Педагогический проект "Влияние народной сказки на формирование нравственной и культурной основы личности ребенка"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Проект направлен на решение проблемы эмоционального, нравственного, творческого развития детей средствами художественной литературы. Цель проекта - формирование нравственной и культурной основы личности ребенка посредством ознакомления с народной сказкой. Проект реализуется с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazka.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка для ребенка такое же
серьезное и настоящее дело, как игра:
она нужна ему для того, чтобы
определиться, чтобы изучить себя,
измерить, оценить свои возможности.
Джанни Родари
ТЕМА ПРОЕКТА
Влияние народной сказки на формирование
нравственной и культурной основы личности ребенка
Творческое название
«Ты детям сказку расскажи….»
Автор проекта:
воспитатель МДОУ №26 «Колосок»
Митрохина Татьяна Анатольевна
г. Мичуринск, 2009 г.
Актуальность темы
• Сказки – детские спутники на пути в мир взрослых: они воспитывают, знакомят с народными сокровищами, учат мудрости и поэтому всегда актуальны.
• Сказки – способ получения информации. При чтении сказки развивается воображение ребенка. Он задает много вопросов, обогащает свою речь, ребенок расширяет словарный запас.
• Возраст от 6 до 7 лет является периодом интенсивного присвоения ребенком знаний и социального опыта. Необходимо помочь ребенку распознать, что есть добро, а что – зло, передать ему свое положительное мироощущение.
• Ребенок при восприятии сказки не пассивный слушатель, а активный участник сказочных событий.
• К любимым сказкам надо возвращаться, перечитывать их, переосмыслять, что и позволяет делать данный проект.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС
Как сказка влияет на формирование нравственных и культурных основ личности?
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ТИП ПРОЕКТА: Информационно-практический
ПО ХАРАКТЕРУ И СОДЕРЖАНИЮ: Ребенок – педагог – родители - общество
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: Групповой
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: Долгосрочный
ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА: Презентация
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
• Как повысить интерес детей к сказке?
•Какие средства использовать при ознакомлении детей со сказками?
• Как может повлиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению со сказкой?
УЧАСТНИКИ: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальной руководитель, родители
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
• В период реформирования дошкольного образования большое значение уделяется вопросу ознакомления дошкольников с историей и культурой русского народа.
• Из фантастического мира сказки ребенок черпает информацию, которую потом использует в реальности.
• Сказка должна способствовать развитию нравственных качеств ребенка.
• Рассказывая сказку, родители создают в семье особую атмосферу доверительности, тепла и уюта.
• Сказка являясь «творением могучего таланта» народа, влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал.
• Народные сказки помогают ребенку понять общепринятые нормы морали, но при этом еще и формируется его характер.
ЦЕЛЬ: Формирование нравственной и культурной основы личности ребенка посредством ознакомления с народной сказкой.
ГИПОТЕЗА: Если не знакомить ребенка с народной сказкой, то очень сложно раскрыть нравственные ценности, реализовать его эмоциональные, творческие потребности.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:
• Формирование понимания нравственного смысла сказки, мотивированной оценки, поступков и характеров героев.
• Развитие общих способностей ребенка путем расширения спектра практических дел.
• Развитие связной монологической речи посредством игр-драматизаций, в процессе придумывания продолжения сказок.
• Применение мнемотаблиц для знакомства с окружающим миром
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
• Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки.
• Сохранить и укрепить здоровье детей и эмоциональное благополучие.
• Научить оценивать личностные качества персонажей; понимать мотивы поступков героев.
• Показать родителям приемы и методы работы с детьми по методике ТРИЗ, приобщить родителей к семейному чтению народных сказок.
ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
• Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения.
• Использование сказкотерапии для индивидуальной и фронтальной работы.
• Выявление интереса к сказке, умение аргументировать свое эмоциональное отношение к ее героям.
• Влияние сказки на речевое развитие ребенка.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
- Подготовительный (сентябрь)
- Основной (октябрь - апрель)
- Заключительный (май)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
№ п/п | Мероприятие | Ответственный | Сроки проведения |
1. | Анкетирование родителей «Дошкольник – читатель или слушатель?» | Митрохина Т.А. | сентябрь |
2. | Викторина по сказкам | Митрохина Т.А. | сентябрь |
3. | «Круглый стол» с участием родителей - Проектная деятельность дошкольников – успешность обучения в школе. | воспитатели родители | сентябрь |
4. | Исследование и подбор сказочных произведений, наглядно-дидактического материала | Митрохина Т.А. | сентябрь |
5. | Информирование родителей о начале работы проекта (создание буклета) | воспитатель | сентябрь |
ОСНОВНОЙ ЭТАП
№ п/п | Мероприятие | Ответственный | Сроки проведения |
1. | Проведение ООД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) по лексическим темам недели | воспитатель | октябрь - апрель |
2. | Экскурсия в библиотеку. Выставка рисунков. | воспитатель | ноябрь |
3. | Конкурс «Сочинение сказок». | воспитатель родители | декабрь |
4. | КВН по сказкам с участием родителей. | воспитатель родители | январь |
5. | Драматизация сказок, показ настольного театра. | воспитатели | февраль |
6. | Деятельность детей: лепка, аппликация «Мой любимый сказочный герой». | воспитатели Дети | октябрь-апрель |
7. | Вечер сказок (с участием родителей). | воспитатель родители | октябрь-апрель |
8. | Кукольный театр силами детей. | воспитатель дети | март |
9. | Составление кроссвордов, мнемотаблиц Оформление творческого альбома детей. | воспитатель дети | Октябрь- апрель |
10. | Презентация проекта в форме организации музея «В мире любимых сказок». | воспитатель дети родители | апрель |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
№ п/п | Мероприятие | Ответственный | Сроки проведения |
1. | Обработка и оформление материалов проекта | воспитатель | май |
2. | Анализ результативности проекта | воспитатель | май |
3. | Представление материала на итоговом педсовете | воспитатель | май |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
• На примере поступков сказочных героев дети усвоили нравственные заповеди
• Дети знают любимых сказочных героев своих близких, могут составить рассказ из нескольких предложений
• Умеют слушать сказки и выражать свое отношение к героям
• В группе создан музей «В мире любимых сказок», где представлены работы детей, выполненные своими руками или вместе с родителями
• Посредством сказкотерапии, игр – драматизаций наблюдается развитие связной речи
• По итогам проектной деятельности отмечена динамика развития общих способностей ребенка
• Активное участие родителей в реализации проекта – 75,5%.
ВЫВОД
Полученные данные материалов результативности подтверждают, что народная сказка является эффективным средством воспитания личностных качеств, нравственных ценностей, эмоционального развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка для формирования нравственных качеств у младших дошкольников
выступление на методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста...
Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»
Доклад из опыта работы: «Социокультурная среда, как условие развития духовно-нравственной и социально-культурной основы личности ребенка 3-5 лет»...
Симпозиум по теме: «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности ребенка на основе индивидуализации образования через окружающее его пространство».
Симпозиум по теме: «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности ребенка на основе индивидуализации образования через окружающее его пространство». Цель: объ...
Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию (музыка) для детей старшего возраста "Классическая музыка, как средство повышения нравственного и культурного уровня развития ребенка"
В современных условиях педагогика сосредоточивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим нравственным, культурным, образовательным ценностям; на умственное, познавательное, трудов...
Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему: "Влияние сказки на формирование нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста"...
Музыкальное воспитание как основа нравственного и духовного развития личности ребенка. Отчет музыкального руководителя за год
Представлен отчет музыкального руководителя за год....
Роль русской народной сказки в формировании личности ребенка
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чув...