Речевой этикет в общении воспитателя с детьми.
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_etiket_v_obshchenii_vospitatelya_s_detmi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой этикет в общении воспитателя с детьми.

  В наше время существует недостаток уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку. Для того, чтобы дети выросли уважительными, воспитанными людьми, нужно заниматься этой проблемой с самого детства.

  Речевой этикет — система устойчивых форм общения, принятых в обществе. Существует не менее десяти ситуаций, имеющих собственный набор этикетных слов и оборотов речи: обращение(ты, вы), приветствие, прощание, знакомство, благодарность, поздравление, пожелание, извинение,просьба, приглашение.

  Люди небезразличны к тому, кто и как их приветствует, обращаются к ним с просьбой или приказывают, благодарят за услугу или воспринимают её как должное, просят прощения за невольный ущерб или довольствуются своей безнаказанностью.

  Воспитатель является объектом подражания для детей, и поэтому он должен сам владеть этикетом для того, чтобы обучать детей правилам поведения и быть для них образцом. Речь воспитателя должна быть отчетливой, слова должны произноситься  ясно, чтобы они были понятны детям, тон речи имеет большое значение. Повседневное общение с детьми должно строится на доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональный отклик, ответную доброжелательность.

Педагог, являясь примером для детей, в своей речи должен использовать вежливые обращения, слова приветствия и прощания, выражения извинения, благодарности, похвалы, одобрения. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до детей, быстрее достигнуть с ними взаимопонимания.

  Для того, чтобы закрепить формы речевого этикета у детей, необходимо ежедневно напоминать ребятам об этом. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Эту же тему можно продолжить и на занятиях, привлекая для этого в качестве действующих лиц героев различных сказок, проигрывая ситуации, которые происходят с этими героями. Ребята, наблюдая это со стороны, стараются помочь им, поправляют героев, таким образом запоминая необходимые выражения.

                                       

Непосредственная образовательная деятельность с детьми

младщего дошкольного возраста

«Волшебные слова»

  Цель: обучение детей дошкольного возраста вежливому общению с окружающими (этикетным нормам).

  Оборудование: кукла, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (медведь, белка, дом).

  Ход:

Воспитатель: Все мамы хотят, чтобы их дети были вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливым? (ответы детей)

 Каждый день вы встречаете множество людей: на улице, в детском саду, во дворе. Важно, чтобы ни один из них не обиделся на вас. Какие первые слова вы говорите при встрече? (ответы детей)

Правильно — Здравствуйте!

Говоря слово «здравствуйте» вы желаете друг другу здоровья, а это очень приятно. И сразу хочется улыбнуться, поднимается настроение.

Ребята сегодня в гости к нам пришла кукла Маша. Она шла через лес и  заблудилась, попала к нам.

Маша: Ребята, помогите мне попасть домой!

Воспитатель: Маша ты обращаешься  невежливо. Ребята подскажите Маше, как нужно попросить (Маша должна сначала поздороваться, а затем сказать «волшебное слово» пожалуйста)

Маша повторяет свою просьбу вежливо.

Воспитатель: Пошла Маша по тропинке, и встретила медвежонка.

Маша: Уходи, медвежонок с моей дороги, дай мне пройти.

Воспитатель: А медвежонок стоит упрямо и не уходит. Ребята, а вы как думаете, почему?

Дети: (помогают Маше вежливо попросить медвежонка)         Медвежонок, здравствуй, дай мне пройти пожалуйста.

Медвежонок: Проходи, пожалуйста, Маша.

Воспитатель: Пошла Маша дальше по тропинке, а вокруг было столько красивых цветов, что она решила собрать букет и сбилась с тропинки. Испугалась Маша, заплакала. Вдруг на верхушках деревьев она увидела белочек.

Маша: Попрошу- ка я их помочь моей беде, как же мне попросить , чтобы они не отказались мне помочь? Вспомню-ка я слова, которые ребята мне подсказали:

  • Здравствуйте белочки! Будьте любезны, помогите мне пожалуйста, найти дорогу к дому!

Белочка: Здравствуй Маша! Мы живём рядом с твоим домом на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.

Воспитатель: Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Маша шла за ними по траве и вышла на тропинку. А вот и дом.

Маша: Спасибо, ребята, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.

Воспитатель: Ребята, почему Маша решила, что эти слова — волшебные. Как ещё мы называем эти слова? (вежливые). Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи.

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам пришел. Посмотрю я, кто это? К нам пришел Буратино. Что-то он грустный какой-то. (Буратино что-то шепчет на ухо воспитателю).

 

Ребята, Буратино рассказал мне такую историю: он пришел в гости к детям из соседней группы. Увидел он в руках у мальчика машинку, взял и отобрал её. Захотел он взять с полки паровоз, стал его доставать, и ударил мальчика, а извиняться не стал. Рассердились на него ребята и выгнали из группы. Он пришел к нам, и услышал как мы девочку Машу вежливости научили.

  • Буратино, когда ты заходишь в группу, что ты говоришь?
  • Ничего.
  • А вы что говорите, ребята?
  • Здравствуйте!
  • Буратино если тебя чем-нибудь угощают, что ты говоришь?
  • Беру и молчу.
  • Ребята, а вы что говорите?
  • Спасибо!
  • А если ты захочешь поиграть машинкой товарища, что ты сделаешь?
  • Отниму.
  • Ребята а вы что сделаете?
  • Попросим, «дай пожалуйста!»

Воспитатель: Ну что, убедили мы тебя, Буратино?

  • Да, спасибо!

Ребята, есть ещё вежливые слова которыми пользуются, если обидели кого — нибудь или поступили неправильно. Какие это слова? (ответы детей). Правильно, это слова «простите», «извините».

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам

Очень скучно друг без друга

Помириться нужно нам

Я её не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

 И сказала: «не отдам!»

Ребята, как вы думаете, как могут помириться девочки? Автор стихотворения предлагает сделать так:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу:  «играть давай!»

А сейчас, давайте будем передавать мяч друг другу и называть    какое-нибудь вежливое слово, только одно условие — не повторятся.

Здравствуй, До свидания, Доброе  утро, Добрый день, Добрый вечер, Извините, Простите, Пожалуйста, Спасибо, Спокойной ночи, Спокойных снов, Благодарю.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом по построению общения воспитателя с детьми при проведении игровой деятельности.

Обмен опытом по построению общения воспитателя с детьми при проведении игровой деятельности (образовательная область «Социализация»).Чертищева М.Л.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучр...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей  группы...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми средней группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми средней   группы...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми старшей группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми старшей  группы...

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов...