Игра-викторина "Мы - петербуржцы"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Оберемко Ольга Валериевна

"Вежливость - визитная карточка культурного человека" В игровой форме закреплять  правила поведения в различных жизненных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx34.73 КБ
Файл spb.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР.

Тема «Весна пришла».

Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, ИКТ, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель: продолжать расширять знания детей о временах года, приметах.

Задачи:

образовательные

*формировать у детей понятие о временах года

* закрепить знания детей о приметах весны

* расширять и активизировать словарь (проталины, первоцветы, скворечник,    веснянка)

 *закрепить, знания детей о весне и весенних явлениях.

 *прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.

*активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.

*совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными.

*учить образовывать однокоренные слова к слову весна.

*закреплять навыки послогового чтения и составления слов из слогов.

*развивать связную речь у детей.

*продолжать совершенствовать монологическую речь у детей.

развивающие

*развивать логическое мышление, память

*развивать речь, познавательную активность

*развивать нравственные качества личности

воспитательные

*воспитывать у детей  любовь к природе  

*воспитывать интерес к дальнейшему изучению времён года

*воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности

Интеграция образовательных областей:

 познание, коммуникация, здоровье, социализация.

Педагогические технологии:

  • технология музыкального воздействия
  • информационно- коммуникативная технология
  • игровые технологии
  • здоровьесберегающая технология
  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Оборудование:

-ТСО (ноутбук)

-картинки- символы

-карточки с вопросами

-карточки с заданиями к играм

-картинки с изображением примет Весны

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа: чтение потешек о солнце, о весне.

И. Соколов-Микитов «Март в лесу»,

В. Бианки «Когда наступает весна»,

К. Ушинский «Весна».

Ход деятельности.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель - Ребята, представьте, что мы с вами оказались на лесной полянке! (на доске изображение дерева, снега). Недавно на нашу полянку прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.

Снег растаял! Снег растаял!

Это новость непростая!

Это значит наступает

Настоящая весна!

(на доске появляется картинка сороки)

-А еще сорока открыла мне один секрет, что сегодня к нам в гости придут 4 сестры, которые очень дружны между собой. Послушайте загадку об одной из сестер.

(дети рассказывают загадки, выученные заранее)

Дел у меня не мало-

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня…(Весна)

(выставляется картинка весны)

-У весны есть три сестры. Давайте попробуем их отгадать!

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня…(Зима)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

Купайтесь - приглашаю

И любите за это

Вы все меня. Я …. (Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаясь сосен

И елочек. Я… (Осень)

(дети рассказывают загадки, на доске выставляются картинки четырех сестер: зима, весна, осень, лето) .

-Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ребята, правильно встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет?

(расставляют картинки правильно)

-Молодцы, ребята, помогли сестрам! А Весна приглашает вас в хоровод!

Хоровод - «Весняночка»

Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда,

Ой, весна, ой, весна,

Нету снега, нету льда!

Прилетели журавли

И соловушки малы,

Журавли, журавли

И соловушки малы!

Мы весняночку поем,

Весну красную зовем

Ой, поем, ой, поем,

Весну красную зовем.

-Молодцы, ребята! А теперь нашей Весняночке очень хочется узнать, какие признаки весны мы с вами знаем! Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить предложением, начиная его со слова «Весной…».

(Весной ярко светит солнце, весной бегут ручьи).

- Веснянке очень понравилось, что вы много знаете о весне, о признаках весны. Теперь она уверенна, что вы сможете помочь ей оживить полянку! Разбудить её после долгого зимнего сна!

На доске: дерево, снег. По ходу занятия, после ответов детей, на картине появляются изображения солнца, тёмного снега, ручья, птиц, подснежников.

- Итак, ребята, пришла весна, чего же не хватает на нашей полянке?

Дети – Солнца.

-Чтобы на нашей полянке засияло солнышко и одарило нашу землю теплом, нам надо позвать его ласково!

Солнце-солнышко

-Ребята, а солнце какое?

(яркое, лучистое, ласковое, доброе, золотое)

-Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом, а что же стало со снегом? Какой стал снег?

(грязный, серый, рыхлый)

-Вот и растаял снег и превратился….. Во что же он превратился, ребята?

Дети – Снег превратился в ручей.

-И побежал весенний ручеёк по нашей солнечной полянке! Ребята, а что мы можем сказать про ручей? Какой он?

(быстрый, журчащий, холодный, прозрачный, звонкий)

-Бежит ручеёк, радуется  и приговаривает: «Весна пришла».

-А как радуется ручеёк приходу весны? Радуется природа и первому весеннему дождю. А вы хотите почувствовать первый весенний дождик?

(дети встают друг за другом)

Физкультминутка «Дождик».

Дождик бегает по крыше

Бом-бом-бом!

По веселой звонкой крыше

Бом-бом-бом!

Дома, дома посидите,-

Бом-бом-бом!

Никуда не выходите,-

Бом-бом-бом!

Почитайте, поиграйте,-

Бом-бом-бом!

Я уйду, тогда гуляйте

Бом-бом-бом!

-Вот и ожила наша полянка, засияло солнышко, растаял снег, зажурчал ручей! Ребята, а что произошло с деревьями?

Дети – Они ожили, проснулись, распустились почки.

-Правильно, на деревьях набухают и распускаются почки, а ещё потянулись на Родину перелётные птицы. Какие птицы возвращаются на Родину?

(ласточки, жаворонки, журавли, грачи, скворцы)

-Ребята, а как люди ждут первых птиц, вестников весны? Чем мы можем им помочь?

-Получилась у нас весенняя картина или что-то забыли?

 – На весенних проталинах появляются цветы. Как они называются?

Дети – Подснежники.

Пальчиковая гимнастика «Подснежник».

Вырос высокий цветок на поляне.

Утром весенним раскрыл лепестки!

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки!

-Ребята, а сейчас я хочу задать вам шуточные вопросы и проверить насколько вы  внимательны!

-Журчат ручьи, или грачи?

-Набухают почки, или сразу листочки?

-Порхают птички, или лисички?

-Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания нашей красавицы Весны, ответили на все её вопросы!

-Посмотрите, как ожила наша полянка! Она пробудилась от долгого зимнего сна!

Звучит музыка «Звуки весны».

Итог занятия:

-Ребята, о чем мы сегодня говорили? О каком времени года?

Сюрпризный момент.



Предварительный просмотр:

 ИГРа-ВИКТОРИНЫ «МЫ - ПЕТЕРБУРЖЦЫ!»

в подготовительной группе.

Программное содержание:

1. Упражнять детей в речевом общении согласно игровой ситуации;
2. Развивать речь – разъяснение:
- как вести себя во время разговора по телефону;
- в пассажирском транспорте;
- в театре и т.д.
- что значит быть гостеприимным, вежливым, благодарным.
3. Уметь подбирать нужные по смыслу слова в игре «Подскажи словечко».

Оборудование:

Жетоны 4-х цветов (голубые, розовые, зеленые, красные), ленты победителю, перчаточные куклы: Фея Вежливости, Магистр Изящных Манер, Королева Этикета.

Ход игры-викторины:

Воспитатель:

- Дорогие друзья, мы начинаем игру-викторину «Мы – петербуржцы». Тема сегодняшней нашей игры: «Вежливость – это визитная карточка культурного человека».

Правила игры:

Игра проходит в три тура и заканчивается финальной игрой сильнейших. Вам будут заданы вопросы. Ответить на вопрос может любой из вас, кто знает ответ. За правильный ответ вручается жетон. Кто больше наберет жетонов в каждом туре, тот выходит в финальную игру.
Финальная игра определит победителя, которому будет вручена памятная лента самого культурного петербуржца нашей группы. Оценивать нашу игру будет команда уважаемых судей. Это Фея Вежливости, Магистр Изящных Манер и Королева Этикета.

Удачи Вам!

Итак, мы начинаем 1-ый тур нашей игры. Оценивать этот тур будет Фея Вежливости.

