"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект нод по развитию речи в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy_konspekt_zanyatiya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Вахитова Г.Х.

«Зимующие птицы»

(занятие русского языка в подготовительной к школе группе)

Программное содержание:

Познавательные задачи: ознакомление детей с зимующими птицами. Ввод слов: зимующие, снегирь, воробей, голубь, дятел, сорока, синица, туловище, клюв, крылья. Учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменшительно-ласкательной форме.

Развивающие задачи: развитие наблюдательности, памяти, логического мышления, умения составлять описательный рассказ. Активизация звука «р» в словах.

Воспитательные задачи: воспитание любви к птицам, желания помочь им.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц, схема.

Предшествующая работа с детьми: рассматривание птиц, беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические игры.

Ход занятия:

Появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

- Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

- Скажите, чьи голоса вы услышали? (Голоса птиц.)

- А каких птиц вы знаете? (Зимующие и перелетные.)

-Назовите птиц, которые остались с нами зимовать.(синица, воробей, сорока.)

-Чем питаются зимующие птицы? (ягоды, крошки, семечки.)

- Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц. Словарная работа: зимующие, воробей, синица, голубь, дятел, сорока, снегирь. Ребята, птички хотят с вами поиграть в прятки.

Проводится дидактическая игра «Какая птица улетела?»

- Молодцы, ребята. А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Проводится работа по схеме. Дети повторяют части тела птиц. (голова, крылья, туловище, клюв.)

- Молодцы, дети. А теперь мы с вами поиграем в игру «Назови ласково». ( голова –головка, синица – синичка, крыло – крылышко, воробей – воробышек.) А теперь поиграем с пальчиками.

Игра «Дятел».

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Хоть он скрылся под корой,–

Червячка добыть хочу,

Все равно он будет мой.

- Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

Появляется иллюстрация дятла.

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но не надолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва- Падают легкие семена.

Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.

- А почему дятла называют лесным доктором? (Ответы детей.) Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

- Дети, а как можно помощь зимой птичкам? ( Можно поставить кормушки.) Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.

Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

         В гости в первый день недели

         Две синицы прилетели,

         А во вторник - снегири,

         Ярче утренней зари!

               Три вороны были в среду

               Мы не ждали их к обеду.

               А в четверг со всех краев –

               Десять жадных воробьев.

                     В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.

                     А в субботу на пирог

                     Прилетело семь сорок.

- Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я называю когда один, а вы называете, когда много.

Проводится игра «Один – много».

(воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби.)

- А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме.

– Кто это?

– Строение.

– Чем питается?

– Как передвигается?

– Как голос подает?

– Кто и как заботится о птицах зимой?

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Какое полезное дело для леса делают дятлы?

- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?

          - Почему дятлов  надо охранять?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии? На этом наше занятие окончено, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...