Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме
конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_s_podg.gr_._gnomiki_demnichenko_i.v.docx | 269.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность
в подготовительной группе «Гномики» «Путешествие в весенний лес»
МБДОУ ЦРР –д/с № 9 муниципального образования город Горячий Ключ
Программное содержание:
-закрепить знания детей о деревьях, растущих в данной местности, уметь классифицировать их, находить внешнее сходство и различие;
-учить правилам поведения в лесу;
-расширять и активизировать словарь детей;
-совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
-закреплять умение употреблять существительные в единственном и множественном числе, находить ошибки в согласовании частей речи в предложении;
-учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, формулировать развернутый и обоснованный ответ;
-закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов;
-совершенствовать фонематический слух;
-отрабатывать интонационную выразительность речи;
-развивать умение согласовывать части речи и упорядочивать слова в предложении, умение отгадывать предметы по существенным признакам, описанным в стихотворной форме;
-развивать мелкую моторику, осуществлять подготовку руки к письму;
-учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Материал: обручи, модули, карточки с изображением деревьев, с изображением деревьев и их плодов, ниточки, зашумленные рисунки листьев деревьев, фломастеры, карандаши, дорожка здоровья, мячик, экран, проектор, ноутбук, магнитофон.
Предварительная работа: образовательная деятельность в течение недели по теме «Деревья, лес», наблюдения за деревьями, птицами, рассматривание картинок и иллюстраций по теме, разучивание игр, просмотр слайдов о лесе, прослушивание аудиозаписи с голосами птиц, беседы о природе и правилах поведения в лесу.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:
Тает снежок,
ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети. Весной
Воспитатель. А какое время года сейчас?
Дети. Сейчас время года весна.
Воспитатель. Сколько весенних месяцев вы знаете?
Дети. Три.
Воспитатель. Как они называются?
Дети. Март, апрель, май.
Воспитатель. Отгадайте загадки:
Из старых листьев вылез шмель,
Цветет подснежником….(апрель)
Весна торопится на старт,
В ручьях весенних месяц….(март)
На луг буренку выгоняй,
Пришел с травой зеленый…(май)
Воспитатель. А какой месяц сейчас?
Дети. Апрель
Воспитатель. О чем эта загадка:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает
Дети. О лесе (слайд с видом леса- приложение 1)
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в весенний лес.
Там сейчас так хорошо –
Радостно, красиво и светло,
Весенний воздух свеж и чист.
И зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля,
Вокруг ручьи бегут звеня.
Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети читают стихотворение «Лесные правила», на экране соответствующие картины.(приложение 2.)
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь:
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять;
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель показывает пиктограмму «О правилах поведения в природе».
Теперь вы точно скажите, друзья,
Что же делать здесь нельзя?
Обведите буквой «О»,
Все, что быть здесь не должно (на картинке изображена лесная поляна после посещения туристами: дети обводят растоптанные грибы, консервные банки, разоренное гнездо, сорванные цветы…)
Молодцы, пришло время отправляться в путь!
Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес!
По тропинке мы пойдем,
Тихо мы в него войдем. Звучит музыка (аудиозапись «Голоса леса»)
Какой мягкий мох! Идем по нему неслышно, на носочках. Слушайте и наслаждайтесь чистым воздухом леса. Когда воздух чистый хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять напряжение. Как звонко поют птицы! Каких птиц вы слышите?
Ответы детей
Воспитатель. Д.И. «Кто как подает голос»
Воробей - чирикает,
ворона – каркает,
голубь – воркует,
сорока – стрекочет,
ласточка – щебечет,
соловей – заливается, свистит,
журавль – курлычет,
жаворонок – звенит.
Воспитатель. Давайте назовем птиц ласково. Д.И. «Назови ласково»
Воробей – воробышек, воробышки,
ворона – вороненок, воронята,
кукушка – кукушонок, кукушата,
журавль – журавленок, журавлята,
скворец – скворчонок, скворчата,
стриж – стрижонок, стрижата,
аист – аистенок, аистята,
лебедь – лебеденок, лебедята
Воспитатель. А теперь, я задам вам хитрые вопросы. Д.И. «Хитрые вопросы»
Чего больше – крыльев или птиц?
