«Развитие двигательной активности детей раннего возраста через игровые упражнения в лазанье»
статья по физкультуре (младшая группа)

Мошковская Анастасия Павловна

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения.  Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы ДОУ. Так как физическое развитие является  основным компонентом общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_ped_sovet_moshkovskaya.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №157»

Сообщение к педагогическому совету №2

 на тему:

 «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через игровые упражнения

в лазанье»

                                                                                   Подготовил воспитатель:            

                                                                 первой квалификационной  

                                                                 категории Мошковская   А.П.

                                                                 педагогический стаж: 5 лет

Нижний Новгород

2021 год

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста, так как растет количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития детей. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы ДОУ. Так как физическое развитие является  основным компонентом общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие детей. 

Занятия по физической культуре  проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду 10 минут. Это связано с тем, что в раннем возрасте очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Помимо непосредственно занятий по физкультуре ежедневно проводится утренняя гимнастика, подвижная игровая деятельность, а также индивидуальная работа с детьми по физическому развитию на прогулке.

В процессе физического развития у детей раннего возраста формируются основные виды движений: лазание, ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, бросание, ловля.

Сегодня мы подробно поговорим о лазанье. Лазанье - это один из видов основных движений, относится к циклическому движению, в своей основе имеет кратковременную повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу, осуществляемых посредством поочередного движения рук и ног.  К лазанью относится группа упражнений: ползание, подползание, переползание, пролезание, которые используются в занятиях по физической культуре.  Стремление у детей раннего возраста к ползанию и лазанию очень велико. Взрослым следует поддерживать это стремление, вовлекающие в работу крупные мышцы туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника.

Ползание под дугу, веревку, по наклонной доске, по ограниченной поверхности.

Ползание- это передвижение по плоскости с помощью верхних и нижних конечностей. Такие виды ползания используются в игровых упражнениях, например «Доползи до погремушки», «В воротики», «Не наступи на линию», «Не задень»  и т.д. Ползая на четвереньках, дети  применяют разные способы: опираясь на колени и ладони, колени и предплечья. Движения ползания ловки и уверенные. Гораздо сложнее ползание в сочетании с упражнениями в равновесии. Например, ползание по бревну, по гимнастической скамейки, ползание по наклонной доске и сползание с нее, переползании через бревно (вал), скамейку. 

Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата. Навык ползания нужен ребенку, ведь именно с его помощью в раннем возрасте закладывается пространственное мышление. Его развитие положительно сказывается на дальнейших успехах в области каллиграфии, геометрии, определении времени по часам и многом другом. Ведь лишь освоив данный навык, ребенок впервые самостоятельно начинает передвигаться в пространстве. Дети раннего возраста, освоившие ползание, быстрее готовятся к следующему этапу — ходьбе.

С помощью ползания ребенок учится правильной координации своих действий (очередность перемещения рук и ног), а также приобретает новые знания и умения. Оно также способствует развитию у детей раннего возраста эмоций и тактильного восприятия. Данный навык является важным для приобретения первого самостоятельного опыта и осознания радости от новых открытий. Это огромный стимул, подталкивающий дальнейшее развитие детей раннего возраста.

Ребенок, освоивший ползание, получает больше возможностей для реализации своих потребностей. Теперь он способен взять в руки новые для него вещи, а также может активно интересоваться тем, что находится вблизи от него. Дети раннего возраста, освоившие этот навык, расширяют свое зрительные способности. Ведь малышу, чтобы не упасть, приходится смотреть не только вперед, но и видеть, куда ставить руки и ноги. 

Подползании под воротца, стул, шнур.

Подползание – подразумевает залезть под что-либо ползком. Вначале проносится голова, затем поочередно руки и ноги. Ребенок, не умея рассчитывать высоту препятствия, подползает так же, как ползает, т.е. не прогибает спину, и поэтому часто задевает шнур, разгибается слишком рано. Воспитатель прикосновение к спине ребёнка,  предлагает нагнуться пониже таким образом, стимулирует появление правильного навыка.  Так же формирует умениие подползать правым и левым боком, двигаться приставными шагами: передвигать под шнуром правую руку и ногу, прогнуться, перенести голову и после этого приставить левую руку и ногу, оказавшись таким образом по другую сторону шнура.При данных видах лазанья движения рук и ног чередуются, происходит чередование напряжения и расслабления мышц. Это позволяет выполнять ребенку движения более длительно. Данный вид движения позволяет укреплять организм,  воспитывать выносливость, формирует правильную осанку. Именно поэтому  в раннем возрасте этот вид движения необходимо включать в разные формы работы с детьми.

Перелезание через препятствия  бревно (вал) дерево, скамейку). 

Перелезание- подразумевает передвигаться через что-либо; с одной стороны чего-либо на другую, из одного места в другое, залезать, взбираться на другое.  Это движение также выполняется несколькими способами: прямо, переставив за препятствие сначала обе руки, потом обе ноги, боком, перенеся поочередно правую руку и ногу, и затем присоединить к ним левую руку и ногу. При перелезании левым боком первыми перенесутся левая рука и левая нога.

Пролезание в обруч, в туннель.

 Пролезание-  подразумевает лезть, протискиваться сквозь что-либо узкое, затрудняющее движение. Пролезание в обруч выполняется разными способами:1) Ребенок держит обруч в руках горизнтально, пролезает сначала одной, потом другой, затем поднимает его вверх над головой и возвращает в исходное положение. 2) обруч поднимается прямыми руками над головой, заем опускается сверху вниз и ребенок перешагивает через него сначала одной ногой, а потом другой. 3) Взрослый держит вертикально обруч в руках, а ребенок пролезает в него на четвереньках.

  Таким образом, все виды лазанья — являются врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без лазанья ребенок не может вырасти здоровым. Маленький ребенок - деятель! Деятельность выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Познавание окружающего пространства посредством лазанья наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.

Литература

1. Вавилова Е. А. Учите детей бегать, прыгать, лазать. - М.: Просвещение, 1983. - 124 с.

2. Лескова Т. П., Бусинская П. П., Васюкова В. И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 212 с.

3. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка. - М., 2000.

4. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М., 1987.

5. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозайка-Синтез, 2006. - 96 с.

6. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр "Академия", 2001. - 368 с.

7. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.- 208 с.

8. Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста.: метод. Пособие для воспитателей и родителей._ М, 2008.- 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ »

«Движение – это жизнь» сказал кто-то из мудрецов. С этой аксиомой жизни мы – взрослые люди - встречаемся ежедневно и на собственном опыте понимаем важность активного движения. Но не менее важно развив...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...

Программа саморазвития педагога по теме: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

Пояснительная записка. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, а также эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, пр...

Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27969964","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня ...

«Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»

Музыка для детей раннего возраста – это источник детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....

Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности

Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально- ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду....