Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: Игра" Угалай-ка". Составление загадок-описаний о фруктах". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Оберемко Ольга Валериевна

Лексическая тема "Фрукты". Конспект написан в игровой форме. Цель: Расширение и уточнение представлений детей о фруктах. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, развитие мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_fruktakh.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР.

Направление: «Познавательно-речевое развитие».

Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Тема: Игра «Угадай-ка». Составление  загадок - описаний  о фруктах.  

Цель: Расширять и уточнять представления о фруктах. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, развитие мышления (отгадывание загадок). Упражнять в составлении описательных рассказов о фруктах, в форме загадки.  Учить детей, составляя загадку - описание, руководствоваться планом,  предложенным воспитателем. Упражнять в образовании относительных прилагательных (сок из яблок - яблочный…),  упражнять в образовании однокоренных слов (фрукты – фруктовый,  упражнять в употреблении простых, сложно-сочинённых предложений. Продолжать совершенствовать монологи-ческую форму речи.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.                                                                                          Расширение словаря по теме:   фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, виноград, апельсин,  дерево,  сад, лоза, спелый, ароматный, душистый, сочный, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий, гладкий, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синяя, круглая, овальная, вытянутая, зреть, собирать, заготавливать;  варенье,  джем, сок.

Оборудование:  предметные картинки по теме, магнитная доска, корзинка с муляжами  фруктов,  маленькая ширма.

Ход НОД.

I.Организационный момент.

Воспитатель сообщает детям о начале занятия. Дети подходят и становятся рядом со своими стульчиками, которые стоят полукругом напротив стола воспитателя.  

На столе перед воспитателем разложены предметные картинки, изображением вниз. Воспитатель предлагает детям взять по одной предметной картинке и сесть на свои стульчики.

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен прикрепить её к магнитной доске.

Воспитатель загадывает детям загадки, а дети прикрепляют  к доске картинки-отгадки и называют фрукт (ответ на загадку). 

  • Золотые, наливные на ветвях они висят,

Они старых молодят.                                                              (Яблоки).  

Т.Шорыгина.

  • Родилась она зелёной на цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела. Как созрела  -  посинела.         (Слива).

И. Котляров.

  • Ты на лампочку похожа и на Ваньку – встаньку тоже.

У тебя румяный бок, а откусишь – брызнет сок.               (Груша).

Н. Нищева.

  • Среди листьев изумрудных зреет много гроздей чудных.

Они из ягод состоят, у них чудесный аромат.

А мы зовём их…                                                                     (Виноград).

Т. Шорыгина.

  • Он с оранжевою кожей, что на солнышко похожа.

 А под кожей - дольки,  посчитаем сколько?                  

         Дольку каждому дадим,  все по долечке съедим.                (Апельсин).

Т. Шорыгина.

  •   Это самый кислый фрукт, люди  его в чай кладут.

 Чай душистый получается, потому он всем и нравится.      (Лимон)

Воспитатель: Молодцы,  дети,  вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?                                                                                                                                                     Дети:  Это фрукты.

Воспитатель: Где они растут?

Дети: Фрукты растут в саду,  на деревьях.

Воспитатель: Правильно. Только виноград растёт на лозе, длинных прочных ветках, которые вьются вокруг специальных опор (желательно показать картинку). Вот о фруктах  мы и будем говорить сегодня.

Физкультурная пауза: «Сбор фруктов»

Мы идём во фруктовый сад.                       Ходьба на месте.

Вдыхаем яблок аромат.                               Дыхательные упражнения.                                                                        

Хотим сорвать яблоки с дерева.                 Поднимаются на носочки,  

                                                                        тянут поочередно то одну, то другую

                                                                        руку вверх.

Может быть допрыгнем до них?                 Прыжки.

Нужно поставить лестницу.                         Имитируют подъём по лестнице.

Срываем яблоки и кладём в корзину.          Имитируют сбор яблок.

Яблоки собрали, теперь отдохнём.               Дети садятся на стульчики.

II. Игра «Угадай – ка». Составление  загадок - описаний  о фруктах.

Воспитатель достаёт корзинку с муляжами фруктов, раскладывает фрукты на столе, достаёт маленькую ширму и закрывает ею фрукты.

Воспитатель:  Дети, мы отгадали загадки о фруктах. А теперь мы поиграем в новую игру «Угадай – ка».  Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой: «Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий. Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так. Из него можно приготовить сок. Что это?»  

 Дети: Это апельсин.

 Воспитатель: Правильно. А теперь вы по очереди попробуйте загадать загадки. Нужно подойти ко мне, показать мне, какой фрукт за ширмой вы выбрали, и описать его, рассказать, какой он по цвету, форме, на ощупь, по запаху, по вкусу, что из  него можно приготовить, не называя фрукт.

Дети по очереди составляют загадки – описания. (4 - 6 загадок - описаний). Другие дети выбирают, чья  загадка была составлена лучше, интереснее. Аргументируют свой выбор.


III. Дидактическая игра  с мячом: «Назови сок, назови варенье».

Сок из  фруктов – фруктовый; сок из яблок - яблочный ; сок из груши  -… ;  сок из  апельсина  - …; сок из сливы - …; сок из винограда -…;

Варенье из  яблок –  яблочное; варенье из груши - ….; … из  апельсина -….;

…из  сливы- … и т.д.

IV. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Придумывание загадок - описаний о полевых и луговых цветах". Использование современных образовательных технологий: Здоровьесберегающая технология и Мнемотехника.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составление загадок-описаний о насекомых". Использование современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающая технология.

Лексическая тема: "Насекомые". Цель: Расширение и углубление представлений детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического...

Сценарий НОД педагога с детьми старшей группы по теме «Развитие речи: домашние животные и их детеныши» с использованием современных образовательных технологий наглядного моделирования и проблемного обучения

Данный сценарий рассказывает о "путешествии" на ферму вместе с детьми, поможет закрепить умение рассказывать о животном по моделе и придумывать загадки,...

«Образовательная деятельность с детьми старшей группы в детском саду по развитию музыкально-ритмических способностей детей с использованием технологии моделирования»

Основная цель: закрепление выразительного исполнения русских народных движений в танце полька, используя технологию моделирования, при помощи кодирования движений  в сигналы-картинки; свободное о...