методы и приемы логопедической работы по стимуляции речевого развития у детей с ДЦП третьего года жизни
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Коробко Светлана Борисовна

в работе представлены основные направления работы, перечень методов и приемов, направленных на развитие речи у детей с ДЦП третьего года жизни.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

Методы и приемы логопедической работы по стимуляции речевого развития у детей третьего года жизни с ДЦП

Подготовила учитель-логопед КСРП
МБДОУ № 8 г. Новороссийска Коробко С. Б.

г. Новороссийск

2014 г.

Речевое развитие детей с ДЦП имеет ряд отличительных особенностей. Это связано с ограничением детей в двигательной сфере, задержкой формирования навыков в общей, мелкой и артикуляционной моторике, наличием параличей и парезов, особенностями развития восприятия и праксиса.

Чаще всего именно на третьем году жизни происходит качественный сдвиг в речевом развитии детей с ДЦП, особенно в активной речи. Уровень познавательного развития, мотивации к общению, в том числе и речевому, сформированность к этому возрасту базовых двигательных навыков позволяет применять в работе с малышами более широкий диапазон методов, методик и приемов по стимуляции речи.  

В своей работе с детьми данной возрастной нозологической группы я применяю следующие методы и методики:

  • Игровые методы (речевые, сюжетные, эмоционально-двигательные; дидактические игры);
  • Коммуникация и социализация;
  • Наблюдение;
  • Показ, инструкция;
  • Анализ;
  • Обсуждение;
  • Методы формирования ассоциативных связей (артикуляционно-графических и артикуляционно-акустических);
  • Тактильно-вибрационный метод;
  • Методика глобального чтения;
  • Мануальная постановка звуков;
  • Вызывание звуков по подражанию;
  • Автоматизация звуков и слов в играх и коммуникативных ситуациях;
  • Методика стимуляции речи у неговорящих детей М. А. Поляковой;
  • Методика Е. Железновой;
  • Логопедический массаж;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Фонетическая ритмика;
  • Сказкотерапия;
  • Музыкотерапия;
  • Кинезиотерапия;
  • Пальчиковая гимнастика.

Применяя данные методы и методики, использую следующие основные приемы:

  • Привлечение внимания к лицу говорящего;
  • Привлечение внимания к звукам, уточнение их характера и расположения в пространстве;
  • Развитие слухового и речевого гнозиса в музыкальных, сюжетных, дидактических и коммуникативных играх;
  • Выполнение инструкций в условиях зашумления;
  • Пантомима;
  • Интонирование и модулирование речи;
  • Сочетание интеллектуальной и двигательной деятельности;
  • Сочетание речи с движением;
  • Моделирование ситуаций для коммуникации. Использование всех видов коммуникации;
  • Мотивирование речевого и неречевого взаимодействия;
  • Использование свободной игры для общения.  

Обозначу основные направления логопедической работы с детьми третьего года жизни с ДЦП в методах и приемах.

Коммуникация и социализация: формирование неречевого и речевого общения.

Приемы:

Формирование коммуникативных жестов в ситуациях коммуникации, режимных моментах («да», «нет», «дай», «пока», «привет», «иди (ко мне)», «это», «все») по показу, мануальное формирование жестов;

Использование сказок и игр для стимуляции неречевого общения и формирования коммуникативных жестов;

Перевод жеста в слово.

Формирование ассоциативных акустико-артикуляционных связей.
Содержание работы:

  • развитие слухового и речевого гнозиса;
  • вызывание звуков и слов в играх с музыкальными инструментами, образными игрушками;
  • озвучивание игр с помощью восклицаний и аморфных слов;
  • актуализация словаря.

Приемы:

  • Вызывание звукоподражаний в играх с музыкальными инструментами и образными игрушками;
  • Опознавание музыкальной или образной игрушки по звукоподражанию;
  • Выполнение действий с музыкальными или образными игрушками по инструкции для развития слухового гнозиса и праксиса;
  • Выполнение инструкций в условиях зашумления;
  • Расширение диапазона разнопроизносимых  слогов и их последовательностей: игра с двумя инструментами «та-та-та-динь-динь», «бам-бам-ля-ля-ля» и т. п.;
  • Интонирование и модулирование голосом в играх (большой-маленький, зайка прыг-прыг, мишка топ-топ);
  • Прослушивание сказок-шумелок по методике Е. Железновой;
  • Актуализация звуков и слов в играх и ситуациях коммуникации.

Методы формирования артикуляционно-графических связей.
Начало и содержание логопедической работы подбирается индивидуально, адаптировано к понятийному словарю ребенка раннего возраста.

Содержание работы:

  • Привлечение внимания к картинкам, звукам, словам;
  • Формирование зрительного образа слова, соответствующей картинки и актуализация его в активной речи;
  • Закрепление звука или слова в игровой ситуации;
  • Уточнение произнесения звуков в слове.

Приемы:

  • Использование элементов глобального чтения для актуализации словаря;
  • Вызывание звуков с помощью чтения букв, слогов;
  • Сопряженное и отраженное проговаривание;
  • Пропевание звуков, слогов или слов;
  • Формирование целостного образа слова: последовательное проговаривание слогов (договаривание звуков ) в слове; многократное повторение слова (домдомдом); использование элементов глобального чтения;
  • Использование ИКТ.

Вызывание звуков по подражанию и др. методами.

Приемы:

  • Перекличка;
  • Игры с мячом;
  • Вызывание восклицаний и аморфных слов в режимных моментах и двигательно-эмоциональных играх;
  • Вызывание звуков от инстинктивных звуков (смех – Х, кашель – К, вздох с выдохом через губную смычку – П)
  • Озвучивание сюжетной игры;
  • Игры на очередность;
  • Вызывание звуков с помощью фонетической ритмики;
  • Вызывание слов на материале игр и дидактических пособий.

Вызывание звуков тактильно-вибрационным методом.

Приемы:

  • Повтори слово (звук) в ладошку (на щечки, на горлышко);
  • Скажи сначала звук (слог) – (С-тол);
  • Доскажи словечко (ко-Т);
  • Посади слоги в ладошки (слияние 2-3-сложных слов).

Мануальная постановка звуков

  • На доречевом этапе и этапе запуска речи рекомендуется использовать мануальный метод вызывания звуков и формирование из этих звуков первых слов.
  • Мама: сжимайте ребенку губы пальцами на М и открывайте на звук А, надавливая на подбородок.
  • Папа. Покажите, как произнести звук П: сжимайте губы, слегка их надувая, и порциями выпускайте из них воздух, чтобы получался «шепотный» взрывной П. Ребе-нок повторяет. Затем произнесите слог ПА: П-П-ПА-ПА. Помогайте ему пальцами, как со слогом: МА.
  • Баба. Пусть ребенок произносит звукоподражание: БУМ (упал), бросая игрушку. Затем вслед за вами пусть произнесет: БА. Можете помочь ему пальцами, пальцами «подбивая» вверх нижнюю губу.
  • Собачка кусается: АВ-АВ. Тяните А и прикусывайте нижнюю губу с хищным видом.
  • Корова мычит: МУ-МУ. Если не получается по подражанию, оттолкнитесь от: мама. Ребенок попеременно произносит: мама и МУ-МУ, можно вытягивать ему пальцами губы.
  • Мышь пищит: ПИ-ПИ. Оттолкнитесь от: папа. На П' пусть ребенок сильно улыбнется, можете оттянуть ему губы в стороны и прижать подбородок, чтобы он не открывал рот.

Логопедический массаж

Приемы:

  • Поглаживание;
  • Растирание;
  • Разминание;
  • Сдавление;
  • Скручивание;
  • Вибрация.

Виды логопедического массажа:

  • Пальцевой;
  • Зондовый;
  • Криомассаж;
  • Вибромассаж.

При разных видах дизартрии проводится дифференцированный логопедический массаж с индивидуальным подбором приемов.  

Артикуляционная гимнастика

Используется с детьми третьего года жизни для подготовки и уточнения артикуляционных укладов.

Приемы:

  • показ,
  • инструкция,
  • мануальная постановка,
  • «рисование» уклада,
  • Пассивные артикуляционные упражнения при невозможности самостоятельного выполнения движения,
  • Использование ИКТ.

Дыхательная и голосовая гимнастика

Приемы:

  • Дутье на свечу, вертушку;
  • Сдувание ваты, пенопластиков со стола; футбол;
  • Дудочка; трубочка;
  • Летающий шарик; шарик в пузырьке;
  • Пропевание гласных звуков; слогов;
  • Пропевание слогов на материале музыкальных инструментов;
  • Игры со звукоподражаниями, звуками и словами  голосом разной высоты, тембра, интонации, громкости.

Кинезиотерапия.
Содержание работы:

Формирование двигательных стереотипов, развитие двигательных навыков в общей и мелкой моторике с использованием ритма.
Я использую в работе жестовые игры, песенки, танцы,  методике Е. Железновой, детские стихи, пальчиковые игры.

Приемы:

  • показ;
  • ассистирование;
  • танец;
  • речь с движением; разминка;
  • жестовые и пальчиковые игры.

Развитие связной речи

Приемы:

  • Беседа; ответы на вопросы усеченной фразой с использованием жестов и упрощенных слов;
  • Расширение глагольного словаря на разном материале;
  • Договаривание слов в сказках, стихах и песенках;
  • Формирование связки слов в режимных и игровых моментах.

Средства: 

  • Сюжетные картинки;
  • Презентации «Словарь действий», «Что делает?», «Что делает мишка?» и др., книга «Словарь действий»;
  • сюжетная игра и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образа Я,у детей второго и третьего года жизни.

Возрастной период до трех лет. У детей   раннего возраста интенсивно развиваются навыки  действия с окружающими их предметами. Это помогает  сформировать  у малыша «копилочку»...

Презентация "Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни"

Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни...

"Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает соци...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Методы стимуляции речевого развития неговорящих детей

В настоящее время резко возросло количество детей, у которых отсутствует речь. Эти дети, как правило, имеют комплексное органическое нарушение. Их группа неоднородна. В неё входят дети с моторной и се...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"...