Педсовет "Организация полноценной речевой деятельности в детском саду"
методическая разработка по развитию речи по теме
Педагогическая технология О.М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_3.docx | 103.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет: «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду».
Актуальность
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырём основным видам речевой деятельности.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.
Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:
- является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передаёт их);
- является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т.е. речь используется для того, что бы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т.д.);
- используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;
- является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении в определённой группе лиц (человек, как существо социальное не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживать и сопереживать).
Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет язык в становлении личности ребёнка – дошкольника.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.
В настоящее время успешное обучение в школе совсем не связано с тем, умеет ли ребёнок читать, считать в пределах 100, а всё чаще обращается внимание на то, умеет ли он передавать свои мысли грамотно, связно, обширно. Овладел ли он навыком искать закономерности, подготовлен ли он к решению логических задач, что в свою очередь требует нетрадиционного подхода к проблеме, умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы. Современный ребёнок оказался в информационном потоке. И далеко не каждый может сориентироваться в нем. "Переработать" всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Для решения этой проблемы и успешной подготовки детей к обучению в школе, освоению компьютерных технологий необходимы не столько определённые знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться, грамотно выражать свои мысли, обосновывать свои доводы.
Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.
Педагогическая технология О.М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, с другой – нетрадиционные формы речевой работы детьми.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:
- развиваем умение сотрудничать;
- развиваем умение активно слушать;
- развиваем умение высказываться;
- развиваем умение правильно перерабатывать информацию.
К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми относятся:
- ситуации общения;
- игровые обучающие ситуации;
- творческие мастерские;
- интегрированные занятия с элементами кооперации.
1.Ситуации общения –
это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей, где взрослый выступает в роли партнёра по общению. Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования активной ответной позиции. И какие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействии со сверстниками.
Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их. И не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих и воспитательных задач.
2.Игровые обучающие ситуации
могут быть четырёх видов:
- ситуации – иллюстрации;
- ситуации – упражнения;
- ситуации партнёрского взаимодействия (ситуации – проблемы)
- ситуации – оценки.
В ситуациях – иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. В этом случае рекомендуется использовать кукольный театр, который позволяет дать детям образцы социально приемлемого поведения, активизировать навыки эффективного общения. Чаще всего ситуации – иллюстрации используются в младшей группе.
Начиная со средней группы, параллельно с использованием ситуаций – иллюстраций предлагаются игровые ситуации – упражнения. Включаясь в такие ситуации, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения в рамках игрового действия.
Участие детей в ситуациях партнёрского взаимодействия способствует освоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях – проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится сознавать и переживать их. Действуя в игровом образе, ребёнок овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно менять своё игровое, а затем и реальное поведение.
В старшей группе начинают использовать ситуации – оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать уже принятое решение, оценить его.
Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в неё педагогом.
Особенности ситуаций общения как формы работы с детьми:
1. Добровольное участие.
2. Взрослый выступает как более сильный и умный партнёр по общению.
3. За счёт изменения позиции взрослого из обучающей на партнёрскую, происходит изменение взаимоотношений между педагогом и детьми.
4. Ситуация общения планируется и проводится педагогом в любое время в режиме дня. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребёнка.
5. Длительность ситуаций от трёх до десяти минут, в зависимости от возраста детей.
6. Предполагается участие небольшой группы детей (три-восемь чел.)
7. Ситуации общения могут быть реально-практическими и игровыми. Их соотношение зависит от возраста детей.
3.Творческая мастерская – это модель взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Опыт творческой деятельности он трансформирует в разные формы своёй жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность. Коллективная творческая деятельность помогает ребёнку быть более открытым и свободным в общении, даёт возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволяют понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность
Творческая мастерская –
одна из самых демократичных форм организации воспитательно – образовательного процесса, так как каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
Цель – овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.
Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми
1.Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.
2. Импровизированный характер деятельности.
3. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.
4. Атмосфера эмоционального подъёма.
5. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
6. Организация и стимулирование импровизационной творческой деятельности ребёнка.
7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения, незаметный для самого ребёнка.
9. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
10.Педагогу нужно уметь:
- не мешать ребёнку творить;
- быть рядом с ним в этом процессе;
- принять и понять его позицию;
- довериться ребёнку в минуты творческого поиска, т.к. он сам чувствует и знает, что ему нужно;
- самому быть творцом;
- бережно относиться к результатам детского творчества.
11.Существование серьёзного противоречия между желаниями детей и нормами, которые регламентирует деятельность ДОУ.
12.При такой норме организации речевой деятельности дети сами придумывают идею, содержание деятельности, способы достижения цели.
13. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.
14.Дети делают то, что хотят. Программа здесь – руководство к деятельности, а не строгое методическое указание.
15. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
16.Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать в творческой деятельности.
Примерное содержание творческих мастерских
1.Развитие памяти, воображения, мышления. Игра типа «Кто хочет стать миллионером». Детям предлагается вопрос и четыре варианта ответа, необходимо выбрать правильны. Ответы принимаются с обоснованием.
2.Творческая продуктивная речевая деятельность
-рассказы фантастического характера «Сочиняем новую волшебную сказку или сказочную историю» по опорным словам. Можно использовать приемы сотворчества или коллективного письма.
