Занятие по развитию речи в старшейе группе "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СМЕШАРИКОВ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Коваленко Елена Николаевна

                                 

 

                                 « ПУТЕШЕСТВИЕ  В СТРАНУ  СМЕШАРИКОВ»

 

Программные  задачи: Формировать грамматический строй речи;

                                     Активизировать умственную и речевую деятельность детей,

                                     развивать  речевое  внимание, фонетический  слух;

                                    Учить  детей  в  образовании  сложных  слов  при  помощи  сли

яния двух  слов;

Учить  детей  подбирать  антонимы  к  глаголам  и  прилагательным;    

Закреплять  умение  образовывать  названия  детёнышей  животных  в  именительном  и  родительном  падежах  множественного  числа; закреплять  знания  о  том, что  некоторые  детёныши  животных  имеют  специальные  названия; закрепить  названия  домиков  животных;

Учить  детей  ориентироваться  на  окончание  при   определении  родовой  принадлежности  существительных;

Учить  составлять  сложные  предложения, используя  союз 

«потому  что».

Оборудование  и  материал:

Маски-шапочки  «Смешарики», конверты  с  заданиями, рисунки  детёнышей  животных  и  их  домики, набор  игрушек  и  предметов  для  игры  «Три  ступеньки» - блюдце, ведро, яблоко, яйцо, полотенце, кольцо, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрёшки  и  др., картина  с  рисунком  карзины  с  конфетами, разрезанная на  пять  частей, металлограф, угощения  в  карзине.

Ход  занятия:

Перед  входом  в  комнату, где  проводится  занятие, висит  вывеска  « Весёлая  страна». Звучит  музыка. Дети  подходят  к  воротам.

Вос. - Вы  любите  путешествовать?

Дети- Да!

Вос — А  кто  их  вас  когда-нибудь  был  в  настоящем  путешествии? ( Ответы  детей).

Вос — Мне  кажется, что  путешествовать  любят  все. Ведь, всё  что  мы  узнаём, что  видим  во  время  путешествия, запоминается  надолго. Во время  путешествия  можно  встретить  новых  друзей. А  на чём  можно  путешествовать?

Дети- На  самолёте, поезде, машине, корабле.

Вос — Сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  одну  чудесную  страну. А  попасть  туда  может  тот, кто  верит  в  чудеса. Вы  верите? Тогда, садитесь  быстрей  по  машинам  и отправляемся!

 

   Речевая  гимнастика  « Машины».

Би-би-би — гудит  машина                       - дети  ритмично  постукивают  кулачком  

                                                                     одной  руки  о  ладонь  другой.

Тук-тук-тук — мотор  стучит                     - ритмичное  хлопанье  руками.

  • Едим, едим, едим, едим -

Он  так  громко  говорит.                           - ритмическое  потопывание  ногами.

Шины  трутся  о  дорогу

  • Шу-шу-шу,

Они  шуршат.                                             - потирают  ладонями.

Быстро  крутятся  колёса

 

 

  • Та-та-та,                                              - делают  ритмическую  «вертушку» руками

Вперёд  спешат.

Вос — Вот  мы  и  приехали. А  вы  знаете, кто  такие  Смешарики? Назовите  их. А  давайте, мы  превратимся  в  героев  этого  мультфильма.

( Воспитатель  подходит  к  столику, берёт шапочки-маски, предлагает  детям  одеть  их.)

Вос — Ребята, посмотрите, а  тут  какой-то  конверт! Прочтём?

( Воспитатель  достаёт  из  конверта  письмо  и  зачитывает  его),

Вос — Здравствуйте, дети!  Пишу  вам  письмо!

           И  знаю, что  быстро  прибудет  оно!

           Собиртите  картинку  за  мгновенье,

           Узнаете, какое  будет  угощение.

           Но  чтобы  осколки  от  картины  получить,

           Нужно  задания  выполнить! 

                                                             Ваш  Крош.

Вос — Да, ребята, в  конверте  ещё  есть  конверты  поменьше  и  они  пронумерованы. Ну, что, возьмёмся  за  дело? Не  побоимся  трудностей  и  узнаем, какой  сюрприз  приготовили  нам   Смешарики!

Дети- Да!

( Воспитатель  открывает  конверт  под  номером  1).

Вос – Ребята, первое  задание  от  Ёжика. Он  любит  пироги  с  разной  вкусной  начинкой, а  как   они  называются – не  знает. Просит  нас  помочь.

Игра  « С  чем  пекут  пироги?»

( Воспитатель  задаёт  детям  вопросы,  а  дети  образовывают  однокоренные  слова).

