Рекомендации по обучению грамоте на летний период для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка (старшая группа)

Фомина Вера Викторовна

Рекомендации разработы для повторения пройденного материала программы старшей группы компенсирущей направленности. Материал удобно использовать как логопедам, так и воспитателям. Представлен в виде заданий оформленный понедельно. Включает в себя: игры и упражнения для закрепления звукового, буквенного анализа, синтеза, чтения, зауивания стихотворений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_na_letnie_kanikuly.docx347.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей на летние каникулы

Старайтесь каждый день прочитывать несколько небольших слов (см. таблица для чтения)

Июнь 1-я неделя

1. Прочитать слоги и снизу нарисовать звуковую схему: (цветные кружочки: гласны звук –красным карандашом, твердый согласный – синим, мягкий согласный – зеленым)

МА      ДА    ТА     АМ      АТ

2. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:

МАМА                       ДИМА  

3. Выучить схему слова. Ребенок должен четко знать: начало слова – первый звук, конец слова – последний звук, середина – все остальное в середине слова.

4. Где звук [м] в слове (в начале, середине, конце). Взрослый читает слова, выделяя голосом звук [м]. Нарисовать синий кружок

         Муха                   дом                комок                      

 

Июнь 2-я неделя

1. Прочитать слоги:

МА    МУ   ДЫ   МО   МИ   ТА   НИ   ТУ    КО

2. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:

ТОМА                       ТИМА

 

3. Поиграть в игру «Цепочка слов» Вы называете слово, а ребенок на последний звук придумывает своё слово и т.д.

Например: сом – мама – автобус – собака - …

Помните правила: в этой игре играют слова, как мы их произносим, а не как пишем. Будьте внимательны

4. Выучите стихотворение (развиваем память):

РОМАШКА

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Такие веселые

Эти ромашки –

Вот – вот заиграют,

Как дети, в пятнашки.

                         Е. Серова

Июнь 3-я неделя

1. Прочитать слоги:

НА   ТИ   ДУ      АТ  БО   МУ    БИ

2. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:

Б А Т У Т                   Б И Т А  

3. Повторить стихотворение «Ромашка»

4. Где звук [т] в слове (в начале, середине, конце). Взрослый читает слова, выделяя голосом звук [т]. Нарисовать синий кружок

       трава                     утка                   батут                        

 

5. Игра «Эхо» (различать звуки [т] и [д] в слогах)

Повтори за мной:

Да – та                        та – да – та – да

Та – да                        да – та – да – та

Да – та – да                 то – то – до – то

Ты – ды – ты               ду – ду – ту – ту

июнь 4-я неделя

1. Прочитать слоги:

НА  БО    ТЫ    НИ   КА  ТО  УМ  

2. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:

НИНА  

                   

3. Выучить стихотворение П. Прануза «Я рисую лето»,

Я рисую лето –

А какого цвета?

Красной краской –

Солнце,

На газонах розы,

А зеленой – поле,

На лугах покосы.

Синей краской – небо

И ручей певучий.

А какую краску

Я оставлю туче?

Я рисую лето –

Очень трудно это…

4. Назови первый звук в слове (взрослый читает слова, выделяя первый звук в слове голосом и длительным произнесением):

Арбуз        ослик    Таня     бобр     белка     палка     пижама     дом    Дима    мир   мама

Июль 1-я неделя

1. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:

ТУМ   БА                   Б И Т А  

2. Посчитать слоги и рядом нарисовать цифру-ответ. Слова читает взрослый, а слоги считает ребенок.

Корова             теленок                 бык                  коровник

 

Лошадь                жеребенок                 конь                  конюшня

3. Повторить стихотворение П. Прануза «Я рисую лето».

4. Где звук [пь] в слове (в начале, середине, конце). Взрослый читает слова, выделяя голосом звук [пь]. Нарисовать зеленый кружок

       петух              голупь                     капитан

 

5. Поиграть в игру «Цепочка слов» Вы называете слово, а ребенок на последний звук придумывает своё слово и т.д.

Например: сом – мама – автобус – собака - …

Помните правила: в этой игре играют слова, как мы их произносим, а не как пишем. Будьте внимательны

6. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [б]»

Б, п, б, а, б, в                  ба, бо, да, ту, бы

Бобы, бок, сад, папа, бак

июль 2-я неделя

1. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:

                                   ИДИ  

2. Соедини две половинки слов и прочитай.

     МА                           ДА                             БА

                                                   МА

                   ША                                                      БА

                                           

3. Нарисовать рисунок «Лето»

4. Посчитать (можно на пальчиках) сколько звуков в слове и в кружочке нарисовать нужную цифру. Когда говорим слово, его пропеваем и загибаем на каждый звук палец.

         

C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\211.gif       C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\219.gif         C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\mini_575.gif

Июль 3-я неделя

1. Читать

У ДО-МА ДИ-МЫ ДЫМ.

2. Посчитать слоги и рядом нарисовать цифру-ответ. Слова читает взрослый, а слоги считает ребенок.

лето                        тепло                      радуга

море                  загар                      песок

3. Выучить стихотворение С. Маршака «Радуга». Нарисовать радугу цветными карандашами.

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел, трава блестит,

В небе радуга стоит.

4. Где звук [а] в слове (в начале, середине, конце). Взрослый читает слова, выделяя голосом звук [а]. Нарисовать красный кружок

       аист                    мак                     мышка                                          

 

5. Проиграть в игру «Цепочка слов»

Июль 4-я неделя

1.  В каком домике  живет? Проведи линию от картинки к домику. Сделай звуковую схему (раскрась квадратики)

            C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\211.gif

2. Назови последний звук в слове (взрослый читает, выделяя голосом последний звук)

Пила, окно, какаду, штаны,  игрушки,   кот, сом, плот

3. Где звук [у] в слове (в начале, середине, конце). Взрослый читает слова, выделяя голосом звук [у]. Нарисовать красный кружок

        Муха                  уши                 какаду                                          

 

4. Повторить стихотворение С. Маршака «Радуга».

Август 1-я неделя

1.Назови картинки. Соедини предметы с нужными буквами.C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\224.gif

                             С                З

C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\1.gif    C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\221.gifC:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\mini_242.gif

C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\219.gifC:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\imagesCAKCO1FP.jpg

2. Прочитать слоги и снизу нарисовать звуковую схему

СА     ЗИ      ЗА      ОС      ЗО         СИ  

3. Игра «Эхо» (различать звуки [с] и [з] в слогах)

Повтори за мной:

Са – за                       са – за – са – за

Зо – со                       со – зо – со – со

Су – зу – су               за – за – са – са

Зу – су – зу               сы – зы – зы – сы

4. Игра «Цепочка слов»

5. «Хлопни в ладоши, когда услышишь [з]»

З, х, с, з, с, з          за, са, зу, зы, ас, зэ

Заяц, зубы, Зина, сом, усы, Зоя

Август 2-я неделя

  1.Назови картинки. Соедини предметы с нужными буквами.C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\224.gif

 C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\0.gif

                                     Ш             С             Ж

C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\221.gif

C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\474.gifC:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\mini_227.gif

C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\mini_240.gif

C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\216.gif

2. Прочитать слоги и снизу нарисовать звуковую схему

ША     ЖИ     ОШ     ЖА   ЦА   ЧИ   АЧ

3.Игра «Эхо» (различать звуки [c], [ш], [ж] в слогах)

Повтори за мной:

Са – ша           са-ша-са                со-жо-со-жо

Жа – са           ша-жа-ша              шу-шу-жу-жу

Аш-ас             аса-аша-аса            сы-ши-сы-ши

4. Хлопни в ладоши столько раз, сколько звуков [ш] в слове:

Шуба           шишка           малыш

Шарф          шашлык        груша

Август 3-я неделя

1. Кто в каких домиках живет. Догадайся и проведи линию от картинки к домику. Сделай звуковую схему дальше (раскрась квадратики) и (картинки цветными карандашами)

C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\217.gif                        C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\215.gif 

2. «Четвертый лишний»

Обведи лишнюю букву в кружок и объясни почему (гласные, согласные)

А  О  М  И               Т М  П  У          Т  Б  А  К

О  И  Х  Ы           К  Г  Х  А           М  И  А  О

3. «Цепочка слов»

Август 4-я неделя

  1. «Где спрятался звук [Ш] в слове». Ребенок выполняет это задание самостоятельно

C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\215.gif      C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\212.gif    C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\imagesCASZQR45.jpg

                                                                                                             

  1. Какой первый звук в слове:

арбуз, облако, игла, санки, шуба

Какой последний звук в слове:

Пила, колесо, иглы, автобус, ком

Какой звук в середине слова:

Рак, сом, дым, усы, уши, ужи

  1. Звуковой анализ слова. Ребенок выполняет самостоятельно

C:\Documents and Settings\Вера\Мои документы\картинки\mini_231.gif

                                         

Таблица для чтения

ИЮНЬ (используйте линейку под строчкой которую читаете)  тренировать звуковой анализ слов – под словами рисовать цветные кружочки

МА-МА        ДЫМ       ДИ-МА      ДОМ      МО-ДА  

ИДА              ИДУ          ТОМ        ТУТ        ТИ-МА    

ТО-МА        ТИМ        ТЫ        ТАМ            БА-БА    

БОБ        БИМ        БОМ        БЫТ      ПА-ПА       ПОТ  

 ПУ-МА      ВОТ     И-ВА     ВА-ТА     ВО-ВА     ВЫ  

ВО-ДА           ДВА         ФИ-МА      МИФ     НА  

     

НА-ТА        НИ-НА        НО-ТА       БА-НАН      И-ВАН  

ИЮЛЬ

МАК      БАК       ТАК       ТОК      ТУК      БЫК     КОМ  

МА-КИ        КОТ         КТО         МУ-КА        УТ-КА      

 ПА-УК           КИТ            ТАП-КИ               КА-ТОК

 БУ-ТОН          ВАТ-КА              ТЫК-ВА          КО-ТИК  

     ГО-ГА      ГА-МАК     КНИ-ГА        МАГ-НИТ     ГУ-БЫ  

ВА-ГОН       БУ-МА-ГА      МОХ       У-ХА        МУ-ХА    

 

МУ-ХИ        ПИХ-ТА       ХА-ТА        ХАТ-КА       ЭХ    

 ЭМ-МА                 Э-ТИ    

АВГУСТ

Переставь буквы и запиши слово

Мнго – гном   (образец)

Оигн-

Твни-

уох

хума

упх

оэх

Соедини стрелочками половинки слов

Фон    коф     фан         фи  

та        тик     тан        ник    

У        о        ду       мо       ди  

дин   дав    ва        хи   да  

Таблица для чтения (для тренеровки)

Звуковой анализ. Прочитай слово и нарисуй под буквой цветной кружок

Би-дон     Ва-дим    му-ка    пу-ма

 ку-пи    па-ук    ма-ки     ка-пот      ки-ты   нит-ки      но-ты   ок-на       по-ни    о-хо-та      ти-хо     хо-хот бинт     бант    ку-бик     кап-кан   пих-та      бук-вы    фи-ник    

 та-пок    гу-бы      кни-га     ва-гон

бу-ма-га          кот          ку-ма        тут       му-ка    

 СИ-МА            СОК               СТА-КАН           ЗОНТ          

 ЗУ-БЫ              ЗИ-МА          МА-ГА-ЗИН        

МУ-ЗЫ-КА        ЗА-НО-ЗА       ЗА-МОК       ТА-ЗИК

ТУ-ЗИК         ЗА-ПА-СЫ        СПИ-ЦА      СИ-НИ-ЦА

УМ-НИ-ЦА       ШИ-НА       МА-ШИ-НА      ШУ-БА

ШКАФ       КОШ-КА      КА-МЫШ      ШАП-КА    

КАШ-КА        ШОК        МЫШ-КА      МИШ-КА

 МУШ-КА       ПА-ША      СА-ША           ДА-ША

   

ЖИ-ВОТ      ЗА-БА-ВА      ЖДУ        ЗА-ЖИМ          

КО-ЖА         ЖУ-КИ      УЖА-ТА      У-ЖИН

 ЖА-ДИ-НА           ЖАЖ-ДА        БОЧ-КА          

 ДОЧ-КА           КОЧ-КА      МОЧ-КА        БА-ЧОК        

ЗНА-ЧОК     КАЧ-КА            ПОЧ-КА          ТУ-ЧА          

ТУЧ-КА           ЩУ-КА        И-ЩИ            ЧИ-ЩУ        

ЧА-ЩА          ПИ-ЩА           ГУ-ЩА          ЧАЙ

МАЙ              ЗАЙ-КА             МАЙ-КА           ГАЙ-КА    

ДУЙ           МОЙ            МОЙ-КА               КОЙ-КА  

СОЙ-КА           ПОЙ           ЙОД            ЗИ-НА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки  для детей подготовительной к школе группы....

методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Презентация на тему: «Звукобуквенный анализ слов и обучение грамоте на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста».

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова - длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей: это и фронтальные занятия, и подгрупповые и индивидуальные, и конечно же в иг...

Обучение грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий детей старшего дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»

С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и дру...

Конспект занятия по обучению грамоте «Посылка от Машеньки» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...