Групповые традиции
календарно-тематическое планирование (развитие речи, старшая группа) по теме
Речевые минутки для утреннего настроя детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_traditsiya.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповая традиция
«Речевые минутки»
- ежедневное проведение.
Цель данных речевых минуток: развитие речевых навыков у дошкольников, совершенствование разных сторон и качеств речи, и развитие таких психических функций, как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
Речевые минутки
Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. ЖИВОТНЫЕ ТАЙГИ, ПРИБАЙКАЛЬЯ
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ).
Игры | Содержание |
Мимические упражнения | Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).
|
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц | Бобры пилят дерево. Круговое движение нижней челюсти.
|
Упражнения для мышц шеи | Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы. |
Упражнения для щек и губ | Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы. Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами. Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Лосенок сосет молочко и чмокает. В сасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье). Ежик фыркает. Вибрация губ.
|
Упражнения для языка | Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык. Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука. Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы. Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит. Находит в дуплах мед И в рог себе кладет. Облизывает лапу Сластена косолапый, А пчелы налетают, Медведя прогоняют. И. Лопухина |
Развитие речевого дыхания и голоса | Ежики принюхиваются. Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.) Кто как голос подает. Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?» |
Активизация словаря | Упражнение: «Расскажи про зайчика». Цель: Актуализация слов-признаков. Ход игры: На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающий на вопрос: «Какой заяц?», и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы: «Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый…). «Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая). «Угадай, кто это?» Цель: активизировать словарь по теме. Оборудование: картинки с изображением диких животных. Ход. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка - отгадка: Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.) Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.) Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса.} Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц.} |
Развитие у детей навыка речи с движением. | «Зайка» Цель: Координация речи с движением,Развитие общих речевых навыков. Я как белка в колесе Прыгаю на месте, Ребенок совершает прыжки на месте. Чтобы было веселей, поскакали вместе. Под счет ребенок прыгает 5 раз. Раз, два, три, четыре, пять — начал заинька скакать. Прыгать серенький горазд — он подпрыгнул десять раз После слов «он подпрыгнул десять раз» |
Развитие лексики и грамматики. | Упражнение: «Кто как голос подает?» «Как передвигается?» «Как ест?». Цель: Активизация глагольного словаря. Ход игры: Педагог предлагает к названиям диких животных подобрать слова, которые отвечают на вопросы: «Кто как голос подает?» «Как передвигается?» «Как ест?». Медведь: рычит, лапу сосет, лазает. Белка: грызет, лазает, прыгает, запасает. Волк: рычит, воет, бегает, крадется, грызет. Игра «Угадай кто это?», «Про кого я говорю?» Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к прилагательным. Ход игры: 1. Бурый, косолапый, неуклюжий- … Серый, зубастый, страшный- … Хитрая, пушистая, рыжая- … Маленький, длинноухий, пугливый- … Серый -…, косолапый -…, хитрая -…, колючий-… 2. Большой -…, маленькая…, пушистая…, колючий…, могучий…, серый…, неуклюжий…, сильный…, слабый…, трусливый…, злой…, быстрый…, хитрая…, ловкая…, хищный… . «Помоги маме найти своих детенышей» Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: картинки с изображением диких животных и их детенышей. Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, медведица и говорит: «Медведица плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей медведицы. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей «Один - много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа Оборудование: мяч. Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч: заяц - зайцы лиса - лисы волк - волки медведь - медведи зайчонок - зайчата лисенок - лисята волчонок - волчата медвежонок - медвежата «Лисьи прятки» Цель: упражнять в употреблении предлога за. Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок. Ход: Взрослый предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: "Куда ты спрятал лисенка?" аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями. "Кто чем питается?" Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже. Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты. Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:"Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой"). "В лесу" Цель: Научить выкладывать большие и маленькие елки из треугольников, закрепляя понятие данной геометрической фигуры; активизировать речь во время и после выполнения работы. Оборудование: Большие и маленькие зеленые треугольники из картона или пластмассы. Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает большие и маленькие елочки из трех треугольников. Все действия комментируются, обговаривается размер и количество треугольников. После выполнения работы взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Что у нас получилось? (Лес). Какие деревья растут в этом лесу? Какого они цвета? Кто живет в твоем лесу? А еще кто? Как называются их детеныши?" «Кто лучше похвалит» Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь». Ребенок: А у меня заяц. «Исправь ошибку» Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка. «Мяч кидай — слово называй» Цель: формировать грамматические навыки — учить образовывать названия детенышей животных. Описание игры. Заранее приготовьте маленький вязаный мячик, набитый горохом или фасолью. До начала игры дайте детям возможность пощупать мячик. Обсудите с малышами, что находится внутри игрушки. Киньте мяч над столом одному из детей и скажите при этом: «Лиса». Попросите малыша, поймав мяч, бросить его обратно, назвав при этом детеныша лисы. Ребенок кидает мяч взрослому, говоря: «Лисенок». Затем киньте мяч следующему ребенку и произнесите при этом название другого животного. И так далее. «Скажи, какой» Цель: подбирать прилагательные к существительным; согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже; развивать ловкость и внимание Описание игры. Воспитатель кидает мячик ребенку и произносит название дикого животного . Дети будут ловить мяч и кидать его вам обратно, подбирая подходящее по смыслу прилагательное. Педагог Дети Заяц Пушистый (белый, серый, косоглазый, длинноухий, пугливый). Волк Злой (голодный, серый, зубастый). Лиса Хитрая (рыжая, пушистая). Медведь Косолапый (неуклюжий, бурый). Белка Пушистая (рыжая, быстрая, ловкая). «Силуэт и контур» Цель: развивать зрительное внимание; подбирать к рисунку его контурное и силуэтное изображение (для детей младшего возраста слово «силуэт» можно заменить словом «тень»); закрепить знания белого, черного, рыжего, бурого, серого цвета; учить детей употреблять в речи имена существительные в родительном падеже. Описание игры. Раздайте детям предметные картинки с изображением диких животных и попросите назвать их. Затем предъявите малышам картинки с силуэтным изображением тех же животных и спросите у детей: «У кого тень волка?» После этого предложите малышам выбрать контурное изображение. Для этого покажите следующие картинки и спросите: «У кого контур медведя?» Когда дети получат все три картинки, попросите их собрать дорожку из картинок, так чтобы застегнулись «замочки» между ними (как при собирании паз лов). Когда все картинки будут разложены по порядку, уточните цвет каждой из них. Попросите детей, указывая на соответствующие картинки, произнести фразы: «Это медведь. Это тень медведя. А это контур медведя». «Где чья мама?» Цель: развивать зрительное внимание; расширять словарь по теме «Дикие животные; закреплять в словаре детей названия детенышей диких животных, учить употреблять их в речи в единственном и множественном числе. Описание игры. Покажите детям изображения нескольких взрослых животных. Попросите малышей найти среди разложенных на столе картинок детенышей этих животных. Дайте задание детям положить картинки с детенышами возле изображения взрослого животного. Разложив все картинки по местам, дети считают количество детенышей у каждой мамы. Примечание. На столе должно быть заведомо большее количество картинок с детенышами. Так, если ребенок ищет детенышей медведя и зайца, то среди лежащих на столе картинок должны быть не только медвежата и зайчата, но и волчата, бельчата, лисята. «Лиса и лисенок» Цель: закреплять знание названий частей тела животных; учить употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Описание игры. Покажите детям картинки с лисой и лисенком и предложите сравнить этих животных. Скажите: «У лисы голова, а у лисенка головка. У лисы нос, а у лисенка — носик». Предложите детям назвать у лисы и лисенка глаза, рот, уши, усы; затем — лапы, спину, живот и хвост. Аналогично можно дать задание по сравнению любых диких животных и их детенышей. Упражнение «Белка» Цель: Работа над четкостью дикции. Ход: В сосне дупло, А живет там белочка, В дупле тепло. Белочка – карелочка, А кто в дупле. Непоседа – егоза, Живет в тепле? Словно бусинки, глаза. А. Прокофьев. |
Речевые минутки
ТЕМА: МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Игры | Содержание |
Мимические упражнения | Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба. |
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц | Ра-ра-ра в путь идти пора Ри-ри-ри другу помоги Ру-ру-ру пропустите детвору! |
Проговаривание скороговорок | Сочините чистоговорки со словами пешеход и светофор. Ходы-ходы-ходы, мы с тобою (пешеходы). |
Артикуляционная гимнастика | . «Заборчик» Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении. |
Словообразование | Ответьте на вопросы. Как называют людей, которые ходят пешком? (Пешеходы.) Как можно назвать людей, живущих в одном селе?(Односельчане.) Как называется дом, состоящий из нескольких этажей? «Один — много». один город — города — много городов один переход — переходы — много переходов один светофор — светофоры — много светофоров одна площадка — площадки — много площадок одна улица — улицы — много улиц одно кафе — кафе — много кафе Ответьте на вопросы. Без чего не бывает городов? (Без домов, улиц, магазинов, дворов.) Без чего не бывает улиц? (Без домов, магазинов, дворов, детских площадок.) Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 6 лет) Эта улица узкая, а эта ... (широкая), эта дорога длинная, а эта ... (короткая), эта речка мелкая, а эта ... (глубокая), эта школа близкая, а эта ... (далекая), эта тропинка прямая, а эта ... (кривая), этот дуб молодой, а этот ... (старенький), этот путь далекий, а этот ... (близкий), этот мост высокий, а этот ... (низкий). Закончи предложение Я живу в городе…. Главная улица в городе… Мы живем на улице… У нас ….этажный дом. Я живу на…. этаже. |
Речевые минутки
Тема: ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
Игры | Содержание |
Мимические упражнения | Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду. |
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц | Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы». |
Упражнения для мышц шеи | Испачкали платье и рассердили маму. Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай!» Выразить смущение.
|
Упражнения для щек и губ | Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию). Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка). |
Упражнения для языка | Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»). Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми краями». Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»). Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке). Строчка. Кончик языка«иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта. |
Развитие речевого дыхания и голоса | Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю». |
Развитие общих речевых навыков | 1.Вспомнить с детьми , какая есть одежда (осенняя, зимняя, летняя и т.д) Рассказать какую одежду мы носим осенью, и какую зимой. 2.Дай полный ответ на вопросы: - Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги? Осенью я ношу резиновые сапоги, потому что…………. - Почему летом ты не носишь шубу? - Почему зимой ты не ходишь гулять в босоножках?
3. Ответь на вопросы : - Кофта из шерсти- какая?————————- - Шарф из шерсти – какой?———————— - Пальто из шерсти – какое?———————- - Рукавички из шерсти - какие?——————-
4. Игра « Четвертый лишний». Сказать лишнее слово. - Шлепанцы, пальто, плащ, юбка. - Кроссовки, панама, ботинки, туфли. - Сапоги, шорты, босоножки, тапки. - Сандалии, шуба, кеды, валенки.
5. К словам мой, моя, моё, мои- подобрать слова : мои – брюки, перчатки.. Моя- кофта, рубашка, майка, пижама. 6. Что лишнее, почему?Куртка, пальто, шапка, плащ. Рубашка, платье, туфли, сарафан. Пальто, куртка, платье, плащ Платье, сарфан, кртка, юбка.
7.Аня пошла гулять после того, как нарисовала цветок. Что она сделала сначала? Витя надел пальто, шапку, шарф и пошел гулять. Что Витя надел сначала?
8. Расскажи об одежде: пальто (какое?) - теплое, зимнее, клетчатое... платье -... варежки -... свитер -...
9.Уметь правильно употреблять слова: надеть (на себя), одеть (кого-то); выучить: «На дворе холодный день, Ты пальто своё ... (надень), Также брата-малыша потеплее ты... (одень)». «Чтоб гулять и не замёрзнуть, надо шапку... (надевать), Куклу надо... (одевать), майку ж надо ... (надевать). Это твердо надо знать».
10. Назвать ласково (с мячом) : Шапка - шапочка Кофта – Шарф - Кепка – Сапоги - Рубашка – Куртка - Плащ –
11. Поиграйте в игру «Жадина» (с мячом) Чьи брюки? Мои брюки. Чья шапка? Моя шапка. Чье платье? Мое платье. Чей берет? Мой берет. Чей свитер? Мой свитер. Чьи сапоги? Мои сапоги.
12. Поиграйте в игру «Скажи наоборот» (с мячом). Плащ длинный, а куртка – …(короткая). Джинсы грязные, а комбинезон…(чистый). Футболка светлая, а рубашка…(темная). Шуба мягкая – а пальто …(низкий) Толстая подошва – …(тонкая)
13. Дидактическая игра «Из чего — какой?» (образование относительных прилагательных): из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из шерсти — ..., из меха — ..., из пуха — ..., из резины — ... . (По возможности следует познакомить ребенка с различными тканями и материалами.)
14. Дидактическая игра «Магазин» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).
Покупатель. Что у вас есть из меха?
Продавец. Меховая шуба, меховые рукавицы, ... .
Покупатель. Что у вас есть из кожи?
Продавец. Кожаные перчатки, кожаные сапоги, ...
Покупатель. Что у вас есть из шерсти? шелка?
15. Дидактическая игра «Узнай материал на ощупь». (Воспитатель предлагает ребенку с закрытыми глазами на ощупь определить материал, из которого сделан предмет.) 16. Дидактическая игра «Подбери слова» (вини тельный падеж). Что вяжут? — Шапку, варежки, ... Что шьют? — Пальто, платье, ... Что надевают? — Пальто, свитер, ... Что обувают? — Сапоги, валенки, ... Что штопают? — Чулки, носки, ... Что завязывают? — Шнурки, платок, ...
17. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (Воспитатель описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.)
«Куда наденем?» Практическое употребление в речи предлога на. Рукавицы наденем на... (руки). Шарф наденем на... (шею). Шапку наденем на... (голову). Сапожки наденем на... (ножки). Перчатки наденем на... (руки). Носки наденем на... (ножки). Кепку наденем на... (голову).
Игровое упражнение «Доскажи словечко..» Цель: развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса, чувство рифмы. Ход: Наш Антоша – замарашка: Мы воспитаны – и руки В пятнах вся его РУБАШКА. Никогда не прячем в БРЮКИ. Прежде, чем пилить дрова, Надевает командир Засучите РУКАВА. Офицерский свой МУНДИР. На рубашке мы у Саши, Врач шагает по палате, И на платьице у Маши, В белом, чистом он ХАЛАТЕ. И на брюках у Степана – Всем пришили два КАРМАНА. Игровое упражнение «Доскажи словечко..» Цель: развитие слухового внимания, речевого слуха. Увеличение словарного запаса, чувство рифмы. Ход: Словно аленький цветок, В дом войдя, снимите тапки, На головке мой ПЛАТОК. А с голов снимите ШАПКИ. Не страшна зима Аленке, У портнихи Любочки В новой жарко ей ДУБЛЕНКЕ. Модные все ЮБОЧКИ. Если ты в пальто из драпа, Загораем на лужайке То к пальто должна быть ШЛЯПА. Без рубашки и без МАЙКИ. Игра: «Собери фотографию» Цель: развитие зрительного внимания; закрепить знания детей о различных видах одежды; обогащать и активизировать словарь по данной теме. Оборудование: Для игры используются изображения кукол, разрезанные на три части (голова, туловище и ноги) - «фотографии». Ход игры: Каждый ребенок должен собрать свою картинку так, чтобы головной убор, одежда и обувь соответствовали ситуации, в которой они используются. Это может быть сезонная, форменная одежда для людей различных профессий, и т. П. Игра “Кто подберет больше слов?” Цель: Употребление существительных в винительном падеже, расширение глагольного словаря. Ход игры: педагог предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки. - Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, и т. Д.) - Что можно связать? (Шапочку, скатерть, варежки) - Что можно штопать? (Носки, чулки и т. Д.) - Что можно завязывать? (Шапку, ботинки и т. Д.) - Что можно надеть ? (Пальто, платье и т. Д.) - Что можно обуть? (Тапки, туфли и т. Д.) Побеждает тот, кто подобрал больше слов. Игра: «Кто во что одет?». Цель: Активизация словаря по теме: «Одежда». Овладение навыком построения предложений с союзом а. Сравнение одежды мальчиков и девочек. Ход игры: педагог сравнивает одежду детей: « у Насти – платье, а у Саши рубашка и брюки. У Настенного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки длинные» и т. Д. Выясняют название и цвет одежды. Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: расширение словаря и употребление в речи прилагательных, обозначающих признак предмета. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Оборудование: предметные картинки. Ход: Куртка (какая?) – красная, тёплая… сапоги (какие?) – коричневые, … шарф (какой?) - …. Пальто (какое?) - |
Развитие у детей навыка речи с движением. | Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.] Жили-были в домике Сжимают и разжимают кулачки. Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибают пальчики, начиная с больших. Раз, два, три, четыре, пять, Разгибают пальчики, начиная с больших. Стали гномики стирать: Трут кулачки друг о друга Токи — рубашки, Загибают пальчики, начиная с больших. Пики — платочки, Лики — штанишки, Чики — носочки. Мики умница был, Всем водичку носил. “БОТИНКИ” Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики и координации движений. Всюду, всюду, мы вдвоем Неразлучные идем. (Средний и указательный пальчики ”шагают” по столу.) Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.) По зеленым берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.) «Сколько обуви у нас» Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики и координации движений. Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) Туфли, тапочки, сапожки для Наташки и Серёжки, (на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого) Да ещё ботинки для нашей Валентинки, А вот эти валенки для малышки Галеньки. “НАПЕРСТОК”. Пальчиковая гимнастика. Цель: развитие мелкой моторики и координации движений. Вышивает, шьет иголка, Пальцу больно, пальцу колко. (Левая ладошка раскрыта, в правой руке- воображаемая иголка; иголка ”шьет” и задевает кончик указательного пальца на левой руке.) А наперсток в тот же миг К девочке на пальчик Прыг! (Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.) Говорит иголке: -Шей, (“Шьют”) А колоться ты не смей! (Грозят указательным пальчиком левой руки.) |
Речевые минутки
Тема недели: ВЕСНА.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ.
Игры | Содержание |
Мимические упражнения | Мимические упражнения Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке. Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы. Медведь в берлоге. Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна. |
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц | Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.) На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челестью вправо-влево. Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (яимк ложит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) ч произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам». «Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.
|
Упражнения для мышц шеи | Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево-вправо (шея расслаблена). Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».
|
Упражнения для щек и губ | Пускаем кораблики. Кораблики плывут по волнам. Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх. Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться и исходное положение. Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между нубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье). |
. Фонопедическое упражнение | Фонопедическое упражнение «Весна» Педагог. Зиму всю мели метели. Хором. У-у-у-у...(Плавно поднимать руки вверх) Педагог. Клены, липы поседели. Хором. Ф-ф-ф-ф... (Опустить руки вниз) Педагог. А весной повеселели. Хором. С-с-с-с...(Сжатые в кулаки руки развести в стороны, слегка прогнуться назад) Педагог. Птицы с юга прилетели — Хором. Пс-пс-пс...(Толкающие движения руками вниз перед собой) Педагог. Ветки лапками согрели! Хором. Пах-пах-пах. (Похлопать ладонями по плечам, руки сложить крест-накрест перед собой) |
Проговаривание пословиц с перебиранием пальчиков по столу | *Весенний день год кормит. *И журавль тепла ищет. *Ласковое слово, что весенний день. |
Упражнения для языка | Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка. Лужи. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону. Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд». Лопаются почки на деревьях. Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать. Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести». Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а. |
Развитие речевого дыхания и голоса | Каплями забулькав, Плакала сосулька: — Я хотела сесть повыше, Я хотела влезть на крышу, Я ступила на карниз И боюсь свалиться вниз! Кап! Кап! Кап! Н. Полякова Диалог Зимы и Весны Говорит Весна: — Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ: — Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда: — С крыши капает вода? — Да! Да! Да! Да! — Тают горки во дворах? — Ах! Ах! Ах! Ах! — А на речке треснул лед? — Вот так! Так вот! А. Лойко Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: «Фью-фью-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е». Перепелятник: «Кик-кик-кик». Коростель: «Крэк-крэк-крэк». Камнешарка: «Тюке-тюке, тюке-тюке». Вальдшнеп: «Хорк-хорк-хорк-хорк». Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р». Клуша (чайка): «Га-ак-аг-аг, гре, гри ». Произнести названия четырех—шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж... |
Психогимнастика. | Пластические этюды Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения. — Весна, где ты зимой была? — Я в речке зиму провела, Мы с речкою проснулись И к вам в село вернулись. Гляди, набухли почки, Проклюнулись листочки, Пичуги прилетели И на ветвях запели. И долгожданное тепло К тебе, к нему, ко всем пришло. Ю. Саакян
Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразить зверей, встречающих нету: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка. Представить себя говорлиным ру чьем, печальным снеговиком, плачущем'! со сулькой, пробивающимся из-под снега подснежником. Действия с воображаемыми предметами Изобразите, как вы готовитесь к прилету скворцов: распилипнете доски, сколачиваете скворечник, прикрепляете его к дерену. Покажите: вы радуетесь прилету птиц. |
Артикуляционная гимнастика | ВЕСНА Весенняя прогулка Вот и весна пришла — тепло с собой принесла Мы сейчас пойдем гулять, Свежим воздухом дышать. Вышли на улицу: «Ах, как пахнет!» Придать лицу выражение радости и удивления. Это запах первых листочков, Солнечных денечков, Теплого весеннего ветерка и душистой черемухи... Сделать глубокий вдох носом, а затем выдох ртом, одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах, как пахнет!» Зимой ветер был холодный, неласковый. Вот такой... Поднести ладонь к губам и, широко улыбнувшись, длительно произносить звук [С]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит холодную струю воздуха. А теперь ветерок стал теплым и ласковым. Всех вокруг обогреет, порадует, Цветам расправит лепестки, Пригладит травку на лугу, Поможет птичкам на лету. Вот он какой... Поднести ладонь к губам и сложить губы в виде рупора; длительно произнести звук [Ш]; ладонь, поднесенная ко рту, ощутит теплую струю воз-духа. Смотрите, в траве появились белые пушистые одуванчики. Вот такие... Надуть щеки и подержать их так в течение нескольких секунд. Вокруг птички порхают, Звонко песни распевают. Произнесите звукоподражания — близкие по звучанию слоги, и попросите детей сначала их послушать, а затем повторить по памяти. Варианты слогов: «Ти-ти-ди, Ди-ди-ти, Ти-ди-ти, Ти-ди-ди». Птички песни поют, Птички гнезда вьют. Вот такие... Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму ковша. Хорошо гулять весной! Не хочу идти домой! |
Активизация словаря | "Что бывает весной? Цель: закрепить понятие о весенних явлениях, активизация словаря по теме. Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года. Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Весной тает снег. Весной тает лед. Весной появляются подснежники. Весной прилетают птицы. Весной на деревьях вырастают зеленые листочки. Весной радостно поют птицы. и т. д "Кораблик" Цель: Расширить и активизировать словарь по теме. Оборудование: Бумажный лист для изготовления лодочки. Ход: Игра проводится на прогулке весенним днем. Сначала ребенок и взрослый наблюдают весенние изменения в природе: таяние снега, образование воды, капель, появление проталин. Затем пускают лодочку по воде. Взрослый читает стихотворение А. Барто "Кораблик" Матросская шапка Веревка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам. И просят меня: - Прокати, капитан! |
Развитие физиологическое и речевое дыхание. | «Туча, туча, улетай» Цель: развивать физиологическое и речевое дыхание. Описание игры. Покажите малышам пособие «Солнышко и туча» в том положении, когда солнце закрыто бумажной тучей, прикрепленной к картинке с помощью нитки. Скажите: Туча солнце закрывает И весну к нам не пускает. Давайте прогоним тучу, Погода станет лучше. Покажите детям, как надо подуть на пособие, чтобы туча улетела. Для этого расположите пособие в горизонтальной плоскости. Скажите: Туча, туча, улетай! Солнышко не закрывай. Затем подуйте на бумажную тучу так, чтобы она слетела с картинки. Предложите детям по очереди повторить слова и действие. Скажите малышам, что теперь будет ярко светить солнце и совсем скоро придет весна |
Развитие у детей навыка речи с движением. | «Воробей» Цель: развивать у детей навык речи с движением. Описание игры. Прочитайте детям стихотворение М.Клоковой «Зима прошла», сопровождая его соответствующими движениями: Воробей с березы (Прыгать, изображая воробьев.) На дорогу — прыг! Больше нет мороза — (Прыгать и чирикать.) Чик-чирик! Вот журчит в канавке Быстрый ручеек, (Длительно произносить звук [с], разводя руки в стороны.) И не зябнут лапки Скок, скок, скок! (Прыгать и произносить: «Скок-скок-скок!».) Высохнут овражки — Прыг, прыг, прыг! (Прыгать и произносить: «Прыг, прыг, прыг!».) Вылезут букашки — Чик-чирик! (Прыгать и чирикать.) |
Речевые минутки
Тема недели: КОСМОС.
Групповая традиция
«Общение в кругу»
- обсуждение событий дня.
Цель:
1.Развивать уверенность в себе, способность выслушивать товарищей.
2.Развивать коммуникабельные способности и коммуникативные навыки.
3. Обучать детей установлению контакта между собой.
4. Воспитывать взаимовыручку и доброжелательное отношение друг к другу.
Круг общения - одна из форм работы, которая помогает сформировать у ребёнка потребность и умение быть внутренне свободным.
Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.
Основная направленность работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и сотрудничать с ними.
В основе каждого круга лежит определенный сюжет. Благодаря этому дети вовлечены в деятельность, что повышает эффективность образовательной деятельности и интерес к изучаемому материалу, проблеме. КРУГ ОБЩЕНИЯ построен на основе событийности: дети анализируют собственный опыт, как бы проживают те или иные события, а получаемая информация приобретает для них личностную окраску.
Этот круг дает возможность несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
Групповые традиции в сплочении детского коллектива. Методы реализации. Статья.
статья. Традиции для сплочения детского коллектива в детском саду....
Групповая традиция "встречи с интересными людбми"
Описание групповой традиции "Встреча с интересными людьми"....
Групповая традиция встреча с интересными людьми
Групповая традиция встреча с интересными людьми...
"Дружный кружочек" групповая традиция
Воспитание ценностного отношения детей к сверстникам, через организацию групповой традиции «Дружный кружочек»....
Групповая традиция "Дружный кружочек"
Игры групповой традиции "Дружный кружочек"...
«Групповая традиция «Книжка малышам»
Есть в нашем детском саду замечательная традиция: выпускники дарят малышам книжки, сделанные своими руками. Малыши радостно принимают подарки и с интересом вместе со старшими детьми рассматривают карт...