Роль ранней помощи в коррекции речевых нарушений у детей-близнецов
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Печенина Вероника Арнольдовна

В статье говориться о важности оказания ранней помощи детям от многоплодной беременности, необходимости взаимодействия специалистов ДОО и родителей, отражены основные векторы воспитательнрй и коррекционной работы с близнецами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль ранней помощи в коррекции речевых нарушений у детей-близнецов

Ранний  возраст – это период  интенсивного  развития всех  психических  функций ребенка. Специалистам важно вовремя  диагностировать и скорректировать недостатки речевой функции. По данным многочисленных исследований, недостатки, сформировавшиеся в раннем возрасте, с трудом поддаются исправлению на последующих этапах, таким же образом и положительные свойства, приобретенные в этом возрасте, остаются с человеком на всю жизнь.[1,2] Следовательно, отдача от эффективных коррекционных программ речевого развития детей достаточно велика. Актуальность этой темы определяется ведущей ролью, которую играет речь в становлении высших психических процессов ребенка и формировании его личности в целом.

Попытки понять явление появления на свет близнецов не прекращались и в течение многих  веков. Близнецов еще называют «чудом в квадрате». На основании изучения 2-х зародышевых оболочек были выделены два типа близнецов – монозиготные – МЗ (однояйцовые, идентичные) и дизиготные – ДЗ (двуяйцовые, неидентичные). МЗ близнецы развиваются из одной зиготы, которая в первых фазах деления образует две эмбриональные структуры, имеющие генетическую идентичность, а ДЗ - одновременно развиваются в двух разных зиготах и имеют лишь половину общих генов. В целом дизиготные близнецы имеют лучшие, чем монозиготные близнецы, оценки речевого развития. Разнополые дизиготные близнецы занимают в речевом развитии промежуточное положение между однояйцовыми, монозиготными и однополыми дизиготными близнецами. [3]

Задержка близнецов в речевом развитии определяется биологическими особенностями. Близнецы (монозиготные по сравнению с дизиготными; вторые по порядку рождения) чаще подвержены большему риску осложнений и аномалий развития в пре- и перинатальном периодах, они чаще рождаются недоношенными, маловесными. Биологические факторы риска прямо или косвенно влияют на их речевое развитие.[5]

Феномен «близнецовой ситуации» ответственен за речевое отставание близнецов. Недостаточное общение является одним из важнейших факторов, обусловливающих замедленное речевое развитие близнецов.[5]

Одной из особенностей развития речи близнецов является криптофазия, их собственный интимный язык, полный неологизмов непонятных окружающим. Чем дольше дети будут общаться с его помощью, тем выраженнее отставание в речевом развитии.

Криптофазию отмечают у 47,9 % монозиготных близнецов, у 27,4 % однополых дизиготных близнецов и у 7,8% разнополых дизиготных близнецов. [4]

В последние годы ученые все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения детей с рождения до 3 лет, т.к. имеет место особая чувствительность детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому и другим направлениям развития личности. [2]

В содержание воспитательной работы на раннем возрастном этапе детства входят следующие разделы:

  1. Соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня.
  2. Правильное проведение режимных моментов.
  3. Проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений.
  4. Создание оптимальных условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Основные линии развития и коррекции в работе с близнецами включают в себя:

1. Развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира.

2. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми.

3. Развитие когнитивных процессов.

4. Овладение пассивной и активной речью.

5. Развитие аффективно-волевой сферы.

6. Становление общения со сверстниками.

7. Формирование самосознания.

Современная диагностика и логопедическая работа с близнецами в возрасте до 3-х лет позволяет скомпенсировать у них задержку речевого развития, что в свою очередь является профилактикой общего недоразвития речи и в более старшем возрасте. Взаимодействие семьи и специалистов в коррекционном процессе играет решающее значение.

