Рекомендации к проведению сюжетно-ролевых игр
консультация (развитие речи, старшая группа) по теме

Развитие творческих способностей и речи у детей дошкоьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каждая сюжетно – ролевая игра, организуется по определённой схеме.

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ:   Необходимо дать достаточный запас знаний по теме игры: провести специальную беседу, познакомить детей со словами и словосочетаниями, наиболее часто употребляемыми в этой или иной ситуации. По теме игры проводятся экскурсии, о которых ребята рассказывают на занятиях. Дети составляют рассказы по серии картинок, пересказывают прослушанные тексты, заучивают стихи по данной теме.

ОБОРУДОВАНИЕ:  Игра должна быть предметно-наглядной. С этой целью используются различные части декораций для обозначения того или иного места действия(магазин, станция метро,халат врача и т.д.) В реквизит входят игрушки( куклы, зайцы, предметы из игр «Парикмахерская», « Айболит»…), предметы символы( палка-«молоток»,коробка-«радиоприёмник» и т. д.) Введение предметов-символов придаёт более творческую направленность игре. Для этого нужно учить детей находить заменители нужных им предметов(обруч-«руль») По заданию воспитателя дети готовят поделки к сюжетно-ролевой игре: лепят овощи, фрукты,вырезают монеты…)

РОЛИ:  Воспитатель так организует игру, что каждый ребёнок становится её участником. При распределении ролей учитываются пожелания детей. В воспитательных целях можно назначить на главную роль застенчивого ребёнка, чтобы он в игре приобрёл уверенность в своих силах. А лучше подвести детей к тому, чтобы они сами выбрали робкого, несмелого своего товарища на ведущую роль. Каждый раз в игре дети выступают в новой для себя роли.Например, продавец становится покупателем, доктор-пациентом и т. д. В каждой игре воспитатель просит у её участников для себя роль, например,помощника повара и др. Это позволит тактично руководить игрой, подсказывать детям новые действия.

СЮЖЕТ   ИГРЫ:

Каждая сюжетно-ролевая игра начинается с краткого описания ситуации. в которой детям предстоит действовать.Когда дети играют в данную игру впервые и только знакомятся с сюжетом, педагог может наводящими вопросами подсказывать им действия или примерные диалоги.Часто дети фантазируют, придумывают новые ситуации, не следует ограничивать их инициативы.Лишь, когода это необходимо, тактично вмешаться.Например:»Машинист:объявляйте чётко и громко, чтобы все пассажиры вас поняли»

Ход игры соответствует сюжету, В сюжете даётся общая игровая ситуация, последовательность действий, примерная нагрузка для каждого действующего лица. В описании хода игры предполагаются конкретные ситуации, возникающие диалоги; особое внимание уделяется роли ведущего(педагога или кого-нибудь из детей) В конце игры ведущий (педагог) оценивает инициативность детей, награждает значками, грамотами,картинками. Взрослые должны похвалить ребёнка даже в том случае, если он неудачно выступил(за находчивость, смелость и тд.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ   УКАЗАНИЯ

Возможность к перевоплощению присуща всем людям, а детям, в особенности. В играх-драматизациях отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Работая с детьми по инсценировкам, педагог не преследует цель обучать их актёрскому мастерству.Важно создать на занятиях ненапряжённую, радостную обстановку, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках даёт возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.Любые инсценировки должны развёрты-

ваться в присутствии зрителей, это вызывает у детей определённую ответственность, желание лучше сыграть свою роль, чётко говорить

Инсценировки можно осуществить по следующему плану:

подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.

Во время репетиции уместно напомнить детям, чтобы они смотрели

друг на друга, когда говорят, держались свободно, ровно, не опуска

ли голову. Помнить о том, что они – артисты, поэтому говорить должны чётко, красиво.

Обычно начинают с разыгрывания диалогов. На первом этапе более доступны диалоги в стихах. При инсценировке таких диалогов, каждый актёр должен знать свой текст наизусть, общается он только с одним партнёром.

Диалоги, написанные прозой, по сравнению со стихотворными, несколько сложнее для исполнения т.к. в них нет определённого ритма, подсказывающего говорящему, когда следует сделать паузу и взять дыхание. При разыгрывании эти диалоги необязательно учить наизусть. Вполне допустимы отступления от текста, что способствует закреплению приобретённого навыка в спонтанной речи.

2.  ИНСЦЕНИРОВКИ С НЕСКОЛЬКИМИ ДЕЙСТВУЮЩИМИ  ЛИЦАМИ.

Ребёнок теперь должен переключать внимание с одного партнёра на другого, внимательно следить за ходом всего действия и вовремя

вступить в свою роль, в речевой контакт с разными участниками игры. Для инсценировок используются известные детям сказки.

Продолжается работа над выразительностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развёртывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обуславливают смысловые паузы.

Сказки подбираются по количеству участников с учётом возраста детей: «Репка», «Теремок», «Заячья избушка», «Колобок» и др.

                                                     

                                                        1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ       УКАЗАНИЯ

Возможность к перевоплощению присуща всем людям, а детям в особенности. В играх-драматизациях отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.Работая с детьми по инсценировкам, педагог не преследует цель обучать их актёрскому мастерству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей по проведению сюжетно-ролевой игры "У врача"

Подробный конспект проведения игры с разъяснениями для воспитателей и родителей детей младшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»Методические разработкиМетодические рекомендации к проведению сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»1. Проведение занятий познава...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Цирк».

Методические рекомендации рекомендуются воспитателям ДОУ для проведения сюжетно-ролевой игры "Цирк" для детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации родителям для проведения сюжетно - ролевых игр в домашних условиях

Надеюсь, мои рекомендации подтолкнут родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление и социальную компетентность...

рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Чудесная гармонь»

Рекомендации к сюжетно-ролевой игрев старшей группе компенсирующей направленности«Чудесная гармонь»...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...