Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Тема «Малые фольклорные формы» Заучивание потешки «Как петух в печи пироги печёт...»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Юго-Восточный административный округ «Печатники»
ГОУ №2099
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
Тема «Малые фольклорные формы» Заучивание потешки «Как петух в печи пироги печёт...»
Подготовила: Помогаева Н.А.
Москва
Программное содержание:
Знакомить детей с устным народным творчеством: потешками, загадками, пословицами. Помочь детям запомнить и выразительно читать наизусть потешку - шутку. Чувствовать, понимать и воспроизводить русские поговорки о труде и лени. Закреплять представление о жанровых особенностях потешек, загадок, пословиц. Воспитывать уважение к живому, меткому народному слову, к творчеству русского народа.
Материал: Колокольчик, сережки, поднос, миска, деревянная иголка с ниткой.
Игрушки: петух, кошка, поросенок, конь, утка.
Подарки-сюрпризы для детей: книги-малютки русских потешек, загадок.
Предварительная работа.
- Беседы о домашних животных, их образе жизни, питании, о том, какую пользу приносят они человеку.
- Чтение рассказов, стихотворений, потешек по теме «Домашние животные» например, В. Хесин «Кошенька-мурлыка», Гайда Лагздынь «Кот Федот», Ю. Кушак «Покупал баран баранки», Инна Лшцук «Угадай».
- Отгадывание загадок о домашних животных:
Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает, Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки. (КОШКА)
И сметану, и кефир, Молоко и вкусный сыр, Чтобы были мы здоровы, Даст нам пестрая.....
(КОРОВА)
Кто я-догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу.
(ЛОШАДЬ)
У меня есть пятачок, Вместо хвостика-крючок, В луже я лежать люблю И похрюкивать: «Хрю!Хрю!» (СВИНЬЯ)
- Разучивание загадок, считалок, стихотворений, пословиц о домашних животных.
- Рисование по пословицам «Шуба овечки теплее любой печки», «Поросенка хоть мой, хоть не мой, он все в лужу лезет».
- Рисование картинок - схем домашних животных.
- Разучивание пословиц о труде.
Воспитатель приглашает детей в зал на занятие.
По дороге они находят колокольчик, клубок ниток, сапожок.
Кто же это все потерял?
Дети собирают все вещи в корзинку. Воспитатель говорит, что догадалась кто хозяин этих вещей. Дети загадку отгадают и хозяина каждой вещи узнают:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Ночью распевает Время считает. (Петух)
Дети: это петух. У него красивый хвост, на ногах шпоры. Он поет «кукареку» ровно в 2,4 часа ночи. Его называют «живой будильник».
Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине - спинка,
А на ней щетинка. (Свинья)
Дети: это поросенок. Его мордочка похожа на пятачок. Хвостик крючком загибается. Тело покрыто щетиной. У нас кожа, а у поросенка - щетина.
Пестрая крякушка Ловит лягушек,
Ходит в развалочку- Спотыкалочку. (Утка)
Дети: это утка. Она умеет крякать, поэтому ее называют крякушой. Утка смешно ходит, переваливается с лапки на лапку, как будто спотыкается.
Мягоньки лапки,
А в лапках цап-царапки. (Кошка)
Дети: это кошка. На лапках у кошки есть подушечки. Кошка ходит - свои коготки прячет. Идет кошка тихо, неслышно, чтобы к мыши подобраться. А свои коготки цап - царапки выпускает, когда мышь хватает.
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Конь)
Дети: это конь. Он соху таскает, поле вспахивать помогает, и боронить и хлеб убирать. Его в телегу запрягали, грузы разные перевозили. Поэтому его так уважительно называют: «первый на селе работник».
После каждой отгаданной загадки появляется игрушка - животное. Всех их дети рассаживают.
Воспитатель: Наши домашние животные собрались здесь, чтобы помочь нам запомнить потешку-шутку. Послушайте её.
Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьёт,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьёт,
Уточка в сережках избу метёт.
Теперь стало понятно, кому принадлежат наши находки. Раздайте их нашим гостям. Дети раздают:
Петуху - поднос, пироги складывать.
Кошке - иголку, чтобы рубаху шить.
Поросенку — миску.
Дети: ступу мы не нашли. Но в миске тоже можно горох толочь.
Коню дети дают колокольчик.
Уточке - сережки.
Воспитатель: Возьмите себе одного из наших гостей, запомните строчку из потешки, где говориться о нем. Каждый из вас скажет о своем домашнем животном - получится потешка.
Послушайте еще раз. Но теперь договаривайте окончание.
Как петух в печи ... .пироги печет,
Кошка на окошке ... .рубаху шьёт.
А теперь расскажите петушку сами. Дети рассказывают потешку, каждый говорит о том домашнем животном, которое выбрал и сажают их на место. Воспитатель: Спасибо вам, дорогие гости, что помогли нашим ребятам. А теперь дети сами попробуют превратиться в героев потешки.
Вокруг себя повернись,
В героя потешки превратись.
Дети имитируют игровые действия потешки под музыкальное сопровождение. С окончанием музыки свободно рассаживаются по ковру.
Воспитатель: Как трудились в потешке животные?
Дети: Дружно. Каждый из них делал свое дело
Воспитатель: Какие пословицы о труде вы знаете?
Ответы детей:
Труд кормит, а лень портит.
Какова пряха, такова на ней рубаха.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Сделал дело - гуляй смело.
Делу время - потехе час.
Воспитатель: Я знаю одну замечательную пословицу. Она о нашей жизни в детском саду.
Учиться - всегда пригодиться.
Запомните её. Ведь мы с вами учимся. Чему?
Ответы детей: рисовать, лепить, плавать, разговаривать, правильно слова и звуки произносить; природу знать, любить и беречь; учимся трудиться.
Вот и сегодня на занятие мы выучили потешки. Теперь каждый из вас может рассказать её самостоятельно. А помогут вам схемы.
Приложение.
Пословицы о труде.
* Труд кормит, а лень портит.
* Хочешь есть калачи-не сиди на печи.
* Маленькое дело лучше большого безделья.
* Какова пряха, такова на ней рубаха.
* Делу время - потехе час.
* Красива птица пеньем, а человек уменьем.
* Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
* Сделал дело-гуляй смело.
* Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с художественной литературой ТЕМА: «В мире сказок А.С. Пушкина». для детей средней группы.
"В мире сказок А.С.Пушкина"...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»
Уточнить и закрепить представления о Родине, родном крае....
«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»
В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средств...
Фотоотчёт к консультации «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»
Фольклорно-игровые занятия требуют от педагога профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен уметь петь, танцевать, играть на народных инструментах перевоплощать...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в группе раннего возраста . Чтение потешки «Как у нашего кота»"
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в группе раннего возраста .Чтение потешки «Как у нашего кота»"Цель: вызвать интерес к фольклору, учить концентрирова...
Развитие речи во второй младшей группе Тема: "Малые фольклорные формы Загадки, потешки"
Развитие речи во второй младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи. Норвежская народная сказка: "Пирог"
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи. Норвежская народная сказка: "Пирог"...