-составление творческих рассказов по картине.
3.Создание рукописной книжки. Дети под руководством педагога изготавливают книжку-самоделку. Воспитатель записывает фрагменты сочиненных сказок, а дети – иллюстрируют ( можно рисовать, делать аппликацию и т.д.)
3.Интегрированные занятия
по развитию речи могут быть познавательно- речевыми или комплексными речевыми. В ходе познавательно- речевых занятий на одном познавательном содержании (экологическое, литературное, эстетическое, социальное) можно решать несколько речевых задач. Например, в процессе итоговой беседы «О вежливом и доброжелательном отношении к людям» целесообразно развивать речь-доказательство, упражнять детей в использовании правил речевого этикета, при этом будет решаться задача активизации и обогащения словаря.
Комплексные речевые занятия предполагают решение одной новой речевой задачи в разных видах деятельности или путем использования разных дидактических средств. Например, в комплексное занятие по обучению детей составлению описательного рассказа об игрушке могут быть включены разные виды деятельности: игровая (обыгрывания игрушки), обследовательскя (выявление особенности игрушки), чтение стихов, изобразительная деятельность и т.д.
На занятиях решается основная для каждого возраста речевая задача
- в младшем возрасте – активизация разговорной речи и профилактика возможных нарушений
- звукопроизношения;
- в среднем дошкольном возрасте – освоение основных обследовательских действий и накопление словарного запаса;
- в старшей группе – обучение рассказыванию с использованием грамматически правильной и выразительной речи;
- в подготовительной группе – развитие речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания.
Приложение №1
Развиваем умение сотрудничать Игровое упражнение «Травинка» Цель: научить выражать собственные эмоции невербальными способами. Содержание: с помощью считалки выбирается «наблюдатель», остальные дети - «травинки». «Наблюдатель» смотрит, как травинки выполняют задания воспитателя, и выбирает лучшую « травинку», т.е. ребёнка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания. «Наблюдатель» не только выбирает лучшую «травинку», но и объясняет свой выбор. Ребёнок, которого выбрали, становится «наблюдателем». Задания к упражнению: 1. Поднимите руки медленно вверх через стороны. 2. Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу. 3. Глазами нарисуйте «солнышко», которое греет травинку. 4. Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, затем вперёд – назад. 5. Покажите движениями: ветер усиливается и всё сильнее раскачивает травинки. 6. Покажите, как ветер стихает и травинки замирают. 7. Затем снова покажите, что ветер усиливается, и травинки вновь раскачиваются. 8. А теперь ветер затихает, и «травинки» тянутся, опустив руки | Игровое упражнение «Менялки». Цель: научить соблюдать право на личное достоинство и уважать его. Содержание: игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего.Он встаёт и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Воспитатель называет признак, например: « Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, и т. д.)». Дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами. Водящий в это время стремится занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим. Игровое упражнение «Экскурсия в магазин» Цель: научить детей действовать по инструкции, контролировать свои действия. Содержание: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на экскурсии в большом магазине. Педагог называет отдел, например, «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, и называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель» и т. д. |
Развиваем умение сотрудничать Игровое упражнение «Холодно – горячо, вправо – влево» Цель: научить детей ориентироваться в пространстве сначала по словесным указаниям взрослого, затем по плану – схеме. Содержание: педагог прячет условный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами « горячо, холодно». Игровое упражнение «Обыграй превращение» Цель: научить детей контролировать движения (действия) и работать по инструкции. Содержание: ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, кубики и т.д.), называя их условными именами. Дети действуют с предметами так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например: по кругу передают мячик. Ведущий называет «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают». | Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей |
Развиваем умение активно слушать Пантомимические этюды Цель: учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства. Содержание: детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, скачет мяч, крадётся лиса и т.д. Этюд «Король Боровик» Педагог напоминает детям, что гнев выражается сдвинутыми бровями, сжатыми кулаками и активной жестикуляцией. Читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту: Шёл король Боровик, через лес напрямик (идут на месте). Он грозил кулаком и стучал кулаком (грозят кулаком). Был король Боровик не в духе: (стучат кулаком по столу) Короля покусали мухи (отмахиваются от «мух»). Игровое упражнение «Фантазии о…» Цель: научить ответственно относиться к заданию, постараться убедить своим рассказом слушателей. Содержание: педагог предлагает детям «превратиться» во что – либо или в кого – либо, рассказать, что вещь чувствует, где и как она живёт, что её окружает, что она чувствует. Варианты: «я – утюг», «я – чашка» и т.д. | Игра «Автобиография». Цель: научить ответственно относиться к заданию, постараться убедить своим рассказом слушателей. Содержание: педагог представляет себя предметом или явлением и от его имени ведёт рассказ, например: «Могу быть толстым или худым, красивым или не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, ослик Иа мне всё равно обрадовался. Дети внимательно слушают и с помощью наводящих вопросов выясняют, о чём идёт речь. |
