«ЧТО ЗНАЮТ О ДЕНЬГАХ ДОШКОЛЬНИКИ»
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Бикташева Райля Абраровна

 

Дети дошкольного возраста, начиная с младшего, хорошо знакомы со словом «деньги», понимают, зачем деньги нужны людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей.

«ЧТО ЗНАЮТ О ДЕНЬГАХ ДОШКОЛЬНИКИ»

Автор: Бикташева Райля Абраровна, воспитатель МА ДОУ N 53 «Крепыш»,

г. Набережные Челны.

Дети дошкольного возраста, начиная с младшего, хорошо знакомы со словом «деньги», понимают, зачем деньги нужны людям.

 В основном эти знания приобретаются детьми житейским путем. В процессе общения выясняется, что дети хорошо знают не только российские рубли, но имеют некоторые сведения о деньгах других стран. Это объяснимо, так как многие дошкольники отдыхают с родителями в странах дальнего и ближнего зарубежья, являются свидетелями разговоров родителей по поводу обмена денег, дошкольники даже рассказывают, почему их надо менять.

 Наблюдения за детьми в играх, их общение со сверстниками показали, что многие дошкольники пяти-шести лет свободно пользуются такими понятиями, как «баксы», «доллары», «валюта» «марки», «иностранные деньги».

 В процессе индивидуальных бесед детей просили ответить на следующие вопросы:

Что лежит у воспитателя на столе?

Как ты думаешь, откуда деньги берутся?

Зачем людям нужны деньги?

Процедура опроса: воспитатель заранее готовит горсть монет разного достоинства и несколько купюр (мелкого и крупного, по возможности, достоинства — 50, 100, 500) и, показывая их детям, задает вышеназванные вопросы.

Все 100% детей узнают и называют деньги. 10% детей купюры в 100 и 50 рублей назвали «билетиками», «лотерейными билетиками», «ваучерами», но 10% не узнали деньги.

Применительно к изучению проблемы «дети и деньги» для нас были важны результаты ответов на второй вопрос. Он ставил своей целью выяснить, связывают ли дети трех-четырех лет происхождение денег с трудом. Выяснилось, что 70% детей данного возраста знают, что деньги берутся: «С работы у мамы»; «на работе»; «в кассе получают»; «если работают»; «взрослые работают и получают денежки».

Остальные 30% детей ответили: «не знаю», «в магазине», «в кассе», «в кошельке», «начальник дает людям зарабатывать», «мне еще не говорили», «их делают из железа и бумаги», «под пододеяльником в шкафу», «в чайнике».

На третий вопрос «Зачем людям нужны деньги?», дети трех-четырех лет (70%) уверенно отвечали: «чтобы покупать»: продукты, хлеб, что-нибудь, конфеты, мясо», колбасу, машины, игрушки и т.д.; 20% детей смутно представляют, зачем людям нужны деньги и отвечали: «не знаю», «чтобы их зарабатывать», «сдавать их», «бросать в дырку в игрушке» (имеется ввиду копилка), «просто так»; 5%— не знают. Детям младшего и среднего дошкольного возраста по ходу опроса был задан дополнительный вопрос: «Можно ли деньги выбрасывать?». Этот вопрос возник в связи с тем, что некоторые дети (пятая часть опрошенных) не осознают предназначения денег, т.е. они для них не являются пока ценностью. Лишь 3% сказали, что их можно выбрасывать: «потому что это мусор», «так надо», «можно». Подавляющее большинство (73%) опрошенных детей сказали, что деньги нельзя выбрасывать, но 15% детей пока не понимают, т.е. не осознают, почему деньги выбрасывать нельзя. Они говорили: «чтобы их не искали»; «потому что они хорошие», «потому что они новые», «потому что дорогие»; «будут грязные», «папа будет ругаться», «потому что их только что купили» и т.п.

Итак, 15% детей, из общего числа опрошенных пока не знают, почему нельзя деньги выбрасывать.

Дети  трех-четырехлетнего возраста узнают деньги, называют слово «деньги», а главное, связывают их происхождение с трудом (70%). Правда, 27% детей из общего числа опрошенных не знают, зачем деньги нужны людям, не видят в них ценности, а 3% считают, что их можно выбрасывать.

Особое значение приобретает (на основе полученных данных) формирование у детей знаний о трудовом происхождении денег.

С детьми шестого-седьмого года жизни мы провели 274 индивидуальные беседы по более сложным вопросам.

Ответы детей старшей и подготовительной групп мало различаются. Детей спрашивали:

Как ты думаешь, откуда берутся деньги?

Как можно стать богатым?

Что бы ты купил, если б у тебя было много денег, миллион?

