Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Волшебное дерево. Составление рассказа - описания о поздней осени".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
В данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Познание", "Музыка", "Социализация".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_starsh_gr_volshebnoe_derevo.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Волшебное дерево. Составление рассказа - описания о поздней осени».
Программное содержание.
- Составление описательного рассказа на тему: «Поздняя осень» с опорой на предметно-схематические модели, активизация словаря, сложноподчиненных предложений, упражнение в словообразовании. Закрепление обобщающих понятий «овощи» и «фрукты», умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
- Развитие связной речи, мышления, общей и мелкой моторики.
- Воспитание отзывчивости, доброты, любви к живой природе.
Методы и приемы.
Сюрпризный момент, игровая мотивация, вопросы к детям, составление рассказа-описания, дидактические игра и упражнения, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, стимулирование детей.
Материалы и оборудование.
«Волшебное дерево» с 3 конвертами, музыкальная шкатулка, волшебная палочка, конверт с письмом, предметные картинки: овощи, фрукты, две корзины с кармашками, предметно-схематические модели, шапочки-маски с листьями деревьев, «ласточки» (в технике оригами), аудиозапись.
Словарная работа.
Обогащение словаря детей словами-признаками, словообразование.
Предварительная работа.
Наблюдения на прогулке, беседа об осени, рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», заучивание загадок и стихотворений об овощах и фруктах.
Ход непосредственной организованной образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
- Я знаю, что вы любите разные чудеса. Хотите верьте, хотите – нет, сегодня я встретила настоящего волшебника. Он вырастил необычное, загадочное дерево. Вот оно. (Показывает макет.) Как вы думаете, а что в нем необычного? (Вместо листьев на веточках висят конверты.)
- А еще он передал вам музыкальную шкатулку. (Открывает ее и достает конверт с письмом и волшебную палочку.)
(Зачитывает письмо.)
- «Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Посылаю вам в подарок волшебную палочку. Она поможет вам разгадать секрет волшебного дерева».
Ваш друг Волшебник.
(Взмахивает волшебной палочкой и произносит волшебные слова.)
I. Сообщение темы и целей.
- Теперь вы легко разгадаете секрет волшебного дерева. Научитесь составлять красивые предложения об осени, вспомните чем она богата, мальчики представят себя в роле волшебника, а девочки - в роли волшебниц.
III. Составление рассказа об осени.
- Заглянем в первый конверт. Вот конверт не простой – тайну нам свою открой. (Выкладывает на фланелеграфе предметно-схематические модели.)
- Как вы думаете, что это? (Предполагаемые ответы детей.)
- Это рисунки-схемы, они помогут вам составить красивые предложения об осени.
(Дети составляют предложения с опорой на предметно-схематические модели.)
- Какое сейчас время года? (Сейчас наступила поздняя осень.)
- Как поздней осенью греет солнце? (Поздней осенью солнце греет слабо.)
- Осенью дует ветер какай? (Осенью дует холодный и сильный ветер.)
- Поздней осенью на небе много туч и часто идет дождь. Какой? (Поздней осенью идет мелкий, моросящий, холодный дождь. На небе поздней осенью много туч и часто идет холодный дождь со снегом.)
- А что происходит с листьями? (Они желтеют, сохнут и опадают.)
- Какими становятся деревья и кусты? (Деревья и кусты становятся голыми.)
- Куда улетают птицы? Почему? (Птицы улетают на юг, потому что им не хватает корма.)
(Дети составляют 2-3 описательных рассказа о поздней осени.)
IV. Дидактическое упражнение «Скажи какой».
- Представьте, что вы осенние листочки. (Дети надевают шапочки-маски.)
- Ты с какого дерева листок? Значит ты какой листок? (Я с клена, значит кленовый листок. Я с дуба, значит дубовый листок. И т. д.)
V. Музыкальная динамическая пауза. «Мы осенние листочки»
- Вдруг подул осенний ветерок и листья разлетелись. (Дети встают врассыпную.)
Листья осенние тихо кружатся. (Дети свободно кружатся на носочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Дети приседают на корточки.)
И под ногами шуршат, шелестят. (Дети плавно покачивают руками вправо-влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются на носочки и кружатся.)
VI. Дидактическая игра «Положи картинку в нужную корзинку».
- Откроем второй конверт и отгадаем осени секрет, чем она богата.
- Что растет в огороде, а что в саду? (В огороде растут овощи, а в саду - фрукты.)
- Поиграем в игру «Положи картинку в нужную корзинку.» (Дети загадывают загадки об овощах и фруктах, находят отгадку и кладут картинку в соответствующую корзинку.)
Он похож на кабачок, но другого цвета.
Синим у него бочек станет в конце лета.
Удлиненный, как овал, синий овощ этот.
Ждет, чтоб ты его назвал,
Различив по цвету. (Баклажан.)
- А это что за овощ? (Кабачок.) Чем отличаются эти овощи? (Эти овощи отличаются цветом. Баклажан фиолетового, а кабачок зеленого цвета.)
Наливное, сладкое
С яблони упало – бок себе помяло. (Яблоко.)
- Как называется этот фрукт? (Груша.)
- Компот из яблок какой? (Яблочный.) А из груш? (Грушевый.) Сварим фруктовый компот «Ассорти».
Пальчиковая гимнастика «Фруктовый компот».
Будем мы варить компот (Пальцы левой руки складываются в «чашечку», пальцем правой руки мешают, как будто ложкой.)
Фруктов нужно много, вот: (На последнее слово дети показывают ладони, растопырив пальцы.)
Будим яблоки крошить,
Будим груши мы рубить, (Дети поворачивают левую руку, ладонью вверх и проводят по ней ребром правой руки.)
Отожмем лимонный сок (Дети работают кулачками.)
Слив положим и песок (Пальцы левой руки складываются в «чашечку», пальцы правой руки соединяются, как будто держат ложку.)
Варим, варим мы компот (Пальцем правой руки мешают, как будто ложкой.)
Угостим честной народ. (Дети интенсивно работают кулачками, сжимая и разжимая пальцы.)
- Молодцы постарались и компот получился очень вкусный. Продолжим игру.
В огороде рос хрустящий
Наш зеленый молодец
Этот овощ – настоящий
Длинный, сладкий… (Огурец.)
Дидактическое упражнение «Скажи какой».
- Скажите, огурец какой? (Дети передают огурец по цепочке, называют его признаки: зеленый, твердый, овальный, длинный, хрустящий, сладкий, аппетитный, шершавый и т. д.)
С желтой кожицей лимон
Витаминов полон он
В чай добавь его скорей
Станешь выглядеть бодрей. (Лимон.)
- Чем полезен лимон? (Он богат витамином С. Лимон помогает справиться с простудой.)
Со мной общаться вам бывает сложно
Без слез очистить даже невозможно.
Но я полезен очень – вот так штука
Нет от простуды средства лучше…(Лука.)
- В какое блюдо можно добавить лук? (Лук можно добавить в суп, салат, овощное рагу, солянку и т. д.)
VII. Дидактическое упражнение «Если бы я был (была) настоящим волшебником (волшебницей), то…».
- Откроем третий конверт. Он пока пустой. В него положим добрые пожелания. Пожелания должны начинаться с такой фразы: «Если бы я был (была) настоящим волшебником (волшебницей), то…». (Если бы я был настоящим волшебником, то сделал бы всех людей счастливыми. Если бы я была настоящей волшебницей, то превратила бы наш город в сказочный городок. И. д.)
- Молодцы! Пожелания у вас действительно добрые и они обязательно сбудутся.
VIII. Стимулирование детей.
- Волшебник дарит вам «ласточек». Он просит не забывать о перелетных птицах и позаботиться о зимующих.
IX. Подведение итога.
- Мы разгадали секрет «волшебного» дерева. О каком времени года говорили? Сколько конвертов висело на дереве? Что предлагалось в первом, втором и третьем конвертах?
Используемая литература.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
- Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство-Пресс, 2009. – 560 с.
- Большева Т.В., Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемохотехники. – СПб: Детство-Пресс, 2005. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательно-речевому направлению. Составление рассказа-описания. Лиса.
Предлагаю конспект занятия по составлению рассказа-описания животного в старшей группе детского сада. Дети, закрыв глаза, отправляются в путешествие по осеннему лесу, где встречают лесную красав...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Зиму провожаем, а весну встречаем»
При организации непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка»....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по сказке «Красная шапочка» (Обучение по дополнительным программам «Стосчет»)
Конспект занятия по "Обучению по дополнительным программам "Стосчет" в старшей группе детского сада....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе «Веселые математики» (Обучение по дополнительным программам «Стосчет»)
Конспект занятия по "Обучению по дополнительным программам "Стосчет" в старшей группе детского сада....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе «Веселые математики» (Обучение по дополнительным программам «Стосчет»)
Конспект занятия по "Обучению по дополнительным программам "Стосчет" в старшей группе детского сада....
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе « Космическое путешествие »
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности "Космическое путешествие" расчитан на старшую возрастную группу детей. Главная цель занятия : развитие речи дете...