Пересказ произведения Н. Носова "Живая шляпа"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Османова Вера Викторовна

Произведение  Н. Носова "Живая шляпа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_hudozhestvennogo_proizvedeniya_n.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №27 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по пересказу художественного произведения Н.Н. Носова «Живая  шляпа»   с использованием ИКТ, сюжетных картинок и составлением коллажа.

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Османова В.В.

1 кв. категория.

2016 учебный год.

Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа»

с использованием сюжетных картинок

и составлением коллажа.

(старший дошкольный возраст)

Участники: дошкольники – 5 -6 лет.

Количество детей: 12-15 человек.

Длительность: 20 - 25 минут.

Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок, составление пересказа, создание коллажа.

Педагогический замысел:

Задача: 

Образовательные области:

Познавательное развитие:

Создать условия для знакомства с произведениями Н. Н. Носова «Живая шляпа»;

Способствовать развитию интереса к произведениям Н. Н, Носова ;  Способствовать развитию логического мышления, т. е. формировать умение устанавливать причинно – следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок;

Способствовать развитию памяти, слухового и зрительного внимания;  

Формировать умение исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок;

Продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа.

 

Речевое развитие:

 Активизации словаря с помощью проговаривания и подбора прилагательных к существительным;

Обогащение словаря прилагательными с помощью подбора их к существительным;

Способствовать развитию монологической речи т. е. формировать умение

связно, последовательно, выразительно  и  грамматически правильно передавать содержание рассказа;

Закреплять умение составления рассказа по серии сюжетных картинок.

Социально – коммуникативное развитие:

Формировать  навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в группе;

Воспитание гуманного отношения к животным.

Художественно – эстетическое развитие:

Способствовать развитию эмоционально- образного воображения и эстетического вкуса;

Создание коллажа по сюжету рассказа.

Словарная работа:

Уточнение значения слов:         существительных «кочерга», «бродяга»;

прилагательных «фетровая»;

глаголов «плюхнулась»;

фразеологических оборотов «трясутся от

страха», «бродяга такая».

Виды детской деятельности: коммуникативная, художественная, двигательная.

 Оборудование: шляпа, набор сюжетных картинок к рассказу Н. Носова, картинки с изображением головных уборов сказочных героев, картинки с изображением сказочных героев , которым эти головные уборы принадлежат, набор предметных картинок для игры «Назови лишнее»,  книга Н. Носова   «Живая шляпа », лист бумаги формата А-3 для создания коллажа.

Предварительная работа: Оформление выставки книг произведений Н. Носова, чтение произведений Н. Носова, рассматривание иллюстраций к его произведениям, обсуждение прочитанного, беседы по иллюстрациям.

Методические приемы:

Сюрпризный момент;

Предварительная беседа;

Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу:

Вопросы к детям  по содержанию сюжетных картинок;

Составление плана пересказа произведения, используя серию сюжетных картинок;

Динамическая пауза.

 

 

Ход занятия:

Дети входят в группу, на столе лежит шляпа.

Организационный момент (беседа).

Воспитатель: - Ребята, что это за предмет?

Дети: (шляпа).

Воспитатель: - Интересно, откуда она могла появиться здесь?

Дети: - (ответы детей).

Воспитатель: Мне кажется - это какой – то  неряха   бросил ее здесь. Ребята,         а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: – Да, у каждой вещи должно быть свое место. - Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор?

Дети: Весной или осенью.

Воспитатель: - Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встрече они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия друг другу. Повторяйте за мной.

1. Д/У «Приветствие»

Воспитатель снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку: - «Доброе утро, Андрюша» … (дети продолжают).

2. Д/И «Подбери предлог»

Воспитатель: - Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа?

Дети: - Шляпа лежала на столе.

Воспитатель: - А сейчас где наша шляпа?

Дети: - на голове.

Воспитатель: - Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь?

Дети: - (на столе, под стулом, около стола, в шкафу).

Воспитатель: - Молодцы.

3. Д/И «Какой? Какая? Какое?»

(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными).

Воспитатель: - Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа - по цвету?

Дети: - Чёрная.

Воспитатель: – А по размеру?

Дети: - Большая.

Воспитатель: - По времени года?

Дети: - Весенняя, осенняя?

Воспитатель: - Из какого материала она сделана?

Дети: -  ??? -  если дети затрудняются с ответом, воспитатель называет.

Воспитатель: - Шляпа из фетра. Она  какая?

Дети: - Фетровая. ( новое   слово).

Воспитатель: - По предназначению: ее носят мужчины или женщины?

Дети: - Если ее носят мужчины - мужская, а если женщины - женская.

Воспитатель: - А если ее носят дети, то какая она?

Дети: - Детская.

Воспитатель: - Ребята, какая замечательная у нас шляпа.

II. Основная часть:

Воспитатель:  -  Ребята обратите внимание на выставку книг, книги какого писателя вы видите?

Дети: - книги писателя Н. Носова.

Воспитатель: - Н. Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

Воспитатель: - Угадайте, кому могут принадлежать эти вещи?

Слайд: шляпа Незнайки, шляпа Буратино, шляпа доктора Пилюлькина, шляпа Звездочета, шляпа Красной Шапочки.

Дети называют героев, которым принадлежат эти вещи и герой появляется на экране.

Воспитатель: - Сегодня мы узнаем еще об одной знаменитой шляпе.  

 - Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой?

Дети :  -  Если она волшебная  или фея ее заколдавала, сказочная шляпа.

Воспитатель: - Посмотрите, какая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н.Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа». (Показывает детям книгу Носова,  из  которой  вылетают  страницы ).

Воспитатель: - Ребята, что же делать, мы не сможем прочесть этот рассказ.

 (Дети говорят, что помогут, составят рассказ, по картинкам).

Воспитатель: -  Вы мне поможете составить рассказ по картинкам?

Дети: - Да.  Мы  поможем , сейчас соберем картинки.

(Дети собирают иллюстрации.)

Воспитатель: -  Возьмите иллюстрации и пройдём за стол.

(Дети раскладывают на стол иллюстрации, находят последовательность).

Воспитатель: -  Ребята, у кого самое начало рассказа,  как вы думаете с чего все началось?

Н. Носов назвал этот рассказ « Живая  шляпа ». Как вы думаете, почему?

Дети: - Она двигалась, словно живая, поэтому казалась живой.

Воспитатель: - Как вы думаете, что было дальше?

Ответы на вопросы.

 

Составление рассказа:

1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. (Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа?)

2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. (Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики?)

3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему. (Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент?)

4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты. (Куда побежали мальчики?)

5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. (Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа?) 6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок. (Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы?)

- Ребята, как вы думаете, котенку Ваське было страшно под шляпой? (ответы детей).

Д/И  « Назови  лишнее ?» (игра на внимание)

Слайд: Машина, шляпа, лыжи, клюшка, сани, ребята, картофель, карандаши, огурцы, котенок.

 Динамическая пауза:

Ляпы-тяпы

По дороге в Ляпы-Тяпы

Шли гуськом четыре шляпы

Шляпу старую с пером

Звали дедушкой Петром.

Шляпу с кисточкою синей

Звали бабушкой Аксиньей.

Шляпу с красной ленточкой

Звали внучкой Леночкой.

Ну, а шляпу с козырьком

Звали внуком Игорьком.

Воспитатель: - Молодцы.

(Вторичное рассказывание.)

Воспитатель: - Ребята, кто из вас может рассказать эту историю от начала до конца? (спрашивается 2-3 ребенка).

Воспитатель: - Вам понравился рассказ? С рассказом какого писателя мы познакомились? О чем этот рассказ?  Молодцы.

 (Дается оценка каждого ребенка на занятии.)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей).

 

III. Заключительная часть:

Воспитатель: -  Ребята, такой замечательный рассказ, давайте сделаем коллаж по этому рассказу, и посмотрев на него мы сможем с легкостью вспомнить эту забавную историю.

(совместная деятельность детей по созданию коллажа, воспитатель координирует их действия).  

Дальнейшая работа:

Продолжать знакомить детей с творчеством Н.Н. Носова, поддерживать интерес к его  произведениям . Поощрять желание детей отображать свои впечатления от прочитанных произведений в художественно- творческой деятельности, театральной  деятельности,  через  игру .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи пересказ произведения Е. Чарушина «Лисята»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 91»        Конспект по развитию речи в старшей группепереск...

Презентация к НОД по теме "Пересказ произведения М.М. Пришвина "Ребята и утята"

Предлагаю презентацию к непосредственно образовательной деятельности на тему « Пересказ произведения М.М. Пришвина "Ребята и утята"». Данный материал будет полезен педагогам детского сада. Ц...

Пересказ произведения Ушинского К.Д.«Четыре желания». Конспект занятия в подготовительной к школе группе.

Конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе "Пересказ произведения Ушинского К.Д. "Четыре желания". Воспитывать любовь к природе в разные времена года.  Учить детей  четко и...

«Путешествие по сказке» (Коллективный пересказ произведения В.П. Катаева Цветик - семицветик.)

Цели:  - Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки «Цветик-семицветик», подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера ...

Методическая разработка НОД в старшей группе по обучению пересказа произведения Г. Скребицкого и В. Чаплиной. «Как белочка зимует».

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи....