Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.

Задачи:

закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;

закрепить навык образования слов-антонимов;

учить, преобразовывать слова, меняя первый звук;

активизировать словарь по лексической теме «Ягоды»;

развивать фонематический слух, внимание;

воспитывать толерантное отношение друг к другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_so_zvukom_r.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Радуга»

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи

Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]

        Составил:

учитель-логопед

I квалификационной категории

Есютова В.Н.

Черногорск 2013г.


Тема: Звуки [р], [рь]

Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.

Задачи:

закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;

закрепить навык образования слов-антонимов;

учить, преобразовывать слова, меняя первый звук;

активизировать словарь по лексической теме «Ягоды»;

развивать фонематический слух, внимание;

воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Ход занятия

Организационный момент.

Садиться тот, кто назовет первый звук в своем имени.

Артикуляционная гимнастика.

Открываем ротики, как бегемотики.

А теперь мы маляры дружно красим потолки.

Можно отдохнуть, на лошадке прокатиться.

Знакомство со звуком [р],[рь]. Характеристика звука.

Посмотрите на картинки скажите, какой звук встречается чаще других. (смородина, крыжовник, ирга)

Дайте характеристику звука [р]- согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом.

Послушайте слова. А какой звук встречается в этих словах? (рябина, виктория, черемуха)

Дайте характеристику звука [рь]- согласный, звонкий, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Речевая зарядка:

Повтори за мной:

Ра – ро - ру

Ря – ри - ре

Ра - ра - ра - начинается игра

Арь - арь - арь - на стене висит фонарь.

Упражнение на развитие фонематического слуха:

Логопед называет слова. Дети хлопают в ладоши, если услышат звук [рь], а если услышат звук [р] топают.

Треугольник, трактор, пряжа, конструктор, шар, брюки, репа, дверь. Малина.

Определи место звука в слове:

Логопед:  Где может находиться звук в слове? (Ответы детей: начало, середина, конец)

Вам необходимо показать место звука [р], [рь] в слове.

Смородина, черешня, рябина, ирга.

Дидактическая игра «Измени слово»

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Измени слово». Вам необходимо заменить первую букву на звук [р] или [рь]

Кот - рот

Мак – рак

Кепка – репка

Забота - работа

Лейка – рейка

Печка – речка

Логопед: Молодцы! Пройдемте на ковер.

Дидактическая игра «Наоборот»

Логопед: Поиграем в игру «Наоборот». Я называю слово, и кидаю мяч одному из вас, а вы мне противоположное значение. Например: день наоборот будет ночь

Веселый - грустный

Холодный – горячий

Чистый – грязный

Мягкий – твердый

Медленно – быстро

Длинный - короткий

Лево – право

Тихо – громко

Логопед: Молодцы с этим заданием вы хорошо справились.

Игровое упражнение «Посчитай слоги».

Логопед: Вот вам другое задание. Посчитайте сколько слогов в слове:

Морошка, ирга, брусника, черника, арбуз.

Игровое упражнение «Придумай слова».

Логопед: Я вам называю слог, а вы придумываете слова с этим слогом. Слог может находиться в начале или середине слова.

Ра – ракета, рама, работа, баран, пирамида, фара.

Ру – рука, рубашка, кенгуру, румяна, ручка.

Ри – курица, рис, Рита, рисунок, сухари, пузыри, фонарик.

Звуковой анализ слова.

Слово «Ирга» это веревочка, а звуки в нем это бусинки.  Давайте нарисуем на ниточке цветные бусинки, которые подходят к этому слову.

Подведение итогов:

- С какими звуками мы сегодня работали

- Дайте характеристику звука [р]?

- Дайте характеристику звука [рь]?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".

В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе: «Звук [ш]. Буква Ш»

Вид занятия: фронтальное.Типа занятия: закрепление знаний.Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: &la...