Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Цирк».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Апсалихова Инна Анатольевна

Методические рекомендации рекомендуются воспитателям ДОУ для проведения сюжетно-ролевой игры "Цирк" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsel1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Цирк».

Цель: развитие у детей навыков игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные.

  1. Закреплять у детей представления о цирке; о цирковых профессиях артистов различных жанров: конферансье, дрессировщик, клоун силач, гимнастка; о профессиях людей, работающих в цирке: кассир, контролер, буфетчица.
  2. Закреплять у детей умения выполнять игровые роли и понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней, отражать игровые действия.
  3. Совершенствовать у детей умения поступать в соответствии с правилами игры.

Развивающие.

1.Развивать у детей умение самостоятельно распределять роли, договариваться между собой, подбирать необходимые атрибуты для игры.

2.Развивать творческое воображение, память, связную речь детей, чувство ритма, темпа, моторику.

3. Продолжать формировать у детей умение действовать с ролью: билетер, конферансье, клоун, фокусник, дрессировщик, гимнаст, зритель, директор цирка, ветеринар.

  1. Активизировать детей в процессе создания предметно-игровой среды и в самостоятельной подборке материала для игры.

Воспитательные.

1. Воспитывать социально- коммуникативные навыки: дружеские взаимоотношения, умение определять характеры героев, оценивать их поступки, желание играть в коллективе сверстников, культуру общения, умение слушать.

2.Воспитывать желание доставлять радость, положительные эмоции друг другу

Материалы и оборудование:

1.Мультимедийная система;

2.Музыкальное сопровождение;

3.Фотографии с изображением артистов цирка;

4.Игровой материал (атрибуты): афиши; рекламные листовки; билеты; программки; вывески (продажа билетов, буфет); костюмы клоуна, дрессировщика, фокусника, гимнаста, ветеринара, буфетчицы, билетёра; маски животных, канаты, обручи, воздушные шары, мыльные пузыри; мягкие игрушки; шелковые платочки; микрофон; фотоаппарат; кассовый аппарат; деньги; муляжи кондитерских изделий, напитков, мороженного; наборы медицинских принадлежностей и т.п..

Предварительная работа:

  • НОД: «Артисты цирка».

Цель: расширение представлений детей о профессиях клоун, фокусник, дрессировщик, гимнаст.

  • Просмотр мультфильма (с последующим обсуждением).

Мультфильм «Приключение поросенка Фунтика», «Ну, погоди! (Выпуск 11)». Цель: продолжить знакомство с профессиями цирка.

  • Чтение художественной литературы о цирке, о профессиях (вышеперечисленных).

- С. Я. Маршак «Впервые на арене»; «Цирк Шапито».

- В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»; «Не хуже вас, цирковых».

Цель: развитие умения различать профессии (различать обязанности людей, принадлежащих к той или иной профессии).

  • Просмотр презентации «Все любят цирк».

Цель: формирование у детей устойчивого представления о данных профессиях.

  • Дидактические игры «Цирковые профессии», «Да/нет».

Цель:  закрепление у детей представлений о содержании различных профессий.

  • 6. Беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах (цирк).

Цель: закрепление умения детей взаимодействовать друг с другом, в соответствии с правилами поведения.

  • Мероприятие: костюмерная (дети выбирают костюмы в соответствии с ролью).

Цель: формирование представления о внешнем облике , характере и действии конкретного персонажа.

  • Мероприятие: составление рассказов детей от лица персонажа (рассказ о важности и значимости своей профессии).

Цель: продолжить развитие ролевой речи.

  • Мероприятие: кукольный театр.

Цель: формирование опыта детей действовать в соответствии с ролью.

  • Мероприятие: «Лейся песня» (дети учат, а потом поют песни о данных профессиях).

- В. Шаинский, М. Пляцковский «Цирк».

- Радионяня «Я в цирк иду».

Цель: закрепление знаний об образе цирковой артист.

  • Изобразительная деятельность: «Афиша цирка», «Клоун», «Дрессированные животные».

Цель: развитие у детей представления (знания) о том, что можно сделать атрибуты к игре своими руками.

  • Ручной труд: Изготовление масок животных, колпаков, чемодан клоуна

Цель: формирование умения самостоятельно изготавливать из материала-сырья атрибуты.

  • Смотр-конкурс «Игрушки своими руками».

Цель: развитие творческого воображения.  

  • Мероприятие: театрализованный показ любимых героев рассказов, мультфильмов (дети вместе с родителями дома из различного ненужного материала изготавливают костюмы).

Цель: развитие умения отражать (создавать) образ героя (благодаря элементам костюма) в костюме.

  • Мероприятие: создание проблемных ситуаций в процессе игры, на прогулке (нужно сделать для цирка манеж, чемодан для клоуна).

Цель: формирование  у детей представления о создании предметов из подручного материала; (развитие у детей творческого воображения в создании).

  • Совместное заучивание считалок.

Цель: обогащение (словесного) опыта ребенка новыми считалками.

  • Игра «Кто больше» (кто из детей больше назовет считалок).

Цель: развитие умения использовать полученные знания (развитие памяти).

  • Составь свою считалку.

Цель: развитие умения сочинять считалки.

  • Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание картин.
  • Чтение художественной литературы: В.Маяковский «Кем быть?», С.Михалков «А что у вас?», Д. Радари «Чем пахнут ремесла».
  • Беседа о правилах поведения в общественных местах.

Предполагаемые роли и предполагаемые игровые действия

Зритель: смотрит цирковое представление, поддерживает артистов аплодисментами, во время антракта может сфотографироваться с понравившимся артистом цирка или посетить буфет.

Буфетчица:        предлагает, продает напитки (чай, соки, мин. воду), кондитерские изделия.

Клоун: смешит, показывает фокусы, подражает, играет с собачкой, показывает забавные, смешные номера (веселит публику).

Фокусник:        демонстрирует зрителю фокусы (нечто необъяснимое, «чудо»), основывающиеся на ловкости рук.

Дрессировщик:        учит собачку танцевать, выполнять разные команды и трюки. Обучает животных выполнению требуемых действий (прыжок через обруч, встать на задние лапы), ведет уход за ними (кормит, моет, расчесывает).

Гимнастка: показывает трюки с хула-хупами, какие-то пластические номера, номера на удержание равновесия при неустойчивом положении тела (на канате, на руках, на стуле).

Силач: поднимает тяжести, показывает силу своих рук.

Ветеринар:        осматривает, проводит лечение и профилактику заболеваний животных, делает прививки, проводит косметические процедуры.

Фотограф:        выбирает расположение субъектов, ракурс, делает снимок на фотоаппарат, дает возможность выбрать наиболее удачливый кадр.

Конферансье: объявляет цирковые номера, антракт, развлекает публику во время заминок между номерами.

Билетер: проверяет на входе билеты, помогает в случае затруднения найти занимаемые места.

Зритель: аплодирует, смотрит, смеется.

Водитель: ведет машину в назначенное место.

Собачка: выполняет команды и трюки.

Гример: наносит грим.

Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействие между ними

Директор цирка: дрессировщик, фокусник, клоун, акробат, фотограф, ветеринар, билетёр (и все эти роли взаимодействуют между собой).

Зрители: билетёр, буфетчик, фотограф, клоун, фокусник, дрессировщик с животными.

Клоун: директор цирка, врач, зрители.

Фокусник: директор цирка, зрители, фотограф.

Дрессировщик: директор цирка, животные, ветеринар, зрители.

Буфетчик: директор цирка, зрители, работники цирка.

Варианты распределения ролей

1 вариант: по считалке

Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала

Оказалась впереди,

Кто не верит - выходи!

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

2 вариант: жеребьевка (тянуть бумажку с написанной на ней ролью).

Варианты начала и варианты окончания игры.

Варианты начала

 -  После всей проведенной предварительной работы, педагог предлагает поиграть в «Цирк».

 -  Слышится шум из циркового шатра (играет музыка, детский смех, аплодисменты). В город приехал цирк с новой программой. Афиши, рекламные проспекты, радио, телевидение приглашают детей и взрослых посетить представление.

 - В группу прибегает девочка Маша и рассказывает, как ей понравилось представление, на котором она была вчера с мамой и советует всем посетить его ….

Варианты окончания

- Вот и закончилось представление. До новых встреч друзья, (прощаются до следующего выступления).

- Цирк временно приостанавливает работу из-за болезни кого-то из артистов.

- Закончились гастроли цирка. Цирк уезжает, готовить новую программу.

Роль взрослого

В начале игры проводит вводную беседу с детьми.

Конкретная роль, которую педагог занимает во время игры – зритель, артист цирка. Также может принять роль директора цирка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ

Игра- важный этап в жизни ребёнка. Данные методические рекомендации помогут правильно организовать игру дошкольников в соответствии с возрастом....

Методические рекомендации «Подготовка к сюжетно-ролевой игре как условие ее развития»

Цель методических рекомендаций — оказать практическую помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений методически грамотно осуществлять работу по подготовке к сюжетно-ролевой игре....

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»Методические разработкиМетодические рекомендации к проведению сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»1. Проведение занятий познава...

рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Чудесная гармонь»

Рекомендации к сюжетно-ролевой игрев старшей группе компенсирующей направленности«Чудесная гармонь»...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Выступление на семинаре - практикуме "Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников" по теме "Детство - это игра, игра - это детство"

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре....