Педагогический проект "Говорим как в сказке"
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развитие образной речи дошкольников на основе сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_govorim_kak_v_skazke.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Говорим как в сказке»

РАЗРАБОТЧИКИ ПРОЕКТА:

Семенова Юлия Викторовна, воспитатель старшей группы

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА:

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно.

Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного возраста. Эти достижения в речевом развитии детей значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Дошкольный период является важным периодом для развития речи ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространённых и сложных предложений. Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного понимания произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи в целом.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В своих образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка.

Сказка является доступной для понимания детей дошкольного возраста, наличие в ней разнообразных видов изобразительных средств, способствует развитию образной речи дошкольников.

Образная речь – это умение детей правильно использовать такие выразительные средства, как эпитет, метафора, сравнение, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Особое внимание развитию образной стороны речи уделяет О.С. Ушакова. Она пишет: "В старшей группе ставится задача - воспитывать у детей старшего дошкольного возраста способности при восприятии содержания литературно-художественных произведений замечать выразительные средства."

Однако в процессе наблюдения за детьми мной было выявлено, что дети в самостоятельной речи очень редко используют средства образности. Чаще всего используются эпитеты, реже синонимы и антонимы. Остальные выразительные средства воспитанники в обыденной речи не используют.

В ходе работы над темой по самообразованию "Сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста" была составлена и проведена анкета для родителей (Приложение 3), в результате анализа которой было обнаружено, что родители мало времени уделяют чтению детям. Многие предпочитают просмотр телевизора, настольные игры, игры на компьютере. Кроме этого у воспитанников возникли затруднения при описании иллюстраций к сказкам, что вызвано нехваткой словарного запаса. Это все и побудило к созданию совместно с детьми проекта "Говорим как в сказке".

Наш выбор пал на русские народные сказки, потому что именно в них сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие образной речи дошкольников на основе сказок

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Показать на примере русских народных сказок использование средств образности;

2. Развивать свободное общение детей по поводу прочитанного;

3. Развивать познавательные способности ребёнка, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному;

4.  Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, через русские народные сказки;

5.Формировать у воспитанников способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь

5. Учить детей понимать смысл русских фольклорных произведений, их познавательное значение;

6. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки;

7. Приобщать родителей к процессу развития речи ребёнка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приёмы работы;

8. Развивать сетевое взаимодействие с другими Организациями в реализации Проекта

ГИПОТИЗА ПРОЕКТА:

Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повысится, если будет организовано обучение родной речи с использованием русских народных сказок не только в непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах

ТИП ПРОЕКТА:

По характеру контактов - внутри одной возрастной группы

По количеству участников - групповой

По продолжительности - долгосрочный

По доминирующей деятельности - творческий

По характеру содержания – ребёнок, общество и его культурные ценности

По характеру участия ребёнка в проекте - участник от зарождения до получения результатов

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Сентябрь 2013 – январь 2014

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап: целеполагание

  • изучение опыта работы педагогов других ДОУ по  теме проекта;                                        
  • постановка проблемы;
  • постановка цели и задач.

2 этап: разработка проекта

  • подготовка программно-методического обеспечения: подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности;
  • обогащение предметно-развивающей среды:     подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты к драматизации сказок;  

3 этап:   Выполнение проекта

Реализация запланированных  мероприятий по развитию образной речи у воспитанников

4 этап:  Презентация проекта

  • подведение итогов и анализ работы по развитию образной речи у старших дошкольников;
  • анализ эффективности работы;
  • представление результатов и итогов проекта общественности;
  • обобщение и распространение опыта работы по проекту.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Воспитанники старшей группы (5-6 лет), родители, воспитатели старшей группы

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ:

Для реализации проекта используются внутренние ресурсы Учреждения;

 Развитие партнерских взаимодействий с Республиканской детской библиотекой

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Беседы, непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, дидактические игры, драматизация, диагностика детей, анкетирование родителей, консультации для родителей, информационные стенды

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Познавательное развитие: знакомство с бытом и традициями, особенностями природы нашей страны через чтение русских народных сказок
  2. Речевое развитие: чтение русских народных сказок, чтение отрывков из русских народных сказок, пересказ сказок и отрывков, драматизация, ответы на вопросы, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, конструирование слов, словосочетаний и предложений, придумывание сказки по заданной тематике.
  3. Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений, их характеристика, использование отрывков из музыкальных произведений при драматизации, использование различных вызов изобразительной деятельности для создания индивидуальных и коллективных иллюстраций к прочитанным сказкам.
  4. Социально-личностное развитие: формирование нравственных качеств воспитанников на основе русских народных сказок.
  5. Физическое развитие: двигательная активность во время непосредственно-образовательной деятельности, дидактических игр, драматизаций.  

РЕСУРСЫ

ПРОЕКТА:

Информационные - информационная страница на сайте дошкольного учреждения; информационные стенды для родителей

Учебно-методические – научно-методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту

Материально-технические  – театральный уголок и уголок художественной литературы в групповом помещении; методические и дидактические пособия, картотека игр по развитию речи, аудио- и видеотехника, проектор, экран, компьютер

РИСКИ ПРОЕКТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ:

  • Низкая активность родителей в приобщении к чтению детям. - Пути решения: Проведение консультаций, индивидуальных бесед, родительских собраний. Создание информационных стендов, папок-передвижек;
  • Нерегулярное посещение воспитанниками дошкольного Учреждения - Пути решения:  Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление брошюр и памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели

ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА:

  • изготовление плаката "Наши любимые русские народные сказки";
  • создание детьми совместно с родителями альбомов "Досье читателя";
  • выступление детей старшей группы с драматизацией и кукольным театром по сказки "Гуси-Лебеди" перед воспитанниками  детского сада

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • У воспитанников повысится интерес к жанру русской народной сказки, расширится кругозор, они станут использовать в речи фразеологизмы, эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения (соответствующими возрасту) в сюжетно-ролевых играх и играх драматизациях;
  • Дети самостоятельно будут обыгрывать сказки и их отрывки;
  • Родители будут больше читать детям произведений художественной литературы

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА:

Развитие образной речи дошкольников через знакомство с авторскими сказками

План основных мероприятий проекта

Срок реализации проекта

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность воспитанников

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

  • Беседа "Моя любимая сказка",
  • НОД "Мир сказок и приключений",
  • Чтение русской народной сказки "У страха глаза велики",
  • Драматизация отрывков из русской народной сказки "У страха глаза велики",
  • Знакомство с подвижными русскими народными играми "Золотые ворота", "Пустое место"
  • Дидактические игры:

-"Скажи по-другому" (подбор синонимов),

- "Скажи грустно, весело, сердито, стеснительно, и.т.д.",

-"Узнай сказку по описанию",

-"В гостях у лесника",

  • Обновление уголка Художественной литературы
  • Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам,
  • Раскрашивание раскрасок к сказкам
  • Анкетирование родителей "Приобщение детей к чтению художественной литературы",
  • Индивидуальные и групповые консультации

"О пользе чтения"

Октябрь

  • Беседа "Где живут книги",
  • Знакомство с профессией библиотекарь,  
  • Экскурсия в Республиканскую детскую библиотеку,
  • НОД "Какие бывают книги",
  • Чтение русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка",
  • НОД  - Лепка "Сестрица Аленушка",
  • Пересказ наиболее понравившегося отрывка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",
  • Знакомство с подвижными русскими народными играми "Третий лишний", "Горелки",
  •  Дидактические игры:

-"На что похоже",

-"Мы не скажем, а покажем",

-"Узнай героя",

-"Кто больше увидит и назовет?"

