Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dialogicheskaya_rech_1.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие функции выполняет речь в жизни ребенка ?
Что такое диалог? Диалог –это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера период говорения и слушания чередуется. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться в бытовом разговоре и может достигать в последствии высот философско-мировоззренческой беседы.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые — лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, создания своих реплик, вопросов, происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:
Можно выделить несколько групп диалогических умений 1. Собственно речевые умения вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога. 2. Умения речевого этикета В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре , группе из 3 — 5 человек, в коллективе 4. Умение общаться для планирования совместных действий достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов. Диалогическая речь отличается лаконичностью и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение с собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям.
Для диалога характерны разговорная лексика; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание; использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, т. е. речевого этикета; использование жестов, мимики, поз. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.
Диалогические единства строятся по определенным схемам Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство — сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеет этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств. вопрос-ответ вопрос-ответ-вопрос сообщение-вопрос сообщение-сообщение побуждение-сообщение и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие монологической речи дошкольников в процессе повседневно общения"
консультация для воспитателей...
Развитие диалогической речи детей в процессе общения
Данная статья познакомит педагогов с приемами, способствующими формированию диалогической речи, о важности и необходимости работы по данному направлению....
Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой....
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения»
Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овла...
Развитие речи детей в процессе повседневного общения
В консультации учителя-логопеда для воспитателей ДОУ раскрывается большое значение полноценного речевого общения с детьми в процессе всех режимных моментов. Описываются требования, предъявляемые к реч...
Консультация для воспитателей. Развитие диалогической речи дошкольника в процессе общения со взрослыми.
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....
Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения
Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, спосо...