Рекомендации по обучению грамоте на летний период для родителей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка (старшая группа)
Рекомендации разработы для повторения пройденного материала программы старшей группы компенсирущей направленности. Материал удобно использовать как логопедам, так и воспитателям. Представлен в виде заданий оформленный понедельно. Включает в себя: игры и упражнения для закрепления звукового, буквенного анализа, синтеза, чтения, зауивания стихотворений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley_na_letnie_kanikuly.docx | 347.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей на летние каникулы
Старайтесь каждый день прочитывать несколько небольших слов (см. таблица для чтения)
Июнь 1-я неделя
1. Прочитать слоги и снизу нарисовать звуковую схему: (цветные кружочки: гласны звук –красным карандашом, твердый согласный – синим, мягкий согласный – зеленым)
МА ДА ТА АМ АТ
2. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:
МАМА ДИМА
3. Выучить схему слова. Ребенок должен четко знать: начало слова – первый звук, конец слова – последний звук, середина – все остальное в середине слова.
4. Где звук [м] в слове (в начале, середине, конце). Взрослый читает слова, выделяя голосом звук [м]. Нарисовать синий кружок
Муха дом комок
Июнь 2-я неделя
1. Прочитать слоги:
МА МУ ДЫ МО МИ ТА НИ ТУ КО
2. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:
ТОМА ТИМА
3. Поиграть в игру «Цепочка слов» Вы называете слово, а ребенок на последний звук придумывает своё слово и т.д.
Например: сом – мама – автобус – собака - …
Помните правила: в этой игре играют слова, как мы их произносим, а не как пишем. Будьте внимательны
4. Выучите стихотворение (развиваем память):
РОМАШКА
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки –
Вот – вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
Е. Серова
Июнь 3-я неделя
1. Прочитать слоги:
НА ТИ ДУ АТ БО МУ БИ
2. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:
Б А Т У Т Б И Т А
3. Повторить стихотворение «Ромашка»
4. Где звук [т] в слове (в начале, середине, конце). Взрослый читает слова, выделяя голосом звук [т]. Нарисовать синий кружок
трава утка батут
5. Игра «Эхо» (различать звуки [т] и [д] в слогах)
Повтори за мной:
Да – та та – да – та – да
Та – да да – та – да – та
Да – та – да то – то – до – то
Ты – ды – ты ду – ду – ту – ту
июнь 4-я неделя
1. Прочитать слоги:
НА БО ТЫ НИ КА ТО УМ
2. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:
НИНА
3. Выучить стихотворение П. Прануза «Я рисую лето»,
Я рисую лето –
А какого цвета?
Красной краской –
Солнце,
На газонах розы,
А зеленой – поле,
На лугах покосы.
Синей краской – небо
И ручей певучий.
А какую краску
Я оставлю туче?
Я рисую лето –
Очень трудно это…
4. Назови первый звук в слове (взрослый читает слова, выделяя первый звук в слове голосом и длительным произнесением):
Арбуз ослик Таня бобр белка палка пижама дом Дима мир мама
Июль 1-я неделя
1. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:
ТУМ БА Б И Т А
2. Посчитать слоги и рядом нарисовать цифру-ответ. Слова читает взрослый, а слоги считает ребенок.
Корова теленок бык коровник
Лошадь жеребенок конь конюшня
3. Повторить стихотворение П. Прануза «Я рисую лето».
4. Где звук [пь] в слове (в начале, середине, конце). Взрослый читает слова, выделяя голосом звук [пь]. Нарисовать зеленый кружок
петух голупь капитан
5. Поиграть в игру «Цепочка слов» Вы называете слово, а ребенок на последний звук придумывает своё слово и т.д.
Например: сом – мама – автобус – собака - …
Помните правила: в этой игре играют слова, как мы их произносим, а не как пишем. Будьте внимательны
6. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [б]»
Б, п, б, а, б, в ба, бо, да, ту, бы
Бобы, бок, сад, папа, бак
июль 2-я неделя
1. Прочитать слова и снизу, под буквами нарисовать звуковую схему:
ИДИ
2. Соедини две половинки слов и прочитай.
