Пересказ произведения Н. Носова "Живая шляпа"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Произведение Н. Носова "Живая шляпа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_hudozhestvennogo_proizvedeniya_n.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по пересказу художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа» с использованием ИКТ, сюжетных картинок и составлением коллажа.
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель: Османова В.В.
1 кв. категория.
2016 учебный год.
Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»
с использованием сюжетных картинок
и составлением коллажа.
(старший дошкольный возраст)
Участники: дошкольники – 5 -6 лет.
Количество детей: 12-15 человек.
Длительность: 20 - 25 минут.
Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок, составление пересказа, создание коллажа.
Педагогический замысел:
Задача:
Образовательные области:
Познавательное развитие:
Создать условия для знакомства с произведениями Н. Н. Носова «Живая шляпа»;
Способствовать развитию интереса к произведениям Н. Н, Носова ; Способствовать развитию логического мышления, т. е. формировать умение устанавливать причинно – следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок;
Способствовать развитию памяти, слухового и зрительного внимания;
Формировать умение исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок;
Продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа.
Речевое развитие:
Активизации словаря с помощью проговаривания и подбора прилагательных к существительным;
Обогащение словаря прилагательными с помощью подбора их к существительным;
Способствовать развитию монологической речи т. е. формировать умение
связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа;
Закреплять умение составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Социально – коммуникативное развитие:
Формировать навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в группе;
Воспитание гуманного отношения к животным.
Художественно – эстетическое развитие:
Способствовать развитию эмоционально- образного воображения и эстетического вкуса;
Создание коллажа по сюжету рассказа.
Словарная работа:
Уточнение значения слов: существительных «кочерга», «бродяга»;
прилагательных «фетровая»;
глаголов «плюхнулась»;
фразеологических оборотов «трясутся от
страха», «бродяга такая».
Виды детской деятельности: коммуникативная, художественная, двигательная.
Оборудование: шляпа, набор сюжетных картинок к рассказу Н. Носова, картинки с изображением головных уборов сказочных героев, картинки с изображением сказочных героев , которым эти головные уборы принадлежат, набор предметных картинок для игры «Назови лишнее», книга Н. Носова «Живая шляпа », лист бумаги формата А-3 для создания коллажа.
Предварительная работа: Оформление выставки книг произведений Н. Носова, чтение произведений Н. Носова, рассматривание иллюстраций к его произведениям, обсуждение прочитанного, беседы по иллюстрациям.
Методические приемы:
Сюрпризный момент;
Предварительная беседа;
Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу:
Вопросы к детям по содержанию сюжетных картинок;
Составление плана пересказа произведения, используя серию сюжетных картинок;
Динамическая пауза.
Ход занятия:
Дети входят в группу, на столе лежит шляпа.
Организационный момент (беседа).
Воспитатель: - Ребята, что это за предмет?
Дети: (шляпа).
Воспитатель: - Интересно, откуда она могла появиться здесь?
Дети: - (ответы детей).
Воспитатель: Мне кажется - это какой – то неряха бросил ее здесь. Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: – Да, у каждой вещи должно быть свое место. - Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор?
Дети: Весной или осенью.
Воспитатель: - Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встрече они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия друг другу. Повторяйте за мной.
1. Д/У «Приветствие»
Воспитатель снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку: - «Доброе утро, Андрюша» … (дети продолжают).
2. Д/И «Подбери предлог»
Воспитатель: - Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа?
Дети: - Шляпа лежала на столе.
Воспитатель: - А сейчас где наша шляпа?
Дети: - на голове.
Воспитатель: - Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь?
Дети: - (на столе, под стулом, около стола, в шкафу).
Воспитатель: - Молодцы.
3. Д/И «Какой? Какая? Какое?»
(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными).
Воспитатель: - Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа - по цвету?
Дети: - Чёрная.
Воспитатель: – А по размеру?
Дети: - Большая.
Воспитатель: - По времени года?
Дети: - Весенняя, осенняя?
Воспитатель: - Из какого материала она сделана?
Дети: - ??? - если дети затрудняются с ответом, воспитатель называет.
Воспитатель: - Шляпа из фетра. Она какая?
Дети: - Фетровая. ( новое слово).
Воспитатель: - По предназначению: ее носят мужчины или женщины?
Дети: - Если ее носят мужчины - мужская, а если женщины - женская.
Воспитатель: - А если ее носят дети, то какая она?
Дети: - Детская.
Воспитатель: - Ребята, какая замечательная у нас шляпа.
II. Основная часть:
Воспитатель: - Ребята обратите внимание на выставку книг, книги какого писателя вы видите?
Дети: - книги писателя Н. Носова.
Воспитатель: - Н. Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.
Воспитатель: - Угадайте, кому могут принадлежать эти вещи?
Слайд: шляпа Незнайки, шляпа Буратино, шляпа доктора Пилюлькина, шляпа Звездочета, шляпа Красной Шапочки.
Дети называют героев, которым принадлежат эти вещи и герой появляется на экране.
Воспитатель: - Сегодня мы узнаем еще об одной знаменитой шляпе.
- Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой?
Дети : - Если она волшебная или фея ее заколдавала, сказочная шляпа.
Воспитатель: - Посмотрите, какая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н.Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа». (Показывает детям книгу Носова, из которой вылетают страницы ).
Воспитатель: - Ребята, что же делать, мы не сможем прочесть этот рассказ.
(Дети говорят, что помогут, составят рассказ, по картинкам).
Воспитатель: - Вы мне поможете составить рассказ по картинкам?
Дети: - Да. Мы поможем , сейчас соберем картинки.
(Дети собирают иллюстрации.)
Воспитатель: - Возьмите иллюстрации и пройдём за стол.
(Дети раскладывают на стол иллюстрации, находят последовательность).
Воспитатель: - Ребята, у кого самое начало рассказа, как вы думаете с чего все началось?
Н. Носов назвал этот рассказ « Живая шляпа ». Как вы думаете, почему?
Дети: - Она двигалась, словно живая, поэтому казалась живой.
Воспитатель: - Как вы думаете, что было дальше?
Ответы на вопросы.
Составление рассказа:
1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. (Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа?)
2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. (Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики?)
3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему. (Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент?)
4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты. (Куда побежали мальчики?)
5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. (Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа?) 6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок. (Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы?)
- Ребята, как вы думаете, котенку Ваське было страшно под шляпой? (ответы детей).
Д/И « Назови лишнее ?» (игра на внимание)
Слайд: Машина, шляпа, лыжи, клюшка, сани, ребята, картофель, карандаши, огурцы, котенок.
Динамическая пауза:
Ляпы-тяпы
По дороге в Ляпы-Тяпы
Шли гуськом четыре шляпы
Шляпу старую с пером
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с кисточкою синей
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
Ну, а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком.
Воспитатель: - Молодцы.
(Вторичное рассказывание.)
Воспитатель: - Ребята, кто из вас может рассказать эту историю от начала до конца? (спрашивается 2-3 ребенка).
Воспитатель: - Вам понравился рассказ? С рассказом какого писателя мы познакомились? О чем этот рассказ? Молодцы.
(Дается оценка каждого ребенка на занятии.)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей).
III. Заключительная часть:
Воспитатель: - Ребята, такой замечательный рассказ, давайте сделаем коллаж по этому рассказу, и посмотрев на него мы сможем с легкостью вспомнить эту забавную историю.
(совместная деятельность детей по созданию коллажа, воспитатель координирует их действия).
Дальнейшая работа:
Продолжать знакомить детей с творчеством Н.Н. Носова, поддерживать интерес к его произведениям . Поощрять желание детей отображать свои впечатления от прочитанных произведений в художественно- творческой деятельности, театральной деятельности, через игру .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи пересказ произведения Е. Чарушина «Лисята»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91» Конспект по развитию речи в старшей группепереск...
Презентация к НОД по теме "Пересказ произведения М.М. Пришвина "Ребята и утята"
Предлагаю презентацию к непосредственно образовательной деятельности на тему « Пересказ произведения М.М. Пришвина "Ребята и утята"». Данный материал будет полезен педагогам детского сада. Ц...
Пересказ произведения Ушинского К.Д.«Четыре желания». Конспект занятия в подготовительной к школе группе.
Конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе "Пересказ произведения Ушинского К.Д. "Четыре желания". Воспитывать любовь к природе в разные времена года. Учить детей четко и...
«Путешествие по сказке» (Коллективный пересказ произведения В.П. Катаева Цветик - семицветик.)
Цели: - Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки «Цветик-семицветик», подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера ...
Конспект комплексного занятия по развитию речи "Пересказ произведения Л.Толстого "Пожарные собаки"
Старшая группа...
Методическая разработка НОД в старшей группе по обучению пересказа произведения Г. Скребицкого и В. Чаплиной. «Как белочка зимует».
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи....