Открытое занятие по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Пословицы – это настоящее богатство, оставленное нам в наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_poslovitsam.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по самообразованию
«Пословица недаром молвится»
Подготовительная группа «А»
Задачи:
Обобщить у детей знание пословиц;
Развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;
Воспитывать любовь к речи, обратить внимание на ее красоту, выразительность и точность;
Вовлекать детей в совместную игру, творческую деятельность
Предварительная работа:
Заучивание пословиц;
Приготовление костюмов и аксессуаров к инсценировке;
Дети совместно с родителями рисуют иллюстрации к пословицам
Оформление:
На центральной стене зала изображены солнце, плетень, поющий петух, подсолнухи;
На левой стороне - выставка иллюстраций к пословицам и плакаты:
« Пословица - всем делам помощница», «Пословица недаром молвится»
Ход занятия:
Звучит русская народная мелодия
Воспитатель: Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей, воспитателей и гостей. Собрались мы на речевой праздник. Много можно сказать о русском языке, но наша встреча сегодня посвящена пословицам. В этой шкатулке необычные жетоны (достает и показывает жетон в форме сердечка). Их вы будете получать за смекалку, за знание пословиц.
Разминка
Дети отвечают на вопросы и поговорки и получат жетоны.
- Кто придумал пословицы? (Народ)
- Когда появились пословицы и поговорки? ( Давно, в стародавние времена).
- Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Ученые, поэты, писатели и люди, любившие и изучавшие русский язык)
- О чем говорят пословицы? ( О добре и зле, об уме и глупости, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о жизни)
- Почему вам нравятся пословицы? ( Они умные, складные, красивые)
Воспитатель: Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил пословицы. Он говорил так: «Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!»
Пословицы – это настоящее богатство, оставленное нам в наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.
Конкурс 1.
«Доскажи словечко»
Воспитатель: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете русские пословицы. Я прочитаю начало пословицы, а вы закончите ее одним словом.
Вопросы задаются по очереди каждой команде. За ответы жюри раздает жетоны.
- Не спеши языком, торопись…. (Делом)
- Сначала подумай, потом …..(Говори)
- Сумел взять – сумей….(Отдать)
- Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал….( Умнее)
- О дереве судят по плодам, а о человеке по ….(Делам)
- Терпенье и труд, все ….(Перетрут)
Конкурс 2.
«Продолжи пословицу»
Воспитатель: Теперь я буду читать только первую половину пословицы, ее начало. А вы вспомните конец пословицы доскажите ее.
Дружно не грузно - …. (А врозь хоть брось)
Большой говорун - …..(Плохой помощник)
Кто зря сердит -….. (У того голова болит)
Едет Емеля - …..(Да ждать его неделю)
Конкурс 3.
«Вспомни пословицу с этим словом»
Каждой команде вручается конверт со словом. Дети читают доставшееся им слово, называют пословицу с ним и объясняют ее смысл.
- Любишь. (Любишь кататься, люби и саночки возить.)
- Утро. (Утро вечера мудренее.)
«Домашнее задание»
Воспитатель: Пришло время проверить, как вы выполнили домашнее задание. Сейчас каждая команда «покажет» пословицу, а другая команда - соперников попытается ее угадать.
На фоне русской народной мелодии инсценируют пословицу. Жюри оценивает.
- Дерево живет корнями, а человек - друзьями.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Конкурс 4.
Загадки
Воспитатель загадывает загадки по пословицам, а команды по очереди отгадывают их.
1.То, без чего не вынешь рыбку из пруда. (Труд)
2. У жадины его невозможно выпросить даже зимой. (Снег)
3. Его всякое дело боится. ( Мастер)
4. Если оно вылетит – его уже не поймаешь. (Слово)
«Перепутаница»
Воспитатель: К нам на праздник приехала иностранка.
Звучит музыка. Входит гостья в шляпе и черных очках – «иностранка».
Воспитатель: Проходите, гостья дорогая. Мы рады видеть Вас у себя в гостях.
«Иностранка» здоровается, говорит с акцентом.
Иностранка: Здравствуйте! (ЧАО, Гутен Так, Хэлло!) Вы речь ведете о пословицах? Мне тоже нравятся русские пословицы. Я их быстро выучила. Например: «Что с возу упало, того не вырубишь топором.»
Воспитатель: Ой-0ой-ой! Ребята, вы поняли что произошло?
Наша гостья перепутала все пословицы! Давайте ей поможем, назовем пословицы правильно.
«Что с возу упало- то пропало» (Поправляет первая команда).
Иностранка: « Не плюй в колодец, вылетит не поймаешь»
«Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться» (Поправляет вторая команда).
Иностранка: Спасибо вам, друзья! Теперь я постараюсь говорить пословицы правильно.
Конкурс 6.
«В селе Пословицыно»
Воспитатель: Есть на свете маленькое село. Называется Пословицыно.
Звучит музыка «Во саду ли , в огороде…»
Дети –артисты занимают места, садятся на лавочку около дома.
Воспитатель: В селе Пословицыно живет славный народ. У него без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят : «Люди- хлеб убирать, а они- на солнышке лежать».
Сценка «Ленивица»
Действующие лица: Матушка, Ульяна (ее дочка), вторая девочка (сестра Ульяны), хор.
Из терема выходят две девочки. Одна из них Ульяна. Она садится на завалинку, зевает и начинает дремать.
2-я девочка: Проснулась Ульяна не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.
Матушка: (выглядывает из окна)
Ульяна, сходи за водицей на речку!
Ульяна: Да лень мне, дрема одолела…
2-я девочка: Вот лодырь!
Матушка: (выглядывает из окна)
Ульяна, иди киселя хлебать!
Ульяна: (поднимаясь) Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте!
Хор на завалинке:
Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить.
Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.
С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.
А уж как за стол идти, ложку знает где найти.
Ульяна: Ой-ой! Не надо про меня петь!
Все хором: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
Воспитатель: Какие пословицы народ сказал Ульяне?
Много трудились в селе Пословицыно, но и веселится не забывали. Недаром в пословице говорится : «Делу – время, а потехе –час». Когда кончалась работа, собирались у околицы и стар и млад, смешили друг друга небывальщиной и неслыхальщиной.
Сценка « Фома и Ерема»
Действующие лица: Фома, Ерема и девочки.
Фома и Ерема: Здрасьте, а вот и мы оба , Фома и Ерема.
Фома: Голоса услыхали, к вам прибежали.
Ерема: Мы ребята удалые..
Фома: Мы ребята озорные…
Ерема: Голосом пляшем, ногами поем.
Фома: В общем и в целом, прекрасно живем!
Ерема: А, ну Фома, присядем у ворот да потешим народ.
Фома: Нынче мы вам расскажем в лицах веселые небылицы.
(Садятся)
Ерема: (толкает Фому) : Начинай.
Фома: Нет, ты начинай.
Оба: Вместе мы начнем, а вы подпевайте.
Фома и Ерема, играют на балалайке, исполняют небылицы.
Фома: На дубу коза пасется,
В бане парится медведь
Все: Здорово,здорово у ворот Егорова.
А у наших, у ворот все идет наоборот.
Ерема: Рано утром вечерком, поздно на рассвете
Баба ехала верхом в ситцевой карете.
Все: Здорово,здорово у ворот Егорова.
А у наших, у ворот все идет наоборот.
Фома: А наш дедушка Иван посадил кота в карман.
Котик плачет и рыдает, громко дедушку ругает.
Все: Здорово,здорово у ворот Егорова.
А у наших, у ворот все идет наоборот.
1-я девочка: На заборе чепуха жарила варенье.
Куры съели петуха в одно воскресенье.
Все: Здорово,здорово у ворот Егорова.
А у наших, у ворот все идет наоборот.
2-я девочка: Сидит ежик на березе, новая рубашка
На головке сапожок, на ноге фуражка.
Все: Здорово,здорово у ворот Егорова.
А у наших, у ворот все идет наоборот.
3-я девочка: Сидит заяц на заборе в алюминиевых штанах.
А кому какое дело, может заяц – космонавт.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших, у ворот все идет наоборот.
4-я девочка: По реке плывет корова, обгоняет пароход.
На рогах сидит ворона и соломинкой гребет.
Все: Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших, у ворот все идет наоборот.
Воспитатель: Вот так- весело и дружно живет народ в селе Пословицыно.
Конкурс 5.
Аукцион
Воспитатель: А сейчас мы проведем аукцион! Его правила очень просты:
Кто пословиц больше знает,
Тот награду получает.
Молодцы, ребята! Вы все дружны с пословицами и хорошо их знаете. Но давайте посмотрим, кто же справился с заданиями лучше всего?
Слово жюри
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа
Дети входят в группу обращают внимание на паравозик. Дети рассматривают паравозик, воспитатель читает стихотворение про паравозик. Воспитатель предлагает поехать в...
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»
Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...