«Система работы по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
консультация по развитию речи по теме

Компанейцева Татьяна Павловна

Данный материал представляет собой поэтапную работу  по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Будет полезен как учителям - логопедам, так и воспитателям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 33 «СВЕТЛЯЧОК» г. Воркуты

Мастер-класс

на тему

«Система работы по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Воспитатель 1 квалификационной категории

Компанейцева Татьяна Павловна


Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей и есть ораторское искусство.

Старшие дошкольники готовятся к поступлению в школу, где им придётся перейти на новый уровень общения. В школе дети перед вчерашними дошкольниками встанет проблема общения с незнакомыми людьми, как со сверстниками, так и с педагогами, и так как ведущим видом деятельности у старших дошкольников все-таки еще остается игра, я поставила перед собой цель создать систему работы по развитию красноречия у детей старшего возраста в игровой деятельности.

Исходя из поставленной цели, я предположила, что процесс развития красноречия будет успешным, если:

- будет определено содержание игр по совершенствованию выразительности речи, обогащению словаря, повышению качества и культуры речи, доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста.

Начиная работать в этом направлении, я определила для себя этапы работы и разработала картотеку игр для каждого этапа.

На мастер-классе я хочу познакомить вас со своей системой работы. А поможет нам волшебный «Цветик-семицветик».

Я приглашаю участников мастер-класса встать в круг.

Лети, лети, лепесток

Через Запад на Восток, Через Север, через Юг, Возвращайся, сделав круг.

1 лепесток.

 На первом этапе я работаю над развитием силы и темпа голоса, и хочу предложить Вам поиграть в игру «Полет на воздушном шаре».

Для этой игры нам понадобится следующий материал: карточки с символическим изображением типа воспроизводимой речи (тихо, громко, шепотом, обычным голосом), плоскостная модель земли, плоскостная модель воздушного шара.

Я раздаю детям карточки с символическим изображением типа воспроизведения речи и предлагаю воспроизвести фразу согласно заданному знаку-символу.

На первых этапах игры я передвигаю воздушный шар по модели земли в соответствии с заданным типом воспроизведения речи (как вариант - воспроизводимым ребенком), на последующих этапах движение шара может не соответствовать заданному темпу и силе голоса.

Речевой материал:

Я по камешкам пошел

Шубу шелкову нашел.


Трое трубачей Трубят в трубы

Галка села на палку Палка ударила галку.

Тары-бары, растабары!

У варвары куры стары!

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду.

Шла собака через мост. Четыре лапы, пятый хвост.

Также для развития силы и темпа голоса я играю с детьми в игру «Самый быстрый скороговорщик».

Материал: картотека скороговорок различной степени сложности. Участники игры произносят скороговорки сначала медленно, тем быстро.

Кто проговорит скороговорку без ошибок тот побеждает.

Речевой материал:        

Приучить сороку

Одна морока,

А сорок сорок –

Сорок морок.

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель

И матросы три недели Карамель на мели ели.

Ты нас, мама, не ищи:

Щиплем мы щавель на щи

В роще травы шевеля,

Мы нащиплем щавеля.

Хлещет, хлещет дождь

Скрылся волк под хвощ. 

Хвост под хвощём,

А сам под дождём.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да тaк  и не вылавировали.

Глядят грачата на галчат,

Глядят галчата на грачат.

2    лепесток

Но работы над силой и темпом голоса для  развития красноречия недостаточно.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Об интонации очень точно сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонациях. Так, например, есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет». В то время как написать это слово можно только один раз...», поэтому на втором этапе я работаю над интонационной выразительностью речи.

На данном этапе я использую игру «Скажи как».

Материал: шапочки (медальоны) с изображением животных.

В начале данной игры я предлагаю детям выбрать себе   шапочку   с   изображением   животного, после чего произношу слово (предложение, текст) и предлагаю играющим повторить за мной фразу с характерным звукоподражанием голосу животного, изображенного шапочке игрока.

Также развитию интонационной выразительности хорошо помогает игра «Позови соседа».

Для этой игры я предлагаю детям выбрать мнемокарту с изображением определенного эмоционального состояния человека (радость, удивление, грусть, восхищение, удивление, обида, неуверенность) и обратиться к  своему соседу по имени, либо с какой-нибудь простой просьбой, которая соответствует эмоциональному состоянию, отображенному на мнемокарте.

3 лепесток 

На третьем этапе развития красноречия я работаю над правильным произношением.

Работу на данном этапе я начинаю с игры «Скажи как я».

Для данной игры у меня разработана картотека чистоговорок

Участники игры повторяют за ведущим слова, соблюдая интонацию расстановку ударений, четкость произношения.

Речевой материал:

Ла-ла-ла - сняли скатерть со стола.

Ус-ус-ус- мы несем домой арбуз.

Че-че-че - сидит кошка на плече.

Ро-ро-ро - потерял петух перо

Ся-ся-ся - мы поймали карася

Ко-ко-ко - дети любят молоко

Цы-цы-цы - в огороде огурцы

Хе-хе-хе - рыба плавает в ухе

Развитию правильного произношения, и формированию фонематического слуха способствует игра «Поставь правильно ударение»

Для этой игры у меня подобрана картотека предметных картинок, названия которых относятся к группе слов - омографов.

Давайте поиграем в эту игру и Вы с можете убедиться, что она не только способствует развитию правильного звукопроизношения, но и достаточно привлекательна для детей.