      - Пирог  с  капустой – какой? ( капустный);

      - Пирог  с  вишней - …( вишнёвый);

      - С  рисом - …(рисовый);

      - С  мясом -…( мясной);

      - С  луком …( луковый);

      - С  яблоком …( яблочный);

      - С  морковью …( морковный);

      - С  картошкой …( картофельный);
      - С  земляникой ..( земляничный).

      - С  тыквой …( тыквенный).

Вос — Молодцы, ребята, здорово  у  нас  первое  задание  получилось. А  вот  и  первая  часть  от  картинки!

( Воспитатель  достаёт  из  конверта    часть  картинки  и  прикрепляет  её  к  металлографу, берёт  второй  конверт  №2  и  достаёт  задание).

Вос — Пишет  нам  Совунья: « Прошу  вас  грамотно  закончить  мои  предложения».

Игра  « Скажи  наоборот».

  • дождик  вымочит, а  солнышко...( высушит);
  • один  теряет, а  другой...( находит);
  • подушка  мягкая, а  скамейка  …( жесткая);
  • если  ты  что-нибудь  забудешь, то  потом...( вспомнишь);
  • пуговица  оторвётся, а  мама … ( пришьёт);
  • входя  в  комнату  свет  зажжешь, а  уходя ...( погасишь);
  • ручей  мелкий, а  река ...( глубокая);
  • кашу  варят  густую, а  суп ...( жидкий);
  • у  смородины  ягоды  мелкие, а  у  клубники ...( крупные);
  • в  пасмурную  погоду  настроение  грустное, а  в  солнечную ...( весёлое);

 

 

 

Вос — А  у  вас, ребята, настроение  какое? ( Ответы  детей).

Вос — Вот  и  со  вторым  заданием  вы  справились, я  думаю Совунье  понравились  ваши  правильные  окончания  предложений.

( Заглядывает  в  конверт, достаёт  вторую  часть  и  прикладывает  на  металлограф).

Вос — А  не  пора  ли  нам  отдохнуть, погулять  по  поляне, посмотреть, как  тут  красиво!

  Физкульт минутка

Дети  встают  в  круг.

    Мы  сейчас  пойдём  направо,                      Мы  поднимемся  тихонько

    А  потом  пойдём  налево,                             И  попрыгаем  легонько:

    В  центре  круга  соберемся                          Пусть  попляшут  наши  ножки

    И  на  место  все  вернёмся.                         И  похлопают  ладошки.

    Мы  тихонечко  присядем,                             Повернёмся  мы  на  право-

    Ручками  себя  погладим,                              Не  начать  ли  всё  сначала?

 

Вос — Давайте, ребята, продолжим  наши  приключения! ( Достаёт  из  конверта  №3 следующее  задание).

Вос — А  теперь  в  конверте  какие-то  картинки. Что  же, что  же  это? Ну-ка  прочтём! : «На  карточках  нарисованы  домики, а  чьи  это  домики  и  каких  животных  детёныши  в  них  живут, ответьте  мне!» - просит  нас  Капатыч.

 Игра  « Чей  домик»

( Воспитатель  показывает  картинки  с  домиками   животных, дети  называют  их, а  затем — какие  детёныши  животных  живут  в  этих  домиках).

  • это  ...( конура), чей  дом  в  конуре ...( щенят, щенков);
  • это ...( дупло), в  дупле  дом ...( бельчат);
  • это ...( нора), в  норе  дом ...( лисят);
  • это  ...( берлога), в  берлоге  дом...( медвежат);
  • это ...( конюшня), в  конюшне  дом ...( жеребят);
  • это ...( свинарник), в  свинарнике  дом ...( поросят);
  • это  ...( скворечник), в  скворечнике  дом ...( скворчат).

Вос — Молодцы! Правильно! Всё  вы  знаете  и  грамотно  отвечаете, а  Капатыч  нам  за  это  оставил  в  своём  конверте  ещё  одну  часть  от  картинки!

( Воспитатель  прикладывает  её  к  металлографу, берёт  конверт  №4  и  зачитывает  задание).

Вос — Для  следующего  задания, Нюша  приготовила  нам  игрушки  и  предметы.

 Игра  « Три  ступеньки»

( Воспитатель  на  подносе  раскладывает  мелкие  игрушки  и  предметы: блюдце, ведро, яйцо, полотенце, кольцо, яблоко, совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрёшка).

