Занятие по развитию речи "Королева Знаний"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koroleva_znaniy.docx | 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
в подготовительной группе
ОБЛАСТЬ: «Коммуникация»
ТЕМА: «В гостях у королевы Знаний»
открытый показ на родительском собрании
Подготовила и провела: воспитатель
Печникова Г.А.
Мытищи
2012
Цель: формировать звуковую культуру речи.
Задачи:
- дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании;
- показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения;
- тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;
- упражнять в передаче повествовательной интонации предложения; учить определять количество слов в предложении;
- развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, внимание;
- воспитывать интерес к занятию, к заданиям;
Оборудование: сюжетные картинки, картинки-схемы, цветные карандаши, тетради, ручки, кукла Юпик, лист белой бумаги на мольберте.
Речевой материал: логоритмическое упражнение:
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
стихотворение А. Шибаева:
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
четверостишие:
А в конце игра для вас.
В ней проверим мы сейчас
Ваше умение:
Различать слова и предложения.
Ход:
1. Организационный момент.
- Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы – в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы постарайтесь назвать похожих людей, предметы, явления в детском саду. Ну, например, учитель – воспитатель. Директор - … (заведующая), класс - … (группа), парты - … (столы), урок - … (занятие).
2. Знакомство с понятием «предложение».
- Сегодня к нам в гости пришёл житель другой планеты, которого зовут Юпик. Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.
Раз! Два! Три! Летающая тарелка, на картинку лети. (Воспитатель показывает картинки. Дети рассматривают картинки.)
- Внимательно посмотрите и скажите, что изображено на картинках? (Дети завтракают. Мальчики строят башню из кубиков.)
- Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения. У нас идёт занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают воспитателя. Я сказала ещё одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я ещё сказала? (Вы сказали предложение.)
- Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал: «Катя поливает цветы из …» Это предложение? (Ответ детей.) Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Ребята, помогите Юпику составить предложение.
(Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа даёт рыбкам корм. Воспитатель делает вывод: предложения должны быть закончены.)
- В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы. (Воспитатель показывает картинки. Дети рассматривают картинки.) Внимательно посмотрите и составьте несколько предложений. (Дети составляют предложения.) А теперь подойдите все ко мне и скажите, кружком какого цвета обведена каждая картинка. (Воспитатель держит цветные карандаши в руках.)
- Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок? (Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки. Воспитатель вызывает несколько человек.)
3. Физкультминутка.
- Молодцы, а теперь немножко поиграем. Повторяйте за мной.
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
- Теперь будем играть с пальчиками.
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счёт 1, 2, 3, 4) касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
4. Знакомство с понятием «слово».
- Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать её. Рассмотрите её и вы. Что изображено на картине? Но ответить попробуйте одним словом. (Небо, тучи, деревья и т.д.)
- Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?
Воспитатель делает вывод: небо, деревья, листья, качаются, летят, разноцветный, нарядный – это слова.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
5. Знакомство с составом предложения.
- Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу ещё одно предложение. Посчитайте, сколько в нём слов: «Небо потемнело». (Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении.
- Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.
Осень.
Небо потемнело.
- Прочитайте схему предложения.
- Составьте предложение о ветре (о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.
6. Упражнение в согласовании слов в предложении.
- Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал: «Маша кукла укладывать». Правильно он сказал? Скажите предложение правильно. (Маша укладывает куклу.) (Воспитатель делает вывод: слова в предложении должны дружить и следовать в определённом порядке. Аналогичная работа проводится по второй картинке.)
7. Итог занятия.
А в конце игра для вас.
В ней проверим мы сейчас
Ваше умение:
Различать слова и предложения.
- Если я скажу слово, вы вытяните руки вперёд и скажите: «Слово». Если предложение – руки разверните в стороны и скажите: «Предложение». (Воспитатель называет любые слова и предложения.)
- Молодцы, ребята!
8. Сюрпризный момент.
Появляется королева Знаний, хвалит детей и дарит им интересные книги и тетрадки на учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе. «Путешествие на корабле на остров «Знаний».
Цели: Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; антонимы; положение звука в слове; счет слогов; однокоренные слова; соста...
Конспект занятия по развитию элементарных математических знаний
Конспекти занятия для подготовительной к школе группы "Путешествие в сказку"...
Конспект занятия по развитию речи и аппликации для второй младшей группы, тема «Ежики смеются» Задачи: Образовательные: Продолжать развивать речь детей, обогащая словарный запас (маленький, серенький, колючий); Закреплять и расширять знания и предст
Конспект занятия по развитию речи и аппликации для второй младшей группы...
Открытое занятие по Основам математических знаний в старшей группе (5-6 лет) с Задержкой психического развития. Тема: »Веселый счет».
Данное занятие рассчитано на детей старшего преддошкольного возраста.в нем показано как в игровой форме модно использовать приемы обучения счету.научит решать простые задачи в пределах10....
Итоговое интегрированное занятие по экологии, развитию речи и художественно-эстетическому развитию «Дорога знаний в старшую группу".
Итоговое интегрированное занятие по экологии, развитию речи,художественно-эстетическому развитию в конце года в средней группе.Занятие позволило выявить уровень сформированности...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Путешествие в страну знаний» (познавательное развитие, речевое развитие, художественная литература, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие) в подготовительной к школе группе
Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе....
Конспект открытого занятия «Путешествие по островам знаний» интегрированное занятие по развитию речи
Цель: обобщить и закрепить знания по разделу «Речевое развитие» с использованием наглядного моделирования.Задачи: способствовать формированию диалогической и монологической речи ...