Информационно-познавательный проект «Деньги. Деньги? Деньги!»
проект (старшая группа)
В современных условиях жизни даже дошкольнику приходится сталкиваться с таким понятием, как «деньги». В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomich._proekt_dengi.docx | 293.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Росинка»
Информационно-познавательный проект
«Деньги. Деньги? Деньги!»
Воспитатель:
Лобсанова Ч.Б-М.
С. Сужа, 2019 г.
Содержание
- Пояснительная записка
- Цель, задачи проекта
- План реализации проекта
- Конспекты занятий, бесед, игр, мероприятий, используемые в проекте
- Список литературы
Пояснительная записка
В современных условиях жизни даже дошкольнику приходится сталкиваться с таким понятием, как «деньги». В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт.
На таком понятии, как «деньги», пересекаются три важнейшие проблемы воспитания – нравственное, трудовое и экономическое. Интерес к деньгам является признаком социализации детей. Уже в три-четыре года современные дошколята понимают назначение денег, как мерило стоимости товаров и услуг. Естественно, в самых общих чертах: много-мало, хватит-не хватит.
Где-то к пяти годам дети начинают четко осознавать, что многие проблемы, о которых они слышат от взрослых, по телевидению, связаны с наличием и количеством этих разноцветных бумажек и металлических кружочков, которые хранятся в кошельках.
Таким образом, очень необходима работа воспитателей в ДОУ, родителей в семье по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.
Цель:
Довести до сознания детей:
- расширение представлений детей об истории денег, приобщение к творчеству;
- деньги – это ценность, предмет жизненной необходимости, их зарабатывают, это культурно-историческое явление;
- честный бизнес – это хорошо;
- надо уметь жить на то, что зарабатывает семья;
- извечную истину: постыдны только не заработанные, нечестные деньги.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением;
- Развивать умение детей общаться, договариваться, распределять роли в сюжетно-ролевой игре;
- Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности;
- Воспитывать бережливость;
- Познакомить с древними монетами разного достоинства и разной ценности.
Вид проекта: информационно-познавательный
По составу: общесадовский
По продолжительности: среднесрочный (декабрь 2019 г. - февраль 2020 г.)
Участники: дети всех возрастных групп, воспитатели, родители
Факторы риска:
• Отсутствие детей, задействованных в выступлении перед родителями.
• Нехватка монет или купюр для полной коллекции.
Ожидаемые результаты:
- Познавательное развитие – основная образовательная область
Знают историю возникновения денег, какие бывают деньги, что такое банк, примеры банковских операций, виды денег, названия денег некоторых стран, в том числе России. Рассматривают российские деньги разных периодов, сравнивают их.
- Речевое развитие
С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого.
Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения
- Социально-коммуникативное развитие
Свободно и с интересом играют в разные игры: сюжетно-ролевые «Менялы», «Магазин», игру-развлечение «Волшебная монетка».
Согласуют творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками, продолжают свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером.
Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме.
Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим;
Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т. п., правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
План реализации проекта
Этап | Месяц | Сроки | Примечание |
1 этап - Организационный | Декабрь | 02-06 | Подбор материала о денежных знаках России 19-20 веков. Изучение исторических сведений о денежных знаках Российской Империи. Подбор наглядного материала для ознакомления детей с данной темой. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. |
Декабрь | 09-13 | Рассматривание рисунков, иллюстраций по данной тематике. | |
Декабрь | 16-27 | Подбор сказок, в которых есть простейшие экономические явления («Золотой ключик», «Муха - Цокотуха» и др.). Разработать конспекты совместной деятельности на темы «История возникновения денег», «Деньги вчера, сегодня, завтра», «Особенности создания денег». Оформить картотеку с конспектами бесед, игр, проблемных игровых ситуаций, совместной деятельности по данной тематике. | |
2 этап – Реализация проекта | Январь | 13-31 | Провести беседы, совместную деятельность на темы: «История возникновения денег», «Деньги вчера, сегодня, завтра», «Особенности создания денег», «Как появились деньги», «Дети и деньги» |
Январь | 13-31 | Чтение и обсуждение рассказов Петр Кошель «История денег. Рассказы для детей» (цикл из 4 занятий). | |
Январь | 13-31 | Чтение сказок с экономическими понятиями «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенский, «Золотой ключик» Л. Толстой, «Как старик корову продавал» С. Михалков, «Муха- Цокотуха», «Али- баба и сорок разбойников», «Сказка о Попе и работнике его Балде» А. Пушкина и др. | |
Январь | 13-31 | Сюжетно-ролевые игры «Банк», «Менялы», «Магазин». Развлечение «Волшебная монетка». Создание валюты страны «Росинка» | |
Январь | 13-17 | Общесадовское мероприятие «Неделя финансовой грамотности» | |
3 этап – Заключительный | Февраль | 03-07 | Экскурсия в магазин. Радость первой покупки |
Февраль | 10-14 | Экскурсия в банк | |
Февраль | 17-21 | Демонстрация коллекции монет. Создание презентации проекта. Итоговое мероприятие (выступление детей) |
Петр Кошель «История денег. Рассказы для детей». (Проводится в течение нескольких занятий.)
Занятие 1. Чтение глав «Что такое деньги?», «Первые деньги», «Какие еще были деньги» или пересказ их воспитателем.
Вопросы по содержанию:
– Что делали люди, когда у них не было денег, но им хотелось приобрести какой-то товар?
– Были ли какие-то правила обмена?
– Что люди могли обменять?
– Какие товары ценились дороже, а какие – дешевле?
Занятие 2. Чтение глав «Что такое банк?», «Бумажные деньги», «Первые металлические деньги» или пересказ их воспитателем.
Вопросы по содержанию:
– Что люди могут сделать, когда придут в банк?
– Какие были деньги?
– Из каких металлов делали деньги?
– Как же случилось, что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди?
Занятие 3. Чтение глав «Первые монеты на Руси», «Русский рубль», «Пятак-самозванец», «Первые монеты» или пересказ их воспитателем.
Вопросы по содержанию:
– Почему русские деньги называли именно «рублем»? Откуда пошло такое название?
– Всегда ли монеты были круглыми?
Занятие 4. Чтение глав «Монеты раньше и теперь», «Фальшивые монеты», «Что такое инфляция?» или пересказ их воспитателем.
Вопросы по содержанию:
– Какие названия иностранных денег вы запомнили или знаете?
– Кто такие фальшивомонетчики?
– Как наказывали фальшивомонетчиков раньше?
– Как вы думаете, сегодня существуют фальшивомонетчики?
– А как их сейчас наказывают?
Беседа «Дети и деньги».
– Ребята, скажите, у кого из вас есть свои деньги? Кто их вам дает? Для чего?
– Кто из вас копит деньги? Где вы их копите?
– Что вы можете купить за деньги?
– Как нужно обращаться с деньгами?
– Где ваши родители берут деньги?
– Ребята, я предлагаю вам спросить ваших мам, пап, бабушек и дедушек, есть ли у них образцы старых российских денег, тех, которые сейчас уже не используются. Если вы принесете такие деньги, мы составим с вами коллекцию.
Сюжетно-ролевая игра «Менялы».
Дети перевоплощаются в жителей двух племен, которые приходят на поляну и обмениваются предметами мебели, продуктами, одеждой и т. д.
Беседа:
– Ребята, сегодня мы с вами попадем в прошлое, в далекие времена, когда еще совсем не было денег. Что тогда делали люди, когда им требовалась какая-то вещь? (Менялись с другими людьми.) Вот и вы будете меняться. Вы разделитесь на два племени, придумаете каждому название, выберете вожака. Вожак будет самым главным, он будет решать все ваши споры и конфликты (то есть если кто-то не может договориться, то идет к вожаку и делает так, как он скажет).
Дети делятся на два племени: «Чунга-чанга» и «Юка-кука», выбирают вожаков, после чего они определяют место для поляны (центр ковра).
Педагог раздает вожакам по мешку с предметами (в одном – тарелки, ложки, вилки, хлеб, фрукты, одеяло, штаны, шорты, панамка и т. п., в другом – бокалы, кастрюля, овощи, ножи, майки, футболки, подушка, простыни и т. п.). Задача каждой команды – организовать быт племени: питание (посуда и продукты, место для сна (на чем будут спать и чем укрываться, одежду. У каждой команды чего-то не хватает из предметов, и они приступают к обмену.
Педагог следит за ходом игры, помогает в сложных ситуациях. Игра заканчивается, когда обе команды организовывают быт племени и могут рассказать о том, как они сделали это и что у них получилось.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Вечернее время можно посвятить игре в магазин; по выбору детей это может быть магазин «Продукты», «Одежда», «Игрушки». Выбирается продавец, остальные дети – покупатели.
3. Развлечение «Волшебная монетка».
В свободное время детям можно предложить данное развлечение.
Дети накрывают листом бумаги монету и закрашивают это место цветным или простым карандашом, получается отпечаток монеты.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;
закреплять знания о деньгах;
продолжать формировать интерес детей к игре;
закреплять умения считать в пределах 10;
воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.
Ход игры:
(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)
В: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине?
Можно отходить далеко от родителей в магазине?
Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.
Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета.
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).
Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар
Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?
Покупатель: Спасибо сейчас сам.
(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара)
Покупатель расплачивается, забирает товар и уходит.
Продавец: Вот вам карта скидок.
Все продукты на витрине:
чай, конфеты, колбаса –
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте.
Деньги в кассу отдавайте.
Покупатели расходятся по отделам.
В нашем городе наступил вечер.
Рабочий день закончился.
Закрываются магазины.
В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются
НОД «Знакомство с деньгами»
Цель:
Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;
Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;
Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;
Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;
Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;
Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;
Обогащать активный словарь;
Ход мероприятия:
Вос-ль: Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто к нам пришел в гости?
Дети: Кот.
В: Правильно, это кот Ученый, он все знает.
К: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?
Д: Здравствуй
В: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?
Варианты ответов.
К: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?
Д: Варианты ответов.
К: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?
Д: Варианты ответов.
К: В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
В: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова. «ОКАЗАЛИСЬ» в древнем мире.
К: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям.
В: Ребята, какие были деньги в мультфильме?
Д/и : «Что когда было?»
Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.
Физминутка: «Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка. кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда.
В: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?
Какие желания были у девочки?
К: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?
В: Мы пошли купить продукты:
Молоко, сметану, фрукты.
На кассу все несем в корзине.
Мы в продуктовом. Магазине
В: Что загадывала девочка из сказки?
Д: Куклы, баранки, велосипеды.
К: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.
Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.
Кот ученый рассматривает рисунки детей.
«Экскурсия в магазин»
Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями
города их назначением магазин «Продукты»;
закреплять умения считать в пределах 10;
профессии людей продавец продуктового магазина,
содержанием и значением их труда для жителей города.
Ход экскурсии:
В: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним как мы можем узнать сколько стоит еда или игрушка?
ответы детей
В: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.
Что могут продать детям?
Ответы детей.
В: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.
А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?
Д: Пройти с ним на кассу.
В: Как называется человек, который продает в магазине продукты?
Д: Продавец
В: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Виктория», есть продавец и на кассе работает кассир.
В: А что потом мы делаем?
Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.
А откуда мы с вами берем деньги?
Ответы детей
В: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем их за работу. Какие профессии вы знаете?
В: Ребята, что мы видим в магазине?
Д: еду, продукты, чай и т. д.
В: Правильно, мы с вами видим продукты, значит этот магазин называется продуктовый.
Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?
Д: Пройти на кассу и оплатить.
В: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?
В: Ребята, кого мамы уже отправляют в магазин?
Как вы думаете, что поможет купить все, что надо в магазине?
А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?
Ответы детей
В: Надо аккуратно пользоваться деньгами, чтобы они не потерялись.
