Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Волшебное дерево. Составление рассказа - описания о поздней осени".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Лобарева Надежда Ивановна

В данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Познание", "Музыка", "Социализация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starsh_gr_volshebnoe_derevo.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Волшебное дерево. Составление рассказа - описания о поздней осени».

Программное содержание.

  1. Составление описательного рассказа на тему: «Поздняя осень» с опорой на предметно-схематические модели, активизация словаря, сложноподчиненных предложений, упражнение в словообразовании. Закрепление обобщающих понятий «овощи» и «фрукты», умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
  2. Развитие связной речи, мышления, общей и мелкой моторики.
  3. Воспитание отзывчивости, доброты, любви к живой природе.

Методы и приемы.

Сюрпризный момент, игровая мотивация, вопросы к детям, составление рассказа-описания, дидактические игра и упражнения, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, стимулирование детей.

Материалы и оборудование.

«Волшебное дерево» с 3 конвертами, музыкальная шкатулка, волшебная палочка, конверт с письмом, предметные картинки: овощи, фрукты, две корзины с кармашками, предметно-схематические модели, шапочки-маски с листьями деревьев, «ласточки» (в технике оригами), аудиозапись.

Словарная работа.

Обогащение словаря детей словами-признаками, словообразование.

Предварительная работа.

Наблюдения на прогулке, беседа об осени, рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», заучивание загадок и стихотворений об овощах и фруктах.

Ход непосредственной организованной образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

- Я знаю, что вы любите разные чудеса. Хотите верьте, хотите – нет, сегодня я встретила настоящего волшебника. Он вырастил необычное, загадочное дерево. Вот оно. (Показывает макет.) Как вы думаете, а что в нем необычного? (Вместо листьев на веточках висят конверты.)

- А еще он передал вам музыкальную шкатулку. (Открывает ее и достает конверт с письмом и волшебную палочку.)

(Зачитывает письмо.)

- «Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Посылаю вам в подарок волшебную палочку. Она поможет вам разгадать секрет волшебного дерева».

Ваш друг Волшебник.

(Взмахивает волшебной палочкой и произносит волшебные слова.)

I. Сообщение темы и целей.

- Теперь вы легко разгадаете секрет волшебного дерева. Научитесь составлять красивые предложения об осени, вспомните чем она богата, мальчики представят себя в роле волшебника, а девочки - в роли волшебниц.

III. Составление рассказа об осени.

- Заглянем в первый конверт. Вот конверт не простой – тайну нам свою открой. (Выкладывает на фланелеграфе предметно-схематические модели.)

- Как вы думаете, что это? (Предполагаемые ответы детей.)

- Это рисунки-схемы, они помогут вам составить красивые предложения об осени.

(Дети составляют предложения с опорой на предметно-схематические модели.)

- Какое сейчас время года? (Сейчас наступила поздняя осень.)

- Как поздней осенью греет солнце? (Поздней осенью солнце греет слабо.)

- Осенью дует ветер какай? (Осенью дует холодный и сильный ветер.)

- Поздней осенью на небе много туч и часто идет дождь. Какой? (Поздней осенью идет мелкий, моросящий, холодный дождь. На небе поздней осенью много туч и часто идет холодный дождь со снегом.)

-  А что происходит с листьями? (Они желтеют, сохнут и опадают.)

- Какими становятся деревья и кусты? (Деревья и кусты становятся голыми.)

- Куда улетают птицы? Почему? (Птицы улетают на юг, потому что им не хватает корма.)

(Дети составляют 2-3 описательных рассказа о поздней осени.)

IV. Дидактическое упражнение «Скажи какой».

- Представьте, что вы осенние листочки. (Дети надевают шапочки-маски.)

- Ты с какого дерева листок? Значит ты какой листок? (Я с клена, значит кленовый листок. Я с дуба, значит дубовый листок. И т. д.)

V. Музыкальная динамическая пауза. «Мы осенние листочки»

- Вдруг подул осенний ветерок и листья разлетелись. (Дети встают врассыпную.)

Листья осенние тихо кружатся. (Дети свободно кружатся на носочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся. (Дети приседают на корточки.)

И под ногами шуршат, шелестят. (Дети плавно покачивают руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются на носочки и кружатся.)

VI. Дидактическая игра «Положи картинку в нужную корзинку».

- Откроем второй конверт и отгадаем осени секрет, чем она богата.

- Что растет в огороде, а что в саду? (В огороде растут овощи, а в саду - фрукты.)

- Поиграем в игру «Положи картинку в нужную корзинку.» (Дети загадывают загадки об овощах и фруктах, находят отгадку и кладут картинку в соответствующую корзинку.)

Он похож на кабачок, но другого цвета.

Синим у него бочек станет в конце лета.

Удлиненный, как овал, синий овощ этот.

Ждет, чтоб ты его назвал,

 Различив по цвету. (Баклажан.)

- А это что за овощ? (Кабачок.) Чем отличаются эти овощи? (Эти овощи отличаются цветом. Баклажан фиолетового, а кабачок зеленого цвета.)

Наливное, сладкое

С яблони упало – бок себе помяло. (Яблоко.)

- Как называется этот фрукт? (Груша.)

- Компот из яблок какой? (Яблочный.) А из груш? (Грушевый.) Сварим фруктовый компот «Ассорти».

Пальчиковая гимнастика «Фруктовый компот».

Будем мы варить компот (Пальцы левой руки складываются в «чашечку», пальцем правой руки мешают, как будто ложкой.)

Фруктов нужно много, вот: (На последнее слово дети показывают ладони, растопырив пальцы.)

Будим яблоки крошить,  

Будим груши мы рубить, (Дети поворачивают левую руку, ладонью вверх и проводят по ней ребром правой руки.)

Отожмем лимонный сок (Дети работают кулачками.)

Слив положим и песок (Пальцы левой руки складываются в «чашечку», пальцы правой руки соединяются, как будто держат ложку.)

Варим, варим мы компот (Пальцем правой руки мешают, как будто ложкой.)

Угостим честной народ. (Дети интенсивно работают кулачками, сжимая и разжимая пальцы.)

- Молодцы постарались и компот получился очень вкусный. Продолжим игру.

В огороде рос хрустящий

Наш зеленый молодец

Этот овощ – настоящий

Длинный, сладкий… (Огурец.)

Дидактическое упражнение «Скажи какой».

- Скажите, огурец какой? (Дети передают огурец по цепочке, называют его признаки: зеленый, твердый, овальный, длинный, хрустящий, сладкий, аппетитный, шершавый и т. д.)

С желтой кожицей лимон

Витаминов полон он

В чай добавь его скорей

Станешь выглядеть бодрей. (Лимон.)

- Чем полезен лимон? (Он богат витамином С. Лимон помогает справиться с простудой.)

Со мной общаться вам бывает сложно

Без слез очистить даже невозможно.

Но я полезен очень – вот так штука

Нет от простуды средства лучше…(Лука.)

- В какое блюдо можно добавить лук? (Лук можно добавить в суп, салат, овощное рагу, солянку и т. д.)

VII. Дидактическое упражнение «Если бы я был (была) настоящим волшебником (волшебницей), то…».

- Откроем третий конверт. Он пока пустой. В него положим добрые пожелания. Пожелания должны начинаться с такой фразы: «Если бы я был (была) настоящим волшебником (волшебницей), то…». (Если бы я был настоящим волшебником, то сделал бы всех людей счастливыми. Если бы я была настоящей волшебницей, то превратила бы наш город в сказочный городок. И. д.)

- Молодцы! Пожелания у вас действительно добрые и они обязательно сбудутся.

VIII. Стимулирование детей.

- Волшебник дарит вам «ласточек». Он просит не забывать о перелетных птицах и позаботиться о зимующих.

IX. Подведение итога.

- Мы разгадали секрет «волшебного» дерева. О каком времени года говорили?   Сколько конвертов висело на дереве? Что предлагалось в первом, втором и третьем конвертах? 

Используемая литература.

  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
  2. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство-Пресс, 2009. – 560 с.
  3. Большева Т.В., Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемохотехники. – СПб: Детство-Пресс, 2005. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательно-речевому направлению. Составление рассказа-описания. Лиса.

Предлагаю конспект  занятия по составлению рассказа-описания животного в старшей группе детского сада. Дети, закрыв глаза, отправляются в путешествие по осеннему лесу, где встречают лесную красав...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Зиму провожаем, а весну встречаем»

При организации непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка»....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе « Космическое путешествие »

Конспект непосредственной организованной образовательной  деятельности "Космическое путешествие" расчитан на старшую возрастную группу детей. Главная цель занятия :  развитие речи дете...