«Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, инсценировки как средства развития речи дошкольника»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Предлагаю вашему вниманию активно используему мной методику развития связной речи дошкольников с ТНР посредством вовлечения их в ролевые игры, диалоги, драматизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_rolevye_igry.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, инсценировки как средства развития речи дошкольника»
Общее недоразвитие речи накладывает отпечаток на формирующийся характер и поведение ребенка. Невозможность быть понятым, высказать свои мысли, чувства и эмоции зачастую делает его стеснительным, замкнутым, а иногда и агрессивным.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.
У ребенка с ТНР при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов:
-меньший объем запоминания и воспроизведения материала,
-неустойчивость внимания,
-быстрая отвлекаемость,
-истощаемость психических процессов,
-снижение уровня обобщения и осмысления действительности.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:
-повышенная возбудимость,
-раздражительность или общая расторможенность,
-замкнутость,
-обидчивость,
-плаксивость,
-многократная смена настроения.
Педагогу необходимо не только грамотно строить коррекционный процесс, но и мотивировать самого ребенка к работе над совершенствованием собственной речи.
И это возможно прежде всего основываясь на ведущей деятельности дошкольника – игровой.
Игра в силу своих характеристик — лучший способ добиться развития творческих и других способностей ребёнка без использования методов принуждения.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей.
В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
У ребенка возникает необходимость взаимодействия, диалога, в котором важно не просто высказать свою мысль, а высказать ее таким образом, чтобы быть понятым. И этот момент очень важен в коррекционном процессе, так как это и есть основной мотив работы над совершенствованием собственной речи.
Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Однако умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
Слово необходимо ребенку в игре, оно помогает выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. В итоге: все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и инсценировки можно использовать на разных этапах работы.
На коррекционных занятиях по формированию грамматического строя речи уместно использовать диалоги в соответствии с лексической темой, например: «Какой мы собрали урожай», «Разговор на рынке», «Чаепитие», «В зоопарке», «В магазине игрушек» и т. п. В ходе этой работы формируется и отрабатывается навык диалога, развивается интонационная выразительность речи. А кроме этого, преодолевается стеснительность, появляется уверенность в себе.
Во второй половине дня дети сами или с помощью воспитателя (на разных этапах работы) могут организовать более развернутую и полную сюжетно-ролевую игру с похожей тематикой. В ходе этой игры речевые навыки закрепляются, а дети имеют больше возможностей для проявления самостоятельного творчества.
На занятиях по обучению пересказыванию также можно использовать элементы драматизации.
Так, в ходе изучения темы «Овощи» я знакомлю детей со сказкой «Вершки и корешки», которую предлагаю пересказывать по ролям. Один ребенок – рассказчик, еще двое – мужик и медведь. Они не только передают содержание сказки, но и характер и интонации своего персонажа. Таким образом, дети эмоционально включаются в контекст сказки и лучше справляются с заданием.
Сказку «Рукавичка» инсценируем на неделе, посвященной животным наших лесов, играем в «Дюймовочку», говоря о перелетных птицах.
Хочу особо отметить, что подобные инсценировки и игры-драматизации не требуют длительной подготовки и большого количества инвентаря и игрового оборудования. Моя задача – самостоятельное высказывание, грамотно построенное и эмоционально выразительное.
Примерная тематика игр в соответствии с некоторым лексическими темами
«Игрушки» - «В магазине игрушек», «Мама, я видел такую…»
«Осень» - «Разговор по телефону» (погода, природа), «Прогноз погоды»
«Овощи» - игровой диалог мужика и Медведя из сказки «Вершки и корешки»
«Фрукты» - игра-драматизация по мотивам сказки В. Сутеева «Мешок Яблок»
«Одежда», «Обувь» - инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша»
«Продукты питания» - с/р игры «Магазин», «Повар»
«Деревья, кустарники» с/р игра по мотивам рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»
«Посуда» - с/р игра «Чаепитие», игровые диалоги по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе»
«Профессии» -игра-инсценировка по стихотворению С. Михалкова «А что у вас?»
«Дикие животные. Животные наших лесов» - игры-инсценировки по сказкам «Рукавичка», «Зимовье зверей»
«Зимние развлечения и виды спорта» - игра-инсценировка по рассказу Н. Носова «На горке»
«Части тела. Туалетные принадлежности» - с/р игра по стихотворению Л. Воронковой «Маша-растеряша»
«Животные Севера и жарких стран» - настольный театр по стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей?»
Домашние птицы» - настольный театр по сказке Сутеева «Что за птица?»
Дом и его части - игра-драматизация по сказке «Теремок»
Этикет - запланированные диалоги (пара детей вытягивает карточку с заданной ситуацией: сюжетная картинка или условный значок в зависимости от уровня развития ребенка) «Город воспитанных детей»
Перелетные птицы - кукольный театр «Дюймовочка»
Таким образом, все виды сюжетно-ролевой игры способствуют развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно-ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.
В заключение я хочу напомнить слова К.Д. Ушинского: «…для дитяти игра - действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее, а понятнее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт…»
Список использованной литературы:
Казанкова Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 669-673. — URL https://moluch.ru/archive/131/36256/ (дата обращения: 18.09.2019).
Протодьяконова Н. В., Иванова Н. Н. Использование сюжетно-ролевых игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 91–96. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56594.htm.
Чурина Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Жукова Р.А. Театрализованная деятельность. - Волгоград, 2006.
Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду,- М., 2004.
Петрова Т.И, Сергеева Е.Л, Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду - Школьная Пресса, 2000.
Поляк Л.Я. Театр сказок. - М., 2001.
Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"
Данный материал содержит практические советы для родителнй по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...
Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...
Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».
В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Презентация для воспитателей всех возрастных групп...
"ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста ч...
Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников
Игра-драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает язык, характерный для героев ого или другого литературного произведения....
«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игр...