Методическая система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Иванова Екатерина Андреевна
  1. Триединая цель: обучение, воспитание и развитие
  • Формировать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками;
  • Воспитание любви к прекрасному, художественному творчеству;
  • Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
  1. Анализ содержания деятельности
  • умение различать разнообразные материалы, техники выполнения;
  • умение анализировать увиденное, давать ему характеристику;
  • активизирование словарного запаса;
  • создание художественных композиций;
  • совершенствование умений владеть инструментами и материалами; развитие глазомера, ловкости движений пальцев и рук.
  1. Виды самостоятельной деятельности и средства деятельности

Виды изобразительная деятельность (аппликация, лепка, рисование)

Средства: Цвет, форма, композиция, материал, художественные эталоны.

  1. Уточнить цели (задачи)
  • Формировать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками;
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности;
  • Обучать детей элементам дизайн деятельности;
  • Развивать эстетическое восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов ;
  • Развивать сенсомоторику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, зрительное восприятие;
  • Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.
  1. Определить методы и приемы деятельности

Методы: проблемный метод; исследовательский метод; эвристический метод; словесный метод.

Приемы: нетрадиционные техники рисование; использование различных средств художественной выразительности; знакомство с разнообразной изобразительной техникой; наблюдение.

  1. Определить форму и способы контроля

Форма: подгрупповая, индивидуальная

Способы контроля:

  • Диагностические задания: опросы, художественные работы;
  • Наблюдения за работой обучающихся;
  • Практические задания: защита творческих работ и проектов, устные вопросы, , конкурсы, выставки;
  • Художественно- практические задания: викторины, кроссворды;
  • Теоретические вопросы, творческая деятельность учащихся
  • Самоконтроль и т.д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema_raboty_dou_po_hudozhestvenno.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система работы по развитию творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста

  1. Триединая цель: обучение, воспитание и развитие
  • Формировать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками;
  • Воспитание любви к прекрасному, художественному творчеству;
  • Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
  1. Анализ содержания деятельности
  • умение различать разнообразные материалы, техники выполнения;
  • умение анализировать увиденное, давать ему характеристику;
  • активизирование словарного запаса;
  • создание художественных композиций;
  • совершенствование умений владеть инструментами и материалами; развитие глазомера, ловкости движений пальцев и рук.
  1. Виды самостоятельной деятельности и средства деятельности

Виды изобразительная деятельность (аппликация, лепка, рисование)

Средства: Цвет, форма, композиция, материал, художественные эталоны.

  1. Уточнить цели (задачи)
  • Формировать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками;
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности;
  • Обучать детей элементам дизайн деятельности;
  • Развивать эстетическое восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов ;
  • Развивать сенсомоторику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, зрительное восприятие;
  • Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.
  1. Определить методы и приемы деятельности

Методы: проблемный метод; исследовательский метод; эвристический метод; словесный метод.

Приемы: нетрадиционные техники рисование; использование различных средств художественной выразительности; знакомство с разнообразной изобразительной техникой; наблюдение.

  1. Определить форму и способы контроля

Форма: подгрупповая, индивидуальная

Способы контроля:

  • Диагностические задания: опросы, художественные работы;
  • Наблюдения за работой обучающихся;
  • Практические задания: защита творческих работ и проектов, устные вопросы, , конкурсы, выставки;
  • Художественно- практические задания: викторины, кроссворды;
  • Теоретические вопросы, творческая деятельность учащихся
  • Самоконтроль и т.д.

Комплекс мероприятий является адаптированным вариантом мероприятий по творческому рисованию, авторы И.В. Груздова, Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова.

Тема 1 «Домик из сказки». Первое мероприятие из комплекса - это «Домик из сказки». Его предлагается проводить первым в комплексе для пробуждения воображения ребенка, для того, что бы фантазировал и не боялся изобразить свои мысли на бумаге.

        Мероприятие предусматривает реализацию педагогических условий, которые были нами предложены. Ребенок может использовать любой материал для своего творчества, который найдет в отведенном для этого месте. В день проведения мероприятия группа наполняется иллюстрациями по данной тематике и другими материалами (Если была проведена предварительная работа, то иллюстрации и необходимый материал появляется раньше). Педагог  и ребенок находятся в положении субъект – субъектного воздействия. Взрослый внимательно прислушивается к ребенку, к его желаниям. Он не ставит себя выше детей, находится с ним на одном уровне (вместе рисуют, разговаривают).

