методы и приемы логопедической работы по стимуляции речевого развития у детей с ДЦП третьего года жизни
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
в работе представлены основные направления работы, перечень методов и приемов, направленных на развитие речи у детей с ДЦП третьего года жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
Методы и приемы логопедической работы по стимуляции речевого развития у детей третьего года жизни с ДЦП
Подготовила учитель-логопед КСРП
МБДОУ № 8 г. Новороссийска Коробко С. Б.
г. Новороссийск
2014 г.
Речевое развитие детей с ДЦП имеет ряд отличительных особенностей. Это связано с ограничением детей в двигательной сфере, задержкой формирования навыков в общей, мелкой и артикуляционной моторике, наличием параличей и парезов, особенностями развития восприятия и праксиса.
Чаще всего именно на третьем году жизни происходит качественный сдвиг в речевом развитии детей с ДЦП, особенно в активной речи. Уровень познавательного развития, мотивации к общению, в том числе и речевому, сформированность к этому возрасту базовых двигательных навыков позволяет применять в работе с малышами более широкий диапазон методов, методик и приемов по стимуляции речи.
В своей работе с детьми данной возрастной нозологической группы я применяю следующие методы и методики:
- Игровые методы (речевые, сюжетные, эмоционально-двигательные; дидактические игры);
- Коммуникация и социализация;
- Наблюдение;
- Показ, инструкция;
- Анализ;
- Обсуждение;
- Методы формирования ассоциативных связей (артикуляционно-графических и артикуляционно-акустических);
- Тактильно-вибрационный метод;
- Методика глобального чтения;
- Мануальная постановка звуков;
- Вызывание звуков по подражанию;
- Автоматизация звуков и слов в играх и коммуникативных ситуациях;
- Методика стимуляции речи у неговорящих детей М. А. Поляковой;
- Методика Е. Железновой;
- Логопедический массаж;
- Артикуляционная гимнастика;
- Фонетическая ритмика;
- Сказкотерапия;
- Музыкотерапия;
- Кинезиотерапия;
- Пальчиковая гимнастика.
Применяя данные методы и методики, использую следующие основные приемы:
- Привлечение внимания к лицу говорящего;
- Привлечение внимания к звукам, уточнение их характера и расположения в пространстве;
- Развитие слухового и речевого гнозиса в музыкальных, сюжетных, дидактических и коммуникативных играх;
- Выполнение инструкций в условиях зашумления;
- Пантомима;
- Интонирование и модулирование речи;
- Сочетание интеллектуальной и двигательной деятельности;
- Сочетание речи с движением;
- Моделирование ситуаций для коммуникации. Использование всех видов коммуникации;
- Мотивирование речевого и неречевого взаимодействия;
- Использование свободной игры для общения.
Обозначу основные направления логопедической работы с детьми третьего года жизни с ДЦП в методах и приемах.
Коммуникация и социализация: формирование неречевого и речевого общения.
Приемы:
Формирование коммуникативных жестов в ситуациях коммуникации, режимных моментах («да», «нет», «дай», «пока», «привет», «иди (ко мне)», «это», «все») по показу, мануальное формирование жестов;
Использование сказок и игр для стимуляции неречевого общения и формирования коммуникативных жестов;
Перевод жеста в слово.
Формирование ассоциативных акустико-артикуляционных связей.
Содержание работы:
- развитие слухового и речевого гнозиса;
- вызывание звуков и слов в играх с музыкальными инструментами, образными игрушками;
- озвучивание игр с помощью восклицаний и аморфных слов;
- актуализация словаря.
Приемы:
- Вызывание звукоподражаний в играх с музыкальными инструментами и образными игрушками;
- Опознавание музыкальной или образной игрушки по звукоподражанию;
- Выполнение действий с музыкальными или образными игрушками по инструкции для развития слухового гнозиса и праксиса;
- Выполнение инструкций в условиях зашумления;
- Расширение диапазона разнопроизносимых слогов и их последовательностей: игра с двумя инструментами «та-та-та-динь-динь», «бам-бам-ля-ля-ля» и т. п.;
- Интонирование и модулирование голосом в играх (большой-маленький, зайка прыг-прыг, мишка топ-топ);
- Прослушивание сказок-шумелок по методике Е. Железновой;
- Актуализация звуков и слов в играх и ситуациях коммуникации.
Методы формирования артикуляционно-графических связей.
Начало и содержание логопедической работы подбирается индивидуально, адаптировано к понятийному словарю ребенка раннего возраста.
Содержание работы:
- Привлечение внимания к картинкам, звукам, словам;
- Формирование зрительного образа слова, соответствующей картинки и актуализация его в активной речи;
- Закрепление звука или слова в игровой ситуации;
- Уточнение произнесения звуков в слове.
Приемы:
- Использование элементов глобального чтения для актуализации словаря;
- Вызывание звуков с помощью чтения букв, слогов;
- Сопряженное и отраженное проговаривание;
- Пропевание звуков, слогов или слов;
- Формирование целостного образа слова: последовательное проговаривание слогов (договаривание звуков ) в слове; многократное повторение слова (домдомдом); использование элементов глобального чтения;
- Использование ИКТ.
Вызывание звуков по подражанию и др. методами.
Приемы:
- Перекличка;
- Игры с мячом;
- Вызывание восклицаний и аморфных слов в режимных моментах и двигательно-эмоциональных играх;
- Вызывание звуков от инстинктивных звуков (смех – Х, кашель – К, вздох с выдохом через губную смычку – П)
- Озвучивание сюжетной игры;
- Игры на очередность;
- Вызывание звуков с помощью фонетической ритмики;
- Вызывание слов на материале игр и дидактических пособий.
Вызывание звуков тактильно-вибрационным методом.
Приемы:
- Повтори слово (звук) в ладошку (на щечки, на горлышко);
- Скажи сначала звук (слог) – (С-тол);
- Доскажи словечко (ко-Т);
- Посади слоги в ладошки (слияние 2-3-сложных слов).
Мануальная постановка звуков
- На доречевом этапе и этапе запуска речи рекомендуется использовать мануальный метод вызывания звуков и формирование из этих звуков первых слов.
- Мама: сжимайте ребенку губы пальцами на М и открывайте на звук А, надавливая на подбородок.
- Папа. Покажите, как произнести звук П: сжимайте губы, слегка их надувая, и порциями выпускайте из них воздух, чтобы получался «шепотный» взрывной П. Ребе-нок повторяет. Затем произнесите слог ПА: П-П-ПА-ПА. Помогайте ему пальцами, как со слогом: МА.
- Баба. Пусть ребенок произносит звукоподражание: БУМ (упал), бросая игрушку. Затем вслед за вами пусть произнесет: БА. Можете помочь ему пальцами, пальцами «подбивая» вверх нижнюю губу.
- Собачка кусается: АВ-АВ. Тяните А и прикусывайте нижнюю губу с хищным видом.
- Корова мычит: МУ-МУ. Если не получается по подражанию, оттолкнитесь от: мама. Ребенок попеременно произносит: мама и МУ-МУ, можно вытягивать ему пальцами губы.
- Мышь пищит: ПИ-ПИ. Оттолкнитесь от: папа. На П' пусть ребенок сильно улыбнется, можете оттянуть ему губы в стороны и прижать подбородок, чтобы он не открывал рот.
Логопедический массаж
Приемы:
- Поглаживание;
- Растирание;
- Разминание;
- Сдавление;
- Скручивание;
- Вибрация.
Виды логопедического массажа:
- Пальцевой;
- Зондовый;
- Криомассаж;
- Вибромассаж.
При разных видах дизартрии проводится дифференцированный логопедический массаж с индивидуальным подбором приемов.
Артикуляционная гимнастика
Используется с детьми третьего года жизни для подготовки и уточнения артикуляционных укладов.
Приемы:
- показ,
- инструкция,
- мануальная постановка,
- «рисование» уклада,
- Пассивные артикуляционные упражнения при невозможности самостоятельного выполнения движения,
- Использование ИКТ.
Дыхательная и голосовая гимнастика
Приемы:
- Дутье на свечу, вертушку;
- Сдувание ваты, пенопластиков со стола; футбол;
- Дудочка; трубочка;
- Летающий шарик; шарик в пузырьке;
- Пропевание гласных звуков; слогов;
- Пропевание слогов на материале музыкальных инструментов;
- Игры со звукоподражаниями, звуками и словами голосом разной высоты, тембра, интонации, громкости.
Кинезиотерапия.
Содержание работы:
Формирование двигательных стереотипов, развитие двигательных навыков в общей и мелкой моторике с использованием ритма.
Я использую в работе жестовые игры, песенки, танцы, методике Е. Железновой, детские стихи, пальчиковые игры.
Приемы:
- показ;
- ассистирование;
- танец;
- речь с движением; разминка;
- жестовые и пальчиковые игры.
Развитие связной речи
Приемы:
- Беседа; ответы на вопросы усеченной фразой с использованием жестов и упрощенных слов;
- Расширение глагольного словаря на разном материале;
- Договаривание слов в сказках, стихах и песенках;
- Формирование связки слов в режимных и игровых моментах.
Средства:
- Сюжетные картинки;
- Презентации «Словарь действий», «Что делает?», «Что делает мишка?» и др., книга «Словарь действий»;
- сюжетная игра и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие образа Я,у детей второго и третьего года жизни.
Возрастной период до трех лет. У детей раннего возраста интенсивно развиваются навыки действия с окружающими их предметами. Это помогает сформировать у малыша «копилочку»...
Презентация "Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни"
Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни...
"Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает соци...
Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...
Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей
В настоящее время резко возросло количество детей, у которых отсутствует речь. Эти дети, как правило, имеют комплексное органическое нарушение. Их группа неоднородна. В неё входят дети с моторной и се...
Презентация «Методы и приемы логопедической работы в устранении дефектов звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью».
Презентация содержит теоретическую часть логопедической работы с детьми с ЗПР....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"...