Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Тема «Малые фольклорные формы» Заучивание потешки «Как петух в печи пироги печёт...»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

для Детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Юго-Восточный административный округ «Печатники»

ГОУ №2099

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой

Тема «Малые фольклорные формы» Заучивание потешки «Как петух в печи пироги печёт...»

Подготовила: Помогаева Н.А.

Москва

Программное содержание:

Знакомить детей с устным народным творчеством: потешками, загадками, пословицами. Помочь детям запомнить и выразительно читать наизусть потешку - шутку. Чувствовать, понимать и воспроизводить русские поговорки о труде и лени. Закреплять представление о жанровых особенностях потешек, загадок, пословиц. Воспитывать уважение к живому, меткому народному слову, к творчеству русского народа.

Материал: Колокольчик, сережки, поднос, миска, деревянная иголка с ниткой.

Игрушки: петух, кошка, поросенок, конь, утка.

Подарки-сюрпризы для детей: книги-малютки русских потешек, загадок.

Предварительная работа.

  • Беседы о домашних животных, их образе жизни, питании, о том, какую пользу приносят они человеку.
  • Чтение рассказов, стихотворений, потешек по теме «Домашние животные» например, В. Хесин «Кошенька-мурлыка», Гайда Лагздынь «Кот Федот», Ю. Кушак «Покупал баран баранки», Инна Лшцук «Угадай».
  • Отгадывание загадок о домашних животных:

Что за зверь со мной играет? Не мычит, не ржет, не лает, Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки. (КОШКА)

И сметану, и кефир, Молоко и вкусный сыр, Чтобы были мы здоровы, Даст нам пестрая.....

(КОРОВА)

 

Кто я-догадайтесь сами.

Я везу зимою сани,

Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу.

(ЛОШАДЬ)

У меня есть пятачок, Вместо хвостика-крючок, В луже я лежать люблю И похрюкивать: «Хрю!Хрю!» (СВИНЬЯ)

 

  • Разучивание загадок, считалок, стихотворений, пословиц о домашних животных.
  • Рисование по пословицам «Шуба овечки теплее любой печки», «Поросенка хоть мой, хоть не мой, он все в лужу лезет».
  • Рисование картинок - схем домашних животных.
  • Разучивание пословиц о труде.

Воспитатель приглашает детей в зал на занятие.

По дороге они находят колокольчик, клубок ниток, сапожок.

Кто же это все потерял?

Дети собирают все вещи в корзинку. Воспитатель говорит, что догадалась кто хозяин этих вещей. Дети загадку отгадают и хозяина каждой вещи узнают:

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Ночью распевает Время считает. (Петух)

Дети: это петух. У него красивый хвост, на ногах шпоры. Он поет «кукареку» ровно в 2,4 часа ночи. Его называют «живой будильник».

Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине - спинка,

А на ней щетинка. (Свинья)

Дети: это поросенок. Его мордочка похожа на пятачок. Хвостик крючком загибается. Тело покрыто щетиной. У нас кожа, а у поросенка - щетина.

Пестрая крякушка Ловит лягушек,

Ходит в развалочку- Спотыкалочку. (Утка)

Дети: это утка. Она умеет крякать, поэтому ее называют крякушой. Утка смешно ходит, переваливается с лапки на лапку, как будто спотыкается.

Мягоньки лапки,

А в лапках цап-царапки. (Кошка)

Дети: это кошка. На лапках у кошки есть подушечки. Кошка ходит - свои коготки прячет. Идет кошка тихо, неслышно, чтобы к мыши подобраться. А свои коготки цап - царапки выпускает, когда мышь хватает.

Не пахарь, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Конь)


Дети: это конь. Он соху таскает, поле вспахивать помогает, и боронить и хлеб убирать. Его в телегу запрягали, грузы разные перевозили. Поэтому его так уважительно называют: «первый на селе работник».

После каждой отгаданной загадки появляется игрушка - животное. Всех их дети рассаживают.

Воспитатель: Наши домашние животные собрались здесь, чтобы помочь нам запомнить потешку-шутку. Послушайте её.

Как петух в печи пироги печет,

Кошка на окошке рубаху шьёт,

Поросенок в ступе горох толчет,

Конь у крыльца в три копыта бьёт,

Уточка в сережках избу метёт.

Теперь стало понятно, кому принадлежат наши находки. Раздайте их нашим гостям. Дети раздают:

Петуху - поднос, пироги складывать.

Кошке - иголку, чтобы рубаху шить.

Поросенку — миску.

Дети: ступу мы не нашли. Но в миске тоже можно горох толочь.

Коню дети дают колокольчик.

Уточке - сережки.

Воспитатель: Возьмите себе одного из наших гостей, запомните строчку из потешки, где говориться о нем. Каждый из вас скажет о своем домашнем животном - получится потешка.

Послушайте еще раз. Но теперь договаривайте окончание.

Как петух в печи ... .пироги печет,

Кошка на окошке ... .рубаху шьёт.

А теперь расскажите петушку сами. Дети рассказывают потешку, каждый говорит о том домашнем животном, которое выбрал и сажают их на место. Воспитатель: Спасибо вам, дорогие гости, что помогли нашим ребятам. А теперь дети сами попробуют превратиться в героев потешки.

Вокруг себя повернись,

В героя потешки превратись.

Дети имитируют игровые действия потешки под музыкальное сопровождение. С окончанием музыки свободно рассаживаются по ковру.

Воспитатель: Как трудились в потешке животные?

Дети: Дружно. Каждый из них делал свое дело        

Воспитатель: Какие пословицы о труде вы знаете?

Ответы детей:

Труд кормит, а лень портит.

Какова пряха, такова на ней рубаха.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Сделал дело - гуляй смело.

Делу время - потехе час.

Воспитатель: Я знаю одну замечательную пословицу. Она о нашей жизни в детском саду.

Учиться - всегда пригодиться.

Запомните её. Ведь мы с вами учимся. Чему?

Ответы детей: рисовать, лепить, плавать, разговаривать, правильно слова и звуки произносить; природу знать, любить и беречь; учимся трудиться.

Вот и сегодня на занятие мы выучили потешки. Теперь каждый из вас может рассказать её самостоятельно. А помогут вам схемы.


Приложение.

Пословицы о труде.

*        Труд кормит, а лень портит.

*        Хочешь есть калачи-не сиди на печи.

*        Маленькое дело лучше большого безделья.

*        Какова пряха, такова на ней рубаха.

*        Делу время - потехе час.

*        Красива птица пеньем, а человек уменьем.

*        Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

*        Сделал дело-гуляй смело.

*        Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»

В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средств...

Фотоотчёт к консультации «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»

Фольклорно-игровые занятия требуют от педагога профессиональных знаний и умений в области народного  искусства. Педагог должен уметь петь, танцевать, играть на народных инструментах перевоплощать...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в группе раннего возраста . Чтение потешки «Как у нашего кота»"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в группе раннего возраста .Чтение потешки «Как у нашего кота»"Цель: вызвать интерес к фольклору, учить концентрирова...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи. Норвежская народная сказка: "Пирог"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи. Норвежская народная сказка: "Пирог"...