Педагог показывает участникам кружки и кружки, называет, их и просит повторить. Когда участники усвоят эти слова, воспитатель держит кружки на кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу.
Участники отвечают, педагог меняет предметы и снова спрашивает, где
находятся кружки, а где кружки по отношению друг к другу (участники
должны дать полный ответ).        

Игра повторяется несколько раз с использованием различных предметов, названия которых относятся к группе омографов.

4 лепесток. На четвертом этапе моя работа направлена на овладение детьми лексическими возможностями языка.

Я предлагаю Вам поиграть в игру «Назови другим словом», которую я использую на данном этапе работы

Педагог называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие назвать иначе, другим словом?», дает образец правильного ответа: «Бросить мяч - кинуть мяч». После того как все участники поняли правила игры, педагог предлагает приступить к подбору синонимов.

  • речевой материал:
  • тяжелое заболевание (болезнь);
  • малое дитя (ребенок);
  • длинный путь (дорога);
  • спешить в детский сад (торопиться);
  • быстро прыгает (скачет);
  • погасить свет (потушить);
  • глядеть в окно (смотреть);
  • смелый человек (храбрый);
  • грустные глаза (печальные).

Аналогией данной игры является игра  «Скажи наоборот».

Материал: мяч.

В данной игре дети выстраиваются в шеренгу лицом к ведущему (педагогу). Ведущий произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, участник делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто первым подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот участник продолжает игру, придумывая свои слова.

Речевой материал:

Существительные: день, утро, восход, зима, весна, добро, друг, герой, награда, холод, веселье, расставание.

Глаголы: надеть, согреться, давать, влететь, забыть, говорить, въехать, выиграть, встать, волновать, белеть, найти, начинать.

Прилагательные: умный, добрый, здоровый, новый, быстро, гладкий, высокий, чистый, толстый, пустой, горячий, передний, разный

Наречия: налево, мягко, редко, случайно, громко, поздно, глубоко, широко, ярко, полезно, трудно, тяжело, лучше.

Игру «Скажи наоборот» можно разнообразить и преобразовать в игру «Сделай наоборот»

Материал: игрушки.

Педагог демонстрирует какое-либо действие (сел, опустил руки) и задает участникам вопрос: «Что я сделал?». Участники отвечают: «Вы сели, опустили руки». Педагог спрашивает: «Сел, опустил руки, а^ наоборот... Что можно сделать?» Участники отвечают «Сел, опустил руки, а наоборот - встал, поднял руки». После объяснения хода игры педагог предлагает участникам приступить непосредственно к самой игре.

Возможные действия: опустить руки, закрыть глаза, вдохнуть,», показать левую руку, снять обувь, завязать бант, расстегнуть пуговицы, спрятать, построить, говорить, бросать, радоваться, забирать.

5  лепесток  

Окончив работу по овладение детьми лексическими возможностями языка я перехожу к формированию   представлений  о конкретных   признаках   предмета   и   существенных   признаках

Я хочу предложить вам поиграть в игру, которую я использую на данном этапе «Дорисуй».

В начале игры я предлагаю детям карточки с изображением предметов (животных), с недостающей деталью (частью тела), цветные карандаши.

Когда дети выберут себе карточку я спрашиваю у участникам об отсутствующей детали предмета и прошу дорисовать ее.

 «Чего не хватает? Дорисуй». Участнику необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.

Очень нравится детям игра «Угадай по описанию»

В этой игре я прошу детей описать какой-либо предмет, назвав несколько его существенных признаков и отгадать какой-предмет был описан.

Также данную игру можно проиграть, используя «Чудесный мешочек».

6 лепесток 

Важным этапом работы по развитию красноречия у дошкольников является расширение объема словаря.

 Я хочу предложить Вам поиграть в игру «Алфавит вокруг нас».

Ведущий предлагает на одну из букв алфавита назвать как можно больше предметов. Побеждает тот, кто больше назовет предметов.

7 лепесток. Заключительным этапом работы по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста является развитие связной речи.

И я хочу предложить Вам поиграть в игру «Составь предложение».

Педагог   предлагает   участникам   составить   предложения   по предложенным картинкам. Речевой материал:

Земляника - лес; малина - куст; поле - ромашка; мальчик - клубника; бабочка - шиповник; береза - сережки; цветы - клумба; огород - мяч; ель - грибы; ручей - камыши; осень - овощи; фрукты - здоровье.

Так же на данном этапе я использую игры, которые не только способствует развитию связной речи, но и умению детей находить ошибочные суждения в речи окружающих.

Для этого я предлагаю Вам поиграть в игру «Исправь ошибку»

Педагог предлагает участникам внимательно выслушать предложения и исправить их, если в них встречаются ошибочные суждения.

Речевой материал:

Огурец тонкий, а кабачок тяжелый.

Лимон кислый, а яблоко круглое.

Клен высокий, а осина тонкая.

Роза крупная, а незабудка синяя.

Спасибо за участие.

Вам была предложена система работы по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Если вы считаете, что наша гипотеза: процесс развития красноречия будет успешным, если:

- будет определено содержание игр по совершенствованию выразительности речи, обогащению словаря, повышению качества и культуры речи, доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста, подтвердилась,  предлагаю Вам прикрепить на нашу поляну цветы красного цвета, если гипотеза подтвердилась частично, цветы зеленого цвета, не подтвердилась – синего цвета.

Проводится рефлексия под мелодию из мультфильма «Цветик - семицветик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.

В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...

Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Система работы по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Внедрение в практику технологии развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности, предполагает не только р...

Методическая система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Триединая цель: обучение, воспитание и развитие Формировать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками;Воспитание любви к прекрасному, художественному творчеству;Развитие эстетичес...