"Дружный кружочек" групповая традиция
материал (старшая группа)
Воспитание ценностного отношения детей к сверстникам, через организацию групповой традиции «Дружный кружочек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhnyy_kruzhochek.docx | 147.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад №68 «Ромашка»
Воспитание ценностного отношения детей к сверстникам,
через организацию групповой традиции
«Дружный кружочек»
Разработала: Изибаирова О. В.
Г. Нижневартовск
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Важным фактором, влияющим на духовно-нравственное развитие ребенка, выступают учебные программы, реализующиеся в образовательных учреждениях. Одной из таких программ являются «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (общеупотребимое название - программа «Истоки») – это крупномасштабный образовательный проект, включающий все ступени образования от дошкольного до вузовской и постдипломной подготовки, объединяющий Семью и образовательное учреждение. «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» - это программа духовно-нравственного воспитания, направленная на приобщение детей и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
На основе «Социокультурных истоков» и «Воспитания на социокультурном опыте» разработана групповая традиция «Дружный кружочек.
Цель:
- Создание условий для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка;
- Установление ежедневного ритуала, закладывание традиции групповых взаимоотношений.
Задачи:
- Дать возможность детям увидеть рядом другого человека с присущими ему внешними данными и внутренним миром, подчеркивая уникальность и автономность каждого.
- Формировать позитивное восприятие мира, себя и других;
- Благоприятствовать открытию, становлению своего «Я» (сенситивный период для становления самосознания ребенка)
- Способствовать снятию эмоциональной напряженности и профилактике эмоционально – личностных проблем детей;
- Воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим, способствуя формированию адекватной самооценки, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе и своих возможностях.
- Способствовать развитию эмоционального интеллекта детей и коммуникативных способностей.
- Развивать умения понятно и социально приемлемым способами выражать свои чувства, желания, быть открытым для чувств, переживаний и мнений других;
- Формировать умения, навыки практического владения выразительными движениями (мимика, жесты);
- Упражнять в различных способах коммуникации (вербальных и невербальных), пробуждать эмоциональную отзывчивость (эмпатия, рефлексия), испытывать радость от общения.
- Формировать собственную ценностную ориентацию по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения, закладывать основы культуру общения (этикет).
- Закладывать основы доверительного отношения к взрослому и сверстникам.
- Способствовать созданию атмосферы равных прав, поддерживая групповое единство.
- Поддерживать инициативу детей, поощряя стремление ставить собственные цели деятельности, помогая им реализовывать задуманное, рассказывать о реальных возможных достижениях, отмечать и приветствовать даже минимальную инициативу и успехи у детей.
Цикличность: ежедневно.
Главная стратегия:«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»; «Лицом к лицу, глаза в глаза, плечо к плечу, рука в руке».
Игры к групповой традиции «Дружный кружочек»
№ п/п | Наименование игры | Цель | Ход игры |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | «Давайте поздороваемся» | Развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы | В начале игры ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться. «Приветствие» Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет!» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука, Здравствуй левая рука, Здравствуй друг, здравствуй друг, Здравствуй весь наш дружный круг. |
2 | «Передача чувств» | Учить передавать различные эмоциональные состояния | Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом. |
3 | «Улыбка» | Развитие коммуникативных навыков. | Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева. |
4 | «Как хорошо на свете жить!» | Развитие коммуникативных навыков. | Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх) Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие) Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их) Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе). |
5 | «Башенка дружбы» | Развитие коммуникативных навыков. | Дети из кулачков строят башню дружбы. |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | «Давайте поздороваемся» | Развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы | Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом: Один хлопок- здороваются за руку, Два хлопка –здороваются плечиками, Три хлопка –здороваются спинками. |
2 | «Поделись улыбкой» | Создание положительных эмоций, снятие напряжения | Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. |
3 | «Бабочка-ледышка» | Развитие коммуникативных навыков. | По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то бабочка, то горячая картошка. |
4 | «Волшебный стул» | Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции. | Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать. |
5 | «Солнечные лучики» | Создание положительных эмоций, снятие напряжения | Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком. Мы все дружные ребята, Мы ребята – дошколята. Никого в беде не бросим, Не отнимем, а попросим. Никого не обижаем. Как заботиться – мы знаем. Пусть всем будет хорошо Будет радостно, светло! |
НОЯБРЬ | |||
1 | «Круг радости» | Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения. | Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок». Желаю счастья и добра Всем детям с самого утра! (Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания). |
2 | «Разноцветный букет» | Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. | Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов. |
3 | Пальчиковая игра "Дружба" | Развитие мелкой моторики рук, создание положительных эмоций. | Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.) Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.) Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.) Будем снова мы считать. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на др. руке.) Мы закончили считать. |
4 | Игра «Я человек». | Активизация группы, создание групповой сплоченности. | Играющие стоят парами лицом друг к другу. Я человек, и ты человек. У меня нос, и у тебя нос. У меня щёчки аленькие, и у тебя щёчки аленькие. У меня губки сладенькие, и у тебя губки сладенькие. Мы с тобой друзья, мы любим друг друга. (Дети выполняют движения по тексту, дотрагиваясь до своего лица, а затем до лица партнёра, в конце пожимают руки и обнимаются). |
5 | Перекличка | Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства | Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | «Снежинка» | Развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы | Дети передают по кругу большую снежинку и приветствуют друг друга, говорят друг другу ласковые слова |
2 | Пальчиковая игра «Жил-был гном» | Развитие мелкой моторики рук, создание положительных эмоций. | Жил-был маленький гном (приседают, встают) У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой) Гномик кашу варил («помешивают» кашу) И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга) «Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа) В гости ко мне прибегайте (бег на месте) Ноги вытирайте! («вытирают» ноги) Садитесь за стол (приседают) Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой) И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются) |
3 | Передай движение по кругу | Развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей. | Дети передают друг другу воображаемые предметы: большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, младенца, паука на паутинке, стопку кубиков, горящую свечу. В конце упражнения дети берутся за руки. Взрослый, говоря «Привет», пожимает руку соседу справа, тот следующему по кругу. «Приветик» должен обойти круг и вернуться к взрослому. |
4 | Невербальное приветствие | Разогрев группы, преодоления барьеров в общении, снижение эмоционального напряжения. | Участникам предлагается молча здороваться друг с другом: а) руками с закрытыми глазами, б) коленками, в) спинами, г) мизинцами, д) плечами, е) локтями и т.д. Упражнение можно проводить при достаточной разогретости группы не в начале занятия. |
5 | Комплименты | Повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков. | Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Предупреждение: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами. |
ЯНВАРЬ | |||
1 | «Я здороваюсь везде» | Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения. | Я здороваюсь везде – дома и на улице, Даже "Здравствуй" говорю я соседской... курице (Дети показывают "крылышки"). Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце). Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо). Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок"). Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок"). Здравствуй, Утро! (Жест вправо). Здравствуй, День! (Жест влево). Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны). |
2 | Пальчиковая гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок!» | Развитие выразительности движений, воображения, активизация и сплочение детей. | Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя) Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг) И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх) Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку) Два глаза, шляпа, нос, метла... (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу) Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх) Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками) |
3 | «Круг честности» | Формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка. | Дети делятся на две команды. |
4 | «Один за всех и все за одного» | Развитие навыков взаимодействия, достижение положительного самоощущения. | Дети встают в круг, руки – на плечи друг другу Только смелый и упорный |
5 | «Любимое качество» | развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм. | Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Приветствие | Развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы | Встанем рядышком по кругу, Скажем: «Здравствуйте, друг другу!» Нам здороваться не лень, Всем: «Привет и добрый день!» Если каждый улыбнется, Утро доброе начнется! ДОБРОЕ УТРО! - Ребята, а какое у нас сейчас время года? Назовите его признаки. |
2 | «Комплименты» | Воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи. | С добрым утром! С новым днём! - Ребята посмотрите, у меня есть вот такое большое, мягкое, красное, красивое сердечко. Давайте передадим его по кругу и скажем своему соседу справа что – то хорошее, доброе. «Доброе утро, Даша, желаю тебе прекрасного настроения на весь день!» (дети передают сердечко по кругу и говорят свои пожелания или комплименты своему соседу). |
3 | Игра «Обнимашки» | Формировать социальное доверие, чувство принадлежности к группе. | Звучит музыка, прерывается, и воспитатель предлагает обнять кого-то из детей; игра повторяется 3-4 раза) |
4 | «Раз, два, повернитесь» | Эмоциональная разрядка, | Раз, два, повернитесь и животных превратитесь… |
5 | «Дружная семья» | Разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания. | Я, ты, он, она – Вместе дружная семья. Руку дай соседу справа, Руку дай соседу слева. Я, ты, он, она – Вместе дружная семья. Улыбнись соседу справа, Улыбнись соседу слева. Обними соседа справа, Обними соседа слева. Ущипни соседа справа, Ущипни соседа слева. Педагог: Подними правую руку над головой и гладим соседа по голове справа, приговаривая: Он такой хороший. Я такой хороший (гладим себя) Я лучше всех! |
МАРТ | |||
1 | Приветствие. | Создание положительного эмоционального фона и активизация детей, развитие внимания. | Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. (вздох и выдох повторить 3 раза). |
2 | «Мой дружочек!» | Формировать социальное доверие, чувство принадлежности к группе. | Играем в парах Здравствуй, здравствуй, Мой дружочек! (Здороваемся за руку) Как живёшь ты? (Ладонь направляется на друга) Как животик? (Ладонью гладим себя по животику) За руки с тобой возьмёмся, (Берёмся за руки) И друг другу улыбнёмся! (Улыбаемся друг другу) (После можно поменяться парами и ещё раз сыграть) |
3 | «Ладошка к ладошке» | Сближение участников, установление дружеских отношений, активизация внимания. | Ладошка к ладошке, в глаза посмотри, (Взялись за руки, смотрят друг на друга) Что думает друг твой, узнай и пойми! (Кружатся в парах) Печалится он, поддержи, пожалей! (Гладят друг друга по голове) Доволен, смеётся – и тебе веселей! (Кружатся в парах) Посмотрите на нас! |
4 | «Зайчики» | Упражнение для развития и регуляции мышечного тонуса, развития чувства темпа и ритма. | Дети имитируют движения со словами стихотворения. Ну-ка, Зайка, поскачи, Лапкой ухо почеши. Ты на травку упади, Полежи и отдохни. Отдохнул? Теперь вставай, Прыгать снова начинай, Быстро к ёлочке беги И скорей назад скачи! |
5 | «Жучок» | Развивать дружеские отношения в детском коллективе | Дети встают в круг. Выбирается водящий - жучок. Он садится в центр круга на корточки. Дети идут по кругу со словами: Жучок-паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки, Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили. (Дети подходят жучку и ставят его на ноги.) Танцевать заставили. Выбирай, кого захочешь, Потанцуй, сколько хочешь! Жучок выбирает себе пару и танцует с ним. Выбранный жучком игрок становится водящим, игра продолжается. |
АПРЕЛЬ | |||
1 | «Здравствуйте» | Воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста. | Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп. Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ. Здравствуйте щечки! Плюх-плюх-плюх. Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх. Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг. Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок. Здравствуйте, мой носик! Бип-бип-бип. Здравствуйте, детишки! Раз, два, три. Девченки и мальчишки, здравствуйте. Здравствуй, друг! (здороваются за руку) Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу) Где ты был? (теребят друг друга за ушко) Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца) Ты пришел! (разводят руки в разные стороны) Хорошо! (обнимаются) |
2 | «Тишина» | Развивать умение передвигаться в колонне по одному, действовать по сигналу | Дети идут друг за другом по кругу.Воспитатель произносит слова: Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте, малыши. Дети присаживаются на корточки, наклоняют голову, закрывают глаза.По сигналу воспитателя: "Просыпаемся!", ребята просыпаются, и игра повторяется вновь. |
3 | «Угадай по голосу» | Сближение участников, установление дружеских отношений, развивать слуховое восприятие, внимание | Угадай по голосу другую сторону Угадай по голосу Играющие стоят в кругу, выбирается водящий. Дети идут по кругу,читая стихотворение: Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты, Андрюша (Катюша, отгадай) Кто позвал тебя, узнай. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на одного из играющих. Тот называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен угадать, кто его позвал. Если угадывает - открывает глаза и меняется местами с позвавшим его игроком. Если нет - игра повторяется, но дети идут по кругу в другую сторону. другую сторону |
4 | «Тихо-громко» | Формировать умение играть сообща, развивать интерес к играм. | С помощью считалки выбирается водящий, он становится в центр круга и закрывает глаза. Воспитатель дает одному из играющих какой-либо предмет, который можно спрятать (шнурок, ленточка). Все дети кроме водящего знают, у кого предмет. Когда водящий приближается к этому ребенку, дети начинают громко хлопать в ладоши, когда отдаляется — хлопки становятся тише. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдет предмет. Если ему долго это не удается, то выбирается другой водящий. |
5 | «Повстречались» | Упражнять детей в умении соединять движение со словами | На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы. Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!», Два щенка: «Гав-гав!», Два жеребенка: «Иго-го!», Два тигренка: «Р-р-р!», Два быка: «Му-у!». Смотри, какие рога! |
МАЙ | |||
1 | «Здравствуй» | Сближение участников, установление дружеских отношений. | Дети встают в круг. Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - Здравствуй, Алеша! Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Здравствуйте, Татьяна Константиновна! Алеша поворачивается к ребенку и передает эстафету хлопает ребенка по ладошкам и говорит: - Здравствуй, Катя. И так по кругу. Потом можно привет передать в обратную сторону. |
2 | «У меня, у тебя» | Учить преодолевать застенчивость; развивать умение согласовывать движения с текстом | Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения. У меня, (Показывают руками на себя.) У тебя (Разводят руки, показывая на соседей.) Блестящие глазки, (Показывают глазки.) У меня, у тебя – чистые ушки. (Показывают ушки.) Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши.) Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке. (Прыгают на месте.) У меня, у тебя аленькие губки, (Показывают глубки.) У меня, у тебя, розовые щечки. (Показывают щеки.) Мы с тобой, мы с тобой хлопаем в ладошки. (Хлопают в ладоши.) Мы с тобой, мы с тобой прыгаем на ножке. (Прыгают на месте.) |
3 | «Я лучше всех умею…» | Учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку. | Дети садятся в круг. Ведущий дает задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение). Затем дети по очереди показывают это действие жестами. |
4 | «Собрались все дети в круг» | Создание положительного эмоционального фона и активизация детей, развитие внимания. | Собрались все дети в круг. |
5 | «Тень» | Развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов. | Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идет через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции – залог дружной семьи !
Консультация для родителей...
Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».
Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...
Сценарий фольклорного праздника «Традиции разных народов Омского Прииртышья» в рамках проекта «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
Цели и задачи: Воспитание патриотических чувств: любви к своей Родине, родному краю; уважения к обычаям и традициям разных национальностей, чувства единения народов; Доставить детям радость, удо...
Консультация о традициях "Семь идей для дружных семей"
Каждая дружная семья знает, что одним из наиболее эффективных путей укрепления отношений в радости может стать традиция семейных вечеров....
Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме: «Народов дружная семья - народная культура, промыслы и традиции»
Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме: «Народов дружная семья - народная культура, промыслы и традиции» на неделю...
Сценарий праздника «Вместе дружная семья», посвященного семье, семейным традициям, отношениям в семье.
Сегодня наша встреча посвящена семье, семейным традициям, отношениям в семье.Что такое семья – понятно всем. Слово семья состоит из 2 слов – это «семь» и «я&r...
Групповая традиция "Дружный кружочек"
Игры групповой традиции "Дружный кружочек"...