План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему: «Из настоящего в прошлое»
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме
Конспект по НОД в старшей группе по ознакоьлению с истрорией родного села.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_nastoyashchego_-_v_proshloe.doc | 38 КБ |
Конспект по НОД в старшей группе с интеграцией ОО | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему:
«Из настоящего в прошлое»
Интеграционные образовательные области: познавательная, коммуникативная.
Виды детской деятельности: беседа, п/игра,
Образовательные задачи: познакомить детей с историей своего села, пополнять словарный запас новыми словами, продолжать упражнять в составлении небольших рассказов; воспитывать любовь к родному краю (селу).
Планируемый результат: знает и называет названия села, улиц, передает в рассказе свои знания о селе; рисует свою улицу, своё село.
Продуктивная деятельность: рисуем своё село, улицу, (по выбору детей).
Атрибуты: сарафаны, косынки, рубахи, картузы (кепки), чугунки, кувшины, деревянные ложки, макет русской печки, иллюстрации повозок, запряженных лошадями, иллюстрации с домашними животными и птицей, полотенце, каравай, стульчики, маленький столик, ноутбук.
Персонажи: крестьянин, крестьянка.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите слушать интересные истории и путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Тогда предлагаю вам отправить в необычное путешествие – в прошлое на машине времени. Итак, усаживайтесь поудобнее – путь предстоит дальний. А отправимся мы сегодня в село Урик, только много – много лет тому назад.
Дети, сидя на стульчиках, закрывают глаза. Звучит музыка со спецэффектом. Дети по сигналу воспитателя открывают глаза.
Воспитатель:
- Что изменилось Церковь какая то, повозки, коровы, гуси и утки. !!!!Подскажите мне?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Да, теперь поняла. Мы с вами в Урике, только до нашего времени.
На улицах вижу деревянные избы, нет машин (вместо них – лошади с повозками), вдоль дорог нет проводов. Да и люди какие- то непривычные.
В это время в группу входят крестьянин и крестьянка (переодетые взрослые).
Крестьянин:
- Доброго здоровьица! Кто вы и из чьих будете? Зачем к нам Урик пожаловали?
Воспитатель:
-Мы, уважаемый крестьянин, дети старшей группы детского сада. Приехали к вам аж из 2012 года из России, и тоже из Урика, чтобы узнать, как жили наши предки в родном селе и чем занимались.
Крестьянин:
- Батюшки светы мои, из Урика, из 20…12 года!? Да это как же ж!
Воспитатель:
- Да вот так, на машине времени (показывает стульчики с пультом управления в виде ноутбука).
Крестьянин:
- Ой, Марья, гляди-ка какие чудеса в решете! Отродясь не видывал такого. Машина времени какая-то еще … А как они одеты, глянь-ка на них, Марья…
Крестьянка:
-- У нас, ребятушки так не ходят. Наши бабы и девки носят сарафаны и косынки, а мужики – штаны и рубахи, а на голове – картузы. Давайте как я вас переодену.
Марья дает детям другую одежду.
Крестьянка:
- Иван, так люди поди ж проголодались с дороги и устали. Давай их в избу пригласим, да попотчуем.
Крестьянин:
-- Милости просим, чем богаты – тем и рады.
Воспитатель и дети:
- С удовольствием!
Все проходят в избу (имитация избы – в ней макет русской печки, стол лавки, на столе кухонная утварь.)
Крестьянка:
-- У нас принято гостей встречать хлебом, солью. (Угощает детей и воспитателя караваем). Присаживайтесь (указывает на лавки).
Воспитатель:
-- Расскажите нам, как вы живете, где работаете, чем занимаются ваши дети?
Крестьянин:
-- Мы, мила девица, из простых. Живем просто, на печи щи, да кашу варим, в поле зерно сеем, репу. Скот пасем, коров доим, да молоко пьем. Зимой дрова рубим, да на санях из лесу вывозим. А ребятишки наши мал-мала меньше, кто дома сидит, кто в поле помогает, а кто Горелки играет.
Воспитатель:
- А давайте, и мы тоже поиграем, ребята?
Проводится игра «Горелки с платочком».
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Воспитатель:
- Ну спасибо! Повеселили нас.
Крестьянка:
-Ну а вы как живете, и чем занимаетесь?
Дети (Мы ходим в детский садик, а родители - на работу, лошадей у нас нет, мы ездим на автомобилях, велосипедах, автобусах. Еду мы покупаем в магазине и сами тоже умеем выращивать. А играем мы игрушками и смотрим мультики по телевизору).
Крестьянка:
-- Ишь, ты, как интересно. А что такое магазин?
Дети поясняют и с помощью воспитателя рассказывают, какие магазины в Урике есть, и какой там товар продается.
Воспитатель:
-- Спасибо за угощенье, но нам пора. Мы еще не раз навестим вас дорогие Иван и Марья. Ребята, давайте нарисуем Ивану и Марье наш детсад, свою улицу и подарим им рисунки.
Дети рисуют цветными карандашами.
Прощаются. Опять садятся в машину времени. Иван и Марья тихо уходят.
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "Сказки домовёнка Кузи".
Цель:
-закрепить знания детей о крестьянском труде, вспомнить орудия труда и предметы крестьянского быта, уточнить в каких сказках о них рассказывается; научиться изготавливать тряпичную куклу-пеленашку.
-пробудить у детей интерес к родной истории через восприятие сказки;
-развивать у детей интонационно-выразительную сторону речи;
-развивать у детей логическое мышление, умение самостоятельно приходить к выводу;
-прививать детям любовь к сказкам, воспитывать у детей трудолюбие на образе героев сказок, послушание, доброту.
Словарная работа: ввести в лексикон детей слова: печь, лён, вытрепать, прясть, веретено, ткань, серп, чугун, ухват.
Продуктивная деятельность: изготовление тряпичной куклы-пеленашки.
Материал: карточки с загадками; рисунок косы; серп; макет русской печи; чугунок; ухват; мука, веретено (или его изображение); иллюстрация ткацкого станка, прялки; деревянный сундучок, кукла- домовёнок Кузенька; тряпичная кукла-пеленашка, демо-пособие «Процесс производства льна»; заготовки из ткани в форме круга (по количеству детей) диаметром 10 сантиметров (из белой ткани для головы), диаметром 20 сантиметров (цветной ситец) – для туловища, полоски белой ткани длинной 10 см и шириной 5 см – для рук куклы, вата, суровые нитки.
Ход занятия
Воспитатель:
Здравствуйте дети, меня зовут Татьяна Владимировна! Я приглашаю вас сходить в гости, но не к друзьям или соседям, а в такое волшебное место, которое называется – сказка.
Но что это я слышу? (раздается шум за дверью, кто-то громко чихает). Ребята, вы тоже это слышали? Давайте посмотрим, что там (указывает в сторону бутафорской русской печи).
Воспитатель подходит к печке, убирает заслонку – а там кукла – домовёнок Кузенька со своим сундучком.
Воспитатель: ребята, кто же это такой?
Дети: домовенок, он испачкался, потому что сидел в печке.
Воспитатель: Ребята, давайте кА присядем, и во всем разберемся.
(усаживаются на ковре в кружок вместе в Кузенькой).
Воспитатель делает вид, будто домовёнок что-то шепчет ему на ухо. Потом обращается к детям:
-- Оказывается, домовёнок Кузя живёт в нашем детском саду. Частенько он заглядывает в группы, интересуется нашими делами. Но вы его ни разу не видели, потому что он прячется, чтобы никому не мешать.
Кузенька услышал, что мы собираемся пойти в гости в сказку - не удержался и немедленно появился. Всё дело в том, что сказки ему очень нравятся. А вы любите сказки? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель загадочным голосом начинает рассказывать:
-- Сказки русский народ любил всегда. Часто вечерами в избе при свете свечи дети - кто на лавке, кто на печи - слушали бабушкины сказки.
В сказке много чудесного, фантастического, вымышленного. И вместе с тем они всем хорошо понятны, ведь в них говориться о стремлении человека к счастью, о доброте, дружбе, осуждаются жадность, зависть, трусость. Как вы думаете, кто сочинял сказки? (Ответы детей) .
Да, многие сказки сочиняли простые люди, а потом сказывали их, то есть рассказывали. Такие сказки называются народными. Читая их, мы узнаём о жизни крестьян в старину, об их труде.
Кузенька предлагает вспомнить такие сказки. Дети с помощью воспитателя называют их, если ребята затрудняются, педагог дает им подсказки. ("Мальчик с пальчик", "Мужик и медведь", "Петушок и жерновцы", "Жихарка", "Крошечка- Хаврошечка".)
Вот первое задание от Кузи. Скажите, что делал отец Мальчика с пальчик на поле, когда тот принёс ему еду? (Отец пахал землю). Чем он пахал землю? (Ответы детей). Воспитатель наклоняется к Кузе, делает вид, что слушает его шёпот.) Кузенька говорит: "Правильно, отец мальчика с пальчик пахал сохой, в которую была впряжена лошадь. " (педагог демонстрирует иллюстрации с изображением пахаря и сохи.)
Соха-орудие деревянное, только внизу на остриях - железо. Вот какое есть про неё стихотворение:
Деревянные рожки,
Железные ножки,
Шла ковыляла,
Спину гнуть заставляла.
Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть
спину.
Вспомните, как заканчивается сказка "Мальчик с пальчик"? (Мальчик с пальчик обманывает купившего его жадного барина и возвращается к отцу.)
А как можно назвать Мальчика с пальчик? Какой он? (Сообразительный, находчивый.) Почему вы так думаете? (Рассуждения детей).
А с помощью чего крестьяне убирали урожай вы узнаете, если отгадаете Кузину загадку(воспитатель загадывает загадку):
"Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку. " (Коса.)
В старину мужики косили косой не только траву, заготавливая сено для скота, но и пшеницу. (Показываю иллюстрацию.)
А как они назывались? (Косари.) Мальчики, давайте мы представим, что вышли в поле косить траву:
Физминутка «Косари»
Тишина стоит вокруг.
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда!
Делай "раз" и делай "два".
Женщины убирали пшеницу - жали с помощью серпа. (воспитатель показывает серп.) А как называли таких женщин? (Жницы.)
Правильно, про серп говорили: "Маленький, горбатенький по ниве пробежал, каждый колос задрожал".
Девочки, давайте покажем Кузеньке, как мы умеем работать серпом. (Девочки вместе с воспитателем изображают движения жницы. В руках у воспитателя серп.)
Кузе понравилось, как вы работали, ребята, он мне говорит, что вы умелые косари и жницы. И он хочет, чтобы вы ответили, а для чего люди сеяли пшеницу, что из неё получали? (ответы детей).
Правильно, конечно же - муку. (педагог показывает муку в красивой мисочке).
А что можно приготовить из муки? (дети рассуждают).
Правильно, хлеб, пироги, оладьи. В знакомой вам сказке маленький человечек Жихарка (ударение на первый слог) очень умело пёк хлеб в печке, варил вкусные щи. В чём Жихарка варил щи? (Ответы детей.) Да, в чугунке. Покажите его среди этих предметов в группе. (Дети находят чугунок.) В печке горячо, руками чугун туда не поставишь. Как он будет ставить чугунок? С помощью ухвата, (воспитатель показывает ухват и читает загадку):
"Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. Людям отдаёт, а сам на отдых идёт. " Как можно назвать Жихарку? (Умелый, трудолюбивый. Ответы детей.)
Правильно, он работящий, умелый.
Проводится физпауза "Жадный пёс "
Жадный пёс,
Дров принёс,
Печь затопил,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Испёк пирожок,
Отнёс в уголок и съел сам! Ам!
Дети, а кто помнит сказку, в которой говорилось о хорошей доброй девочке, коровушке и трех сестрах? Да, верно, в сказке "Крошечка-Хаврошечка" рассказыватся о девочке, которая была, как и Жихарка, очень трудолюбива. Но жилось ей не сладко: она и варит, она и прибирает, она и ткёт, и прядёт. Кто жалел девочку и помогал ей прясть, ткать и белить полотно? (Коровушка.)
А какие задания для нас ещё приготовил Кузьма? (следующая карточка с загадкой.)
Синий цветочек,
Мал-малёчек,
В землю малый ушёл,
В синей шапочке пришёл. (Лён.)
Кузя вам подсказывает, что - это лён. Для чего нужен лён? (предположения детей).
А сейчас я вам расскажу, как изо льна получается ткань. Посмотрите, у Кузи есть вот такие карточки, на которых показано, как травинки льна превращаются в ткань. (демонстрация пособия «Процесс производства льняной ткани).
Изо льна получают льняные нитки. Если нитка длинная, она легко запутывается. Чтобы этого не произошло, люди придумали простое приспособление. Отгадайте какое:
Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь.
Кузя принёс веретено, чтобы вы его хорошенько рассмотрели.
А ещё Кузьма, к нам пришел не один, а со своей любимой игрушкой (педагог достает из сундучка тряпичную куклу). В старину, такая незатейливая куколка была в каждом крестьянском доме, да не одна. Кузя приглашает вас в свою сказочную мастерскую. Хотите, он научит вас делать такую симпатичную куколку? (Дети садятся за столы и делают куклу по инструкции воспитателя.)
Как хорошо вы сегодня поработали, как много всего узнали и вспомнили! Теперь можно отдохнуть и поиграть.
Народная игра «Ручеёк».
Итог занятия
Вот и подошло к концу наше путешествие в сказку. Домовёнок Кузя предлагает вспомнить, что мы сегодня делали, что нового узнали?
А ещё (воспитатель наклоняется к домовенку, прислушивается) Кузя говорит, что он больше не будет прятаться от вас и просит разрешения жить в вашей группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему: «Поможем птицам зимой».
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: «Поможем птицам зимой». 1. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественн...
Непосредственная образовательная деятельность с детьми в старшей группе на тему: « Азбука здоровья »
Формируем у дошкольников представления о здоровом образе жизни.Знакомим с понятием здорового образа жизни.Развиваем познавательную активность детей.Учим рассуждать, делать выводы.Воспитываем вол...
Непосредственная образовательная деятельность с детьми в старшей группе на тему: «Страна треугольников»
Обучаем распознавать геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки с элементами мнемотехники.Развиваем логическое, ассоциативное мышление, речь.Развиваем слуховое внимание. Закрепление...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука».
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое одежды»
Знакомство с русским народным костюмом через интеграцию различных видов деятельности....
План - конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы
Физкультурное занятиеТип: интегрированное сюжетное занятиеТема: «В гости к мишке косолапому»...