В ответе на первый вопрос мы обнаружили, что подготовительной группе детей, которые говорили, что деньги зарабатывают, значительно меньше, (94 ребенка старшей и 85 детей подготовительной). В подготовительной группе пути «зарабатывания» денег и превращение в богатого человека оказались более разнообразными (11%). Добыть деньги и стать богатым можно, если: «выпрашивать», «ограбить банк», «украсть у тех, у кого деньги есть», «пойти в казино и выиграть», «найти кошелек», «найти клад в затонувших кораблях» и т.п. Старшие дошкольники (35%) отвечали следующим образом: «Выпросить у начальника», «найти кошелек на асфальте», «вырыть яму и найти клад», «найти пещеру с золотом», «ограбить квартиру, банк, магазин», «стать королем или новым русским». Полученные данные не могут не настораживать нас (родителей, педагогов): насколько искажены представления детей о честных способах добывания денег, о нравственной основе денежного благополучия.

Вместе с тем утешительны, на наш взгляд, мотивы детей при ответе на вопрос: как бы они распорядились с неожиданно появившимся богатством— миллионом.

Многие дети шестого-седьмого года жизни отдали бы деньги маме, папе, бабушке; потратили бы на еду, игрушки, сладости, отправились бы в путешествие (в Диснейленд, на Черное море, в Америку, Италию); купили бы животных (котенка, собаку, пуделечка); четверо детей сказали, что поделили бы их между всеми бедными и нищими. Больше всех детей (80 детей) купили бы: дорогие вещи — дом, дачу, квартиру, машину, драгоценности, видео, диван, мебель, корабль, чтобы искать клады). Не могут волновать такие желания детей, как «купил бы сок на всех», «купила бы маме цветы, и чтобы она не работала», «много еды».

 Три ребенка старшего дошкольного возраста приобрели бы настоящее оружие — автоматы и пистолеты. Четверо детей положили бы деньги в банк и брали по «чуть-чуть», двое детей мечтают построить на миллион свой банк. Следует отметить подгруппу детей, которые на вопрос «Откуда берутся деньги и как стать богатым» начинают рассказывать технологию, по их представлению, изготовления денег (30 детей). Они говорили о том, что для этого нужны специальная «водяная бумага», станки, краски, лаборатории, чтобы «отливать деньги», «нарисовать на них что-нибудь».

 Таков экономический образ мышления старших дошкольников применительно к явлению «деньги» и их происхождению.

 Беседы с детьми старших и подготовительных групп по специальным вопросам были направлены на выявление отношения детей к бедности и достатку.

Детям задавали вопросы:

1. Как ты думаешь, кого называют богатым человеком, а кого бедным.

2. А как ты считаешь, богатые — хорошие или плохие люди?

3. А ты, когда  вырастешь, хочешь быть бедным или богатым. Почему?

4. Иногда взрослые говорят: «Давайте делать деньги». Что это значит?

На  первый вопрос все дети обстоятельно отвечают, кого можно назвать бедным, а кого богатым. Типичные ответы старших дошкольников.

Максим: «Богатый человек, у которого много денег, он много зарабатывает», «Бедный человек не учился (!), и денег у него нет».

Аня: «Богатым называют того, у кого много денег», «Бедняки— это бомжи и бездомные. Это сироты и люди, у которых нет денег».

Юля: «Бедные, которые плачут, а богатые— не плачут.

Арсений: «Богатым  называют того, у кого много денег всяких вещей, много золота,   домов. Бедный — у кого нет ничего».

Большинство детей богатство видят в наличии у кого-то золота, дорогих вещей, денег, богатого дома, дачи, возможности путешествовать.

Бедные — «это люди, у которых нет денег. Они стоят у метро, протянув руку, а богатые дают им деньги». «У бедных нет дома. Они живут в метро, там сидят, едят»; «кто не работает, у него нет денег».

 В повседневных играх, особенно бытовых, играх «Магазин», «Путешествия», «Театр» дети старших групп всегда используют деньги как атрибут игры или «как будто» они есть. Такие понятия, как «покупать», «продавать», «дорогой», «дешевый» они используют в своем речевом словаре свободно, правда 5 детей (из 27) в старшей, 3 ребенка (из 24) в подготовительной путают понятия «дорогой» «дешевый» (экспериментальные группы).

 Наши наблюдения, многолетний практический опыт, беседы с родителями позволяют утверждать, что деньги для дошкольников очень рано становятся сверхценностью.

