Выступление на семинаре-практикуме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи, коммуникативных навыков и условие социализации дошкольника»
консультация по логопедии

Коробова Елена Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре-практикуме

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи, коммуникативных навыков и условие социализации дошкольника»

Слайд 1

Речевое развитие детей – одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает.

Одним из ведущих средств развития речи у детей дошкольного возраста является общение. Его содержание и формы определяют содержание и уровень развития речи детей. Особое значение в развитии речи дошкольников имеет диалог, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, содержательное общение. Диалог важен для развивающейся личности дошкольника, он является школой овладения родным языком, средством социализации ребенка.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.

Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, поэтому многое в ней подразумевается благодаря знанию ситуации обоими собеседниками. Диалогическая речь непроизвольна, реактивна; она мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи. Именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка.

В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т. е. в диалоге происходит зарождение и развитие навыков монологической речи.

Выделяют несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения:

- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать);

- доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

-говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.

3. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

4. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

5.Умения речевого этикета.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи.

Диалогические умения дошкольников - это умения детей взаимодействовать между собой, вступать в разговор, поддерживать и завершать его в соответствии с правилами речевого этикета, уместно используя устоявшиеся языковые выражения; выражаться логично, связно.

Слайд 2

Сюжетно-ролевая игра — согласно взглядам ведущих отечественных психологов -  ведущая деятельность дошкольного возраста. Она в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Особенно важными для развития диалогической речи имеет прежде всего творческая  сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

Только тогда игра оказывает развивающее влияние, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.Для воспитателя цель игры в развитии диалогической речи детей - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Игру в дошкольном возрасте ничем не заменить. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Особенно важными для развития диалогической речи имеет прежде всего творческая  сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.

Слайд 3

     Для достижения оптимального результата в решении задачи по становлению общения со сверстниками, необходимо руководство со стороны педагога в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.

  1. Традиционный подход к руководству: Игра - деятельность самостоятельная, обучать игре не надо, вмешательство педагога в детскую игру неуместно, важно дать ребенку знания из разных источников об окружающей действительности и возможность применять их на собственном опыте.  В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам
  2. Партнерский подход к руководству  заключается в формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание. Воспитатель партнер ребенка по игре. Разворачивать совместную игру с детьми воспитатель должен так, чтобы на каждом этапе ими осваивался новый, более сложный способ построения игры.
  3.  Комплексный подход предлагают осуществление руководства игрой путем использования педагогом совокупности методов и приемов. Основные компоненты этого подхода: обогащение реального опыта и активной деятельности детей; совместные обучающие игры; предметно-игровая среда; активизирующее общение взрослого с детьми. Педагог – организатор игры, это требует от него развития игровых умений детей и создание условий для самостоятельной творческой игры детей.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

- обеспечение каждого члена детской группы возможностью для активного участия во всех ее делах;

- получение богатого и разнообразного опыта, общения со сверстниками и совместной деятельности в группах;

- использование в группах таких норм правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план;

- воссоздание в практической деятельности детей групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, становясь взрослыми, обязательно столкнутся;

- выявление задатков ребенка и превращение их в способности самодеятельности детей предполагает их свободу в выборе партнеров, темы и игровых действий и допускает участие взрослого лишь в роли равноправного партнера.

Слайд 4

Для того чтобы обучение сюжетно-ролевой игре детей проходило полноценно и игры выполняли функцию формирования коммуникативных навыков, в детских садах должны быть созданы необходимые условия:

- создание условий для игр в течение дня;

- организация взрослыми субъективного взаимодействия между детьми в процессе игры;

- развитие общения ребенка со взрослыми и со своими сверстниками;

- обучения навыкам игрового взаимодействия;

- организация работы по обогащению содержания игр;

-своевременное введение вербальных и невербальных средств коммуникации.

В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточено на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес возникает в процессе получения дошкольниками ярких представлений об окружающей жизни. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредственном ознакомлении с тем или иным явлением. При ознакомлении с окружающим педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре в соответствии с их возрастом. Например, в играх на транспортную тематику (в шофера, в машиниста) воспитатель ведет детей на остановку городского транспорта, специально просит шофера, который привозит продукты в дошкольное учреждение, побеседовать с детьми, показать кабину своей машины, разрешить посидеть там, подержавшись за руль. С детьми 4-6 лет можно рассмотреть соответствующий иллюстративный материал, почитать им книги, провести беседу.

Слайд 5

Педагогическое руководство развитием сюжетно-отобразительных игр в раннем возрасте,на 1 этапе, осуществляется через:

-показ воспитателем действий (Вот, посмотри, уложим Катю в кроватку, укроем одеялом…) ;

-показ воспитателем действий с предметами, сопровождаемый словом, раскрывающим результат действия (перелили воду), его значение (перелили воду в чашку, чтобы пить), оценку действия (ловко получилось – воду не пролили);

- прямые указания к действию ( Покачай куклу);

-словесные инструкции, не раскрывающие способа действия, а вызывающие воспоминания о знакомом действии и подсказывающие его воспроизведение (Посмотри, твоя дочка хочет спать);

-игры-инсценировки помогают детям выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой, формировать навыки выполнения с помощью взрослого несколько игровых действий ( Покормим мишку, куклу).

На втором этапе (3 года — 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).

Самыми любимыми сюжетно-ролевыми играми детей среднего дошкольного возраста можно назвать игры на бытовые сюжеты, например, «Семья».Для выявления детского опыта по данной теме воспитатель проводит беседы. Тех, у кого есть маленькие братики и сестренки, просит рассказать, как за ними ухаживают дома. Углубление знаний осуществляется под воздействием художественной литературы. Например, Е.Благинина «Аленушка», А. Барто «Машенька». Целесообразно провести беседу, в которой уточнить кто заботиться о младших? Каким образом? Воспитатель советует, как лучше выполнить ту или иную роль, помогает детям принять на себя конкретные роли, вступить в диалог, взаимодействовать в группе в соответствии с ролью.

На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой  - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.

Следует учитывать правило: по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приемы воздействия (напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное изменение игровой среды, организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре).

В старших группах руководство педагога в сюжетно-ролевых играх также заключается в проведении подготовительных работ, планировании с детьми игры. Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его. Такая игра предполагает включение элементов планирования, общение детей, выполнение роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распределить роли.

Слайд 6

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра имеет огромное  значение в развитии диалогической речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Самообразование воспитателя Юрченко О.Д. по теме «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи, коммуникативных навыков и социализации ребёнка»

Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Игра помогает решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у...

Парциальная программа. Сюжетно - ролевая игра как средство развития социально коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с ТНР.

Материал будет интерес воспитателям и специалистам ДОУ, работающие в группах с детьми с ОВЗ. Центральными задачами программы являются:  спосбствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их фи...

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...

Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»

Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольный период детства ребенок приобретает первоначальные знания о...

Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»

Одним из эффективных средств формирования коммуникативных навыков дошкольников является игра.Среди всех игр особое, ведущее место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети берут на себя роли вз...