  • Просмотр и обсуждение любимых сказок,
  • Собирание разрезных картинок по мотивам русских народных сказок

 

  • Информационный стенд

"Как превратить чтение в удовольствие",

Ноябрь

  • Беседа "Положительные и отрицательные герои сказок, их характеристика",
  • НОД "Чтение русской народной сказки "Хвосты",
  • Чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый",
  • Знакомство с подвижными русскими народными играми "Пятнашки", "Медведь",
  • Дидактические игры:

-"Сравни героев",

-"Словесные зарисовки",

-"Угадай сказку",

-"Все наоборот",

  • НОД "Нарисуй любимую русскую народную сказку",
  • Составление альбома из рисунков детей,
  •  Пополнение Театрального уголка
  • Дидактические игры "Расскажи сказку", "Четвертый лишний",
  • Самостоятельная драматизация и обыгрывание отрывков из русских народных сказок
  • Литературная гостиная "Читающая семья",
  • Подготовка атрибутов к театральной постановке

Декабрь

  •  Презентация альбома "Досье читателя",
  • НОД "Мастерская книги",
  • НОД "Русская народная сказка "Хаврошечка". Анализ пословиц и фразеологизмов",
  • Знакомство с русскими народными играми "Мороз - Красный нос", "Кошки-мышки",
  • Дидактические игры:

-"Продолжи фразу",

-"Узнай сказку по фразеологизму",

-"Пантомимы"

-"Скажи точнее"

  • Подвижные русские народные игры по выбору детей,
  • Сюжетное рисование по мотивам русских народных сказок
  • Дидактическая игра "Найди ошибку"
  • Создание детьми совместно с родителями альбома "Досье читателя",
  • Консультация для родителей "Путь в страну книг. От слушателя к читателю"

Январь

  • Чтение русской народной сказки "Гуси-Лебеди",
  •  Драматизация отрывков из сказки "Гуси-Лебеди",
  • выступление с драматизацией и кукольным театром по сказки "Гуси-Лебеди" перед воспитанниками  детского сада
  • Дидактические игры:

-"Кто на кого похож",

-"Кто больше слов скажет",

-"Кто заблудился?"

-"Придумай рассказ"

  • Рассматривание книг с русскими народными сказками,
  • Рисование сюжетов из любимых сказок,
  • Игры в театральном уголке

  • Театральная постановка сказки,
  • Анкетирование родителей "Книги в Вашей жизни"

Методическая презентация проекта

 Свою работу, совместно со вторым воспитателем, начали с выявления уровня развития речевых умений детей. Нас интересовало, насколько дети владеют средствами выразительности. Для этой цели была выбрана «Методика развития речи детей дошкольного возраста» авторы О.С. Ушакова и Е. Струнина.

Для воспитанников на начальном этапе многие вопросы показались сложными. Некоторые из них затруднялись в определении смысловых оттенков слов (дом - домище, бежать - подбежать, робкий - трусливый). Возникли сложности при объяснении переносного значения слова (лес дремлет, ветер озорничает). При составлении рассказов дети столкнулись с проблемой - недостаточный словарный запас. Они с трудом подбирали нужные слова, используя в основном простые, нераспространенные предложения. При выполнении диагностических заданий было выявлено, что дети не знакомы с пословицами и фразеологизмами.

Кроме этого на начальном этапе было проведено анкетирование родителей (Приложение 3). Результаты анкеты показали, что дети предпочитают проводить свободное время за компьютером и телевизором, родители мало читают своим детям произведения художественной литературы, не загадывают загадки.

Таким образом, было выявлено, что речь дошкольников страдает от нехватки словарного запаса, связанного в первую очередь с недостатком чтения им художественной литературы.

Русская народная сказка является доступной для понимания детей дошкольного возраста, наличие в ней разнообразных видов изобразительных средств, способствует развитию речи дошкольников в общем, и образной речи в частности.

Работу над развитием образной речи решено было начать с обновления уголка художественной литературы. Он был пополнен русскими народными сказками, загадками. Кроме этого в уголок были помещены дидактические игры для самостоятельной деятельности детей: "Расскажи сказку", "Четвертый лишний", "Разрезные картинки", "Найди ошибку".

Развитие образной речи дошкольников через русские народные сказки проходило в разных формах и режимных моментах: в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности, в приветствиях, при обращении друг к другу, в свободных играх.  Были подобраны дидактические игры, целью которых являлось обучение образной речи (Приложение 2). В ходе работы по Проекту старалась, чтобы каждый день детей в детском саду был интересным и насыщенным.

Работа по развитию у детей навыков речи-доказательства и речи-описания посредствам загадки проходила с использованием методики Ю.Г. Илларионовой, "Учите детей отгадывать загадки", основанная на том, чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна.

Во время непосредственно-образовательной деятельности (Приложение 1), подбирала методы и приемы, нацеливающие воспитанников вспоминать уже известные русские народные сказки и с интересом узнавать новые. Благодаря чему дети научились находить в сказках "красивые" слова, объяснять переносное значение слов, подбирать синонимы и антонимы. Непосредственно-образовательная деятельность носила интегрированный характер, что способствовало развитию других навыков и умений.

Для поддержания интереса детей к русским народным сказкам, в повседневной деятельности использовала разнообразные игровые приемы: визиты героев сказок, разыгрывание сказочных сюжетов (воспитанники примеряли на себе роль художников, сказочников), открытие мастерской, поход в магазин сказок.

В ходе реализации проекта знакомила детей с народными играми – подвижными, хороводными. Это такие игры, как "Горелки", "Золотые ворота", "Третий лишний", "Пятнашки" и другие. Воспитанники с удовольствием играют в них как вместе с воспитателем, так  и организуют их  самостоятельно.

В течении работы над проектом была организована и проведена экскурсия в библиотеку, где дети познакомились с такими понятиями, как абонемент, читальный зал, смогли пообщаться с библиотекарем, посмотреть книги различных жанров. С библиотекой был заключен договор по сетевому взаимодействию, в рамках которого групповой уголок чтения художественной литературы ежемесячно обновляется за счет книг, принесенных из библиотеки. В процессе работы с библиотечными книгами у воспитанников воспитываются такие качества, как аккуратность, бережливость.

Проблема развития образной речи средствами русских народных сказок решалась в тесной связи с родителями: были проведены консультации для родителей "О пользе чтения", подготовлен информационный стенд "Как превратить чтение в удовольствие", проведена литературная гостиная для родителей "Читающая семья" (Приложение 4).  

Воспитанники совместно со своими родителями составили альбомы "Досье читателя", в которых они собрали информацию по одной из наиболее понравившихся русских народных сказок с собственными иллюстрациями. В дальнейшем состоялась презентация альбома "Досье" каждым ребенком. Дети были довольны и горды своими работами, с удовольствием рассказывали о своих и обсуждали изделия своих товарищей.

Подготовив и проведя родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации для родителей было отмечено, что родители заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и постарались заполнить этот пробел. Родители отметили, что благодаря участию в Проекте они стали больше времени проводить в совместной деятельности с детьми. Две семьи стали регулярными посетителями детской библиотеки.

В группе была организована литературная минутка, где дети рассказывали о прочитанном дома, делились своими впечатлениями.

В качестве итоговой презентации проекта, кроме созданных совместно с родителями альбомов, воспитанники подготовили драматизацию сказки "Гуси-Лебеди" для детей других групп. Сказка была представлена в двух вариантах: кукольный театр и драматизация. И артисты, и зрители остались довольны.

В результате работы над проектом у воспитанников была замечена положительная динамика в развитии речи, в том числе развитии образной речи. У детей повысился интерес к книгам, они с удовольствием начали участвовать в инсценировках сказок. Кроме этого воспитанники стали более общительными, у них отмечено увеличение употребления полных предложений в речи, украшенных эпитетами, сравнениями, метафорами.

   

Список литературы:

  1. Илларионова Ю.Г, Учите детей отгадывать загадки /Илларионова Ю.Г. М., Просвещение, 1976. - 127 с. иллюстр.
  2. Ушакова О.С, Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие /Ушакова О.С. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288 с.
  3. Ушакова О.С, Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Ушакова О.С., Струнина Е.М. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  4. Трегубова Л.Н, Библиотека детского сада – социокультурный центр хутора /Л.Н. Трегубова, В.П. Подушка // Подготовка детей к школе в условиях дошкольного образования. Сб. науч.-практ. Материалов. – 2009. – С. 138 -143

Приложение 1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности:

Конспект непосредствехнно образовательной деятельности

 "Мир сказок и приключений"

Цель: Расширение представления детей о сказках.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к сказкам;

2. Развивать речь, память;

3. Воспитывать умение детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.

Методы и приемы: наглядный (раматрвание, показ), словесный (вопросы, рассждения), игровой (игровая ситуация).

Оборудование:

Карта сказочной страны, картинки с характерными домиками сказочных персонажей, самих персонажей, магнитофон, аудио-записи отрывков из знакомых сказок.

Ход занятия:

I часть. Организационный момент

Давайте скажем друг другу приятные слова.

II часть. Путешествие

- Взгляните на карту нашего путешествия (карта нарисована на доске). В самом начале пути стоят сказочные ворота. Они пока закрыты, и, для того чтобы они открылись, мы должны вспомнить какие-нибудь волшебные слова из любой сказки. Кто вспомнит? (Ответы детей: сим-салабим, крибле-крабле-бумс…)

- Мы попали на лесную тропинку. Нам навстречу… – Машенька. За ней гонится медведь. Нам нужно спасти Машеньку. Для этого надо быстро вспомнить сказки про медведя, и тогда он отпусти Машеньку. (Ответы детей.) Машенька спасена! Она благодарит нас и прощается.

- Идем дальше. У нас на пути домики. Нужно отгадать из каких они сказок, кто в них живет? (Рисунки домиков сказочных персонажей прикреплены к доске, после того как дети отгадают, рисунки снимаются, под ними обнаруживаются знаки, по которым можно идти дальше.)

-У нас на пути говорящий домик. Этот домик очень любит рассказывать сказки, но он никогда не договаривает сказку до конца. Хозяйка домика, Фея, просит нас помочь догадаться, о какой сказки идет речь. (Звучат записи отрывков из сказок, дети угадывают.)

- Путь продолжается. Но что это? Тревожные крики слышатся в лесу – это Старичок-Лесовичок. Он говорит, что никак не может вспомнить сказку, в которой Лиса Зайца обидела. А вы помните, что это за сказка? (ответы детей) А давайте мы эту сказку Лесовичку не расскажем, а покажем. (инсценеровка сказки "Заюшкина избушка")

 - Итак, мы помогли Лесовичку, можно двигаться дальше. На пути домик Бабы Яги. Она преграждает дорогу и не хочет пропускать детей, пока они не выполнят ее задание. Приходится соглашаться – ведь в избушке Бабы Яги заколдованы герои сказок. А задание такое: вот картинки с героями сказок, нужно определить из какой сказки эти персонажи. (Показ картинок: лягушка, добрый молодец, Кощей, Царевна, поросята, волк и т. д. Ответы детей.)

Ура, наши герои на свободе и мы идем дальше. Впереди нас ждет сказочная почта. Тут мы прочитаем телеграммы, присланные сказочными персонажами, и подумаем, кто бы мог послать их. (Воспитатель зачитывает «сказочные» телеграммы, а дети отгадывают, герои каких сказок могли бы послать эту телеграмму)

Тексты телеграмм: «Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!» «Я у Медведя. Приеду в коробе». «Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!» «Помогите спасти Петушка от Лисы». «Пришлите мне рецепт каши».

(Дети отвечают.)

III часть.  Итог

- Наше путешествие подошло к концу.

Молодцы! Вам понравилось путешествие со сказочными героями? Впереди вас ждет еще много новых встреч с удивительными сказками и приключениями.

Какой из этапов приключения вам запомнился больше всего (ответы детей).

Конспект непосредственно образовательной деятельности

"Какие бывают книги"

Цель: Расширение знаний детей о книгах

Задачи:

1. Вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.

2. Познакомить с пословицами и загадками о книге, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник.

3.Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.

Методы: наглядный (показ, наглядно-слуховой), практический (действие по образцу), словесный (объяснения), игровой (игровой сюжет).

Оборудование:

Детские книги разных форматов и жанров.

Предварительная работа:

Экскурсия в детскую библиотеку.

Ход занятия:

I часть. Организационный момент

Запускаем птичку пожеланий (дети по очереди говорят пожелание, передавая воображаемую "птичку", последний говорит слова и "отпускает птичку")

II часть. Беседа о книгах

- Дети, мы с вами были в детской библиотеке и видели там много книг. Но у каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает, необходимые ему для работы. Расскажите, у кого дома есть библиотека, и какие в ней книги? (Ответы детей.) А какие книги вы читаете со старшими - родителями, старшими братьями, сестрами? (Ответы.) Вы назвали много книг. И их действительно очень много. И все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги.

Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций. А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные, и они могут случайно порвать тонкую страничку.

Итак, мы с вами выяснили, что бывают книги для малышей. А вы помните свою первую книжку?

А еще бывают книжки-малышки. (Показ книги «Русалочка».) Почему же они «малышки», если сказка «Русалочка» совсем не для малышей? (Ответы детей.) Правильно, сами книжки маленькие. Взрослые говорят про такие – книги малого формата. Это значит, что книга маленького размера. А мы называем их «книжки-малышки». Были ли у вас такие?

Пальчиковая гимнастика "Покажите пальцем"

Покажите пальцем (Дети сжимают правую руку в кулак)

Зайца, (Вытягивают средний и указательный пальцы)

Книжку, (Две раскрытые ладони складывают рядом)

Мышку и (Ладони прикладывают к макушке)

Орех. (Сжимают кулак)

Указательному пальцу все известно Лучше всех. (Вытягивают вверх указательный палец, сгибают и разгибают его несколько раз.

(Упражнение повторить несколько раз, чередуя руки.)

Воспитатель:

- Ребята, вы знаете, что книги по содержанию можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи.

- Расскажите, какие вы читали книги, о чем? (Ответы детей.)

- А чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов? (Ответы детей.) Кто пишет рассказы? стихи? сказки? (Ответы детей: писатель, поэт, сказочник.) А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. Кто из вас знает, что это за книга такая? А знаете ли вы, какие книги называют учебниками? (Ответы.) Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать? (Раскраски.)

Физминутка "Вот так!"

- Как живешь? Вот так! (Показать большие пальцы обеих рук, направленные вверх) - Как идешь? Вот так! (Маршировать) - Как бежишь? Вот так! (Бег на месте) - Ночью спишь? Вот так! (Ладони соединить и положить на них голову (щекой).) - Как берешь? Вот так! (Прижать ладонь к себе) - А даешь? Вот так! (Выставить ладошку вперед) - Как шалишь? Вот так! (Надуть щеки и кулаками мягко ударить по ним) - Как грозишь? Вот так! (Погрозить пальцем друг другу)

 Воспитатель:

Скажите, пожалуйста, о чем идет речь?

Загадки о книгах:

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не поле, а засеяно,

Не человек, а рассказывает.

Кто говорит молча?

Кто на свете всех умнее,

Кто все знает, все умеет?

И в любой свободный час

Кто всему научит нас?

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Как вы догадались, что это загадки о книге? (анализ загадок детьми)

III часть. Итог

Что нового вы узнали о книгах?

Книги все одинаковые, или бывают разные? Чем они отличаются?

Конспект интегрированного занятия

Мастерская "Живая книга"

Цель: знакомство с историей происхождения и изготовления книги

Задачи:

1. Развивать навыки культуры "общения" с книгой;

2. Воспитывать интерес и бережное отношение к книгам;

3. Расширять и систематизировать знания о русских народных сказках.

Оборудование: Плакат: как и откуда пришла книга, посылка, порванные книги, полоски бумаги, клей, медали для каждого ребенка.

Методы: наглядный (рассматривание), практический (действие по словесной инструкции), словесный (рассуждение), игровой (игровой сюжет).

Ход деятельности:

I часть. Организационный момент 

Воспитатель загадывает загадку:

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

II часть. Рассказ об истории возникновения книги

Воспитатель: Приглашаю вас на выставку книг. Давайте рассмотрим плакат: как и откуда пришла книга?

(Рассказ об истории возникновения книг. Раздается стук в дверь. Приносят письмо и посылку).

III часть. Ремонт книг

Воспитатель: Грустное известие: наши любимые книжки со сказками попали в руки ребёнка, который вырвал и перепутал страницы.

А среди вас нет таких детей? (нет) Давайте поможем книгам! Сначала необходимо разложить страницы по порядку, в этом нам поможет игра "Отгадай сказку". Воспитатель читает отрывок из сказки, дети отгадывают название сказки.

Воспитатель: Чтобы привести книги в порядок, давайте откроем книжкину больницу и научимся их лечить.

(Дети совместно с воспитателем ремонтируют книги)

IV часть. Итог.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, сделали такое доброе дело – отремонтировали книги.  Кто запомнил, откуда к нам пришла книга? Как надо обращаться с книгами?

В посылке еще что-то лежит, давайте посмотрим. (Достаем письмо и медали). Книги благодарят вас за помощь и дарят вам сказочные медали.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Лепка "Сестрица Аленушка"

Цель: Обучение детей во время лепки фигуры человека передавать характерные особенности частей тела, их форму пропорциональное соотношение 

Задачи:

  1. Способствовать усвоению образного языка сказки (при помощи специальных упражнений);
  2. Формировать навык полных ответов на вопросы;
  3. Развивать самостоятельность, собранность, усидчивость;
  4. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в коллективе.

Методы: наглядный (наглядно-слоховой), практический (действие по образцу), словестный (рассказывание, объяснение).

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: игрушка; книга;

Раздаточный: пластилин; стеки; клеенки; салфетки; куколка.

Ход занятия:

I часть. Организационный момент.

 Приветствие «Давайте поздороваемся» (без слов) глазками, ручками, головками, улыбкой.

II часть. Беседа по содержанию сказки.

- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости (Кукла Алёнушка).

Алёнушка здоровается с детьми.

- Из какой она сказки? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

- Давайте вспомним:

- Какие чудеса произошли в сказке? Кто главные герои?

- Расскажите, какая беда произошла с Иванушкой. Как это произошло?

- Расскажите, как ведьма обманула Алёнушку?

- Что обозначают слова: откуда  ни возьмись, мочи нет?

-  Чем закончилась сказка?

III часть. Лепка девочки.

- Ребята, давайте слепим для Алёнушки подружек.

Пальчиковая гимнастика

Дети рассматривают девочку, воспитатель спрашивает о частях её фигуры (головка, платье, руки). Отмечают с детьми величину каждой части, их положение по отношению друг к другу. Делят пластилин на части так, чтобы правильно слепить девочку.

По окончании работы устраивается выставка, Алёнушка любуется каждой девочкой, отмечая старания каждого ребенка.

IV часть. Итог.

- Какую сказку принесла нам Аленушка?

-Чему нас учит эта сказка?

- Ребята, Аленушка прощается с вами и оставляет вам на память книгу. Давайте поблагодарим Аленушку за чудесный подарок и попрощаемся с ней.

Дети прощаются с куклой.

Приложение 2. Дидактические игры

1. "Кто больше слов скажет"

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

2. "Кто заблудился?"

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.) 
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

3.  "В гостях у лесника"

Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

— Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)
Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).

— Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?

— Отгадайте мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается. 
Дети отгадывают, что это белка. Белка просит:

— Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.
При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у тебя...; на ушках...;

 хвостик у тебя...; ты умеешь... и очень любишь...

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

4.  "Придумай рассказ"

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

— Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).

Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.

— Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?

— Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)

— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)». 

— Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).

5. "Скажи точнее"

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

6. "Кто больше увидит и назовет?"

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

- Катя сказала, что у нее круглое лицо, значит она ... (круглолицая). у зайчонка длинные уши, одним словом про него можно сказать: заяц (длинноухий). А хвост у зайца (короткий), значит, он (короткохвостый).

Белочка (рыжехвостая)

Кошка (гладкошерстная, белолапая)

Лиса (длмнохвостая) и т.д.

Приложение 3. Анкета для родителей

 

"Приобщение детей к чтению художественной литературы"

Вопрос

Ответ

1. Принято ли в Вашей семье читать вслух?

2. Как часто Вы читаете своему ребенку книги?

3. Беседуете ли Вы с ребенком по поводу прочитанного?

4. Какую литературу предпочитаете читать с ребенком? (стихи, сказки, рассказы, комиксы)

5. Посещаете ли Вы с ребенком культурно-массовые мероприятия? Укажите какие.

6. Чем чаще всего занимается Ваш ребенок в свободное время?

