Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.
статья по развитию речи (старшая группа)

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками. Развитие фонетической стороны речи. Причины речевых нарушений. Речедвигательный анализатор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Особенности усвоения звуковой стороны речи детьми с нарушением интеллекта.

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми до школьного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной. Само освоение звуков начи нается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на осно ве определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, на чинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание об ращенных к ребенку слов, с другой — первые самостоя тельные слова.

Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н. X. Швачкин назвал этот этап «до фонемное развитие речи». В 10—11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового сред ства. Начинается период «фонемного развития речи».

К концу первого года появляются первые слова. С нача ла второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные — шумным, глухие — звонким, твердые — мягким и т. д. Далее начинается усвоение социально закрепленных согласных зву ков.

Характерной особенностью становления звуков в началь ном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном не сколько раз подряд, на месте одного звука чередуется не сколько звуковых вариантов.

Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависи мости от артикуляционных особенностей звуков, состав ляющих эти группы. Большинство звуков формиру ется в правильном виде не сразу, а постепен но, через промежуточные, переходные звуки.

Большое значение имеет изучение смены «звуков-заме стителей». Процесс замещения звуков сложный и своеоб разный. А. Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в произ ношении звуки в процессе развития речи замещаются дру гими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Сис тема замены одних звуков другими базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже — по способу образования.

Овладение новым типом артикуляционных движений вызывает к жизни ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других сло вах по-прежнему — субститут (заместитель). Согласные, подчеркивал М. Е. Хватцев, дифференцируются постепен но через переходные звуки, например с переходит в ш че рез стадии: с — сь — ш.

Дети при переходе к правильному произношению зву ков начинают пользоваться ими в нужных и ненужных слу чаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были за местителями первых. Овладев произношением звука ш (рань ше произносился с), ребенок говорит «шобака», «волоши». М. Е. Хватцев объясняет это явление «переупотребления» или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражите лем — доминантой и вследствие недостаточной еще диф ференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест.

Основной путь развития фонетической стороны речи ре бенок проходит в преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некото рыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.

Для правильного решения проблемы воспитания звуко вой культуры важное значение имеет рассмотрение анато мо-физиологических и психологических предпосылок ов ладения правильным произношением звуков в дошколь ном возрасте. Речь осуществляется деятельностью сложно го анатомо-физиологического аппарата, состоящего из цен трального и периферических органов. Все органы речи не разрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.

В основе звукопроизносительного процесса, как извест но, лежат речевое дыхание и деятельность речедви-гательного аппарата.

Речь формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность очень раннего формирования дея тельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех зву ков русского языка (Н.Х. Швачкин).

Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слу хового и речедвигательного анализаторов.

Способствуют формированию правильного звукопроиз ношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

Следовательно, важными предпосылками овладения чис тым звукопроизношением в дошкольном возрасте являются соответствующее развитие слухового анализатора и фонема тического слуха, дополняемые особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.

Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольно му возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

Умение произносить звуки и слова развивается посте пенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызыва емыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное воспри ятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Pay).

Одной из важных предпосылок формирования речи яв ляется способность ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, по вторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой под ражательности отмечают многие исследователи.

Подражание звукам речи возникает во втором полуго дии первого года жизни, особенно интенсивно оно разви вается на втором году. В 8—9 мес. можно развить такое под ражание, когда ребенок способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10—11 мес. возникает умение по вторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все пред посылки для успешного овладения звуковой стороной рус ского языка. К ним можно отнести соответствующее разви тие коры головного мозга в целом, фонематического вос приятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ре бенка-дошкольника, как высокая пластичность нервной си стемы, повышенная подражательность, особая восприимчи вость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного ста новления всех звуков родного языка.

Всякое отступление от правильного произношения в воз расте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Pay, необходимо рас сматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за про изношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

Причины речевых нарушений у детей можно классифи цировать как:

— органические — прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрально го отдела нервной системы, связанного с речевой функци ей. Обратному развитию они не подлежат;

—  функциональные — когда нет изменений анато мических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.

В зависимости от локализации дефекты нарушения де лятся на:

—  центральные   — поражение какого-либо отдела центральной нервной системы;

—  периферические   — повреждение или врожден ные аномалии периферического органа или нерва.

В возрасте до пяти лет причиной неправильного произ ношения (при отсутствии органических нарушений) явля ется недостаточное развитие речевого аппарата, как его цен трального отдела, так и периферического. У детей недоста точно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхатель ная система, несовершенен артикуляционный аппарат (го лосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта и т. д.). Здесь следует говорить о возраст ных, функциональных несовершенствах речи детей.

После пяти лет недостатки звукопроизношения объяс няются педагогической запущенностью детей, отсутстви ем надлежащего воспитания.

Несовершенное произношение закрепляется в резуль тате неправильной речи окружающих, а также неблаго приятной обстановки, среди которой живет ребенок в пе риод развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).

Одной из причин неправильной речи детей М. Е. Хватцев называет также «недостаточный учет взрослыми тен денций ребенка к усвоению речи окружающих» (не пока зывается артикуляция звука, не вызывается интерес к пра вильному произношению).

Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических меха низмов речи и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные закономерности формирования звуковой стороны речи дошкольников

Усвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс. И именно овладение  звуко-буквенным анализом – это основа  для успешного обучения грамоте. Если  дети не научатся правильно п...

Развитие звуковой стороны речи дошкольника

В презентации кратко описаны этапы становления звуков речи у дошкольника....

Особенности формирования звуковой стороны речи у детей раннего возраста.

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми раннего возраста изучен и описан достаточно полно. Освоение звуков начинается на первом году жизни...

Развитие звуковой стороны речи дошкольников с помощью комплекса методов

Этапы реализации:I.  ОрганизационныйДиагностика уровня развития речи детей, изучение личностных, речевых (звукопроизношение) и психологических особенностей детей;Изучение и обобщение данных, полу...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Башинская, Т. В. БЗЗ Королевство звуков : занятия по формированию и развитию звуковой стороны речи дошкольников 4 — 6 лет

Данное пособие раскрывает мир звуков для дошкольников и помогает осознанно принимать и понимать разные звуки речи, дифференцировать гласные и согласные звуки, развивает просодическую сторону речи...

Особенности усвоение звуковой стороны речи дошкольниками

Практические материалы для работы с детьми...