Развиваем умение активно слушать Игра «Вспомни сказку» Цель: развивать активное слушание. Содержание: педагог от лица сказок говорит: Сказки просят: «А сейчас Вы, друзья узнайте нас!» Не лежится на окошке – Покатился по дорожке…( «Колобок «) Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!.. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). Ах ты, Петя – простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко…(«Кот, Петух и Лиса») А дорога далека, А корзина нелегка, Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок…(Маша и Медведь»). В конце игры педагог предлагает детям нарисовать любимого сказочного героя. Развиваем умение активно слушать Развиваем умение активно слушать Игра «Подбор предметов к действию» Цель: развивать умение активно слушать, умение устанавливать логические связи. Содержание: детям предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «Кто и что плавает?» - «человек, доска, собака, корабль». Игра «Сундучок» Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы. Содержание: на столе стоит сундучок, в котором лежит какой – нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают о цвете, форме, качестве, свойствах этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. На все вопросы нужно отвечать только «да» или «нет». Игра «Чересчур» Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы, и отвечать на них. Содержание: дети должны ответить на вопросы педагога: - если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот); - одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток? ( можно отравиться); - хорошо, когда много снега. А если снег засыпит дома? | Игра « Кто что делает» Цель: обогащать словарь детей глаголами, активизировать монологическую речь и выразительность невербальных средств воздействия на слушателей. Содержание: со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление или объект, а игроки по очереди называют действия, выполняемое этим объектом, и для следующего игрока. Например, ведущий говорит: «Машина». Ребёнок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т.д.В дальнейшем к существительному придумывают несколько глаголов. Например: «Ветер – воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает» и т.п. Усложнение игры: использование невербальных средств выразительности – жестов, мимики, пантомимики. Игра «Эхо» Цель: развиваем активное слушание. Содержание: педагог читает стихотворение, дети повторяют последнее слово каждой строчки. Игровое упражнение « Вопросы и ответы» Цель: учить задавать открытые и закрытые вопросы, и отвечать на них, развивать воображение, мышление и речь. Содержание: детям раздают по одной картинки с сюжетным или предметным содержанием. Затем задают игровые вопросы («Кто? С кем? Когда? Зачем?» и т. д.). Дети по очереди отвечают на вопросы, опираясь на свои картинки. Взрослый может записать детские ответы и затем зачитать все придуманные в ходе игры небылицы. Игровое упражнение «Узнавание» Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл. Содержание: дети должны узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или слов – действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связанны с чувственным и практическим опытом ребёнка. Например, зелёная, кудрявая, стройная, белоствольная …(берёза); сверкает, землю согревает, тьму разгоняет…(солнце) и т. д. |
Развиваем умение активно слушать Игровое упражнение «Объясни Незнайке» Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл. Содержание: педагог предлагает детям объяснить Незнайке смысл предложенной поговорки или пословицы. Например: «Труд кормит, а лень портит», «За твоим языком не поспеешь босиком», «Умея начать, умей окончить», «Любишь кататься, люби и саночки возить» и т. д. Игровое упражнение «Кем (чем) был? Кем (чем) будет» Цель: формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог. Содержание: детям предлагаются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например, семечко – подсолнух, котёнок – кошка, мальчик – мужчина. Далее игра усложняется: проводится без опоры на наглядность, отражаются изменения, происходящие с тем или иным предметом, объектом в течение некоторого периода времени. Например: весна – лето – осень – зима; семечко – росток – саженец – дерево и т. д. | Игровое упражнение «Что общего? » Цель: формировать умение выделять основную идею высказывания, подводить итог. Содержание: детям предъявляются или называются два объекта, между которыми нужно провести сравнение по нескольким признакам. Например, что общего между муравьём и грузовым автомобилем? (Оба могут двигаться, переносить тяжёлые предметы и т.д.) Игровое упражнение изменение сказочной развязки. Цель: развивать воображение, мышление, речь. Содержание: детям свойственно переделывать финалы сказок, если они их не устраивают, например, плохие в хорошие. Помочь детям придумать счастливую развязку можно, используя приём введения в сюжетное повествование, какого- либо средства, предмета, явления или мысли, вдруг осенившей одного из персонажей. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра могут съесть таблетку от жадности; Колобок вместо своей песенки может спеть другую, в которой поётся, что он совсем невкусный; |
