемнело.

- Прочитайте схему предложения.

- Составьте предложение о ветре (о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.

6. Упражнение в согласовании слов в предложении.

- Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал: «Маша кукла укладывать». Правильно он сказал? Скажите предложение правильно. (Маша укладывает куклу.) (Воспитатель делает вывод: слова в предложении должны дружить и следовать в определённом порядке. Аналогичная работа проводится по второй картинке.)

7. Итог занятия.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

- Если я скажу слово, вы вытяните руки вперёд и скажите: «Слово». Если предложение – руки разверните в стороны и скажите: «Предложение». (Воспитатель называет любые слова и предложения.)

- Молодцы, ребята!

 

8. Сюрпризный момент.

Появляется королева Знаний, хвалит детей и дарит им интересные книги и тетрадки на учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе. «Путешествие на корабле на остров «Знаний».

Цели: Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; антонимы; положение звука в слове; счет слогов; однокоренные слова; соста...

Конспект занятия по развитию элементарных математических знаний

Конспекти занятия для подготовительной к школе группы "Путешествие в сказку"...

Открытое занятие по Основам математических знаний в старшей группе (5-6 лет) с Задержкой психического развития. Тема: »Веселый счет».

Данное занятие рассчитано на детей старшего преддошкольного возраста.в нем показано как в игровой форме модно использовать приемы обучения счету.научит решать простые задачи в пределах10....

Итоговое интегрированное занятие по экологии, развитию речи и художественно-эстетическому развитию «Дорога знаний в старшую группу".

Итоговое интегрированное занятие по экологии, развитию речи,художественно-эстетическому развитию в конце года в средней группе.Занятие позволило  выявить уровень   сформированности...

Конспект открытого занятия «Путешествие по островам знаний» интегрированное занятие по развитию речи

Цель: обобщить и закрепить знания по разделу «Речевое развитие» с использованием наглядного моделирования.Задачи: способствовать формированию диалогической и монологической речи ...