Итоговое мероприятие
Демонстрация коллекции монет родителям.
Создание презентации проекта.
Выступления детей об истории денег.
1-й ребенок. Представляем вашему вниманию проект нашей группы «История денег». Давным-давно денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны. Но прошло много лет, и люди научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей.
А если чего-то нельзя было достать трудом, они это просто отнимали у других.
Какое-то племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже была нужна. И начиналась война, тот, кто побеждал, становился хозяином соли. Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого – топоры, стрелы, горшки.
Демонстрационный материал: иллюстрации первобытных людей и орудий.
2-й ребенок. А больше всего любили первобытные люди меняться украшениями (раковины, кусочки янтаря и прочие красивые вещи). Так украшения постепенно стали деньгами. Но меняться не всегда было удобно, тогда на свет появились бумажные и металлические деньги. С того времени, как появились монеты, торговля пошла очень бойко. Купцы все богатели, и чем дальше, тем больше у них становилось денег. Они стали уже бояться за свои капиталы. Как ни прятали по сундукам и подвалам свои мешки с золотом, как ни зарывали в землю, все же нет-нет, да и украдут у кого-нибудь такой мешочек, да еще и хозяина убьют. И стали зажиточные люди сдавать свои деньги на хранение в банк или казначейство. Это такое место, где деньги хранятся в специальных сейфах и строго охраняются.
Демонстрационный материал: иллюстрации украшений, сундуков с золотом, банков.
3-й ребенок. Некоторые нечестные люди тоже тайком пытались делать монеты. Причем иные так наловчились, что их монеты трудно было отличить от настоящих.
Во многих странах фальшивомонетчиков даже казнили, в иных – отрубали одну, а то и обе руки, чтобы впредь они не могли подделывать деньги.
Но самым страшным наказанием было вливание в горло расплавленного металла, из которого фальшивомонетчики делали свои монеты.
Демонстрационный материал: заключенный в тюрьме.
4-й ребенок. Каждое государство чеканит свои деньги. У этих денег свой вес, свои надписи и рисунки, свой герб и свои названия монет. В России это копейки, в Америке – центы, во Франции до недавнего времени были сантимы, в Германии – пфенниги и т. д. Сейчас на монетах выбиваются очень сложные рисунки. Посмотрите на наши российские монеты: там выбит герб России – двуглавый орел.
Конечно, государству нужно много денег. У него большие расходы: на школы, больницы, на армию и на многое другое. Где же взять деньги на все это, если их не выпускать постоянно? Государство берет деньги в виде разных налогов, в виде доходов от работы заводов и фабрик, от продажи нефти и газа другим странам. Поэтому, чтобы деньги не дешевели, нужно каждому исправно платить государству налоги. Нужно, чтобы хорошо работали заводы и фабрики, выпуская много нужных нам предметов. Мы будем их покупать и тем самым как бы возвращать деньги государству.
Список литературы
- А.А. Смоленцева Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. СПб. :"ДЕТСТВО-ПРЕСС",2002.
- Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.
- Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.
- Ефименко Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26
- Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
- Сказки Л. Толстой «Золотой ключик»
- К.И. Чуковский «Муха - Цокотуха»
- Сказки Э.Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
- Сказки С.В. Михалков «Как старик корову продавал»
- А.С. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Деньги, денежки"
Проект разработан совместно с детьми средней группы по экономике...
Паспорт проекта «Деньги-помощники»
Проектная работа «Деньги-помощники» в подготовительной к школе группе...
Социально-исследовательский проект «Деньги» в подготовительной группе
Социально-исследовательский проект «Деньги» в подготовительной группе...
Проект <<Деньги Помощники>>
Проект <<Деньги Помощники>>...
Проект " Деньги - помощники
. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве. На план ставится фор...
Краткосрочный проект "Деньги-помощники"
С детьми постигаем основы финансовой грамотности. Резработали и реализовали проект "Деньги-помощники"...
Проект. Деньги разных стран
Проект. Деньги разных стран...