Педагогический проект "Говорим как в сказке"
проект по развитию речи (старшая группа) по теме
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развитие образной речи дошкольников на основе сказок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_govorim_kak_v_skazke.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Говорим как в сказке»
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОЕКТА: | Семенова Юлия Викторовна, воспитатель старшей группы |
ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПРОЕКТА: | Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Как известно, становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного возраста. Эти достижения в речевом развитии детей значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Дошкольный период является важным периодом для развития речи ребёнка. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространённых и сложных предложений. Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного понимания произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи в целом. Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В своих образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка. Сказка является доступной для понимания детей дошкольного возраста, наличие в ней разнообразных видов изобразительных средств, способствует развитию образной речи дошкольников. Образная речь – это умение детей правильно использовать такие выразительные средства, как эпитет, метафора, сравнение, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. |
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: | Особое внимание развитию образной стороны речи уделяет О.С. Ушакова. Она пишет: "В старшей группе ставится задача - воспитывать у детей старшего дошкольного возраста способности при восприятии содержания литературно-художественных произведений замечать выразительные средства." Однако в процессе наблюдения за детьми мной было выявлено, что дети в самостоятельной речи очень редко используют средства образности. Чаще всего используются эпитеты, реже синонимы и антонимы. Остальные выразительные средства воспитанники в обыденной речи не используют. В ходе работы над темой по самообразованию "Сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста" была составлена и проведена анкета для родителей (Приложение 3), в результате анализа которой было обнаружено, что родители мало времени уделяют чтению детям. Многие предпочитают просмотр телевизора, настольные игры, игры на компьютере. Кроме этого у воспитанников возникли затруднения при описании иллюстраций к сказкам, что вызвано нехваткой словарного запаса. Это все и побудило к созданию совместно с детьми проекта "Говорим как в сказке". Наш выбор пал на русские народные сказки, потому что именно в них сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы. |
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: | Развитие образной речи дошкольников на основе сказок |
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: | 1. Показать на примере русских народных сказок использование средств образности; 2. Развивать свободное общение детей по поводу прочитанного; 3. Развивать познавательные способности ребёнка, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному; 4. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, через русские народные сказки; 5.Формировать у воспитанников способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь 5. Учить детей понимать смысл русских фольклорных произведений, их познавательное значение; 6. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки; 7. Приобщать родителей к процессу развития речи ребёнка средствами устного народного творчества, используя различные методы и приёмы работы; 8. Развивать сетевое взаимодействие с другими Организациями в реализации Проекта |
ГИПОТИЗА ПРОЕКТА: | Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повысится, если будет организовано обучение родной речи с использованием русских народных сказок не только в непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах |
ТИП ПРОЕКТА: | По характеру контактов - внутри одной возрастной группы По количеству участников - групповой По продолжительности - долгосрочный По доминирующей деятельности - творческий По характеру содержания – ребёнок, общество и его культурные ценности По характеру участия ребёнка в проекте - участник от зарождения до получения результатов |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: | Сентябрь 2013 – январь 2014 |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: | 1 этап: целеполагание
2 этап: разработка проекта
3 этап: Выполнение проекта Реализация запланированных мероприятий по развитию образной речи у воспитанников 4 этап: Презентация проекта
|
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: | Воспитанники старшей группы (5-6 лет), родители, воспитатели старшей группы |
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ: | Для реализации проекта используются внутренние ресурсы Учреждения; Развитие партнерских взаимодействий с Республиканской детской библиотекой |
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: | Беседы, непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, дидактические игры, драматизация, диагностика детей, анкетирование родителей, консультации для родителей, информационные стенды |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: |
|
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА: | Информационные - информационная страница на сайте дошкольного учреждения; информационные стенды для родителей Учебно-методические – научно-методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту Материально-технические – театральный уголок и уголок художественной литературы в групповом помещении; методические и дидактические пособия, картотека игр по развитию речи, аудио- и видеотехника, проектор, экран, компьютер |
РИСКИ ПРОЕКТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ: |
|
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: |
|
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: |
|
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА: | Развитие образной речи дошкольников через знакомство с авторскими сказками |
План основных мероприятий проекта
Срок реализации проекта | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность воспитанников | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь |
-"Скажи по-другому" (подбор синонимов), - "Скажи грустно, весело, сердито, стеснительно, и.т.д.", -"Узнай сказку по описанию", -"В гостях у лесника",
|
|
"О пользе чтения" |
Октябрь |
-"На что похоже", -"Мы не скажем, а покажем", -"Узнай героя", -"Кто больше увидит и назовет?" |
|
"Как превратить чтение в удовольствие", |
Ноябрь |
-"Сравни героев", -"Словесные зарисовки", -"Угадай сказку", -"Все наоборот",
|
|
|
Декабрь |
-"Продолжи фразу", -"Узнай сказку по фразеологизму", -"Пантомимы" -"Скажи точнее" |
|
|
Январь |
-"Кто на кого похож", -"Кто больше слов скажет", -"Кто заблудился?" -"Придумай рассказ" |
|
|
Методическая презентация проекта
Свою работу, совместно со вторым воспитателем, начали с выявления уровня развития речевых умений детей. Нас интересовало, насколько дети владеют средствами выразительности. Для этой цели была выбрана «Методика развития речи детей дошкольного возраста» авторы О.С. Ушакова и Е. Струнина.
Для воспитанников на начальном этапе многие вопросы показались сложными. Некоторые из них затруднялись в определении смысловых оттенков слов (дом - домище, бежать - подбежать, робкий - трусливый). Возникли сложности при объяснении переносного значения слова (лес дремлет, ветер озорничает). При составлении рассказов дети столкнулись с проблемой - недостаточный словарный запас. Они с трудом подбирали нужные слова, используя в основном простые, нераспространенные предложения. При выполнении диагностических заданий было выявлено, что дети не знакомы с пословицами и фразеологизмами.
Кроме этого на начальном этапе было проведено анкетирование родителей (Приложение 3). Результаты анкеты показали, что дети предпочитают проводить свободное время за компьютером и телевизором, родители мало читают своим детям произведения художественной литературы, не загадывают загадки.
Таким образом, было выявлено, что речь дошкольников страдает от нехватки словарного запаса, связанного в первую очередь с недостатком чтения им художественной литературы.
Русская народная сказка является доступной для понимания детей дошкольного возраста, наличие в ней разнообразных видов изобразительных средств, способствует развитию речи дошкольников в общем, и образной речи в частности.
Работу над развитием образной речи решено было начать с обновления уголка художественной литературы. Он был пополнен русскими народными сказками, загадками. Кроме этого в уголок были помещены дидактические игры для самостоятельной деятельности детей: "Расскажи сказку", "Четвертый лишний", "Разрезные картинки", "Найди ошибку".
Развитие образной речи дошкольников через русские народные сказки проходило в разных формах и режимных моментах: в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности, в приветствиях, при обращении друг к другу, в свободных играх. Были подобраны дидактические игры, целью которых являлось обучение образной речи (Приложение 2). В ходе работы по Проекту старалась, чтобы каждый день детей в детском саду был интересным и насыщенным.
Работа по развитию у детей навыков речи-доказательства и речи-описания посредствам загадки проходила с использованием методики Ю.Г. Илларионовой, "Учите детей отгадывать загадки", основанная на том, чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна.
Во время непосредственно-образовательной деятельности (Приложение 1), подбирала методы и приемы, нацеливающие воспитанников вспоминать уже известные русские народные сказки и с интересом узнавать новые. Благодаря чему дети научились находить в сказках "красивые" слова, объяснять переносное значение слов, подбирать синонимы и антонимы. Непосредственно-образовательная деятельность носила интегрированный характер, что способствовало развитию других навыков и умений.
Для поддержания интереса детей к русским народным сказкам, в повседневной деятельности использовала разнообразные игровые приемы: визиты героев сказок, разыгрывание сказочных сюжетов (воспитанники примеряли на себе роль художников, сказочников), открытие мастерской, поход в магазин сказок.
В ходе реализации проекта знакомила детей с народными играми – подвижными, хороводными. Это такие игры, как "Горелки", "Золотые ворота", "Третий лишний", "Пятнашки" и другие. Воспитанники с удовольствием играют в них как вместе с воспитателем, так и организуют их самостоятельно.
В течении работы над проектом была организована и проведена экскурсия в библиотеку, где дети познакомились с такими понятиями, как абонемент, читальный зал, смогли пообщаться с библиотекарем, посмотреть книги различных жанров. С библиотекой был заключен договор по сетевому взаимодействию, в рамках которого групповой уголок чтения художественной литературы ежемесячно обновляется за счет книг, принесенных из библиотеки. В процессе работы с библиотечными книгами у воспитанников воспитываются такие качества, как аккуратность, бережливость.
Проблема развития образной речи средствами русских народных сказок решалась в тесной связи с родителями: были проведены консультации для родителей "О пользе чтения", подготовлен информационный стенд "Как превратить чтение в удовольствие", проведена литературная гостиная для родителей "Читающая семья" (Приложение 4).
Воспитанники совместно со своими родителями составили альбомы "Досье читателя", в которых они собрали информацию по одной из наиболее понравившихся русских народных сказок с собственными иллюстрациями. В дальнейшем состоялась презентация альбома "Досье" каждым ребенком. Дети были довольны и горды своими работами, с удовольствием рассказывали о своих и обсуждали изделия своих товарищей.
Подготовив и проведя родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации для родителей было отмечено, что родители заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и постарались заполнить этот пробел. Родители отметили, что благодаря участию в Проекте они стали больше времени проводить в совместной деятельности с детьми. Две семьи стали регулярными посетителями детской библиотеки.
В группе была организована литературная минутка, где дети рассказывали о прочитанном дома, делились своими впечатлениями.
В качестве итоговой презентации проекта, кроме созданных совместно с родителями альбомов, воспитанники подготовили драматизацию сказки "Гуси-Лебеди" для детей других групп. Сказка была представлена в двух вариантах: кукольный театр и драматизация. И артисты, и зрители остались довольны.
В результате работы над проектом у воспитанников была замечена положительная динамика в развитии речи, в том числе развитии образной речи. У детей повысился интерес к книгам, они с удовольствием начали участвовать в инсценировках сказок. Кроме этого воспитанники стали более общительными, у них отмечено увеличение употребления полных предложений в речи, украшенных эпитетами, сравнениями, метафорами.
Список литературы:
- Илларионова Ю.Г, Учите детей отгадывать загадки /Илларионова Ю.Г. М., Просвещение, 1976. - 127 с. иллюстр.
- Ушакова О.С, Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие /Ушакова О.С. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288 с.
- Ушакова О.С, Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Ушакова О.С., Струнина Е.М. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
- Трегубова Л.Н, Библиотека детского сада – социокультурный центр хутора /Л.Н. Трегубова, В.П. Подушка // Подготовка детей к школе в условиях дошкольного образования. Сб. науч.-практ. Материалов. – 2009. – С. 138 -143
Приложение 1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности:
Конспект непосредствехнно образовательной деятельности
"Мир сказок и приключений"
Цель: Расширение представления детей о сказках.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к сказкам;
2. Развивать речь, память;
3. Воспитывать умение детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.
Методы и приемы: наглядный (раматрвание, показ), словесный (вопросы, рассждения), игровой (игровая ситуация).
Оборудование:
Карта сказочной страны, картинки с характерными домиками сказочных персонажей, самих персонажей, магнитофон, аудио-записи отрывков из знакомых сказок.
Ход занятия:
I часть. Организационный момент
Давайте скажем друг другу приятные слова.