Вос — Нюша  просит  нас  разложить  эти  предметы  на  три  ступеньки:

           на  1  ступеньку — предметы, про  которые  можно  сказать  ОДИН;

           на  2  ступеньку  - предметы, про  которые  можно  сказать  ОДНА;

           на  3  ступеньку — ОДНО.

( Дети  подходят  к  разносу, берут  один  предмет  и  кладут  его  на  нужную  ступеньку. Воспитатель  предлагает  детям  вслух  проверить  себя, дети  называют  свои  варианты).

Вос — Нюша  может  не  сомневаться, нам  любое  дело  по  плечу! А  вот  и  ещё  один  кусочек. Ребята, их  уже  много, давайте  попробуем  собрать, может  у  нас  что-нибудь  получиться!

( Воспитатель  достаёт  из  конверта  часть  от  пазла  и  предлагает  детям 

 

 

 

его  собрать. Дети собирают  на  металлографе  картинку, но  одной  части  не  хватает, самой  главной, из-за  которой  не  видно  на  картинке, что  за  сюрприз  на  ней  нарисован).

Вос — Нет,  ребята, что-то  не  получается! Не  хватает  всего  немножко  и  из-за  этого  немножко  не  виден  сюрприз  Смешариков. А  у  нас  ещё  один  конверт  и  если  мы  выполним  задание, то  узнаем  что  за  секрет  изображен  здесь. ( Показывает  на  металлограф, открывает  конверт  № 5  и  зачитывает  письмо).

Вос — Пишет  нам  Бараш: «Я  много  сочиняю  стихов, но  чтобы  подобрать  рифмы, надо  всё  знать. Помогите  мне  найти  ответы  на  разные  вопросы!»

Вос — Поможем, ребята! Ведь  мы  много  знаем!

Дети- Да!

( Воспитатель  задаёт  вопрос – ребёнок  должен  со  слов  «потому  что», полным  ответом  ответить  на  вопрос).

  Игра  « Почемучки».

  • Почему  зимой  нельзя  купаться?
  •  Почему  засыхают  цветы?
  •  Почему  весной  тает  снег?
  •  Почему  летом  не  носят  шубы?
  •  Почему  улетают  птицы?
  •  Почему  люди  берут  зонты?
  • Почему  пришел  врач?
  •  Почему  деревья  мокрые?
  •  Почему  мяч  катится?

Вос — Заглянем  в  конверт. И  Бараш  оставил  нам  часть  своей  загадки.

( Воспитатель  вынимает  последнюю  часть и  предлагает  ребятам  полностью  составить  всю  картинку . Они  выкладывают  пазл  и  видят  корзинку  с  конфетами).

Вос — Ребята, мы  выполнили  все  задания  и  узнали  что  нам  приготовили  Смешарики. Давайте  поищем, где  же  эта  корзинка.

( Дети  находят  корзинку  с  угощением. Воспитатель  достаёт  из  корзинки  стихотворение  и  зачитывает  его).

Вос — И  вот  закончилась  игра

            Прощаться  нам  пора.

            Но  мы  надеемся  что  с  ней

            Ты  стал  немножечко  умней -

            Узнал  ты  много  слов  смешных

            И  много  всяких  вся чин,

            А  если  ты  запомнил  их -

            Не  зря  твой  день  потрачен!

            Сумей  сей  умный  клад  сберечь!

            Пока! До  новых  встреч!                            Б. Заходер

Вос — Ребята, Смешарики  прощаются  с  нами, нам  пора  возвращаться. Скажем  им, спасибо  за  весёлое  приключение, и  отправимся  назад  на  поезде. Цепляйтесь  вагончиками  и  поехали!

( Под  музыку  дети  выходят  из  группы  паровозиком).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на тему: "Путешествие в Страну слов" подготовительная группа

Тема: «Путешествие в страну слов»Программное содержание: познакомить с различными превращениями слов;- продолжать прививать интерес к русскому языку, развивать сообразительность, смекалку, внимание, м...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

Интегрированное занятие по развитию речи и лепке "Путешествие в страну сказок"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке "Путешествие в страну сказок"...

Конспект занятия по развитию речи "Весёлое путешествие в сказочную страну"

Конспект занятия помогает создать в группе благоприятную атмосферу, узнавать персонажей из любимых сказок, воспитывать любовь к художественным произведениям....

Конспект занятия по развитию речи в по теме «В стране сказок» (старший дошкольный возраст)

Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательные от слов существительн...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Итоговое занятие по развитию речи на тему: Путешествие в страну «Красивой речи»

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки воспитанников, полученные в течение учебного года.Задачи:Образовательные:  -совершенствовать навыки коммуникативного общения,...