МА ДА БА
МА
ША БА
3. Нарисовать рисунок «Лето»
4. Посчитать (можно на пальчиках) сколько звуков в слове и в кружочке нарисовать нужную цифру. Когда говорим слово, его пропеваем и загибаем на каждый звук палец.
Июль 3-я неделя
1. Читать
У ДО-МА ДИ-МЫ ДЫМ.
2. Посчитать слоги и рядом нарисовать цифру-ответ. Слова читает взрослый, а слоги считает ребенок.
лето тепло радуга
море загар песок
3. Выучить стихотворение С. Маршака «Радуга». Нарисовать радугу цветными карандашами.
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит.
4. Где звук [а] в слове (в начале, середине, конце). Взрослый читает слова, выделяя голосом звук [а]. Нарисовать красный кружок
аист мак мышка
5. Проиграть в игру «Цепочка слов»
Июль 4-я неделя
1. В каком домике живет? Проведи линию от картинки к домику. Сделай звуковую схему (раскрась квадратики)
2. Назови последний звук в слове (взрослый читает, выделяя голосом последний звук)
Пила, окно, какаду, штаны, игрушки, кот, сом, плот
3. Где звук [у] в слове (в начале, середине, конце). Взрослый читает слова, выделяя голосом звук [у]. Нарисовать красный кружок
Муха уши какаду
4. Повторить стихотворение С. Маршака «Радуга».
Август 1-я неделя
1.Назови картинки. Соедини предметы с нужными буквами.
С З
2. Прочитать слоги и снизу нарисовать звуковую схему
СА ЗИ ЗА ОС ЗО СИ
3. Игра «Эхо» (различать звуки [с] и [з] в слогах)
Повтори за мной:
Са – за са – за – са – за
Зо – со со – зо – со – со
Су – зу – су за – за – са – са
Зу – су – зу сы – зы – зы – сы
4. Игра «Цепочка слов»
5. «Хлопни в ладоши, когда услышишь [з]»
З, х, с, з, с, з за, са, зу, зы, ас, зэ
Заяц, зубы, Зина, сом, усы, Зоя
Август 2-я неделя
1.Назови картинки. Соедини предметы с нужными буквами.
Ш С Ж
2. Прочитать слоги и снизу нарисовать звуковую схему
ША ЖИ ОШ ЖА ЦА ЧИ АЧ
3.Игра «Эхо» (различать звуки [c], [ш], [ж] в слогах)
Повтори за мной:
Са – ша са-ша-са со-жо-со-жо
Жа – са ша-жа-ша шу-шу-жу-жу
Аш-ас аса-аша-аса сы-ши-сы-ши
4. Хлопни в ладоши столько раз, сколько звуков [ш] в слове:
Шуба шишка малыш
Шарф шашлык груша
Август 3-я неделя
1. Кто в каких домиках живет. Догадайся и проведи линию от картинки к домику. Сделай звуковую схему дальше (раскрась квадратики) и (картинки цветными карандашами)
2. «Четвертый лишний»
Обведи лишнюю букву в кружок и объясни почему (гласные, согласные)
А О М И Т М П У Т Б А К
О И Х Ы К Г Х А М И А О
3. «Цепочка слов»
Август 4-я неделя
- «Где спрятался звук [Ш] в слове». Ребенок выполняет это задание самостоятельно
- Какой первый звук в слове:
арбуз, облако, игла, санки, шуба
Какой последний звук в слове:
Пила, колесо, иглы, автобус, ком
Какой звук в середине слова:
Рак, сом, дым, усы, уши, ужи
- Звуковой анализ слова. Ребенок выполняет самостоятельно
Таблица для чтения
ИЮНЬ (используйте линейку под строчкой которую читаете) тренировать звуковой анализ слов – под словами рисовать цветные кружочки
МА-МА ДЫМ ДИ-МА ДОМ МО-ДА
ИДА ИДУ ТОМ ТУТ ТИ-МА
ТО-МА ТИМ ТЫ ТАМ БА-БА
БОБ БИМ БОМ БЫТ ПА-ПА ПОТ
ПУ-МА ВОТ И-ВА ВА-ТА ВО-ВА ВЫ
ВО-ДА ДВА ФИ-МА МИФ НА
НА-ТА НИ-НА НО-ТА БА-НАН И-ВАН
ИЮЛЬ
МАК БАК ТАК ТОК ТУК БЫК КОМ
МА-КИ КОТ КТО МУ-КА УТ-КА
ПА-УК КИТ ТАП-КИ КА-ТОК
БУ-ТОН ВАТ-КА ТЫК-ВА КО-ТИК
ГО-ГА ГА-МАК КНИ-ГА МАГ-НИТ ГУ-БЫ
ВА-ГОН БУ-МА-ГА МОХ У-ХА МУ-ХА
МУ-ХИ ПИХ-ТА ХА-ТА ХАТ-КА ЭХ
ЭМ-МА Э-ТИ
АВГУСТ
Переставь буквы и запиши слово
Мнго – гном (образец)
Оигн-
Твни-
уох
хума
упх
оэх
Соедини стрелочками половинки слов
Фон коф фан фи
та тик тан ник
У о ду мо ди
дин дав ва хи да
Таблица для чтения (для тренеровки)
Звуковой анализ. Прочитай слово и нарисуй под буквой цветной кружок
Би-дон Ва-дим му-ка пу-ма
ку-пи па-ук ма-ки ка-пот ки-ты нит-ки но-ты ок-на по-ни о-хо-та ти-хо хо-хот бинт бант ку-бик кап-кан пих-та бук-вы фи-ник
та-пок гу-бы кни-га ва-гон
бу-ма-га кот ку-ма тут му-ка
СИ-МА СОК СТА-КАН ЗОНТ
ЗУ-БЫ ЗИ-МА МА-ГА-ЗИН
МУ-ЗЫ-КА ЗА-НО-ЗА ЗА-МОК ТА-ЗИК
ТУ-ЗИК ЗА-ПА-СЫ СПИ-ЦА СИ-НИ-ЦА
УМ-НИ-ЦА ШИ-НА МА-ШИ-НА ШУ-БА
ШКАФ КОШ-КА КА-МЫШ ШАП-КА
КАШ-КА ШОК МЫШ-КА МИШ-КА
МУШ-КА ПА-ША СА-ША ДА-ША
ЖИ-ВОТ ЗА-БА-ВА ЖДУ ЗА-ЖИМ
КО-ЖА ЖУ-КИ УЖА-ТА У-ЖИН
ЖА-ДИ-НА ЖАЖ-ДА БОЧ-КА
ДОЧ-КА КОЧ-КА МОЧ-КА БА-ЧОК
ЗНА-ЧОК КАЧ-КА ПОЧ-КА ТУ-ЧА
ТУЧ-КА ЩУ-КА И-ЩИ ЧИ-ЩУ
ЧА-ЩА ПИ-ЩА ГУ-ЩА ЧАЙ
МАЙ ЗАЙ-КА МАЙ-КА ГАЙ-КА
ДУЙ МОЙ МОЙ-КА КОЙ-КА
СОЙ-КА ПОЙ ЙОД ЗИ-НА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей подготовительной к школе группы....
методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.
Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...
Презентация на тему:«Звукобуквенный анализ слов и обучение грамоте на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста».
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова - длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей: это и фронтальные занятия, и подгрупповые и индивидуальные, и конечно же в иг...
Обучение грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий детей старшего дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»
С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и дру...
Конспект занятия по обучению грамоте «Посылка от Машеньки» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста...