Раннее обучение чтению через игровые упражнения - тренинги. Для детей 5-6 лет.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Программа для детей старшей и подготовительной к школе групп предлагает продолжение работы, начатой во 2-ой младшей, средней группах. Она базируется на прошлой работе. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использование игровой формы деятельности. Вот почему в программе предложено большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр указывают на то, что они не только являются форме усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Знания не сводятся только к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособия используются в основном для закрепления сформированных представлений и организации самостоятельной работы ребенка. Само же « открытие» происходит в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того, что бы переключить активность детей ( двигательную, умственную, речевую), не выходя их учебной ситуации проводятся физкультурные минутки и паузы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Раннее обучение чтению через игровые упражнения – тренинги
Для детей 5-6 лет
(программа рассчитана на 1 учебный год)
Программа для детей старшей и подготовительной к школе групп предлагает продолжение работы, начатой во 2-ой младшей, средней группах. Она базируется на прошлой работе. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использование игровой формы деятельности. Вот почему в программе предложено большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр указывают на то, что они не только являются форме усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Знания не сводятся только к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособия используются в основном для закрепления сформированных представлений и организации самостоятельной работы ребенка. Само же « открытие» происходит в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того, что бы переключить активность детей ( двигательную, умственную, речевую), не выходя их учебной ситуации проводятся физкультурные минутки и паузы.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детей выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течении 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идея занятия . Здесь же дети могут высказывать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудно.
Цель курса: Обучать детей чтению по ступенькам лесенки- читайки, используя игровые упражнения- тренинги.
Задачи:
1. Учить детей читать слоги
2. Учить детей читать однослоговые и двуслоговые слова, сосотоящие из открытых слогов,
3. Развивать фонематический слух.
4. Развивать двигательные функции рук, графические навыки( обводки, штриховки, моделирование букв, раскрашивание контура предмета в разных направлениях).
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
-раннее обучение чтению
- использование методов игротренинга.
Программа разработана для детей 6-го года жизни.Расчитана на 1 учебный год. Занятия проводятся вне времени, отведенного для занятий по основной образовательной программе в пределах режима работы детского сада, во второй половине дня. Программа включает в себя 64 занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет 20 минут.
К концу года дети должны уметь :
- Читать одно, двусложные слова.
- Различать гласные и согласные звуки; различать согласные по твердости-мягкости.
- Проводить прямые и наклонные линии, штриховки в разных напрвлениях.
- Уметь конструировать буквы из различных материалов.
Формы подведения итогов
– открытые занятия по изученным темам;
- викторины;
- конкурсы.
Учебно-тематический план
Данная образовательная программа включает в себя следующие темы:
№ п/п | Название раздела | Количество занятий |
1 | Слоговое чтение по таблицам-домикам | 10 |
2 | Слоговое чтение в рабочих тетрадях | 10 |
3 | Чтение однослоговых слов | 4 |
4 | Чтение двуслоговых слов | 4 |
5 | Гигиенические правила письма: посадка, положение рук | 1 |
6 | Работа с контуром предмета, раскрашивание пространства | 9 |
7 | Конструирование и дорисовывание букв, печатное изображение букв | 20 |
8 | Развитие фонематического слуха | 6 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Месяц | Темы занятий |
Октябрь | |
1 неделя | Учить детей читать элементарные слова из 2 букв, обозначающих гласный звук. Чтение слов из пройденных букв. Пальчиковая гимнастика. Гигиенические правила письма. |
2 неделя | Учить читать слоги. Закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой « Л». Печатное написание буквы. Конструирование буквы |
3 неделя | Учить читать слоги. Закреплять зрительный образ буквы. Развитие графомоторного навыка. Чтение слов с буквой « М «. Печатное написание буквы. Штриховка. |
4 неделя | Учить читать слоги. Закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой « Н». Печатное написание буквы. Пальчиковая гимнастика. Конструирование из счетных палочек. |
Ноябрь | |
1 неделя | Учить читать слоги. Зареплять зрительный образ буквы. Развитие графомоторного навыка. Чтение буквы « Р». Печатное написание буквы. Раскрашивание контура буквы. |
2 неделя | Учить читать слоги. Развитие графомоторного навыка . Чтение слогов с буквами « М», « Л», «Н», «Р». Штриховка в различных напрвлениях. |
3 неделя | Учить читать слоги; учить различать твердые и мягкие звуки. Чтение слогов с буквами «Л». «М», «Н», «Р» в сочетании с буквой «Ю». Печатное написание буквы «Ю». Штриховка в разных напрвлениях. |
4 неделя | Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки. Чтение слогов , состоящих из согласного и буквы «Е». Печатное написание буквы «Е». Конструирование из счетных палочек. |
Декабрь | |
1 неделя | Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов , состоящих из согласного и буквы «Е». Дорисовывание контура буквы. |
2 неделя | Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов , состоящих из согласного и буквы «И». Конструирование из счетных палочек. |
3 неделя | Учить читать слоги, учить различать твердые и мягкие звуки, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с гласными «а-я», «и-ы», «э-е», « у-ю». Дорисовывание контура букв. |
Январь | |
1 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки. Чтение слогов с буквой «К» + 10 гласных. Печатное написание буквы К. Пальчиковая гимнастика. |
2 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «Д» + 10 гласных. Печатное написание буквы Д. Работа с контуром предмета. |
3 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «Т» + 10 гласных. Печатное написание буквы Т. Конструирование буквы из счетных палочек. |
4 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «В» + 10 гласных. Печатное написание буквы В. Конструирование из шнурка. |
Февраль | |
1 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки. Чтение слогов с буквой «Ф» + 10 гласных. Печатное написание буквы Ф. Раскрашивание контура буквы. |
2 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «З» + 10 гласных. Печатное написание буквы З. Пальчиковая гимнастика. |
3 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «С» + 10 гласных. Печатное написание буквы С.Дорисовывание фигур и букв. |
4 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «Б» + 10 гласных. Печатное написание буквы Б. Конструирование буквы. |
Март | |
1 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки. Чтение слогов с буквой «П» + 10 гласных. Печатное написание буквы П. Штриховка в разных напрвлениях. |
2 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развитие фонематического слуха. Чтение слогов с буквой «Х» + 10 гласных. Печатное написание буквы Х. Игры со звуками. |
3 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов «Жа-Жу», Же-Жи», «Жо».Печатное написание буквы Ж. Конструирование буквы. |
4 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «Ш». Печатное написание буквы Ш.Конструирование буквы. |
Апрель | |
1 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки. Чтение слогов с буквой «Ч». Печатное написание буквы Ч. Конструирование буквы. Штриховка в разных направлениях. |
2 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развивать графомоторные навыки. Чтение слогов с буквой «Щ» Печатное написание буквы Щ.Работа с контуром предмета. |
3 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы. Чтение слогов с буквой «Ц». Печатное написание буквы Ц. Конструирование буквы. |
4 неделя | Учить читать слоги, закреплять зрительный образ буквы, развитие фонематического слуха. Чтение слогов с буквой «Ь». Печатное написание буквы Ь Игры со звуками. |
Май | |
1 неделя | Учить читать односложные слова, закрепление зрительного образа буквы, развитие графомоторного навыка. Чтение коротких слов с буквой «Й». Печатное написание буквы Й. Штриховка. |
2 неделя | Учить читать односложные слова, развитие графомоторного навыка. Чтение слов из одного закрытого слога. Раскрашивание букв. |
3 неделя | Учить читать двусложные слова, развивать графомоторные навыки. Чтение двусложных слов из открытых слогов. Раскрашивание букв. |
4 неделя | Учить читать двусложные слова по слоговым схемам ( меняя слоги). Чтение двусложных слов из открытых слогов по слоговым схемам. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
- Основной формой проведения занятий является игровая.
- На занятиях используются: рабочие тетради, буквы разрезной азбуки, лото, иллюстративный материал. Таблицы.
- Формой подведения итогов являются конкурсы. Викторины и открытые мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из форм повышения профессиона...
Методическая разработка по теме: « Развитие речи через театрализованную деятельность, фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.
Предполагаемая программа поможет нашим малышам в занимательной игровой форме развить речь, с помощью художественных произведений познакомить ребенка с окружающей действительностью, удовлетворит его по...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей младшего возраста через игровые упражнения и задания.
Моя непосредственно образовательная деятельность (НОД) по формированию элементарных математических представлений (ФЭМ) во 2 младшей группе детского сада имеет эстетическое направление.Технологическая ...
"Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста"
тема: Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста Цели: 1.Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.2.Развива...
Программа кружковой работы "АБВГДЕЙКА" раннего обучения чтению детей старшего дошкольного возраста
Программа обучения чтению детей старшего дошкольного возраста....
Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»
laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...
«Развитие двигательной активности детей раннего возраста через игровые упражнения в лазанье»
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы ДОУ. Так ка...