Раннее обучение чтению через игровые упражнения - тренинги. Для детей 5-6 лет.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Программа для детей старшей и подготовительной к школе групп предлагает продолжение работы, начатой во 2-ой младшей, средней группах. Она базируется на прошлой работе. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использование игровой формы деятельности. Вот почему в программе предложено большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр указывают на то, что они не только являются форме усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Знания не сводятся только к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособия используются в основном для закрепления сформированных представлений и организации самостоятельной работы ребенка. Само же « открытие» происходит в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того, что бы переключить активность детей ( двигательную, умственную, речевую), не выходя их учебной ситуации проводятся физкультурные минутки и паузы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Раннее обучение чтению через игровые упражнения – тренинги
Для детей 5-6 лет
(программа рассчитана на 1 учебный год)
Программа для детей старшей и подготовительной к школе групп предлагает продолжение работы, начатой во 2-ой младшей, средней группах. Она базируется на прошлой работе. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использование игровой формы деятельности. Вот почему в программе предложено большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр указывают на то, что они не только являются форме усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Знания не сводятся только к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособия используются в основном для закрепления сформированных представлений и организации самостоятельной работы ребенка. Само же « открытие» происходит в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того, что бы переключить активность детей ( двигательную, умственную, речевую), не выходя их учебной ситуации проводятся физкультурные минутки и паузы.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детей выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течении 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идея занятия . Здесь же дети могут высказывать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудно.
Цель курса: Обучать детей чтению по ступенькам лесенки- читайки, используя игровые упражнения- тренинги.
Задачи:
1. Учить детей читать слоги
2. Учить детей читать однослоговые и двуслоговые слова, сосотоящие из открытых слогов,
3. Развивать фонематический слух.
4. Развивать двигательные функции рук, графические навыки( обводки, штриховки, моделирование букв, раскрашивание контура предмета в разных направлениях).
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
-раннее обучение чтению
- использование методов игротренинга.
Программа разработана для детей 6-го года жизни.Расчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся вне времени, отведенного для занятий по основной образовательной программе в пределах режима работы детского сада, во второй половине дня. Программа включает в себя 64 занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 20 минут.
К концу года дети должны уметь :
- Читать одно, двусложные слова.
- Различать гласные и согласные звуки; различать согласные по твердости-мягкости.
- Проводить прямые и наклонные линии, штриховки в разных напрвлениях.
- Уметь конструировать буквы из различных материалов.
Формы подведения итогов
– открытые занятия по изученным темам;
- викторины;
- конкурсы.
Учебно-тематический план
Данная образовательная программа включает в себя следующие темы:
№ п/п | Название раздела | Количество занятий |
1 | Слоговое чтение по таблицам-домикам | 10 |
2 | Слоговое чтение в рабочих тетрадях | 10 |
3 | Чтение однослоговых слов | 4 |
4 | Чтение двуслоговых слов | 4 |
5 | Гигиенические правила письма: посадка, положение рук | 1 |
6 | Работа с контуром предмета, раскрашивание пространства | 9 |
7 | Конструирование и дорисовывание букв, печатное изображение букв | 20 |
8 | Развитие фонематического слуха | 6 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Месяц | Темы занятий |
Октябрь | |
1 неделя | Учить детей читать элементарные слова из 2 букв, обозначающих гласный звук. Чтение слов из пройденных букв. Пальчиковая гимнастика. Гигиенические правила письма. |
2 неделя | Учить читать слоги. Закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой « Л». Печатное написание буквы. Конструирование буквы |
3 неделя | Учить читать слоги. Закреплять зрительный образ буквы. Развитие графомоторного навыка. Чтение слов с буквой « М «. Печатное написание буквы. Штриховка. |
4 неделя | Учить читать слоги. Закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой « Н». Печатное написание буквы. Пальчиковая гимнастика. Конструирование из счетных палочек. |
Ноябрь | |
1 неделя | Учить читать слоги. Зареплять зрительный образ буквы. Развитие графомоторного навыка. Чтение буквы « Р». Печатное написание буквы. Раскрашивание контура буквы. |
2 неделя | Учить читать слоги. Развитие графомоторного навыка . Чтение слогов с буквами « М», « Л», «Н», «Р». Штриховка в различных напрвлениях. |
3 неделя | Учить читать слоги; учить различать твердые и мягкие звуки. Чтение слогов с буквами «Л». «М», «Н», «Р» в сочетании с буквой «Ю». Печатное написание буквы «Ю». Штриховка в разных напрвлениях. |
4 неделя | Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки. Чтение слогов , состоящих из согласного и буквы «Е». Печатное написание буквы «Е». Конструирование из счетных палочек. |
Декабрь | |
1 неделя | Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов , состоящих из согласного и буквы «Е». Дорисовывание контура буквы. |
2 неделя | Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов , состоящих из согласного и буквы «И». Конструирование из счетных палочек. |
3 неделя | Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с гласными «а-я», «и-ы», «э-е», « у-ю». Дорисовывание контура букв. |
Январь | |
1 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки. Чтение слогов с буквой «К» + 10 гласных. Печатное написание буквы К. Пальчиковая гимнастика. |
2 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «Д» + 10 гласных. Печатное написание буквы Д. Работа с контуром предмета. |
3 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «Т» + 10 гласных. Печатное написание буквы Т. Конструирование буквы из счетных палочек. |
4 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «В» + 10 гласных. Печатное написание буквы В. Конструирование из шнурка. |
Февраль | |
1 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки. Чтение слогов с буквой «Ф» + 10 гласных. Печатное написание буквы Ф. Раскрашивание контура буквы. |
2 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «З» + 10 гласных. Печатное написание буквы З. Пальчиковая гимнастика. |
3 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «С» + 10 гласных. Печатное написание буквы С.Дорисовывание фигур и букв. |
4 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «Б» + 10 гласных. Печатное написание буквы Б. Конструирование буквы. |
Март | |
1 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки. Чтение слогов с буквой «П» + 10 гласных. Печатное написание буквы П. Штриховка в разных напрвлениях. |
2 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развитие фонематического слуха. Чтение слогов с буквой «Х» + 10 гласных. Печатное написание буквы Х. Игры со звуками. |
3 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов «Жа-Жу», Же-Жи», «Жо».Печатное написание буквы Ж. Конструирование буквы. |
4 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «Ш». Печатное написание буквы Ш.Конструирование буквы. |
Апрель | |
1 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки. Чтение слогов с буквой «Ч». Печатное написание буквы Ч. Конструирование буквы. Штриховка в разных направлениях. |
2 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки. Чтение слогов с буквой «Щ» Печатное написание буквы Щ.Работа с контуром предмета. |
3 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «Ц». Печатное написание буквы Ц. Конструирование буквы. |
4 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развитие фонематического слуха. Чтение слогов с буквой «Ь». Печатное написание буквы Ь Игры со звуками. |
Май | |
1 неделя | Учить читать односложные слова, закрепление зрительного образа буквы, развитие графомоторного навыка. Чтение коротких слов с буквой «Й». Печатное написание буквы Й. Штриховка. |
2 неделя | Учить читать односложные слова, развитие графомоторного навыка. Чтение слов из одного закрытого слога. Раскрашивание букв. |
3 неделя | Учить читать двусложные слова, развивать графомоторные навыки. Чтение двусложных слов из открытых слогов. Раскрашивание букв. |
4 неделя | Учить читать двусложные слова по слоговым схемам ( меняя слоги). Чтение двусложных слов из открытых слогов по слоговым схемам. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
- Основной формой проведения занятий является игровая.
- На занятиях используются: рабочие тетради, буквы разрезной азбуки, лото, иллюстративный материал. Таблицы.
- Формой подведения итогов являются конкурсы. Викторины и открытые мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/10/picture-138364-1376130870.jpg)
Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из форм повышения профессиона...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-437680-1403189467.jpg)
Методическая разработка по теме: « Развитие речи через театрализованную деятельность, фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.
Предполагаемая программа поможет нашим малышам в занимательной игровой форме развить речь, с помощью художественных произведений познакомить ребенка с окружающей действительностью, удовлетворит его по...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-622642-1573482943.jpg)
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей младшего возраста через игровые упражнения и задания.
Моя непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМ) во 2 младшей группе детского сада имеет эстетическое направление.Технологическая ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-520745-1416051795.jpg)
"Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста"
тема: Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста Цели: 1.Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.2.Развива...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/15/picture-768494-1621091598.jpg)
Программа кружковой работы "АБВГДЕЙКА" раннего обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Программа обучения чтению детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/11/picture-61019-1678544886.jpg)
Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»
laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/12/picture-841389-1726125406.png)
«Развитие двигательной активности детей раннего возраста через игровые упражнения в лазанье»
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы ДОУ. Так ка...