Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в детском саду.
статья по теме

Байбара Елена Николаевна

Использование возможностей исуксства как в целях художественно-эстетического воспитания детей, так и художественно-творческой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии - одна из задач современного детского сада. На решение этой задачи и предназначенна данная программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_deyatelnost_kak_sredstvo_korrekcii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11»

воспитатель

Байбара Елена Николаевна

г. Троицк – апрель 2013 г.

Вся система дошкольного образования нацелена в первую очередь на развитие и успешную социализацию ребенка в окружающем его мире. Использование возможностей искусства как в целях художественно-эстетического воспитания детей, так и художественно-творческой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии - одна из задач современного детского сада. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника.

             В театрализованной игре осуществляется также эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи), для самовыражения и самореализации ребенка.

             В существующей организации работы ДОУ для детей с нарушением речи можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, занятия с логопедом, коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, с другой - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи у детей предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого.

              Театрализованная игра является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.

             Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

            Вызвать интерес к театрализованной игре, обеспечить понимание детьми способов коррекции речи.

Основная цель: создание атмосферы творчества и доверия для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Задачи:

Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

Развитие речи у детей и коррекция ее нарушений через театральную деятельность.

Воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала.

В основу программы положены следующие принципы:

Систематичности и последовательности – материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.

Доступности – характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушением речи.

Наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение театров, встреча с артистами, наблюдения в зоопарке за повадками животных, использование моделей, схем.)

Комплексности работы – театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов, работающих по данной программе с детьми.

Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

Уважение к личности каждого ребенка.

Адрестность:

Программа разработана на старший дошкольный возраст. Театрализованные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной к школе группы без какого-либо отбора.

Оптимальное количество детей на занятии – 12- 16 человек.

Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом зале, оборудованном аудиотехникой. Для выполнения творческих заданий желательно использовать мягкие объемные модули, элементы костюмов, спортивный инвентарь.

Форма одежды детей спортивная, обувь – чешки. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью до 30 минут. Организованные занятия начинаются с 15 сентября. При подготовке к спектаклю индивидуальная работа и общие репетиции в случае необходимости проводятся дополнительно 1 раз в неделю (не более 40 минут).

В проведении занятий могут принимать участие учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель

Материал планируется по темам:

Театральная игра.

Культура и техника речи.

Ритмопластика.

Основы театральной культуры.

Работа над спектаклем.

Семейные речевые праздники-конкурсы.

                    Работа по каждой теме включает в себя игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, развитие внимания, памяти, наблюдательности; на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.

                    По некоторым темам предусмотрено проведение праздников, конкурсов. В работе по данной проблеме необходимо использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, а также к выбору методов и средств воспитания.

                    Методы и приемы театрализованной деятельности, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность чувств, желание принимать участие в совместной деятельности).

                 Работа по театрализованной деятельности будет более эффективной при поддержке семьи, так как она обладает особыми педагогическими возможностями, индивидуальным подходом к своему ребенку по устранению речевых дефектов.

Показатели эффективности работы по театральной деятельности.

Интерес детей к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы.

Развитие эстетических способностей.

Проявление артистических качеств детей.

Проявление творчества воспитанников в самостоятельной деятельности.

Основным методом проверки являются итоговые работы: выступление в спектаклях, а также наблюдение за детьми в свободной деятельности.

Методические рекомендации по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью.

Данная программа предполагает как групповые, так и индивидуальные формы организации работы.

Групповые формы:

Театральные занятия включают игру, наблюдения, практические задания. Посещение театров города – практическое знакомство с миром театра, актерской работой, правилами поведения в театре.

Экскурсия в зоопарк – наблюдения за повадками и особенностями животных.

Коллективные репетиции.

Спектакли детского театра.

Речевые семейные праздники - конкурсы – приобщение родителей к логопедической работе, организация совместной деятельности родителей и детей.

Просмотры видеозаписей спектаклей с целью анализа проделанной работы.

Индивидуальные формы:

 Работа с детьми над ролью: с целью вживания в роль (выразительность речи, движения, создание образа героя.)

 Подготовка задания к семейному конкурсу, которая происходит дома с родителями.

Наиболее целесообразно планировать материал по темам, которые повторяются в возрастных группах и в зависимости от возраста детей содержание сообщаемых им знаний конкретизируется. Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний, умений и навыков.

Театральная игра.

Культура и техника речи.

Ритмопластика.

Экскурсия в зоопарк.

Посещение театров нашего города.

Основы театральной культуры.

Встреча с актерами театра кукол.

Работа над спектаклем.

Семейные речевые праздники-конкурсы.

Нами был разработан примерный план деятельности с детьми старшей и подготовительной групп.

Приложение 1.

Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, театральные уроки кукольного театра нашего города, просмотр спектаклей, свободную деятельность.

Содержание занятий

1 раздел. Театральная игра.

Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.

Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры – в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их с своими собственными. Предполагаемые игры и упражнения допустимо использовать и в работе воспитателя.

Приложение 2.

2 раздел. Культура и техника речи.

Цель: совершенствовать навыки артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, речевого аппарата, развивать силу голоса, темп, интонацию, мимику.

Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями.

Приложение 3.

3 раздел. Ритмопластика.

Цели: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.

Приложение 4.

4 раздел. Основы театральной культуры.

Цель: познакомить детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства (особенностями и видами театрального искусства, устройством театра, культурой поведения в театре).

Знакомство с этим материалом должно носить практический характер, т.е. происходить во время игр, работы над пьесой, посещения театров, просмотра видеозаписей спектаклей.

Не имеет смысла строго требовать: усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас.

Знания они должны получать в ходе театральных игр – диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длительным монологом всезнающего взрослого.

В условиях детского сада дети имеют возможность в течение года побывать на экскурсиях в разных театрах, познакомиться с устройством сцены, зрительного зала, гримерной, костюмерной. Разрешая различные проблемные ситуации, создаваемые педагогом на занятиях актерского мастерства, дети смогут закрепить представления об устройстве и организации театра. В игре дети познакомятся с правилами поведения в театре, на сцене, за кулисами, на репетициях.

Познакомить детей с актерскими умениями, необходимыми для создания образа героя, помогут встречи с актерами театров, просмотр спектаклей в различных театрах города. В течение года дети знакомятся с драматическим, музыкальным и кукольным театрами, просматривают и обсуждают спектакли.

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.

Приложение 5.

5 раздел. Работа над спектаклем.

Цели: подвести детей к пониманию значения коррекции речи и способов этого; реализовать индивидуальные возможности каждого ребенка; развивать психические процессы детей, активность, уверенность в себе; умение работать в коллективе.

В работе с детьми над спектаклем необходимо не перегружать их, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Работа над спектаклем начинается со знакомства с пьесой. Сценарии разрабатываются педагогами детского сада. У всех есть своя специфика: главный герой не может произносить некоторые звуки или вообще говорить. По содержанию он вынужден научиться этому, проходя различные «речевые» испытания. В каждом спектакле обязательно присутствуют музыкальная и хореографическая части, принимают участие все без исключения дети группы. Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Следующим этапом являются пробы детей на различные роли и распределение ролей. Это происходит следующим образом: дети по своему желанию выбирают роль и, перевоплатившись в героя, проигрывают небольшие этюды. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными этюдами, картинами, спектаклем в целом. Заключительный этап – генеральная репетиция – премьера для детей и педагогов детского сада. Повторный показ – для родителей актеров, гостей. В процессе работы создаются театральная галерея, фотоальбом, видеозаписи.

Зрители могут записать свои впечатления, пожелания в театральной книге отзывов. В конце года, на заключительном спектакле, все дети, игравшие роли в течение года, награждаются дипломами юного актера.

Приложение 6.

6 раздел. Семейные речевые праздники-конкурсы.

Цели: повысить интерес родителей к логопедической работе детского сада; развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность речи; воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.

В течение года в детском саду проводятся три семейных праздника- конкурса (конкурс частушечников и скороговорщиков, семейный КВН «Говорилки», Праздник красивой речи), которые включают различные логопедические задания. Каждый конкурс обязательно предполагает этап, к которому задания готовятся дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе. В праздниках-конкурсах принимают участие все желающие семьи детей данной группы. Каждая семья награждается грамотой и подарками.

Предполагаемые умения и навыки детей к концу учебного года.

Старшая группа:

дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);

показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;

произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

выразительно читают стихотворный текст;

передают образ героя характерными движениями;

действуют на сцене в коллективе;

держатся уверенно перед аудиторией.

Подготовительная к школе группа:

объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;

называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);

хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;

показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;

сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;

выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;

четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;

произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;

показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;

действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;

двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;

создают пластические импровизации под музыку различного характера;

умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

Предметно-пространственная среда.

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение детского театра с занавесом, сценой и зрительным залом; светотехническое оборудование; аудиотехника для музыкального оформления спектакля; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации, бутафория. Неотъемлемой частью работы является использование декораций, костюмов, грима.

Список литературы:

Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998г.

Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М.: 1983г.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1991г.

Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр и образование: Сборник научных трудов. – М.: 1992г.

Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999г.

Козлянцова И.Л., Чарели Э.М. речевой голос и его воспитание. – М.: 1985г.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - .: 1995г.

Чистякова М.А. Психогимнастика. – М.: 1990г.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: 2001г.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: 1983г.

Шилъгави В.П. Начнем с игры. – М.: 1980г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений в детском саду

Обзор логопедической работы в детском саду...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...

Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада»

Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада» для детей старшего дошкольного возраста логопедической...

Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

   Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...