7. Загадываете ли Вы своему ребенку загадки?

Приложение 4. Конспект родительского собрания

Литературная гостиная"Читающая семья"

Цель: Развитие заинтересованности у родителей к чтению произведений художественной литературы детям.

 Задачи:

  1. Доказать значимость чтения для развития речи детей;
  2. Вызвать желание читать своим детям.

Оборудование: Книги разных жанров, мультимедийный проектор, компьютер, записи отрывков из русских народных сказок.

Ход собрания

I часть. Вступительное слово воспитателя: 

Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку освоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В своих образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка.

Русская народная сказка является доступной для понимания детей дошкольного возраста, наличие в ней разнообразных видов изобразительных средств, способствует развитию образной речи дошкольников.

Образная речь – это умение детей правильно использовать такие выразительные средства, как эпитет, метафора, сравнение, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.

Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы.

II часть. Литературная викторина.

Книга, как птица,

Книга — богиня:

Может весь мир облететь.

Чудо свершает порой

Книга — царица:

Книга — рабыня:

Может сердцам повелеть.

Часто проходит сквозь строй.

Е. Баратынский

Уважаемые родители, предлагаю Вам проверить свои  знания в области русская народная сказка, приняв  участие в нашей Литературной викторине.

Задание 1. Загадки.

  1. Ах, ты Петя – простота,

сплоховал немножко:

не послушался кота,

выглянул в окошко… (Петушок – золотой гребешок)

  1. Красна девица грустна:

ей не нравится весна,

ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка… (Снегурочка)

  1. Работать умела красиво и ловко,

в деле любом проявляя сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала.

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла..

Кто мастерица эта была?  (Василиса Премудрая)

  1. В сказке небо синее,

в сказке птицы страшные.

Реченька спаси меня.

Реченька спаси меня.  (Гуси-лебеди)

  1. Вымолвил словечко – покатилась печка.

Прямо из деревни к царю да царевне.

И за что, не знаю, повезло лентяю.   (По щучьему велению)

  1. В небесах и на земле

скачет баба на метле,

страшная и злая.

Кто она такая?   (Баба Яга)

  1. Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поднял её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей.  (Царевна-лягушка)

Задание 2. Подвижная игра "Золотые ворота".

Задание 3. Назовите, из какой сказки звучит отрывок. (аудиозапись отрывков из сказок).

Задание 4. Скажи по-сказочному:

  1. В деревне жили дедушка и бабушка.
  2. Черный конь
  3. Яркое солнышко
  4. Красивая девушка
  5. Мягкая трава

Задание 5. Сочиним сказку. (Составление сказки по цепочке)

III часть. Заключение.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Выступление родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Играем в сказку"

В проекте представлена системная технология развития творческих способностей дошкольников посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, ...

Педагогический проект "Влияние народной сказки на формирование нравственной и культурной основы личности ребенка"

Проект направлен на решение проблемы эмоционального, нравственного, творческого развития детей средствами художественной литературы. Цель проекта - формирование нравственной и культурной основы личнос...

Педагогическая и образовательная роль сказки в развитие ребёнка старшего дошкольного возраста

Организация детской деятельности детей старшего дошкольного возраста так или иначе связанная с восприятием художественной литературы и устного народного творчества, способствует развитию у детей...

Мой педагогический опыт работы "Роль сказки в развитии речи младших дошкольников"

Сказка -  эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста....

Педагогический проект "Медведи в сказке"

Область "Чтение художественной литературы".Дать информацию родителям о важности выразительного чтения сказок, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенк...

Педагогический проект "Путешествие в сказку"

Проект: «Путешествие в сказку»Тип проекта: ГРУППОВОЙ, ИГРОВОЙ, ТВОРЧЕСКИЙУчастники проекта: ДЕТИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ №10, ВОСПИТАТЕЛИ, РОДИТЕЛИ, СПЕЦИАЛИСТЫ, БИБЛИОТЕКАРЬСрок проекта:1 МЕСЯЦ (ФЕВРАЛЬ)Пробл...

Педагогическое мероприятие "Путешествие в сказку"

Мероприятие представлено в виде игры-занятия по русским народным сказкам....