Познавательное речевое занятие по теме: "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Малина Светлана Григорьевна

Рассказ детям о генетическом сходстве между родственниками, информация о наследственных чертах. Понятие семьи. Родовые отношения и составление генеологического дерева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnoe_rechevoe_zanyatie_po_teme_semya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

                     Познавательное речевое занятие по теме семья.

           

Цели:

Учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем          облике людей.

закрепить представления детей о семейных отношениях и семье.

показать значение семьи в жизни человека.

развитие фонематического слуха, зрительного внимания.

Составление рассказа о семье из трех упражнений.

Помочь составить родословное дерево. Учить различать родственные отношения.

Материал:

Фото членов семьи, картинки с изображением людей разного возраста,        карточки для составления родословного дерева, сказочный персонаж Гном Вася.

Ход занятия.

  1. Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии. Обсуждает с ними кто на кого похож. Рассказ педагога: «А почему мы похожи на своих родителей? Вся информация о человеке, весь подробнейший «чертеж» его строения, особенности его внешнего вида, ума – все это «записано» в особенных клетках – генах. Ваш организм получил мамины и папины клетки, вместе с полной информацией о ваших родителях. Какие – то признаки от папы, какие-то от мамы проявляются во время вашего развития и роста. А так как папа и мама в свою очередь, получили информацию от бабушки и дедушки, то у ребенка могут проявляться черты и бабушки и дедушки. Чаще всего мы наследуем от своих родителей такие признаки, как цвет глаз, волос, кожи, рост, группу крови. Наследовать можно способности к математике, музыкальный слух, красивый голос и многое другое.
  2. В каждом доме хранятся фотографии родственников:

Есть в доме семейный альбом,

Как в зеркале, мы отражаемся в нем,

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

Хранится альбом в нашем доме,

И снимки хранятся в альбоме.

И много и старых и новых,

У нас, у семьи......

(Рассмотреть с детьми кто на кого похож на фотографиях).

-что же такое семья? (ответы детей) Выложить слова на ковролине.

Семья – группа живущих вместе близких родственников. 7-я д, б, п, м.-трое детей

Как вы думаете, мы с вами можем быть семьей? (ответы детей).

Педагог подводит к мысли детей о том, что семья это родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка и т.д. Это родственники мы их любим и дорожим ими.

В одной семье существует несколько поколений:

-молодое – дети;

- среднее – мамы и папы;

- пожилое – бабушки и дедушки;

- старшие – прабабушки и прадедушки.

3.  Появляется гном Вася.

Гномик Вася рассказал о своей семье, что все они маленького роста, они совсем не растут. Ребята, а почему гном Вася маленького роста? (Ответы детей).

Скажите, кто основал (главный) семью. (Ответы детей)

Выкладываем на магнитной доске фотографии прадедушки и прабабушки.

У них появились дети, ваши дедушка и бабушка, продолжаем рисовать все цепочки. В свою очередь у них родились дети, ваши родители, а у родителей вы. Вот какая большая получилась семья! На кого же она похожа? (Ответы детей) Подвести к пониманию, что она похожа на дерево.

- Гном Вася, видишь, что у нас получилось, так каждую семью можно сравнить с деревом. Дерево пускает корни, дает жизнь веточкам, на веточках появляются листочки. Семья растет, как дерево. Так что, гномик, не расстраивайся из-за своего маленького роста, ведь ты похож на своих маму и папу, в тебе их гены. (Прячем гномика).

-Дети Вася ушел.

Будет время –составлю родословное древо,

Его детям оставлю, чтоб светило и грело,

Те, что были когда-то и пропали на веки.

-Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения? (Ответы детей) У кого есть б и д.

А прад. и праб.? Как сохраняется память о наших предках? (Ответы детей).

Обобщение: Что такое семья? кто в нее входит? Кого называют молодым поколением, средним пожилым, старшим.

Почему же мы похожи на родителей?

Физминутка: Буратино потянулся.

Чтение.

4.Ответы на вопросы (Слух внимание) Наша семья. Вот наша семья. все делом заняты. Мама готовит обед. Оля ей помогает. Папа вернулся с работы. Бабушка Рая вяжет для мамы жакет.

- Кто вернулся с работы?

- Кто вяжет?

- Кто кому помогает?

- Кто Оля для мамы? (Дочь) А мальчик? (сын) мальчик для дедушки? (внук) А девочка? ( внучка) А дети между собой? (Брат и сестра).

5. Определи на слух самое короткое слово:

Доченька. дочурка, дочь. дочка.

6. Назови ласково мама:

мамочка, мамуля, матушка, мамуся, мамулечка, маменька, маманя, маманюшка.

7. Расскажи о своей семье по фотографиям. (ответы детей)

8. Сосчитай до пяти:

Один старший брат.

Одна старшая сестренка.

Один маленький внук.

9. Кто лишний и почему?

Мама, папа, доктор, брат, сестра, одноклассник.

10. Объясни пословицу:

вся семья вместе – так и душа на месте.

11. Кто из этих людей твои родственники?

мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель.

12. У кого какой шарик? кого видим? семью.

Раскрасьте маме красным шарик, папе синим, сыну зеленым, дочке желтым.

Проверка работ, выдать наклейки.

Обобщение:  что такое семья? как можем сказать по другому? (родственники)

Кого мы называем родственниками? Почему мы похожи на родителей? На что похожа семья? ( на дерево) Какие ласковые слова вы придумаете к семье? Любимая, родная, большая, многодетная, заботливая, трудолюбивая, строгая.

Смотри если остается время расскажи стихи о родственниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое познавательно - речевое занятие в старшей группе "Весенняя страда"

Цель: продолжатьформировать знания о труде хлебороба, учить беречь хлеб, с уважением относится к труду хлебороба....

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Лексико-грамматическое занятие для старшей речевой группы на тему "Семья"

Цель занятия: ·        Выявление знаний детей о членах семьи·        Расширение активного и пассивного словарей словами...

Конспект познавательного занятия на тему "Семья"

Знакомство с словами обозначающими родство, закрепить понятие "семья", развитие желания заботиться о маме и помогать ей....

Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна.

Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна.  Интеграция о...

НОД Речевое развитие на тему "Семья"

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Семья"...

Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Семья»

laquo;Семья»Цель:расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, помогают и заботятся друг о друге.Задачи:активизировать словарь детей на основе углубления знаний о сво...