Чего больше – крыльев или лап?
Кто старше – птица или птенец?
Посмотрите, впереди непролазная чаща. Пойдем по узкой тропинке, не отставайте, ступайте точно друг за другом.
МП.И. «След в след»
Что вы видите в лесу? Какие деревья вам попадаются?
Д.И. «Какое слово самое короткое?»:
-береза, сосна, дуб, липа
-каштан, ель, ясень, осина
-ива, клен, тополь, рябина
Д.И. «Сосчитай до пяти»:
- Один могучий дуб, два могучих дуба, три…..
- Одна плакучая ива, две….
- Одна стройная береза, две….
- Один молодой клен, два…
- Одна высокая сосна, две….
Ребята, назовите, каких деревьев много в лесу?
Д.И. «Один – много»:
- Одна ольха – много ольх.
- Одна ель – много елей.
- Один клен – много кленов.
- Одна липа – много лип.
- Одна лиственница – много лиственниц.
Воспитатель. После сильного ветра повалились деревья. Нам придется через них перелезть. Мы попали с вами в лес, где растут одни ели.
Д.И. «Измени по образцу» сопровождается показом соответствующих слайдов (приложение 3):
- Ели – ельник (еловый лес).
- Дубы – дубрава (дубовый лес).
- Сосны – сосняк (сосновый бор).
- Осины – осинник (осиновая роща)
Воспитатель. Мы сейчас с вами превратимся в деревья.
Упражнение «Расскажи стихи руками». Дети имитируют движения.
Станем мы деревьями Сильными, большими | Ноги на ширине плеч, руки на поясе |
Ноги – это корни, Их расставим шире | Раздвигают ноги шире |
Чтоб держали дерево, Падать не давали | Сжатый кулак ставим над другим кулаком |
Из глубин далеких Воду доставали | Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются |
Тело наше – ствол могучий, | Раскрывают ладони, проводят вдоль тела сверху вниз |
Он чуть – чуть качается | Покачиваются из стороны в сторону |
И своей верхушкой острой | Складывают ладошки шалашиком, острым концом вверх |
В небо упирается | Поднимают соединенные руки вверх |
Наши руки – это ветви | Разжимают пальцы рук вверх, в сторону |
Крону вместе образуют | Смыкают пальцы над головой |
В кроне им совсем не страшно | Качают головой |
Когда ветры сильно дуют | качают поднятыми руками |
Пальцы веточками будут | Шевелят пальцами обеих рук |
Листья закрывают их | Прикрывают одну ладонь другой |
Как придет за летом осень Разлетятся листья вмиг | Поднимают вверх руки по очереди и разводят в стороны |
Воспитатель. Ребята, а как называют лес, в котором растут деревья разных пород?
Дети. смешанный лес. (дети берут карточки с изображениями разных деревьев- приложение 4)
Д.И. «Где растет дерево?». У детей карточки с изображением разных деревьев. По сигналу воспитателя они объединяются в хвойный, лиственный, смешанный лес.
Воспитатель. Слушайте внимательно и скажите, что не так? Д.И. «Что не так»:
- Под елью дети собирали…желуди (шишки). Как можно сказать по – другому?
- Осенью на деревьях появляются почки (весной)
- Деревья закачались, и подул ветер (ответы детей)
Молодцы! А теперь я вам задам умные задачки.
Д.И. «Умные задачки»:
- Каштан выше рябины, рябина выше осины. Какое дерево выше всех? (каштан)
- Сосна ниже ели, но выше клена. Какое дерево выше всех? (ель)
А еще я вам загадаю загадки. После правильного ответа на экране появляется изображение названного дерева.
Весной зеленела,
летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина)
С моего цветка берет
Пчелка саамы вкусный мёд.
А меня все обижают,
Шкурку тонкую сдирают (липа)
Кудри в речку опустила,
И о чём то загрустила.
А о чем она грустит-
Никому не говорит. (ива)
Лишь пурга окрест завоет,
И морозы станут злей,
Я столовую открою
Для клестов и глухарей. (сосна)
По весне в лесу высоком,
На опушках и в глуши,
Всех я вкусным сладким соком
Угощаю от души. (береза)
Хоть неплохо я одета,
Бьет меня озноб всегда.
И весной, и жарким летом,
Вся дрожу, как в холода. (осина)
Воспитатель. Какие вы умнички. Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат волшебные веревочки (нитки, проволока). Выложите из них контур своего любимого дерева.
Дети из ниточек выкладывают контуры деревьев. Звучит музыка.
Воспитатель. Какое у тебя дерево? Теперь возьмите волшебные листы бумаги. Что вы видите на них?
Дети. Листья.
Воспитатель. Какие листья вы видите?
Д.И. «Измени по образцу»:
- Лист березы – березовый.
- Лист дуба – дубовый.
- Лист рябины – рябиновый.
- Лист осины – осиновый.
- Лист клена – кленовый
- Лист тополя – тополиный.
Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики.
Ветер по лесу летал Ветер листики считал | Плавные волнообразные движения ладонями |
Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березы золотой | Загибают по одному пальчику на обеих руках |
Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку | Спокойно укладывают ладони на стол |
Воспитатель. Возьмите фломастеры, обведите кленовый лист - красным, березовый – желтым, дубовый – зеленым цветом.
Дети обводят листья по заданию воспитателя.
Воспитатель. А теперь мы с вами поиграем в игру (приложение 6.)
Д.И. «С чьей ветки детки». Перед детьми на столах листочки с изображением деревьев и их плодов. Дети стрелочками соединяют соответствующие друг другу деревья и их плоды.
Воспитатель. Слушайте внимательно, сейчас мы поиграем в игру «Собери предложение». Я называю слова, а вы из них составляете предложение:
- Озеро, около, дуб, старый, растет. Сколько слов в предложении?
- Прячутся, кроне, в, птицы, клена. Сколько слов в предложении?
- Сидит, дятел, стволе, березы, на. Сколько слов в предложении?
- Весной, деревьях, распускаются, на, почки. Сколько слов в предложении?
Аутотренинг под музыку («Голоса леса»)
Воспитатель. Ребята, располагайтесь поудобнее на ковре, закройте глаза и расслабьтесь.
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.
Колышутся деревья, поют птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я хочу жить в гармонии с природой.
Я открываю глаза и у меня хорошее настроение.
Я весел и полон сил.
Вот мы и вернулись из весеннего леса.
Вам понравилось сегодняшнее наше путешествие в весенний лес?
Ответы детей.
Воспитатель
Демниченко Ирина Викторовна
Приложение 6.
липа береза дуб клен ель сосна
липа береза дуб клен ель сосна
Приложение 7.
Дети читают стихотворение «Лесные правила»: Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь: Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять; Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! | Воспитатель показывает пиктограмму «О правилах поведения в природе». Теперь вы точно скажите, друзья, Что же делать здесь нельзя? Обведите буквой «О», Все, что быть здесь не должно (на картинке изображена лесная поляна после посещения туристами: дети обводят растоптанные грибы, консервные банки, разоренное гнездо, сорванные цветы…) в молодцы, пришло время отправляться в путь!
Добрый лес, старый лес! Полон сказочных чудес! По тропинке мы пойдем, Тихо мы в него войдем. Звучит музыка (аудиозапись «Голоса леса», слайд) |
Д.И. Упражнение «Расскажи стихи руками». Дети имитируют движения. | |
Станем мы деревьями Сильными, большими | Ноги на ширине плеч, руки на поясе |
Ноги – это корни, Их расставим шире | Раздвигают ноги шире |
Чтоб держали дерево, Падать не давали | Сжатый кулак ставим над другим кулаком |
Из глубин далеких Воду доставали | Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются |
Тело наше – ствол могучий, | Раскрывают ладони, проводят вдоль тела сверху вниз |
Он чуть – чуть качается | Покачиваются из стороны в сторону |
И своей верхушкой острой | Складывают ладошки шалашиком, острым концом вверх |
В небо упирается | Поднимают соединенные руки вверх |
Наши руки – это ветви | Разжимают пальцы рук вверх, в сторону |
Крону вместе образуют | Смыкают пальцы над головой |
В кроне им совсем не страшно | Качают головой |
Когда ветры сильно дуют | качают поднятыми руками |
Пальцы веточками будут | Шевелят пальцами обеих рук |
Листья закрывают их | Прикрывают одну ладонь другой |
Как придет за летом осень Разлетятся листья вмиг | Поднимают вверх руки по очереди и разводят в стороны |
Д.И. «Кто как подает голос» Воробей - чирикает, ворона – каркает, голубь – воркует, сорока – стрекочет, ласточка – щебечет, соловей – заливается, свистит, журавль – курлычет, жаворонок – звенит. | Д.И. «Назови ласково» Воробей – воробышек, воробышки, ворона – вороненок, воронята, кукушка – кукушонок, кукушата, журавль – журавленок, журавлята, скворец – скворчонок, скворчата, стриж – стрижонок, стрижата, аист – аистенок, аистята, лебедь – лебеденок, лебедята | Д.И. «Хитрые вопросы» Чего больше – крыльев или птиц? Чего больше – крыльев или лап? Кто старше – птица или птенец? |
Д.И. «Какое слово самое короткое?» -береза, сосна, дуб, липа -каштан, ель, ясень, осина -ива, клен, тополь, рябина | Д.И. «Сосчитай до пяти»
| Д.И. «Один – много»
|
Д.И. «Измени по образцу»
| Д.И. «Что не так»
| Д.И. «Умные задачки»
|
Д.И. «Измени по образцу»
| Д.И. «Собери предложение». Я называю слова, а вы из них составляете предложение:
| Аутотренинг Ярко светит солнце, Дует легкий ветерок, Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся деревья, поют птицы. Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в гармонии с природой. Я открываю глаза и у меня хорошее настроение. Я весел и полон сил. Вот мы и вернулись из весеннего леса. |
Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики. | ||
Ветер по лесу летал Ветер листики считал | Плавные волнообразные движения ладонями | |
Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березы золотой | Загибают по одному пальчику на обеих руках | |
Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку | Спокойно укладывают ладони на стол | |
Загадки про деревья: Весной зеленела, летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. (рябина)
С моего цветка берет Пчелка саамы вкусный мёд. А меня все обижают, Шкурку тонкую сдирают (липа) Кудри в речку опустила, И о чём то загрустила. А о чем она грустит- Никому не говорит. (ива) Лишь пурга окрест завоет, И морозы станут злей, Я столовую открою Для клестов и глухарей. (сосна) По весне в лесу высоком, На опушках и в глуши, Всех я вкусным сладким соком Угощаю от души. (береза) Хоть неплохо я одета, Бьет меня озноб всегда. И весной, и жарким летом, Вся дрожу, как в холода (осина) | Загадки о весне и весенних месяцах. Тает снежок, ожил лужок, День прибывает, Когда это бывает? (весной) Из старых листьев вылез шмель, Цветет подснежником….(апрель) Весна торопится на старт, В ручьях весенних месяц….(март) На луг буренку выгоняй, Пришел с травой зеленый…(май) Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает (лес) Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в весенний лес. Там сейчас так хорошо – Радостно, красиво и светло, Весенний воздух свеж и чист. И зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля, Вокруг ручьи бегут звеня. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: "Весенняя сказка"
Р Подробный конспект с программным содержанием. На занятии используются словесные игры, знаки символы, графическое упражнение, прослушивание музыкальных записей. Занятие способствует обучению сочинен...
НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весенние радости»
Задачи: Расширять представления детей о характерных признаках весны, о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни.Развивать речь детей, активизировать в речи употребление прилагат...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весенняя сказка»
Данное занятие поможет педагогу уточнить и закрепить представления детей о характерных признаках весенней природы через речевые игры, работу в микрогруппах, экспериментирование....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Весенняя сказка"
Закреплять представления о временах года. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к животным и заботу о них, доброжелательное отношение к друг другу....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Весенняя прогулка"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Весенняя прогулка"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Путешествие в сказочную Весеннюю страну» образовательная область «Речевое развитие»
Конспект занятия по развитию речи старшая группа...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: заучивание стихотворения «Весенние воды» Ф.И Тютчев».
Учить детей запоминать стихотворение.Формировать навыки выразительного рассказывания.Закрепить знания детей о весенних признаках. Вызвать эмоциональный отклик....