У близнецов достаточно много возможностей компенсировать неблагоприятные последствия отставания в физическом и психо-речевом развитии в дошкольном возрасте. Для этого необходима организация ранней профилактической и коррекционной работы с ними. Родителям стоит четко понимать, что темпы и успешность коррекции нарушенных функций находятся в прямой зависимости.

Литература

  1. Аксенова  Л.И.  Ранняя  комплексная  помощь  детям  с  отклонениями  в  развитии  как  одного  из  приоритетных  направлений  современной  специальной  педагогики  //  Дефектология.  2002.  №3.

  1. Архипова  Е.Ф.  Логопедическая  работа  с  детьми  трех  лет  жизни.  Монография.  М.:  МГОПУ  им.  Шолохова  РИЦ,  2004.

  1. Особенности развития близнецов. // Под ред. Г.К. Ушаковой. М.: Медицина, 1977. с. 69-70

  1. Сергиенко Е.А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания М.: Изд-во ИП РАН, 1996. с. 24

  1. Чернов Д.Н. Речевое развитие детей-близнецов. М.: МГППУ, 2009. с. 34


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль ранней помощи в коррекции речевых нарушений у детей-близнецов Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Подснежник», городского округа Ступино Учитель-логопед высшей категории Печенина Вероника Арнольдовна

Слайд 2

Актуальность Ранний возраст – период интенсивного развития всех психических функций ребенка. Основное новообразование этого периода – овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Важно вовремя диагностировать и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Актуальность темы выступления определяется той ролью, которую играет речь в становлении высших психических процессов ребенка и формировании его личности в целом. 06.11.2022 2

Слайд 3

Типы близнецов На основании изучения 2-х зародышевых оболочек были выделены два типа близнецов – монозиготные – МЗ (однояйцовые, идентичные) и дизиготные – ДЗ (двуяйцовые, неидентичные). МЗ близнецы развиваются из одной зиготы, которая в первых фазах деления образует две эмбриональные структуры, имеющие генетическую идентичность, а ДЗ - одновременно развиваются в двух разных зиготах и имеют лишь половину общих генов .

Слайд 4

Задержка близнецов в речевом развитии определяется биологическими особенностями Близнецы (монозиготные по сравнению с дизиготными; вторые по порядку рождения) чаще подвержены большему риску осложнений и аномалий развития в пре- и перинатальном периодах, они чаще рождаются недоношенными, маловесными. Биологические факторы риска прямо или косвенно влияют на их речевое развитие.

Слайд 5

Близнецовая ситуация Феномен «близнецовой ситуации» ответственен за речевое отставание близнецов. Недостаточное общение является одним из важнейших факторов, обусловливающих замедленное речевое развитие близнецов.

Слайд 6

Криптофазия Одной из особенностей развития речи близнецов является криптофазия , их собственный интимный язык , полный неологизмов непонятных окружающим. Криптофазию отмечают у 47,9 % монозиготных близнецов, у 27,4 % однополых дизиготных близнецов и у 7,8% разнополых дизиготных близнецов.

Слайд 7

Зиготность В целом дизиготные близнецы имеют лучшие, чем монозиготные близнецы, оценки речевого развития. Разнополые дизиготные близнецы занимают в речевом развитии промежуточное положение между однояйцовыми, монозиготными и однополыми дизиготными близнецами.

Слайд 8

Сравнительный анализ показателей, влияющих на речевое развитие детей-близнецов

Слайд 9

Влияние факторов риска t-критерий Стьюдента равен 6.310. Критическое значение t-критерия Стьюдента составляет 2.16. t набл > t крит , зависимость признаков статистически значима (p<0,05)

Слайд 10

Виды нарушений

Слайд 11

Особенности речевого развития близнецов

Слайд 12

Специфические причины возникновения нарушений речи у близнецов биологические особенности; «близнецовая ситуация»; минимизация общения с окружающими; криптофазия ; порядок рождения; зиготность ; взаимоотношения внутри пары.