Мы с Вами живем в замечательном, великом городе – Санкт-Петербурге. Мы – петербуржцы. Носить это звание – славно и почетно, но трудно. Настоящий петербуржец должен быть воспитанным, вежливым и тактичным человеком.

Внимание, первый вопрос:

Что такое такт, тактичное поведение?
(после каждого ответа на вопрос Фея Вежливости вручает жетон).

Дети:

Такт – это «второе зрение», умение видеть душой;
Вовремя остановиться в споре;
Не заметить недостатки другого человека, которые он хотел бы скрыть;
Вовремя помочь, объяснить, поддержать.

Вопрос №2:

Как нужно вести себя во время разговора?

Дети:

Надо говорить вежливым тоном, используя «волшебные слова»;
Смотреть в лицо собеседника;
Нельзя держать руки в карманах;
Во время разговора нельзя есть;
Если разговаривают двое взрослых, дети не должны вмешиваться, перебивать, нужно подождать, когда в разговоре возникнет пауза и тогда обратиться с вопросом;
Невежливо, если ребенок разговаривает с рядом стоящим взрослым сидя, он должен встать.

Вопрос №3:

Какие «волшебные» слова и выражения вы знаете и употребляете?

Дети:

Здравствуйте;
Рад вас видеть;
Приветствую вас;
Добрый день;
Позвольте;
Благодарю;
Спасибо;
Пожалуйста;
До свидания;
Всего доброго;
Извините.

Вопрос №4:

Как вести себя во время телефонного разговора?

Дети:

Если ошибся номером, не молчи, а скажи: «Извините, я ошибся номером»;
Сначала поздоровайся, а потом позови того, кто тебе нужен;
Если звонишь маме или папе на работу, зови их по имени и отчеству, а иногда называй и фамилию;
Не забывай говорить «спасибо» и «пожалуйста»;
Не раздражайся и не груби по телефону;
Не забудь представиться, когда звонишь своим друзьям домой.

Подведем итоги первого тура (подсчитываются жетоны, выявляется сильнейший игрок I тура, ему вручается медаль; медаль вручает Фея Вежливости).

Фея Вежливости:

Мне очень приятно с вами общаться, потому что вы вежливые, воспитанные дети.

Игра продолжается, и мы начинаем II тур нашей игры. Оценивать этот тур будет Магистр Изящных Манер.

Магистр Изящных Манер:

Этот тур игры необычный, вы должны будете рассказать и показать, как нужно себя вести в той или иной ситуации:

1. Ситуация первая

Вы едите в автобусе, какие правила необходимо выполнять в транспорте?

Дети:

Нельзя громко разговаривать, смеяться, кричать;
Необходимо всегда уступать места старшим, инвалидам, пассажирам с детьми, женщинам и девочкам;
Передавая на билет использовать «волшебные» слова –« пожалуйста» и «спасибо»;
Стоять в транспорте надо так, чтобы не затруднять вход и выход пассажиров;
Во время движения нельзя баловаться, толкаться, пытаться открыть дверь;
Нельзя входить или выходить из автобуса пока он не остановился.

2. Ситуация вторая

Вы на спектакле в театре, какие правила поведения существуют в театре?

Дети:

Во время спектакля нужно сидеть спокойно;
Некрасиво закидывать ногу на ногу, жевать, громко сморкаться;
Переговариваться можно только тихо.

Вам нужно пройти на свое место; как вы это сделаете? Расскажите и покажите.

Дети:

Проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим и как можно осторожнее;
Употребляются выражения: « позвольте пройти», «разрешите», пожалуйста, пройти»; «я вас не побеспокою?»

3. Ситуация третья

Вы являетесь участником концерта, на котором вам нужно прочитать стихотворение. Как вы это сделаете? Расскажите и покажите.

Дети:

Нужно поклониться зрителям, назвать автора и произведение;
Читать нужно громко, с выражением;
Нельзя держать руки в карманах (чтение стихотворений «Доброе утро» В. Кривошеев, «Здравствуй гусь» Т.Собакин, «В автобусе» Е.Карганова, «Мы в театре») по желанию воспитателя.

4. Ситуация четвертая

Вы на балу и кавалеры приглашают дам на танец. Не забывайте сопровождать свои действия словами. (Парный танец - полька, кадриль...)

После каждой ситуации лучшим Магистр Изящных Манер вручает жетон.
Подведем итоги II тура (итоги подводит Магистр Изящных Манер, вручает медаль лучшему)

Магистр Изящных Манер:

Молодцы, все очень хорошо, справились с заданиями, приятно было слушать и смотреть на вас.

III тур

Оценивать его будет Королева Этикета. Тема третьего тура – «гостеприимство».

Первый вопрос:

Какие пословицы и поговорки вы знаете о гостеприимстве?

Дети:

«Гость доволен – хозяин рад»;
«Гость – гости, а пошел – прости»;
«Гостя по одежке встречают, а по разуму провожают»;
«Гостю щей не жалей, а погуще лей»;
«Гостю в переднем углу место».

Второй вопрос:

В каком костюме нужно ходить в гости?

Дети:

Лучше всего явиться в гости в самом лучшем костюме. Но наряд должен соответствовать обстановке.

Третий вопрос:

Вы идете в гости с подарком. Как вы его преподнесете и ответные действия хозяина?

Дети:

Преподнося подарок, нужно сказать пару теплых слов, глядя в глаза другу;
Нельзя показывать если подарок вам не понравился;
Нужно развернуть подарок, рассмотреть его и поблагодарить друга;
Цветы сразу же нужно поставить в воду.

Четвертый вопрос:

Как должны вести себя хозяйка и хозяин?

Дети:

Хозяин или хозяйка должны следить, чтобы их гости не скучали;
Не стоит отвлекаться на телефонные звонки, это может сделать за вас близкий друг;
Темы разговоров должны быть интересны всем. Чтобы никто не чувствовал себя лишним.

Итоги III тура подводит Королева Этикета (подсчет жетонов, сильнейшему вручается медаль).

Королева Этикета:

Вы, ребята, меня порадовали. Вы вежливые, гостеприимные хозяева и благодарные гости.

Воспитатель:

Дорогие друзья, в ходе игры у нас определились три сильнейших игрока. Сейчас финальная игра для них, которая и решит, кто же будет победителем.

- Ребята, мы с вами проведем игру «Подскажи словечко».

- Большое ... Вы мне очень помогли.
- Разрешите ... Я цыпленок Пик.
- Будьте ... , билетик на трамвай.
- До новой встречи. Был ... познакомиться.
- Будьте ... , подскажите, пожалуйста.
- Разрешите с вами ...
- Извините, ... , я наступил вам на ногу.
- Прошу ... , я был не прав.
- Я вас ... за доставленное удовольствие.
- Извините за ... , не подскажите, который час.

(Используются слова: «спасибо, представиться, добры, рад, любезны, познакомиться, пожалуйста, прощения, благодарю, беспокойство»).

Финальная игра подошла к концу. Сейчас мы узнаем, кто же стал победителем.
(подсчет жетонов; вручение памятной ленты самого культурного петербуржца нашей группы; вручение поощрительных призов всем игрокам).

Друзья, нам остается попрощаться с гостями и с жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца

Воспитание личности ребенка посредством использования городской среды, как развивающей, в контексте современных методологических подходов к воспитанию, развитию и коррекции познавательно-речевого разв...

"КОНСУЛЬТАЦИИ и СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ЮНОГО ПЕТЕРБУРЖЦА"

Данная информация очень хорошо пользуется вниманием родителей. Ведь совместная работа педагогов и родителей всегда даёт положительную динамику в воспитании и обучении детей....

Примерный план коррекционно - развивающих занятий по коррекции речи на лексическом материале темы "Воспитываем юного петербуржца"

Вам предлагается примерный план коррекциооно - развивающих занятий по коррекции речи на три года ( средняя, старшая и подготовительная группа) с использованием музейной педагогики. ...

Сообщение для родителей - Приобщаем к спорту юного Петербуржца

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным, крепким. Для этого необходимо с самого раннего возраста  воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом....

Воспитание маленького петербуржца

В данном материале дан анализ программ по петербургуведению, приобщению к русской культуре....