Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по разделу «Развитие речи»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме
Месяц | Тема НОД | Задачи | Методическое обеспечение | Количество часов |
Сентябрь | Рассказывание на тему «Первый день Тани в детском саду» 19.09. | Упражнять детей в составление рассказа по плану, предложенному воспитателем, учить самостоятельно строить сюжет; упражнять в образовании формы родительного падежа, словообразовании; развивать речи, воспитывать умение слушать друг друга. | Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» Стр.23. | 1 |
«Домашние животные» 26.09. | Напомнить детям некоторые ситуации из жизни домашних животных , помочь объяснить, почему эти животные называются домашними; прочитать рассказ Е.Чарушина «Корова»; продолжить учить детей воспринимать небольшое по объему литературное произведение, умение объяснять литературные слова, ставить вопросы к тексту, учить выражать свои эмоции. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр.152 | 1 | |
Октябрь | Составление рассказа «Как животные готовятся к зиме» 03.10. | Упражнять детей в составление рассказа, закрепить название животных, их детенышей; выделить отличительные признаки «диких» и «домашних» животных; закрепить понятие «обобщающее слово», упражнять в подборе слов-определителей, слов-родственников к определенным словам, развивать речи, мышление. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр.54 | 1 |
Составление описательного рассказа «Возраст человека. Мой возраст» 10.10.
| Сформировать понятие «возраст человека», обучать составлению рассказа по теме «Мой возраст», учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать речи, мышление, внимание. | Апресова А.Г. Окно в школьный мир (Технология ТРИЗ) Стр.106.
| 1 | |
«Стихотворение, как литературный жанр» 17.10. | Познакомить детей со стихотворением как литературным жанром, дать понятие «рифма», учить находить рифмующиеся слова в стихотворении, придумывать рифмы самостоятельно; учить детей различать смысловое значение слов «комплименты», «лесть», развивать речи, мышление, воспитывать культуру поведения. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр.118 | 1 | |
Пересказ рассказа К.Ушинского «Каждой вещи свое место» 24.10. | Учить детей передавать содержание небольшого по объему литературное произведение, использую для пересказа лексику, встречающуюся в рассказе; Учить детей задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивать ответ, развивать мышление, речь; воспитывать аккуратность, чистолюбие. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр.113 | 1 | |
Составление загадок «Органы чувств» 31.10. | Учить детей подбирать сравнения, основанные на анализаторах восприятие человека (обонянии, осязании, зрении, вкусовом и тактильном ощущениях) и использовать их при составлении загадок; повторить имена признаком объекта и алгоритм составления загадок; развивать словарный запас, мышление, воображение. | Апресова А.Г. Окно в школьный мир (Технология ТРИЗ) Стр.110.
| 1 | |
Ноябрь | Пересказ «Такие разные профессии» 07.11. | Закрепить знания о значении некоторых профессий, продолжить учить моделировать текст и запоминать его с помощью модели, мотивировать желание при пересказе передавать интонацией характер текста; развивать речи, внимание, память. | Апресова А.Г. Окно в школьный мир (Технология ТРИЗ) Стр.107.
| 1 |
Рассказ по портрету с опорной таблицей «Поступки и характер человека» 14.11. | Учить детей считывать настроение и свойство характера по портрету. Продолжать учить составлять связный рассказ по портретам, обращая внимание на свойство характера героя. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к занятиям. | А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.116. | 1 | |
Рассказывание на заданную тему 21.11. | Учить составлять небольшие рассказы на заданную тему, активизировать употребление прилагательных, упражнять в подборе слов близких и противоположных по значению, учить определять предмет по его основным признакам, развивать связную речь, внимание.
| Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» Стр.56. | 1 | |
Заучивание стихотворения «Мир людей – это похожая разность» 28.11. | Учить моделировать текст и запоминать его с помощью составления пиктограмм, формировать понятие: люди на земле – это «похожая разность»; закрепить знания о некоторых символах других стран, развивать речь, память, воспитывать интерес к миру. | А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.116. | 1 | |
Декабрь | Коллективное рассказывание «Заяц» 05.12. | Учить составлять небольшие рассказы на заданную тему, упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, учить подбирать однокоренные слова, развивать речь, мышление, воспитывать любовь к природе. | Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» Стр.19. | 1 |
Понятия «диалог», «монолог» 12.12. | Познакомить детей с понятиями «диалог», «монолог», на примере отрывка из сказки Н.Сладкова «Белка и медведь», попробовать пересказать с передовом прямой речи в косвенную, развивать внимание, мышление, память, связную речь. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр.139, | 1 | |
Драматизация сказки В.Сутеева «Мышонок и карандаш» 19.12 | Продолжить знакомство детей и понятиями»диалог», «монолог», «косвенная речь», чтение и драматизация сказки В.Сутеева «Мышонок и карандаш», учиться пересказывать с передовом прямой речи в косвенную, развивать внимание, мышление, память, связную речь. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр. 143. | 1 | |
«Моделирование процессов» (Заучивание стих-я) 26.12. | Закрепить знания детей о том, что объекты неживой природы имеют три состояния, учить моделировать эти состояния, продолжить учить запоминать текст с помощью зарисовки его содержания, развивать речь, память, мышление. | А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.159 | 1 | |
Январь | Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» 09.01. | Учить детей передавать текст последовательно и точно, учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий, подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам, учить произносить текст с разными интонациями, развивать внимание, память, связную речь, воспитывать любовь к природе. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр. 45 Бондаренко Т.М. «Коммуникация» Стр.18. | 1 |
Решение творческой задачи «Забота о моем здоровье. Правила на всю жизнь» 16.01. | Формировать умение видеть и решать проблемы, используя приемы антологии из личного опыта; дать понятие о том, что в любой проблеме надо найти объект и сформировать противоречие а его признаках, развивать связную речь, память, мышление, воспитывать культуру ЗОЖ. | А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.108. | 1 | |
Придумывание рассказа «Как Миша варежку потерял» 23.01. | Учить детей развивать сюжет, предложенный воспитателем, активизировать в речи детей союзы и союзные слова, упражнять в употреблении слова «варежка» в разных падежных формах, упражнять в дифференцировании звуков «ш» и «ж», в использовании вопросительной и повествовательной интонаций. | Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» Стр.37. | 1 | |
Анализ литературного произведения «Обработка информации, речь» 30.01. | Продолжить учить детей находить смысл литературного произведения путем анализа «проблемы героя», закрепить понятие о том, что человек должен решать проблемы, сначала подумав, как это сделать, развивать речь, мышление. | А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.111. | 1 | |
Февраль | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой» 06.02. | Продолжать учить детей передавать содержание небольших по объему литературных произведений, используя выразительные средства автора; обратить внимание на слова образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, упражнять в подборе синонимов и антонимов, развивать связную речь, память, воспитывать самостоятельность. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр. 45 Бондаренко Т.М. «Коммуникация» Стр.57 | 1 |
Составление рассказа по серии картин 13.02. | . Упражнять детей в умении обозначать цепочку действий, Упражнять детей в умении находить общие объекты на картинках. Обозначать действия и цель этих действий. Определять время и место происходящего.Продолжать учить выстраивать в логической последовательности серии картинок, объединенных одной тематикой и составлять на этой основе развернутые рассказы. | Учебник 2007 Стр.216 | 1 | |
«Зимующие птицы» Эмпатия 20.02. | Закрепить знания детей о зимующих птицах, познакомить с жизнью некоторых из них, учить детей образовывать глагольные формы множественного числа, закрепить понятие «слово-действие», познакомить детей с приемом «эмпатия», развивать монологическую речь, внимание, память. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр. 87,88,90
| 1 | |
Чтение рассказа Е.Чарушина «Сова» 27.02. | Учить детей передавать текст последовательно и точно, учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий, подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам, учить произносить текст с разными интонациями, развивать внимание, память, связную речь, воспитывать любовь к природе. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр. 92
| 1 | |
Март | Составление фантастического описательного рассказа 06.03. | Используя метод фокальных объектов ТРИЗ составить описательные рассказы. Закрепить умение описывать объекты по признакам; развивать умение наделять объект неприсущими («чужими») признаками, развивать воображение, мышление, связную речь, прививать интерес к фантазированию. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр. 123, 124 | 1 |
Пересказ рассказа М.Пришвина «Ёж» 20.03. | Учить детей передавать текст последовательно и точно, переводя прямую речь в косвенную, подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам, учить произносить текст с разными интонациями, развивать внимание, память, связную речь, воспитывать любовь к природе. | Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» Стр.46. | 1 | |
Решение творческой задачи «Принятие точки зрения другого человека, умение его понять» 27.03. | Уточнить представление детей об особенных средствах коммуникации (речь, мимика, жест) и учить анализировать их с точки зрения другого человека; развивать коммуникативные навыки детей при решении творческой задачи, закрепить понятия «ключевая проблема», развивать мышление, речь, воспитывать культуру поведения. | А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.111. | 1 | |
Апрель | Придумывание сказки на заданную тему «Голубая весна» 03.04. | Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; учить с помощью интонации различные чувства (радость, огорчение, безразличие), упражнять в словообразовании однокоренных слов, развивать речь, мышление, воспитывать любовь к природе. | Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» Стр.49 | 1 |
Анализ литературного произведения «Правила достойной жизни в мире людей» 10.04. | Учить выделять противоречия в смоделированных ситуациях из литературного текста, делать выводы, уточнять текст «Загадок» и составлять собственные; формировать понятия о достойном и недостойном поведении, развивать речь, мышление, воспитьвать культуру поведения. | А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.121 | 1 | |
Составление рассказа по серии картин 17.04. | Упражнять детей в умении обозначать цепочку действий, Упражнять детей в умении находить общие объекты на картинках. Обозначать действия и цель этих действий. Определять время и место происходящего.Продолжать учить выстраивать в логической последовательности серии картинок, объединенных одной тематикой и составлять на этой основе развернутые рассказы. | Учебник 2007 Стр.216 | 1 | |
Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» 24.04. | Развивать умение детей последовательно и выразительно передавать литературный текст, небольшой по объему - В.Бианки «Купание медвежат», упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам, учить объяснять непонятные слова встречающиеся в тексте, развивать монологическую речь, память. | Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий Стр. 47 Бондаренко Т.М. «Коммуникация» Стр.20 | 1 | |
Май | «Зависимость существования объектов живой природы друг от друга» (Заучивание стихотворения) 08.05. | Помочь детям понять роль человека в жизни представителей живой природы, а так же зависимость жизни человека от живой природы; продолжить учить формулировать противоречия и находить способы их разрешения, упражнять в запоминании текста путем его моделирования, развивать память, связную речь. | А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.152 | 1 |
Составление описательного рассказа «Взгляд в свое личное будущее» 15.05 | Учить составлять связный рассказ о своем ближайшем будущем, самостоятельно анализируя изменения в себе в зависимости от возраста; упражнять в образовании формы родительного падежа, словообразовании; развивать речи, воспитывать умение слушать друг друга. | А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ) стр.138 | 1 | |
ИТОГО ЧАСОВ | 33 |
Литература
- Апресова А.Г. Окно в школьный мир. Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ), 2010. – 232с.
- Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского садка. Позновательное развитие. Развитие речи, 2008. – 333с.
- Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Коммуникация», 2012. – 192с.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/12/11/dsc06699_0.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-334500-1383641546.jpg)
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по разделу «Развитие речи», (1-е полугодие), «Подготовка к обучению грамоте» (2-е полугодие)
Рабочая программа для детей 4-5 лет составлена на основе примерной общеобразовательной программы воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста «Детс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-595970-1425000717.jpg)
Перспективный план для подготовительной группы по разделу "Развитие речи"
Перспективный план для подготовительной группы по речевому развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-1021298-1521095401.jpg)
Перспективное планирование по разделу "Развитие речи" подготовительная группа по программе "Детство"
Перспективное планирование по разделу "Развитие речи" подготовительная группа по программе "Детство"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1100334-1547140353.jpg)
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» «Познавательное развитие» Раздел «Ознакомление с миром природы» Тема: «Поиграем с Матрёшкой» (средняя группа)
обобщение знаний и умений детей, полученные в течение учебного года....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/29/picture-1084338-1603975375.jpg)
Перспективное планирование образовательного процесса НОД по развитию речи
Перспективное планирование образовательного процесса...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/29/picture-1084338-1603975375.jpg)
Перспективное планирование образовательного процесса НОД по развитию речи
Перспективное планирование образовательного процесса НОД по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/23/picture-633447-1719144877.jpg)
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное и Речевое развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром», раздел: «Развитие речи») на тему «Путешествие по родному краю»
Конспект Итогового интегрированного занятия по образовательным областям «Познавательное и Речевое развитие» (раздел: «Ознакомление с окружающим миром»,...