II часть. Путешествие
- Взгляните на карту нашего путешествия (карта нарисована на доске). В самом начале пути стоят сказочные ворота. Они пока закрыты, и, для того чтобы они открылись, мы должны вспомнить какие-нибудь волшебные слова из любой сказки. Кто вспомнит? (Ответы детей: сим-салабим, крибле-крабле-бумс…)
- Мы попали на лесную тропинку. Нам навстречу… – Машенька. За ней гонится медведь. Нам нужно спасти Машеньку. Для этого надо быстро вспомнить сказки про медведя, и тогда он отпусти Машеньку. (Ответы детей.) Машенька спасена! Она благодарит нас и прощается.
- Идем дальше. У нас на пути домики. Нужно отгадать из каких они сказок, кто в них живет? (Рисунки домиков сказочных персонажей прикреплены к доске, после того как дети отгадают, рисунки снимаются, под ними обнаруживаются знаки, по которым можно идти дальше.)
-У нас на пути говорящий домик. Этот домик очень любит рассказывать сказки, но он никогда не договаривает сказку до конца. Хозяйка домика, Фея, просит нас помочь догадаться, о какой сказки идет речь. (Звучат записи отрывков из сказок, дети угадывают.)
- Путь продолжается. Но что это? Тревожные крики слышатся в лесу – это Старичок-Лесовичок. Он говорит, что никак не может вспомнить сказку, в которой Лиса Зайца обидела. А вы помните, что это за сказка? (ответы детей) А давайте мы эту сказку Лесовичку не расскажем, а покажем. (инсценеровка сказки "Заюшкина избушка")
- Итак, мы помогли Лесовичку, можно двигаться дальше. На пути домик Бабы Яги. Она преграждает дорогу и не хочет пропускать детей, пока они не выполнят ее задание. Приходится соглашаться – ведь в избушке Бабы Яги заколдованы герои сказок. А задание такое: вот картинки с героями сказок, нужно определить из какой сказки эти персонажи. (Показ картинок: лягушка, добрый молодец, Кощей, Царевна, поросята, волк и т. д. Ответы детей.)
Ура, наши герои на свободе и мы идем дальше. Впереди нас ждет сказочная почта. Тут мы прочитаем телеграммы, присланные сказочными персонажами, и подумаем, кто бы мог послать их. (Воспитатель зачитывает «сказочные» телеграммы, а дети отгадывают, герои каких сказок могли бы послать эту телеграмму)
Тексты телеграмм: «Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!» «Я у Медведя. Приеду в коробе». «Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!» «Помогите спасти Петушка от Лисы». «Пришлите мне рецепт каши».
(Дети отвечают.)
III часть. Итог
- Наше путешествие подошло к концу.
Молодцы! Вам понравилось путешествие со сказочными героями? Впереди вас ждет еще много новых встреч с удивительными сказками и приключениями.
Какой из этапов приключения вам запомнился больше всего (ответы детей).
Конспект непосредственно образовательной деятельности
"Какие бывают книги"
Цель: Расширение знаний детей о книгах
Задачи:
1. Вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.
2. Познакомить с пословицами и загадками о книге, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник.
3.Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
Методы: наглядный (показ, наглядно-слуховой), практический (действие по образцу), словесный (объяснения), игровой (игровой сюжет).
Оборудование:
Детские книги разных форматов и жанров.
Предварительная работа:
Экскурсия в детскую библиотеку.
Ход занятия:
I часть. Организационный момент
Запускаем птичку пожеланий (дети по очереди говорят пожелание, передавая воображаемую "птичку", последний говорит слова и "отпускает птичку")
II часть. Беседа о книгах
- Дети, мы с вами были в детской библиотеке и видели там много книг. Но у каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает, необходимые ему для работы. Расскажите, у кого дома есть библиотека, и какие в ней книги? (Ответы детей.) А какие книги вы читаете со старшими - родителями, старшими братьями, сестрами? (Ответы.) Вы назвали много книг. И их действительно очень много. И все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги.
Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций. А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные, и они могут случайно порвать тонкую страничку.
Итак, мы с вами выяснили, что бывают книги для малышей. А вы помните свою первую книжку?
А еще бывают книжки-малышки. (Показ книги «Русалочка».) Почему же они «малышки», если сказка «Русалочка» совсем не для малышей? (Ответы детей.) Правильно, сами книжки маленькие. Взрослые говорят про такие – книги малого формата. Это значит, что книга маленького размера. А мы называем их «книжки-малышки». Были ли у вас такие?
Пальчиковая гимнастика "Покажите пальцем"
Покажите пальцем (Дети сжимают правую руку в кулак)
Зайца, (Вытягивают средний и указательный пальцы)
Книжку, (Две раскрытые ладони складывают рядом)
Мышку и (Ладони прикладывают к макушке)
Орех. (Сжимают кулак)
Указательному пальцу все известно Лучше всех. (Вытягивают вверх указательный палец, сгибают и разгибают его несколько раз.
(Упражнение повторить несколько раз, чередуя руки.)
Воспитатель:
- Ребята, вы знаете, что книги по содержанию можно разделить по темам: о природе, сказки, рассказы, стихи.
- Расскажите, какие вы читали книги, о чем? (Ответы детей.)
- А чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов? (Ответы детей.) Кто пишет рассказы? стихи? сказки? (Ответы детей: писатель, поэт, сказочник.) А еще есть книги, которые помогают нам, учат нас. Вот, например, энциклопедия. Кто из вас знает, что это за книга такая? А знаете ли вы, какие книги называют учебниками? (Ответы.) Как называют книги, которые помогают нам учиться рисовать? (Раскраски.)
Физминутка "Вот так!"
- Как живешь? Вот так! (Показать большие пальцы обеих рук, направленные вверх) - Как идешь? Вот так! (Маршировать) - Как бежишь? Вот так! (Бег на месте) - Ночью спишь? Вот так! (Ладони соединить и положить на них голову (щекой).) - Как берешь? Вот так! (Прижать ладонь к себе) - А даешь? Вот так! (Выставить ладошку вперед) - Как шалишь? Вот так! (Надуть щеки и кулаками мягко ударить по ним) - Как грозишь? Вот так! (Погрозить пальцем друг другу)
Воспитатель:
Скажите, пожалуйста, о чем идет речь?
Загадки о книгах:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не поле, а засеяно,
Не человек, а рассказывает.
Кто говорит молча?
Кто на свете всех умнее,
Кто все знает, все умеет?
И в любой свободный час
Кто всему научит нас?
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
Как вы догадались, что это загадки о книге? (анализ загадок детьми)
III часть. Итог
Что нового вы узнали о книгах?
Книги все одинаковые, или бывают разные? Чем они отличаются?
Конспект интегрированного занятия
Мастерская "Живая книга"
Цель: знакомство с историей происхождения и изготовления книги
Задачи:
1. Развивать навыки культуры "общения" с книгой;
2. Воспитывать интерес и бережное отношение к книгам;
3. Расширять и систематизировать знания о русских народных сказках.
Оборудование: Плакат: как и откуда пришла книга, посылка, порванные книги, полоски бумаги, клей, медали для каждого ребенка.
Методы: наглядный (рассматривание), практический (действие по словесной инструкции), словесный (рассуждение), игровой (игровой сюжет).
Ход деятельности:
I часть. Организационный момент
Воспитатель загадывает загадку:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
II часть. Рассказ об истории возникновения книги
Воспитатель: Приглашаю вас на выставку книг. Давайте рассмотрим плакат: как и откуда пришла книга?
(Рассказ об истории возникновения книг. Раздается стук в дверь. Приносят письмо и посылку).
III часть. Ремонт книг
Воспитатель: Грустное известие: наши любимые книжки со сказками попали в руки ребёнка, который вырвал и перепутал страницы.
А среди вас нет таких детей? (нет) Давайте поможем книгам! Сначала необходимо разложить страницы по порядку, в этом нам поможет игра "Отгадай сказку". Воспитатель читает отрывок из сказки, дети отгадывают название сказки.
Воспитатель: Чтобы привести книги в порядок, давайте откроем книжкину больницу и научимся их лечить.
(Дети совместно с воспитателем ремонтируют книги)
IV часть. Итог.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, сделали такое доброе дело – отремонтировали книги. Кто запомнил, откуда к нам пришла книга? Как надо обращаться с книгами?
В посылке еще что-то лежит, давайте посмотрим. (Достаем письмо и медали). Книги благодарят вас за помощь и дарят вам сказочные медали.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Лепка "Сестрица Аленушка"
Цель: Обучение детей во время лепки фигуры человека передавать характерные особенности частей тела, их форму пропорциональное соотношение
- Способствовать усвоению образного языка сказки (при помощи специальных упражнений);
- Формировать навык полных ответов на вопросы;
- Развивать самостоятельность, собранность, усидчивость;
- Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в коллективе.
Методы: наглядный (наглядно-слоховой), практический (действие по образцу), словестный (рассказывание, объяснение).
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: игрушка; книга;
Раздаточный: пластилин; стеки; клеенки; салфетки; куколка.
Ход занятия:
I часть. Организационный момент.
Приветствие «Давайте поздороваемся» (без слов) глазками, ручками, головками, улыбкой.
II часть. Беседа по содержанию сказки.
- Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости (Кукла Алёнушка).
Алёнушка здоровается с детьми.
- Из какой она сказки? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
- Давайте вспомним:
- Какие чудеса произошли в сказке? Кто главные герои?
- Расскажите, какая беда произошла с Иванушкой. Как это произошло?
- Расскажите, как ведьма обманула Алёнушку?
- Что обозначают слова: откуда ни возьмись, мочи нет?
- Чем закончилась сказка?
III часть. Лепка девочки.
- Ребята, давайте слепим для Алёнушки подружек.
Пальчиковая гимнастика
Дети рассматривают девочку, воспитатель спрашивает о частях её фигуры (головка, платье, руки). Отмечают с детьми величину каждой части, их положение по отношению друг к другу. Делят пластилин на части так, чтобы правильно слепить девочку.
По окончании работы устраивается выставка, Алёнушка любуется каждой девочкой, отмечая старания каждого ребенка.
IV часть. Итог.
- Какую сказку принесла нам Аленушка?
-Чему нас учит эта сказка?
- Ребята, Аленушка прощается с вами и оставляет вам на память книгу. Давайте поблагодарим Аленушку за чудесный подарок и попрощаемся с ней.
Дети прощаются с куклой.
Приложение 2. Дидактические игры
1. "Кто больше слов скажет"
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.
2. "Кто заблудился?"
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
3. "В гостях у лесника"
Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.
— Дети, сегодня мы пойдем в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)
Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).
— Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
— Отгадайте мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.
Дети отгадывают, что это белка. Белка просит:
— Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.
При затруднении воспитатель помогает связками: шубка у тебя...; на ушках...;
хвостик у тебя...; ты умеешь... и очень любишь...
Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.
4. "Придумай рассказ"
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
— Закончи фразу:
1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).
3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).
4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).
5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).
— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
— Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
— Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.)
— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)».
— Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).
5. "Скажи точнее"
Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)
6. "Кто больше увидит и назовет?"
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
- Катя сказала, что у нее круглое лицо, значит она ... (круглолицая). у зайчонка длинные уши, одним словом про него можно сказать: заяц (длинноухий). А хвост у зайца (короткий), значит, он (короткохвостый).
Белочка (рыжехвостая)
Кошка (гладкошерстная, белолапая)
Лиса (длмнохвостая) и т.д.
Приложение 3. Анкета для родителей
"Приобщение детей к чтению художественной литературы"
Вопрос | Ответ |
1. Принято ли в Вашей семье читать вслух? | |
2. Как часто Вы читаете своему ребенку книги? | |
3. Беседуете ли Вы с ребенком по поводу прочитанного? | |
4. Какую литературу предпочитаете читать с ребенком? (стихи, сказки, рассказы, комиксы) | |
5. Посещаете ли Вы с ребенком культурно-массовые мероприятия? Укажите какие. | |
6. Чем чаще всего занимается Ваш ребенок в свободное время? | |
7. Загадываете ли Вы своему ребенку загадки? |
Приложение 4. Конспект родительского собрания
Литературная гостиная"Читающая семья"
Цель: Развитие заинтересованности у родителей к чтению произведений художественной литературы детям.
Задачи:
- Доказать значимость чтения для развития речи детей;
- Вызвать желание читать своим детям.
Оборудование: Книги разных жанров, мультимедийный проектор, компьютер, записи отрывков из русских народных сказок.
Ход собрания
I часть. Вступительное слово воспитателя:
Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.
Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку освоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Одним из ведущих средств развития речи дошкольников является чтение художественной литературы. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В своих образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка.
Русская народная сказка является доступной для понимания детей дошкольного возраста, наличие в ней разнообразных видов изобразительных средств, способствует развитию образной речи дошкольников.
Образная речь – это умение детей правильно использовать такие выразительные средства, как эпитет, метафора, сравнение, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы.
II часть. Литературная викторина.
Книга, как птица,
Книга — богиня:
Может весь мир облететь.
Чудо свершает порой
Книга — царица:
Книга — рабыня:
Может сердцам повелеть.
Часто проходит сквозь строй.
Е. Баратынский
Уважаемые родители, предлагаю Вам проверить свои знания в области русская народная сказка, приняв участие в нашей Литературной викторине.
Задание 1. Загадки.
- Ах, ты Петя – простота,
сплоховал немножко:
не послушался кота,
выглянул в окошко… (Петушок – золотой гребешок)
- Красна девица грустна:
ей не нравится весна,
ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка… (Снегурочка)
- Работать умела красиво и ловко,
в деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла..
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
- В сказке небо синее,
в сказке птицы страшные.
Реченька спаси меня.
Реченька спаси меня. (Гуси-лебеди)
- Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению)
- В небесах и на земле
скачет баба на метле,
страшная и злая.
Кто она такая? (Баба Яга)
- Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
Задание 2. Подвижная игра "Золотые ворота".
Задание 3. Назовите, из какой сказки звучит отрывок. (аудиозапись отрывков из сказок).
Задание 4. Скажи по-сказочному:
- В деревне жили дедушка и бабушка.
- Черный конь
- Яркое солнышко
- Красивая девушка
- Мягкая трава
Задание 5. Сочиним сказку. (Составление сказки по цепочке)
III часть. Заключение.
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Выступление родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Играем в сказку"
В проекте представлена системная технология развития творческих способностей дошкольников посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, ...
Педагогический проект "Влияние народной сказки на формирование нравственной и культурной основы личности ребенка"
Проект направлен на решение проблемы эмоционального, нравственного, творческого развития детей средствами художественной литературы. Цель проекта - формирование нравственной и культурной основы личнос...
Педагогическая и образовательная роль сказки в развитие ребёнка старшего дошкольного возраста
Организация детской деятельности детей старшего дошкольного возраста так или иначе связанная с восприятием художественной литературы и устного народного творчества, способствует развитию у детей...
Мой педагогический опыт работы "Роль сказки в развитии речи младших дошкольников"
Сказка - эффективное средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста....
Педагогический проект "Медведи в сказке"
Область "Чтение художественной литературы".Дать информацию родителям о важности выразительного чтения сказок, как средства развития внимания, памяти, выразительности речи, развития самосознания ребенк...
Педагогический проект "Путешествие в сказку"
Проект: «Путешествие в сказку»Тип проекта: ГРУППОВОЙ, ИГРОВОЙ, ТВОРЧЕСКИЙУчастники проекта: ДЕТИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ №10, ВОСПИТАТЕЛИ, РОДИТЕЛИ, СПЕЦИАЛИСТЫ, БИБЛИОТЕКАРЬСрок проекта:1 МЕСЯЦ (ФЕВРАЛЬ)Пробл...
Педагогическое мероприятие "Путешествие в сказку"
Мероприятие представлено в виде игры-занятия по русским народным сказкам....