Творческий замысел: фантастический, сказочный домик.

Цель мероприятия: развивать творческие способности детей, фантазию во время создания собственного сказочного домика; развивать способность оригинального мышления, воспроизводить в образе непривычные формы, свойства.

Необходимый материал:

  • Плакаты, карточки для демонстрации, на которых изображены привычные, бытовые предметы (зеркало, кровать, груша, мягкая игрушка и другие);
  • Иллюстрации к стихотворению С. Маршака «Король Пипин»;
  • Изобразительный материал, в который входит гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисти различного размера, бумага разных оттенков, формы;
  • Музыкальный проигрыватель, музыкальные композиции на тему «волшебство», «сказочный мир».

Ход работы:

Педагог непринуждённо заводит с детьми тему о домах, все дети располагаются удобно на стульях или на ковре полукругом.

А в каких домах вы живете ребята?(примерные ответы детей- кирпичный, деревянный, многоэтажный и другие.)А как вы считаете, где живут гномики? (примерные ответы детей - у гномиков домики из грибов, старых деревьев и другие.) А где живут коротышки из цветочного города? (примерные ответы детей - у них домики из ягод, овощей, цветов.) А я знаю одного короля, который, представьте себе, построил себе дворец из торта! (Педагог выразительно читает стихотворение «Король Пипин», показывая иллюстрации, слайды к этому стихотворению) Вам нравится такая идея? Хотели бы вы жить в дворце из торта? Как вы думаете можно ли сделать домики из других предметов, которые вам знакомы? (Педагог обращает внимание на подготовленные изображения) Как бы выглядели домики из этих предметов?  (дети предлагают свои варианты) А что обязательно должно быть у каждого домика? (дверь, окно, крыша и др.) Хотите придумать свой фантастический домик? Я предлагаю вам создать свой, оригинальный домик.

Дети выбирают необходимую им для создания своего домика бумагу,  так же делают выбор между изобразительным материалом: гуашью, акварелью, фломастерами, карандашами. Во время выполнения задания играет музыка для создания атмосферы волшебства, сказочного мира. Педагог подходит к каждому ребенку, интересуется, что он делает, что хочет изобразить. Так же педагог подбадривает детей, может оказать словесную помощь.

По окончанию работы, дети по желанию, рассказывают о своих небольших проектах сказочных домов, рассказывают, кто там живет. Педагог интересуется у детей, что им понравилось в мероприятии, и какие были отрицательные стороны, педагог так же высказывает свое мнение. Когда рисунки высохли от краски, они крепятся на выставочную зону.

Тема 2. «Сила природы. Море» Это второе мероприятие комплекса и оно характеризуется тем, что побуждает детей с помощью эмоций, выразить свои чувства на бумаге. Творчество выражается в том, что разные дети в одной мелодии могут услышать совершенно разное, и изобразить оригинальные рисунки моря, использовав, при этом, разнообразию палитру оттенков и разные техники рисования.

Мероприятие предусматривает реализацию педагогических условий, которые были нами предложены. Ребенок может использовать любой материал для своего творчества, который найдет в отведенном для этого месте. В день проведения мероприятия группа наполняется иллюстрациями по данной тематике и другими материалами (Если была проведена предварительная работа, то иллюстрации и необходимый материал появляется раньше). Педагог  и ребенок находятся в положении субъект – субъектного воздействия. Взрослый внимательно прислушивается к ребенку, к его желаниям. Он не ставит себя выше детей, находится с ними на одном уровне (вместе рисуют, разговаривают).

Творческий замысел:  морская стихия без границ.

Цель: развивать умение создавать беспредметную живописную композицию; подбирать краски и способы наложения мазков для передачи состояния шторма; развивать ассоциативное мышление - создание образа бушующего моря на основе прослушанных музыкальных фрагментов Н. Римского – Корсакова («Океан») и М. Чюрлениса («Море») – по выбору педагога.

Материалы:  

  • Картины И.А. Айвазовского «Девятый вал», «Волна» и другие;
  • аквариум с водой, рыбками, адаптированный под «море»; музыкальный проигрыватель;
  • звуковое сопровождение – классическая музыка, музыка шума моря;
  • изобразительные средства - бумага разных размеров, гуашь, вода, кисти, зубная щетка и губка.

Предварительная работа: знакомство с техникой монотипией, просмотр мультфильма «Русалочка» и «Золотая рыбка», на которых педагог обращает внимание на движение волн.

Ход работы:

Дети полукругом сидят вместе с педагогов возле аквариума и рассматривают воду.

А какая сейчас вода дети? Как она движется? (Предполагаемы ответы детей: Никак, вода стоит, вода не движется, она спокойная). Посмотрите на картины, как там выглядит море? (оно бушует, там шторм). А почему такое может произойти? (дует сильный ветер).

Педагог включает музыку. – Ребята, а что вы слышите? Это похоже на звук моря? Что вы чувствуете? Оно спокойное? Или волнуется?  Хотите попробовать передать настроение этой музыки?

Для выполнения этого задания педагог предлагает детям самостоятельно выбрать необходимую палитру, в зависимости от того, что они услышали в музыке, какую «воду» они хотят изобразить – спокойную или бушующую. Педагог напоминает детям, что волны могут быть разнообразные, они зависят от линии, от ее высоты.  Для большей выразительности при рисовании волн, педагог предлагает детям использовать некоторые приемы: набрызг, печатание губкой. Это не является обязательным требованием, ребенок использует это по необходимости. Дети выполняют задание под музыкальное сопровождение, могут спокойно, в ходе работы передвигаться на группе, рассматривая иллюстрации и аквариум. Педагог подходит к каждому ребенку, интересуется, что он делает, что хочет изобразить. Так же педагог подбадривает детей, при необходимости может оказать помощь.

По окончанию работы, дети развешивают свои работы и по желанию рассказывают, какие эмоции они испытывали, когда рисовали. Педагог интересуется у детей, что им понравилось в мероприятии, и какие были отрицательные стороны, педагог так же высказывает свое мнение.

Тема 3. «В подводном царстве» Третье мероприятие в комплексе направленно на развитие воображение, умение увидеть в обычной кляксе – целую рыбу, а так же составление единой композиции из рыб - клякс. Мероприятие предусматривает реализацию педагогических условий, которые были нами предложены. Ребенок может использовать любой материал для своего творчества, который найдет в отведенном для этого месте. В день проведения мероприятия группа наполняется иллюстрациями по данной тематике и другими материалами (Если была проведена предварительная работа, то иллюстрации и необходимый материал появляется раньше). Педагог  и ребенок находятся в положении субъект – субъектного воздействия. Взрослый внимательно прислушивается к ребенку, к его желаниям. Он не ставит себя выше детей, находится с ним на одном уровне (вместе рисуют, разговаривают).

Творческий замысел: морские глубины.

Цель: развивать умение создавать творческую композицию, которая передает состояние и атмосферу подводного царства, сказочные образы на основе привычных форм с добавлением фантастических фрагментов.

Материалы:

  • Иллюстрации с различными представителями подводного мира;
  • фланелеграф;
  • музыкальный проигрыватель, музыкальное сопровождение (по выбору педагога);
  • изобразительные средства – гуашь, акварель, кисти разного размера, бумага разного размера, губка, зубная щетка.

Предварительная работа: изучение многообразия подводного мира, просмотр мультфильма про мир рыб.

Ход работы:

Ребята, а помните, мы с вами рассматривали разных рыбок, жителей подводного мира? Какие из них вам запомнились? А как они выглядят?

А давайте попробуем с вами изобразить свой собственный подводный мир со своими удивительными рыбками!

Педагог предлагает детям рисовать методом клякс. Лист бумаги, который дети выбрали, смачивается водой, и дети наносят кисточкой пятна краски. Краска, растекаясь, приобретает забавную форму. Педагог интересуется у детей, на что похожа эта клякса? Похожа ли она на какую либо рыбку? Или может это новый вид рыбки? Дети продолжают заполнять свое «море» различными кляксами различных цветов, узнавая в них жителей подводного мира и растения.  Если рыбке не хватает, каких либо элементов (хвоста, плавников и т.д.) дети могут дорисовать их. Педагог непринужденно напоминает детям, что они могут пользоваться любым средством изображения, использовать губку или щетку, для дополнения образа своего подводного царства.

Во время проведения мероприятия звучат фоновые мелодии, веселые, непринужденные, которые направленны на расслабление детей, на повышение позитивной атмосферы в группе. Педагог так же вместе с детьми принимает участие в создании своего подводного царства, рисует, находясь с ними за одним столом. Он так же интересуется, все ли задуманное получается у детей, подбадривает их.

По завершению работы над подводным царством, дети прикрепляют свои рисунки на фланелеграф и рассказывают, кого они увидели в своих забавных кляксах. Если дети не решаются начать, педагог выходит со своим рисунком первый. Так же после мероприятия педагог интересуется, какие положительные моменты были в творческом рисовании? Что не понравилось? Что можно было бы изменить?

Тема 4 «Хозяин подводного царства» Четвертое мероприятие поможет детям распознавать эмоции и передавать их на лист бумаги, творческое рисование так же задействует воображение ребенка. Он не только будет изображать настроение, которое придумает, но и будет создавать ту ситуацию, в которой могло бы проявиться такое настроение. Как и на предыдущих мероприятиях нашего комплекса, ребенок может использовать любой материал для своего творчества, который найдет в отведенном для этого месте. Педагог играет вместе с детьми, всегда поможет советом, и никогда не будет настаивать на своём мнение по отношению к творчеству ребенка.

Творческий замысел: образ Морского царя.

Цель: создание яркого выразительного образа на основе возникающих ассоциаций; развивать умение изображать эмоции в рисунке.

Предварительная работа:

Материалы:

  • Музыкальный проигрыватель, фоновые мелодии;
  • Изобразительные средства для выбора ребенка – гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, бумага разных цветов и размеров;
  • Рамка для игры «Настроение Морского царя» (размером не менее 30*30)

Ход работы: В начале мероприятия взрослый предлагает детям сыграть в игру «Настроение Морского царя». Суть игры заключается в том, что бы дети по очереди подходили к рамке  и изображали любую мимическую гримасу – гримасу Морского царя, а остальные дети отгадывают данное настроение – рассказывают, что может делать Морской царь в таком настроении, что к этому привело.  Педагог так же участвует с детьми в игре.  Такая игра помогает увидеть ребенку изменения в лице, в мимических мышцах при изменении настроения.

После проведения игры педагог предлагает детям нарисовать любого понравившегося Морского царя, в каком настроении он находится. При желании можно нарисовать, причину его настроения. Дети берут все, что им необходимо для реализации своей затеи и начинают творить. В группе играет фоновая музыка, педагог подходит к каждому ребенку, смотрит, что  получается, подбадривает, при необходимости дает совет. При завершении работы дети самостоятельно, при желании, развешивают свои работы и так же, по желанию, рассказывают о своем Морском царе, в каком он настроении. Когда все дети высказались, педагог интересуется у детей, что не понравилось в мероприятии? А что понравилось? Можно было что – ни будь бы изменить?

Тема 5 «Карнавальные маски» Это пятое мероприятие комплекса на котором дети будут создавать собственную карнавальную маску, на основе своих оригинальных идей, своих эмоций.

Ребенок может использовать любой материал для своего творчества, который найдет в отведенном для этого месте. В день проведения мероприятия группа наполняется иллюстрациями по данной тематике и другими материалами (Если была проведена предварительная работа, то иллюстрации и необходимый материал появляется раньше). Педагог  и ребенок находятся в положении субъект – субъектного воздействия.

Творческий замысел: стихия карнавала.

Цель: учить создавать карнавальную маску сказочного или вымышленного, фантастического персонажа по замыслу ребёнка.

Материалы:

  • Иллюстрации на тему карнавал, различные карнавальные маски, которыми украшена группа детского сада;
  • Музыкальный проигрыватель и веселая карнавальная музыка;
  • Изобразительный материал по выбору ребенка – цветная бумага разной фактуры, толстые разноцветные нити, ленты, бусины, блестки, гуашь, кисти, фломастеры, ножницы, клей, скотч и др.
  • Заготовки для масок – простая маска овальной формы с прорезями для глаз, рта. Допускается вариант с полумаской с прорезями для глаз.

Ход работы:  Начинается работа с того, что дети вместе с педагогом рассматривают различные иллюстрации с карнавалов и уже готовые маски для карнавалов.  Дети и педагог ведут обсуждение о том, где и когда можно носить такие маски, какие варианты еще можно было бы предложить. Педагог отмечает, что скоро празднование 1го апреля «Дня смеха» и можно было бы сделать карнавал прямо в группе и предлагает детям создать свои  собственные маски.

Для начала, педагог и дети, вместе, рассматривают имеющиеся материалы для украшения, рассуждают, как их можно использовать и как лучше приклеить. Предлагается детям пока приложить материал, который они хотят выбрать для маски на основу, подумать, не хотят ли они чего-нибудь дополнить. Если дети готовы – они приступают к созданию своей маски. Дети самостоятельно подбирают необходимое для маски, украшение, краску, а так же саму основу для маски, которая представлена в 2х вариантах. Во время мероприятия фоном играет легкая карнавальная музыка для создания атмосфера праздника, веселья, что бы помочь детям настроится на нужный лад. У детей в свободном распоряжении находятся все материалы, во время мероприятия они могут, что то добавить, или ходить и рассматривать иллюстрации. Педагог может так же создавать свою маску вместе с детьми. В конце, устраивается праздничное дефиле, которое является подготовкой к 1му апреля.

После завершения дефиле, педагог и дети рассаживаются в круг на ковре и обсуждают прошедшее мероприятие. Понравилось оно им или нет. Что они хотели бы исправить.

Тема 6. «Если бы неживое стало живым...» Шестое мероприятие из комплекса, является заключительным для групповых работ с детьми. На мероприятии дети фантазируют, мечтают о том, как их игрушки оживают. И придумывают интересные истории о жизни любимых игрушек.

Как и в предыдущих мероприятиях комплекса, ребенок может использовать любой материал для своего творчества, который найдет в отведенном для этого месте. В день проведения мероприятия группа наполняется иллюстрациями по данной тематике и другими материалами (Если была проведена предварительная работа, то иллюстрации и необходимый материал появляется раньше).

Творческий замысел: образ игрушек детей, наделенными человеческими качествами.

Цель: создание вместе с детьми творческой композиции.

Материалы:

  • Музыкальный проигрыватель, музыкальное сопровождение;
  • Иллюстрации «Мойдодыр»; иллюстрации «оживленного чайника»;
  • Изобразительный материал по выбору ребенка – гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, мелки, бумага разного размера.

Предварительная работа: чтение сказки «Мойдодыр» К.И. Чуковского.

Ход работы: Педагог с детьми рассуждают на тему Мойдодыра, о том, что неживой предмет стал живым. На эту тему педагог предлагает пофантазировать – наделить обыкновенный чайник несвойственными для него качествами: оживление его, появление у него лица, рук, ног, способность двигаться, говорить. Для облегчения задачи педагог показывает детям картинки, на которых чайник спит в кровати, умывается, едет в автобусе. Педагог начинает рассказ о чайник, дает ему имя, рассказывает о его семье, кем он работает и предлагает по очереди (или по желанию) детям продолжить ее фантастический рассказ. Дети продолжают рассказ.

        Творческая работа начинается с чтения стихотворения «Детские игрушки ночью оживают». Затем педагог предлагает детям «оживить» любую игрушку, нарисовать сюжет, которые они представляют себе. Во время мероприятия играет фоновая музыка, благодаря которой дети эмоционально настраиваются, расслабляются. После творческой работы дети создают выставку, на которой рассказывают, кого им удалось оживить, какая история у этой игрушки. После выставки педагог разговаривает с детьми на тему, что им понравилось в мероприятии, а что хотелось бы изменить. Вместе предлагают идеи совершенствования будущих мероприятий.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...

Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

Выступление из опыта работы на тему:«Развитие творческих способностей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Cистема работы по развитию мышления детей с ОНР на основе включение в логопедические занятия по развитию лексико-грамматических категорий дидактических игр и упражнений на совершенствование мыслительн...

Проект «Система работы по развитию  творческих способностей детей дошкольного возраста посредством тестопластики»

ull;Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте.•Дошкольный возраст &md...

Система работы по развитию познавательной активности старшего дошкольного возраста через экспериментирование

Развитие познавательной активности детей невозможно без такого вида деятельности как экспериментирование. В формировании представлений об окружающем мире необходимо как игровая деятельность, так и экс...

Мастер – класс для педагогов городского методического объединения на тему: « Синквейн – как современная форма работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

  Главная методика "Синквейн" состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, то есть, исключать лишнее и выделять главное, обобщат...