Познавательное речевое занятие по теме: "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Рассказ детям о генетическом сходстве между родственниками, информация о наследственных чертах. Понятие семьи. Родовые отношения и составление генеологического дерева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_rechevoe_zanyatie_po_teme_semya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное речевое занятие по теме семья.
Цели:
Учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем облике людей.
закрепить представления детей о семейных отношениях и семье.
показать значение семьи в жизни человека.
развитие фонематического слуха, зрительного внимания.
Составление рассказа о семье из трех упражнений.
Помочь составить родословное дерево. Учить различать родственные отношения.
Материал:
Фото членов семьи, картинки с изображением людей разного возраста, карточки для составления родословного дерева, сказочный персонаж Гном Вася.
Ход занятия.
- Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии. Обсуждает с ними кто на кого похож. Рассказ педагога: «А почему мы похожи на своих родителей? Вся информация о человеке, весь подробнейший «чертеж» его строения, особенности его внешнего вида, ума – все это «записано» в особенных клетках – генах. Ваш организм получил мамины и папины клетки, вместе с полной информацией о ваших родителях. Какие – то признаки от папы, какие-то от мамы проявляются во время вашего развития и роста. А так как папа и мама в свою очередь, получили информацию от бабушки и дедушки, то у ребенка могут проявляться черты и бабушки и дедушки. Чаще всего мы наследуем от своих родителей такие признаки, как цвет глаз, волос, кожи, рост, группу крови. Наследовать можно способности к математике, музыкальный слух, красивый голос и многое другое.
- В каждом доме хранятся фотографии родственников:
Есть в доме семейный альбом,
Как в зеркале, мы отражаемся в нем,
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
И много и старых и новых,
У нас, у семьи......
(Рассмотреть с детьми кто на кого похож на фотографиях).
-что же такое семья? (ответы детей) Выложить слова на ковролине.
Семья – группа живущих вместе близких родственников. 7-я д, б, п, м.-трое детей
Как вы думаете, мы с вами можем быть семьей? (ответы детей).
Педагог подводит к мысли детей о том, что семья это родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка и т.д. Это родственники мы их любим и дорожим ими.
В одной семье существует несколько поколений:
-молодое – дети;
- среднее – мамы и папы;
- пожилое – бабушки и дедушки;
- старшие – прабабушки и прадедушки.
3. Появляется гном Вася.
Гномик Вася рассказал о своей семье, что все они маленького роста, они совсем не растут. Ребята, а почему гном Вася маленького роста? (Ответы детей).
Скажите, кто основал (главный) семью. (Ответы детей)
Выкладываем на магнитной доске фотографии прадедушки и прабабушки.
У них появились дети, ваши дедушка и бабушка, продолжаем рисовать все цепочки. В свою очередь у них родились дети, ваши родители, а у родителей вы. Вот какая большая получилась семья! На кого же она похожа? (Ответы детей) Подвести к пониманию, что она похожа на дерево.
- Гном Вася, видишь, что у нас получилось, так каждую семью можно сравнить с деревом. Дерево пускает корни, дает жизнь веточкам, на веточках появляются листочки. Семья растет, как дерево. Так что, гномик, не расстраивайся из-за своего маленького роста, ведь ты похож на своих маму и папу, в тебе их гены. (Прячем гномика).
-Дети Вася ушел.
Будет время –составлю родословное древо,
Его детям оставлю, чтоб светило и грело,
Те, что были когда-то и пропали на веки.
-Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения? (Ответы детей) У кого есть б и д.
А прад. и праб.? Как сохраняется память о наших предках? (Ответы детей).
Обобщение: Что такое семья? кто в нее входит? Кого называют молодым поколением, средним пожилым, старшим.
Почему же мы похожи на родителей?
Физминутка: Буратино потянулся.
Чтение.
4.Ответы на вопросы (Слух внимание) Наша семья. Вот наша семья. все делом заняты. Мама готовит обед. Оля ей помогает. Папа вернулся с работы. Бабушка Рая вяжет для мамы жакет.
- Кто вернулся с работы?
- Кто вяжет?
- Кто кому помогает?
- Кто Оля для мамы? (Дочь) А мальчик? (сын) мальчик для дедушки? (внук) А девочка? ( внучка) А дети между собой? (Брат и сестра).
5. Определи на слух самое короткое слово:
Доченька. дочурка, дочь. дочка.
6. Назови ласково мама:
мамочка, мамуля, матушка, мамуся, мамулечка, маменька, маманя, маманюшка.
7. Расскажи о своей семье по фотографиям. (ответы детей)
8. Сосчитай до пяти:
Один старший брат.
Одна старшая сестренка.
Один маленький внук.
9. Кто лишний и почему?
Мама, папа, доктор, брат, сестра, одноклассник.
10. Объясни пословицу:
вся семья вместе – так и душа на месте.
11. Кто из этих людей твои родственники?
мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, дворник, брат, одноклассник, дедушка, папа, водитель.
12. У кого какой шарик? кого видим? семью.
Раскрасьте маме красным шарик, папе синим, сыну зеленым, дочке желтым.
Проверка работ, выдать наклейки.
Обобщение: что такое семья? как можем сказать по другому? (родственники)
Кого мы называем родственниками? Почему мы похожи на родителей? На что похожа семья? ( на дерево) Какие ласковые слова вы придумаете к семье? Любимая, родная, большая, многодетная, заботливая, трудолюбивая, строгая.
Смотри если остается время расскажи стихи о родственниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое познавательно - речевое занятие в старшей группе "Весенняя страда"
Цель: продолжатьформировать знания о труде хлебороба, учить беречь хлеб, с уважением относится к труду хлебороба....
Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"
Познавательно – речевое занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время. Учить чёт...
Лексико-грамматическое занятие для старшей речевой группы на тему "Семья"
Цель занятия: · Выявление знаний детей о членах семьи· Расширение активного и пассивного словарей словами...
Конспект познавательного занятия на тему "Семья"
Знакомство с словами обозначающими родство, закрепить понятие "семья", развитие желания заботиться о маме и помогать ей....
Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна.
Методическая разработка познавательно-речевого занятия во II младшей группе "Прогулка в лес" Автор занятия: педагог ГБДОУ детский сад №15 Адельшина Альфия Ирнистовна. Интеграция о...
НОД Речевое развитие на тему "Семья"
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Семья"...
Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Семья»
laquo;Семья»Цель:расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, помогают и заботятся друг о друге.Задачи:активизировать словарь детей на основе углубления знаний о сво...