Слайд 13

Социально-средовые факторы риска социально-экономический статус и состав семьи; образование родителей; участие родителей в воспитании близнецов; особое родительское отношение Факторный анализ осуществлялся по критерию χ 2 Пирсона

Слайд 14

Психологические факторы риска: «близнецовая ситуация», трудности осознания собственного «Я» (эффект пары); взаимоотношения внутри близнецовой пары (принятием одним из близнецов роли «лидера», а другим – роли «ведомого»); задержка вербального интеллекта за счет формирования собственного языка – « криптофазии »; повышенная агрессивность (близнецы могут «блокироваться» против окружающих в незнакомом коллективе).

Слайд 15

Воспитательная работа Соблюдение режима дня Правильное проведение режимных процессов Проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений. Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Слайд 16

16 Коррекционная работа Цель: создание коррекционно-развивающей среды, способствующей коррекции и профилактике речевых нарушений Коррекционно-развивающая среда Методическое обеспечение Коррекционный процесс Профилактика Интеграция образовательных областей Условия Методы и приемы Средства Содержание Участники Дети Медицинские учреждения Семья Специалисты ДОО Социальные институты N … 1 1 … K L … 1 H … 1

Слайд 17

Содержание коррекционной работы Развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики , расширяющих возможности познания окружающего мира. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми . Развитие когнитивных процессов : рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие. Усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки. Совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления. Овладение пассивной и активной речью . Развитие аффективно-волевой сферы : усиление настойчивости в деятельности, появление стремления достичь в ней результата. Становление общения со сверстниками . Формирование самосознания : появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности. 17

Слайд 18

Взаимодействие с родителями

Слайд 19

Выводы Современная диагностика и логопедическая работа с близнецами в возрасте до 3-х лет позволяет скомпенсировать у них задержку речевого развития, что в свою очередь является профилактикой общего недоразвития речи и в более старшем возрасте. Чем раньше нормализовать речь детей-близнецов , тем более положительным будет прогноз всего их психического развития. Участие семьи в коррекционном процессе играет решающее значение, т.к. становление речи процесс постоянный и требует длительного, кропотливого труда не только со стороны специалистов, но и родителей. Только участие семьи, её заинтересованность и контроль способны помочь скорректировать недостатки в речевой системе, нормализовать весь ход психического развития и предотвратить проявление вторичных нарушений. 06.11.2022 19

Слайд 20

Рекомендации : У близнецов достаточно много возможностей компенсировать неблагоприятные последствия отставания в физическом и психо-речевом развитии в дошкольном возрасте. Для этого необходима организация ранней профилактической и коррекционной работы с ними. Результаты данной работы могут быть использованы в профилактическом консультировании родителей с целью предупреждения отставания близнецов в речевом развитии. Это поможет детям данного контингента избежать коммуникативных нарушений, негативных поведенческих реакций, задержки в интеллектуальном развитии и т.д. Родителям стоит четко понимать, что уровень эмоционального комфорта, темпы и успешность коррекции нарушенных функций находятся в прямой зависимости. 06.11.2022 20

Слайд 21

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".

Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы....

РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА

Ведущее место в комплексном подходе к  коррекции недоразвития речи  исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фоне...

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика,...

Роль родителей в процессе коррекции речевых нарушений

В настоящее время все больше детей нуждается в коррекции нарушений речи. Неюбходимо определить роль родителей для успешного достижения поставленых целей....

Консультация для родителей: "Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений"

        Построение и формирование высшей психической деятельности (а речь, как известно, входит в неё составной частью) совершается в процессе социального развития ребенка. ...

Консультация для родителей по теме: «Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений у ребенка».

Консультация для родителей по теме: "Роль семьи в процессе коррекции речевых нарушений у ребенка"....

Роль фонематического восприятия в коррекции речевых нарушений у дошкольника с ТНР

В данной статье предлагается несколько упражнений, которые помогут определить степень развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ТНР....