 Детям предлагали выбрать: деньги (горсть монет и несколько купюр) или игрушку (для мальчиков — машина, для девочек — кукла). Оказалось, что треть детей 6—7 лет выбирают деньги, в отличие от детей более младшего дошкольного возраста (3—5 лет), которые выбирают игрушку. Дети седьмого года жизни начинают осознавать преимущество выбора, некую выгоду свободы выбора. Мы считаем, что момент, когда дети начинают осознавать смысл понятий «выгодно», «не выгодно» является серьезным основанием для формирования предпосылок экономического образования в единстве с нравственным просвещением. В ситуации «выгодно — не выгодно» особенно отчетливо обнаруживается нравственная направленность выбора, интересы, потребности, которыми руководствуется ребенок. Одни считают, что могут себе купить другую, более желанную игрушку, другие дети планируют бросить деньги в копилку, так как хотят купить «Лего» или что-то еще. Дети обосновывают свой выбор вполне осознанно. В повседневной жизни детского сада, в общении между детьми можно наблюдать ситуации, в которых некоторые дети стараются выгадать в процессе обмена. Например, отдавая фантик, просят за него увиденные предпочтительные, более понравившиеся вещь, предмет, игрушку.

Дети имеют представление о деньгах, их значении в жизни людей, но опыта «карманных денег», их использования у детей нет, так как его нет у самих родителей. В этом одна из особенностей экономического воспитания наших детей.

Детям  старшей и подготовительной групп была предложена игровая ситуация «Выставка-продажа игрушек». Их попросили оценить 6-7 игрушек (производственных), среди которых была одна игрушка-самоделка. Эксперимент проходил в два этапа. На первом — игрушку-самоделку делали дети другой группы; на втором — игрушку делали сами «оценщики».

Детям индивидуально говорили: «Если бы эти игрушки продавали на ярмарке, какие из них были бы дорогие (стоили много денег), а какие стоили бы дешевле (меньше). Вот тебе «деньги» (синие и красные пластмассовые кружки). Около дорогах игрушек положи красную фишку, около дешевых — синюю».

Игрушка-самоделка, которую должны были оценить дети, как мы предполагали, покажет, насколько дети оценивают вложенный в нее труд.

 Все дети старших и подготовительных групп усвоили понятие «дорогой—дешевый», «стоит больше — меньше». Это еще одна предпосылка своевременного приобщения детей к экономике.

Проведенная работа по изучению представлений детей о деньгах показала:

 У детей шестого-седьмого года жизни довольно разнообразный эмпирический набор представлений о деньгах;

дети хорошо знают и узнают наши российские деньги;

имеют представление о деньгах других стран, в основном стран дальнего зарубежья (доллары, марки и др.), однако мало не знают о деньгах ближнего зарубежья

35% детей шестого-седьмого года жизни не связывают деньги с трудом, их зарабатыванием.

Отношение детей к богатству положительное, но отношение к богатым людям неоднозначное. Все дети хотят быть богатыми (за исключением 2% детей), но представление о том, как стать богатым, настораживает, так как иногда носит искаженный характер (11%). Вызывает тревогу, а порой опасения осведомленность детей о путях и средствах нечестного приобретения денег (часто криминальных), которые называют дети дошкольного возраста. В целом — это низкий уровень нравственного воспитания и развития дошкольников, безусловно, оказывающего влияние на становление ценностных ориентации дошкольников, на формирование, в конечном итоге, их экономического образа мышления.

Дети 6—7 лет представляют, почему у всех людей разный уровень (материальный) жизни, понимают, что это связано с профессиональными возможностями людей, что помочь человеку достойно жить могут хорошая профессия, честный труд, умение правильно распоряжаться своими деньгами, хорошо учиться, а впоследствии — честно и хорошо работать.

Многие проблемы (знания, представления, отношения, мотивы), связанные с проблемой денег, могут быть уточнены, так как эмпирические знания и представления у детей имеются, но часто они носят искаженный характер. Проблема «дети и деньги» должна решаться уже в работе с дошкольниками. Это показали результаты наблюдений и бесед с детьми дошкольного возраста и  проведенная экспериментальная работа.

Таким образом, работа воспитателей в ДОУ, родителей в семье по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом необходима. На таком понятии, как «деньги», пересекаются три важнейшие проблемы воспитания — нравственное, трудовое и экономическое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что знают старшие дошкольники о наркогенных веществах?»

Сведения о наркотизации, которые имеются у дошкольников, весьма противоречивы. Конечно, им известно, что наркогенные вещества вредны для здоровья человека. Однако объяснить, в чем именно заключается э...

Открытое мероприятие по проекту «Книги детям. Любимые писатели. С. Я. Маршак" : Викторина «Знают мамы, знают дети…»

Управление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...

Консультация для родителей. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников «Знают родители — знает ребёнок»

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному...

Информационно-познавательный проект «Деньги. Деньги? Деньги!»

В современных условиях жизни даже дошкольнику приходится сталкиваться с таким понятием, как «деньги». В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования...

Литературно-музыкальная композиция для дошкольников "Москвичи с рождения знают правила дорожного движения"

Литературно-музыкальная композиция о правилах дорожного движения.  Предназначена для постановки с дошкольниками подготовительной группы. Содержит элементы театрализации, литературный материал, до...