Развиваем умение активно слушать Игровое упражнение «Ресурсный анализ» Цель: развиваем умение выявлять в предметах общее, развиваем воображение, мышление и речь. Содержание: поиск нескольких похожих предметов осуществляется ребёнком в словесной форме на основе выявления соответствия по выполняемым функциям. Один и тот же предмет таит в себе множество ресурсов, использование которых будет зависеть от обстоятельств, где тот или иной ресурсный потенциал сыграет решающую роль. Например, кирпич имеет следующие свойства: твёрдый, коричневый, пористый, значит его можно использовать вместо пресса, фильтра, им можно рисовать, его можно нагревать и делить. Но в тоже время рядом этих свойств обладают и другие объекты: рисовать можно красками, углём, карандашами; фильтром может служить ткань, мелкая металлическая сетка; делить можно яблоко, лист бумаги и пр. | Материалы для упражнения: - машина перевозит грузы – её работу могут выполнять лошадь, верблюд, самолёт, поезд, пароход, лодка, велосипед и т.д. - гитара издаёт звуки – будильник, пианино, рот, радио, магнитофон, телевизор – тоже звучат. - дом защищает от непогоды – под перевёрнутой лодкой, под зонтом, в шалаше или плаще тоже можно укрыться от непогоды. Многочисленные ресурсы содержатся не только в предметном, но и социальном мире. Поиск потенциала в любой жизненной ситуации не менее значим в жизни детей, чем ресурсный анализ предмета. В этой игре участвуют все мыслительные операции: узнавание, понимание, воспоминание, анализ, синтез, дифференциация, оценка. Ситуации для упражнения: - Лена пролила варенье на пол. Что ей теперь делать? Как поступить лучше всего? - Вася пошёл гулять в лес и заблудился. Что ему делать? Как найти дорогу домой? - У Маши разбилось зеркальце. Где она может увидеть своё отражение и привести свою внешность в порядок? - Катя решила пригласить к себе гостей. Что она для этого должна сделать? |
Развиваем умение активно слушать Речевая игра «Слово на ладошке» Цель: учить развивать мысли собеседника. Содержание: педагог говорит: «Я найду слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке! Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово! Давайте искать слова…ну, скажем на небе. А вот и корзинка, в которую каждый из нас положит по слову. Педагог передаёт корзинку первому ребёнку, тот «кладёт» в неё своё слово, к примеру «солнце» и передаёт корзину своему соседу. Слов наберётся много. Далее педагог задаёт следующие вопросы: « А на носу можно найти слова? А в кармане? И т.д. Игровое упражнение «Добавление придаточных предложений» Цель: учить развивать мысли собеседника Содержание: в качестве материала берутся знакомые детям жизненные ситуации. Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают. Например: « Сегодня надо затопить печь, потому что…»; «Коля не пошёл сегодня в детский сад, потому что…»; «Мы завтра пойдём в лес, если…» и т.д. Развиваем умение активно слушать Игровое упражнение «Анализ ситуаций и ресурсов» Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл, развивать мысли собеседника, формировать умение выделять основную идею сказанного. Содержание: каждая сказка – кладезь ресурсов, нужно только помочь ребёнку увидеть их, проанализировать и использовать. Рассказывая детям сказку, педагог предлагает им помочь главному герою найти выход из проблемной ситуации, не прибегая к помощи других сказочных героев. Например: - как в лесу колобок может спрятаться от зверей (повиснуть на яблоне – стать яблочком, обмазаться мёдом и покататься по еловым иголкам – стать похожим на ёжика и т.д.) - как зайцу из сказки « Заюшкина избушка» без посторонней помощи выгнать лису из своего домика? (заколотить окна и двери, а как лиса проголодается, сама запросится, чтобы её выпустили; ночью устроить шум около домика, лисе будет не до сна, она сама убежит подальше от зайца и т.д.) | Игровое упражнение « Лавина» Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам. Содержание: педагог называет тему, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая все слова, названные предыдущими участниками игры. Тот, кто не может назвать своё слово, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался последним. Игровое упражнение «Концовки» Цель: Развивать воображение, мышление, речь. Содержание: дети должны закончить предложение, начатое педагогом. Например: - если стол выше стула, значит, стул…(ниже стола); - если диван шире кресла, значит, кресло… - если холодильник выше плиты, значит,…и т.д. Развиваем умение высказываться Речевая игра «Куда пойдёшь, что найдёшь?» Цель: учить перефразировать сказанное, сохранив главный смысл, развивать мысли собеседника. Содержание: каждому ребёнку выдаются большая картинка с изображением леса (луга, огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки. Игровое упражнение «Сказки в заданном ключе» Цель: развивать фантазию, мышление, речь. Содержание: детям предлагается пофантазировать, что произойдёт, если одним из героев сказки, станет кто- нибудь из них или если герои сказки придут к ним в гости (что они поведают?) Знакомая сказка, конечно же каким – то образом изменится, если в сюжет произведения будет введён ребёнок в качестве значимого персонажа. Игровое упражнение «Войско овощей и фруктов» Цель: активизировать речевую деятельность, формирует желание общаться, достойно выходить из нестандартных ситуаций. Содержание: однажды Сеньор Помидор решил собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему Горох, Капуста, Огурец, Персик, Лимон, Апельсин, Персик и т.д. Помидор принимает в своё войско только тех, кто расскажет о себе ярко, занимательно, артистично и убедительно, и объяснить, каково его значение для человека. |
Развиваем умение правильно перерабатывать информацию Игровое упражнение «Интервью» Цель: прививать детям социальные навыки, развивать диалогическую речь. Содержание: одному из детей предлагается стать настоящим журналистом и сделать настоящее интервью. Остальные участники игры берут на себя различные социальные роли (врач, учитель, продавец). Список вопросов можно подготовить со взрослым. В интервью используется очень важный приём: ребёнок в роли журналиста должен правильно задать вопрос, что бы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придётся задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог с интервьюированным. Игровое упражнение «Фантастические гипотезы» Цель: развиваем синтез, анализ, прогнозирование. Содержание: педагог предлагает детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником» (каким, зачем, что я бы делал?), «Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать?), « Если весна не наступит совсем» (что произойдёт с растениями, животными, людьми?). | Игровое упражнение «Что бы это значило?» Цель: совершенствовать навыки устной речи, развивать мышление, фантазию. Содержание: интонация, эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону мы зачастую определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Что бы доказать важность этой стороны речи лучше всего использовать пословицы, поговорки, фразеологизмы русского языка. Во фразеологизмах русского языка лаконично и точно выражены не только собственно идеи и мысли, но и их эмоциональная окраска (осуждение, поощрение, радость, грусть, ласка, злость). Педагог знакомит детей с пословицей или фразеологизмом и предлагает вместе подумать, чтобы это могло означать. Например, что значит « бить баклуши», «повесить нос», «Задать головомойку»? Игровое упражнение «Добавление» Цель: упражнять в лексическом отборе. Содержание: педагог произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова. Например: « На пороге сидела и жалобно мяукала …»; «Кошка поймала в саду…»; «Шерсть у кошки…» и т.д. |
Развиваем умение правильно перерабатывать информацию Игра «Собери чемодан» Цель: развивать память, воображение, речь. Содержание: детям предлагается отправиться в путешествие. Задаётся вопрос «Что для этого нужно?» («Уложить вещи в чемодан»). Педагог спрашивает: «Подумайте, что можно взять с собой в дорогу?» Первый «путешественник» (участник игры) называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет, третий участник повторяет, что назвал второй «путешественник», и называет свой и т.д. Игровое упражнение «Так бывает или нет?» Цель: развивать речевое творчество. Содержание: детям предлагаются простейшие ситуации, и дети отвечают, так бывает или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например: «волк бродит по лесу» - «волк на дереве сидит»; «в кастрюле варится суп» - «чашка жарится на сковороде»; «лодка по небу плывёт – «кораблик плывёт по волнам»; «Девочка рисует домик – «домик рисует мальчика» и т.д. |
Приложение №2
Формы речевой работы | Основа | Возраст детей | Частота проведения или использования | Вид деятельности |
Ситуации общения | Инициативная речь ребенка, нерегламентируемая речевая деятельность | Во всех возрастных группах | Каждый день | «Круг общения» |
Игровые обучающие ситуации | Сценарий активизирующего общения | Во всех возрастных группах | Один раз в неделю | Беседа |
Интегрированные занятия | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Во всех возрастных группах | 1 раз в квартал | Занятие |
Создание рукописной книжки | Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью | Старший возраст | 1раз в квартал | Совместная деятельность взрослых и детей |
Составление творческих рассказов по картине | Развитие речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания | Старший возраст | 1раз в квартал | Занятие |
Приложение №3
1.Сценарий активизирующего общения « Самый дорогой на свете человек» Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество. Формы непосредственно образовательной деятельности: ситуативный разговор, чтение, ситуация-проблема, ситуация-оценка, игра, мастерская детского творчества. Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка: развивать у детей осознанное отношение к семье, понимание роли мамы как хранительницы очага, защитницы детей; развивать способность к эмоциональному сопереживанию; учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений; воспитывать гуманное отношение к маме. Материалы и оборудование: сердечки, вырезанные из бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Описание деятельности. 1.Ситуативный разговор. Обращение к детям: - Кто на свете для вас самый дорогой и любимый человек? - Мама! -У каждого существа на свете: у человека, животного есть мама. Когда она рядом, становится светлее и теплее, и ничего на свете не страшно. Потому что мама заботится о нас, помогает. 2.Чтение стихотворения о маме В.Руссу. Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети. Только мама есть одна. Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя. | 3.Ситуация-проблема. « Мама Серёжи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Серёжа сделал вид, что не услышал просьбу. Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: « Не хочу». Мама обиделась». Почему обиделась мама? Как должен был поступить Серёжа? Давайте дадим советы Серёже, чтобы никогда больше не обижать маму. 4.Ситуация – оценка. «Добрые советы». Будь ласков и приветлив с мамой, помогай ей. Если ты вдруг обидел дорогого тебе человека. То нужно обязательно попросить прощения. Подойди к маме. Обними её. нежно скажи: « Прости». Сделай маме что-нибудь приятное, она будет рада. 5. Игра « Моя мама самая …» (подобрать как можно больше красивых слов о своей маме). 6. Мастерская детского творчества. « Сердечки для любимой мамочки»- предложить детям раскрасить в любимый мамин цвет сердечки, вырезанные из бумаги, и подарить их своим мамам, сделав тем самым приятно.
|
2.Сценарий активизирующего общения « Моя семья» Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание. Формы непосредственно образовательной деятельности: беседа-конкурс, игра, игра с мячом, ситуация-успех. Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка: формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи, воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких, поддерживать интерес и уважение к семейным традициям. Предварительная работа: заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей; рассматривание семейных фотографий; наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи. Материалы и оборудование: фотографии из семейного альбома, медальоны для награждения, картинки с изображением людей различного возраста. Описание деятельности. 1.Беседа-конкурс. -Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье. - Ребята, как вы думаете, что такое семья? (это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка). - Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают? (рассматривание семейных фотографий). - Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки? - Как можно назвать их всех одним словом? (семья). - Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (только родственники). | 2. Игра «Собери цепочку». Разложить картинки согласно возрасту и полу: - младенец – девочка – дошкольница - школьница-студентка-мама - бабушка; -младенец-мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа - дедушка. 3.Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?» (договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я). Варианты: ходит на работу , шьет, зарабатывает деньги , проверяет уроки ,ходит в магазин за покупками , учит уроки , готовит пищу, ухаживает за цветами ,вытирает пыль, моет посуду, убирает в доме, гладит, играет, стирает , читает , мастерит ит.д. 4.Игра «Какая у вас семья?» (большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая и т.д.) 5.Ситуация-успех. -Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…) Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья. |
3.Сценарий активизирующего общения «Братья и сёстры» Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы. Формы непосредственно образовательной деятельности: беседа, моделирование ситуации, обсуждение проблемной ситуации, чтение, ситуация-оценка, игровое упражнение Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка: воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сёстрам; вызывать стремление проявлять заботу о младших братьях и сёстрах; проявлять осознанное отношение к проявлению сочувствия близким людям. Материалы и оборудование: иллюстрация или фотография с изображением плачущего малыша. Описание деятельности. 1.Вступительная беседа. У кого из детей есть братья или сёстры, взрослые они или маленькие, как зовут, любят ли дети с ними играть и т.п. 2.Моделирование ситуации. Демонстрация иллюстрации ( или фотографии) с изображением плачущего малыша. -Что случилось с малышом? Почему он плачет? Вам его жалко почему? А вам приходилось когда-нибудь плакать? Кто вас успокаивает, когда вы плачете? Какие слова при этом говорят? | 3.Чтение стихотворения Ш. Галиева «Братик плачет». Братик плачет в колыбели Ну уймись ты в самом деле! Ты не плач, дорогой, Разговаривай со мной. Бесполезны речи эти, – Мама усмехается. Я качаю – убаюкиваю, Погремушкою постукиваю: - В люльке не словами дети Плачем объясняются. Если братик плачет, Что-то хочет, значит. Соску, что ли, дать тебе? Уложить иначе? Стал я думать-сочинять И придумал всё же: Чтоб друг друга нам понять, Я…заплакал тоже. 4.Ситуация-проблема. « У Маши родился братик. Он очень маленький, мама постоянно занята уходом за маленьким сынишкой: кормит, пеленает, стирает пелёнки, укладывает спать. Маше очень обидно. Маше кажется, что мама её больше не любит…» -Правильно ли думает Маша? Почему? Вам жалко Машу? А маленького братика? Что ей можно посоветовать? 5.Ситуация-оценка. «Добрые советы». С маленькими братьями и сестричками будьте ласковы и внимательны. Они ещё многого не понимают, но зато хорошо различают, когда к ним обращаются ласково, а когда –грубо. Если младший братик или сестричка плачет, поговорите сними, даже если они пока вас не понимают, дайте игрушку, покатайте в коляске. Когда малыш подрастёт, вы сможете с ним весело и дружно играть. Старших братьев и сестёр нужно уважать, помогать им. 6.Игровое упражнение « Догонялки». |
4.Сценарий активизирующего общения «Отдых моей семьи» Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество. Формы непосредственно образовательной деятельности: ситуативный разговор, беседа, игра-имитация, игра, мастерская детского творчества. Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка: поддерживать уважение к семейным традициям; воспитывать чувство гордости за свою семью; учить составлять рассказ, интересный для окружающих. Материалы и оборудование: фотографии семейного отдыха; различный природный материал ( ракушки, песок, растения, плоды и т.д.). Предварительная работа: оформление фотовыставки « Отдыхаем всей семьёй». Описание деятельности. 1.Ситуативный разговор. Рассмотреть с детьми выставку фотографий. Сначала выслушать тех детей, кто не имеет возможности осуществлять дорогостоящие поездки или посещать аквапарки , парки аттракционов, особый интерес проявить тем, кто помогает взрослым, ходит в лес, устраивает прогулки на лыжах. Выслушивая тех, кто побывал на заграничных курортах, основное внимание обращать на красоту природы и т.п. 2.Беседа с детьми о том, как принято отдыхать и их семьях. Сказать о том, что все люди разные, у них разные желания и интересы: кто-то любит выезжать на природу, ходить в походы, работать на даче, другие отдыхают на море или ездят на экскурсии в другие города и т.д. Не обязательно рассказывать о праздниках или длительных путешествиях, дети могут рассказать , например, о том, чем занимаются в их семье по вечерам. | 3. Игра-имитация « Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем». Дети по очереди изображают действия ( ловят рыбу, собирают грибы, играют в мяч, плавают), остальные внимательно смотрят и угадывают, какой вид деятельности изображается. 4.Игра « Построение ассоциативных рядов». Детям даётся ключевое слово, например, «море» - дети подбирают к нему подходящие по ассоциации слова (волны, песок, купальник. Круг для плавания и т.д.). 5.Мастерская детского творчества. Составление коллективного коллажа « Летний отдых кота Леопольда» из различного природного материала. |
5.Сценарий активизирующего общения «О бабушках и дедушках» Интегрируемые образовательные области: коммуникация, социализация, познание. Формы непосредственно образовательной деятельности: слайдовая презентация, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, ролевая гимнастика, ситуация-оценка, игра-шутка. Цель совместной деятельности взрослого и ребёнка: уточнять и расширять знания детей о семье, её составе, о родственных отношениях; учить детей ориентироваться в микропространстве; воспитывать чувство эмпатии к членам семьи; воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия, вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам. Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, экран. Предварительная работа: чтение стихов «Если бабушка болеет» и « Дедушка». Описание деятельности. 1. Детям предлагается посмотреть слайдовую презентацию на тему « Семья». В ней представлена большая и дружная семья. Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – папа, мама, родные сестры и браться, бабушки и дедушки (родители папы и мамы). Дальние родственники – тёти и дяди (братья и сёстры папы и мамы).Самые уважаемые люди в семье – бабушка и дедушка. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге. | 2.Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет к ней в гости». - Правильно ли поступила девочка? Почему? Что чувствовала бабушка в этой ситуации? Можно ли было поступить по-другому? Как бы вы поступили на месте девочки? 3. Ролевая гимнастика. С помощью мимики и пантомимики показать: старого, уставшего дедушку; грустную бабушку; улыбающуюся бабушку. 4.Ситуация-оценка. « Добрые советы». Нельзя смеяться над старыми людьми. К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им. Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей. 5. Игра-шутка «Бабушка Маланья» . В основе игры лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь дочерей, семь сыновей, все без бровей. С такими глазами, с такими ушами, с такими носами, с такими усами, с такой головой, с такой бородой. Ничего не ели, целый день сидели, на нее глядели, делая вот так...»Движения: дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте. Повторяют за ведущим любое смешное движение. |
АКТИВИЗИРУЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие в страну сказок" | Ход игры-путешествия |
Педагог. Вот видишь, Петрушка, какие умные и догадливые у нас в детском саду ребята. Я думаю, что все вместе мы с вашей бедой справимся. Дети уже придумали, что делать, как вам помочь. Теперь в путь — в страну сказок. А на чем мы туда сможем добраться? Воспитатель приглашает всех отправиться в путешествие на сказочном автобусе. | Педагог. Дети, кто это? Дети. Это зайчик. Педагог. Что же с ним произошло? Почему он плачет? |
Киса выскакивает из избушки. Петух и Зайчик грозят ей вслед. Дети идут на полянку-ковер, рассаживаются удобна на ней. Петушок | Дети Сказка называется «Волк семеро козлят». Петрушка. Вам нужно назвать деток у разных животных, тогда и сказка придет в полный порядок. |
Сценарий активизирующего общения Для детей среднего дошкольного возраста «Поможем бабушке Федоре»
| Важные поступки и умные Федора. Знаете, какое у меня горе? Дети. Убежала посуда. Федора. А почему вся посуда убежала от меня? |
Федора (уточняет). Кружка нужна для того, чтобы из нее... (пить чай). Сковорода нужна для того, чтобы на ней... (жарить котлеты). Кастрюля нужна для того, чтобы в ней... (варить суп). Чайник нужен для того, чтобы в нем... (кипятить воду, заваривать чай). | путешествие закончилось, и нам нужно отправляться домой. Вам понравилось путешествие? А что вам понравилось? |
Сценарий активизирующего общения для детей шестого года жизни «Прекрасная страна слов»
Ответы детей. Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово — «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок. | Педагог. Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом — с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете? Ответы, детей. |
Сценарии активизирующего общения для детей седьмого года жизни «Сундучок бабушки Рассказушки» М. Н. Ткаченко, Т. С. Шнейдер | Справа от домика стоят две корзины, а рядом — картинки с изображениями овощей и фруктов. Слева — мольберты, на которых прикреплены изображения Незнайки и Чебурашки, елочка с указателями «Просто» и «Сказка», березка, ежик, ведерко. На полу разложены разноцветные лепестки, на столе — платочки. |
— если сказку придумали на Руси? В Молдавии? Китае? Японии? На Востоке? За рубежом? (Русская, молдавская, китайская, японская, восточная, зарубежная.) | Научите его правильно расставлять ударения в словах, испоавьте ошибки, которые допустил Незнайка. |
Проводятся речевые игры с элементами соревнования. | Плутишка. Ой, я сейчас быстренько сочиню про доктора Айболита! |
2-я младшая Чей голос? Цель. Приобщать детей к традициям общения (приветствие, обхождение, прощание); закрепить в речи формы повелительного наклонения глаголов; развивать речевое внимание и речевое дыхание; учить различать тембр и силу голоса персонажей. Содержание Часть первая. В раздевалке на скамейках расставлены игрушки – собака и щенок, кошка и котенок. | Часть вторая. Воспитатель. Наши зверята хотят поиграть этими кружками. (Раздает кружки из папиросной бумаги.) Подуем на них(3-4 раза с отдыхом после каждого упражнения). |
Еду, еду на лошадке Бывает – не бывает Цель: развитие свободного общения детей разного возраста со взрослым по теме «Чайная посуда». Оборудование к занятию: предметы для игры в «Магазин посуды», демонстрационные картинки – посуда, ноутбук; Материал для творческих работ: картинки чайной посуды, пластилин, доска для лепки, блёстки, тряпочки для рук. Ход: Организационный момент: Дети старшей группы вместе с воспитателем после завтрака приглашают малышей к себе в гости. В группе делятся на пары с помощью игры «Собери картинку по цвету». Разделившись на пары – знакомятся друг с другом, старшие дети приглашают малыша вместе поиграть. Основная часть: 1 часть: В:- Ребята. Сегодня я вам предлагаю поиграть со мной в игры. Дети группы «Звёздочки» для вас приготовили картинки. Передайте их малышам. Посмотрите и скажите, что и какого цвета изображено на вашей картинке (согласование существительного с прилагательным). Обобщение делают дети младшего возраста. Вы все правильно сказали и справились с заданием. В: - Ребята, послушайте отрывок из стихотворения: Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе». (в грамзаписи) - Я посуду не помыла, я посуду загубила и сбежала от меня посуда милая моя, Худо, худо мне Федоре. Помогите, дети, что ли? - Воспитатель. Что будем делать, ребята? (даёт возможность детям высказаться) А ты Федора посиди и на деток посмотри. Обозначение темы: Сегодня, ребята, мы поговорим о чайной посуде. 2 часть: В. - игра «Собери посуду». (разрезные картинки) На столах у вас лежат разрезные картинки. Надо помочь Федоре. Соберите и посмотрите, какой предмет у вас получится. (дети рассказывают, что и какого цвета они собрали. Для чего нужен этот предмет). Игра «Магазин посуды» (чайная посуда разная по величине, из разных материалов) Ариша, покажи, как надо быть вежливым покупателем. (2-3 ребёнка покупают посуду). В: - Скажите дети, что вы покупали в магазине? Все предметы были одинаковые? Предлагаю вам ещё одну игру | Часть третья. Воспитатель. В зоопарке обитают разные звери. Кто так подает голос: р-р-р? (Ответы.) Правильно, тигр. Он… рычит. А это кто: ме-ее, ме-ее? Конечно, коза. И говорят так: коза блеет. А над козой пролетает птица и при этом как бы «приговаривает»: кар-кар. Кто это? (Ответы.) Ворона каркает. Правильно, эти коняшки – зебры. Они полосатые. На них полоски, как на тельняшках. Что такое тельняшки? Это нательные рубашки в полоску. Носят их моряки. (Показ.) -Сосульки тают, — А кого он встретил в поле?- Это грачи. Скачет сито по полям, а корыто по лугам: За лопатою метла Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры Так и сыплются с горы. Испугалася коза, Растопырила глаза: "Что такое? Почему? Ничего я не пойму". В: - Кто из вас догадался, из какого стихотворения отрывок. ("Федорино горе") Кто скажет автора? (К.И. Чуковский). Входит Федора (ребёнок старшей группы) - Ай яй-яй, ой-ёй –ёй, Воротитеся домой. - Воспитатель: Кто это к нам зашёл (Федора). Что ты потеряла, Федора? Кого зовёшь? Игра: «Найди отличия?» 1. Чем стакан отличается от кружки? 2. Чем кружка отличается от чайной чашки? 3. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая). 4. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (у ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая, ложкой черпают, а вилкой накалывают и поддевают пищу). Мини – итог: Вы ребята молодцы, много знаете о чайной посуде. Мы сегодня играли в игры - «Собери картинку», «Магазин посуды», «найди отличия». Но Федоре очень плохо без посуды. Все вместе постараемся ей помочь. У нас есть посуда, её украсим, нарядим и Федору удивим. Присаживайтесь за столы со своими друзьями. Старшие дети расскажут и покажут, что надо сделать. 3 часть: Методом пластилинографии и декорирования из блёсток украсить посуду: (чашка, блюдце, чайник, заварочный чайник, сахарница, самовар). Итог занятия: ребята, сегодня мы помогли Федоре Егоровне найти свою посуду. Послушайте, что она вам скажет. Ф: «Большое спасибо, ребята. Теперь я знаю всё о чайной посуде. Буду беречь, мыть, любить свою посуду. Вы очень мне помогли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в детском саду.
Использование возможностей исуксства как в целях художественно-эстетического воспитания детей, так и художественно-творческой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии - одна из задач современ...
Развитие коммуникативно – речевой компетенции через театрализованную деятельность в детском саду.
Концептуальное изложение своего педагогического опыта...
Консультации, рекомендации для родителей по организации полноценной речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет язык в становлении личности ребёнка – дошкольника. Дошкольный возраст — это период...
Организация полноценной речевой деятельности в ДОУ"
Цель развития речи как достижение коммуникативной компетентности ребенка, которая предполагает возможность посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности. Цель ра...
Система игр и упражнений по организации полноценной речевой деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Реестр нетрадиционных методов по развитию речи 1) Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей, состоящая из четырёх блоков:...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
говорение как вид речевой деятельности в детском саду
Одной из наиболее значимых проблем современной школы является воспитание речевой культуры учащихся, качественное повышение уровня владения родным языком. Наиболее интенсивно речевое развитие осуществл...