Конкурс педмастерства
материал по развитию речи (старшая группа) по теме
Положение
о конкурсе педагогического мастерства
«По ступенькам творчества к вершинам мастерства».
Цели:
1. Стимулирование к профессиональному творческому росту педагогов детского сада;
2. Совместный поиск форм и методов активизации ребенка на учебном занятии;
3. Выявление успешного опыта использования форм, методов, образовательных технологий, направленных на развитие субъектных отношений в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_pedmasterstva.doc | 84 КБ |
Методика проведения логоритмического занятия | 73 КБ |
Мои стихи для детского сада | 1.51 МБ |
ivanova_n.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Надо предпочесть педагога, который идёт новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несёт на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создает зовущую мысль. Не подражатель, не толкователь, но мощный каменщик новых руд. Нужно принять за основание зов новизны».
Лев Семенович Выготский.
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 87 «Буратино» общеразвивающего вида».
Положение
о конкурсе педагогического мастерства
«По ступенькам творчества к вершинам мастерства».
Цели:
1. Стимулирование к профессиональному творческому росту педагогов детского сада;
2. Совместный поиск форм и методов активизации ребенка на учебном занятии;
3. Выявление успешного опыта использования форм, методов, образовательных технологий, направленных на развитие субъектных отношений в образовательном процессе.
Условия:
- Освоение успешного опыта коллег; с этой целью все педагоги детского сада должны иметь к проведению конкурса прямое или косвенное отношение: у каждого заявленного участника ест группа поддержки из числа опытных педагогов.
- Дифференцированный подход к участникам Конкурса при организации конкурсных мероприятий различной направленности;
- Самостоятельный выбор педагогами форм, а также степени активности в мероприятиях Конкурса.
В целом программа Конкурса состоит из трех основных этапов:
1 этап (ноябрь-январь) – подготовительный.
Он включает в себя знакомство педагогов с Положением Конкурса на заседаниях в методических объединениях, педагогических советах , заполнение заявок на участие в Конкурсе.
2 этап (январь-февраль) – основной «От педагога к педагогу»
Этот этап предполагает проведение основных мероприятий Конкурса в соответствии с определенными сроками.
3 этап – заключительный «Праздник «Воспитатель юбилейного года»
Подведение итогов конкурса:
1.Все участники конкурса награждаются почётными дипломами и премиями.
2. В конкурсе выделены следующие номинации:
- Воспитатель – энтузиаст
- Воспитатель – творец
- Воспитатель – «умелые ручки»
- Воспитатель – оптимист
- Воспитатель – дизайнер
- Воспитатель – мастер
- Воспитатель – мечтатель
- Воспитатель – друг
- Воспитатель – труженик
- Воспитатель- мудрец
- Воспитатель – личность
3. Участие и победа в конкурсе даёт право на участие в городском конкурсе педагогического мастерства.
Название мероприятия | Сроки проведе-ния | Баллы |
Сочинение-эссе «Мои размышления о профессии педагога» | январь | 10 |
Конкурс «Учебное занятие» | январь- февраль | 30 |
Заключительный этап профессионального конкурса «Праздник «Воспитатель юбилейного года» | январь-февраль | 20 |
Жюри Конкурса: Заведующий д/с., заместитель заведующего по УВР., старший воспитатель - ., воспитатели.
Лист оценки учебного занятия
участника конкурса
(30 баллов).
Занятие:____________________________________________________
Воспитатель:________________________________________________
Параметры анализа занятия | Балл |
Диапазон педагогических приёмов (дидактических и воспитательных) | |
Интуиция и импровизация воспитателя | |
Знание и использование достижений психолого-педагогических наук, педагогических технологий | |
Учёт возрастных и индивидуально-познавательных особенностей детей | |
Эстетика занятия, решение задач эстетического воспитания | |
Продуктивность занятия |
Всего балов:_________________
Дата:_______________________
Подпись членов жюри:
Представление заявителя на участие в конкурсе.
Фамилия, имя, отчество участника конкурса:____________________________________________________________________________________________________________________________________
Квалификационная категория:_________________________________
Образование (название учебного заведения, год его окончания, факультет, специальность):__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общий педагогический стаж____________________________________
Педагогический стаж в МДОУ № 87______________________________
Работала воспитателем на следующих возрастных группах:_________________________________________________________________________________________________________________
Освоила методику программы:______________________________________________________________________________________________________________
В достаточной мере освоила методику работы с детьми по программе:__________________________________________________
Знакома теоретически с основными положениями комплексных программ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использую в работе с детьми авторские технологии:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работаю по парциальным программам:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Считаю, что стиль моего педагогического общения с детьми:_____________________________________________________
Девиз, под которым я выступаю на конкурсе:________________________________________________________________________________________________________________
Дата:____________ Подпись:___________/___________
Лист оценки сочинения – эссе участника конкурса.
Воспитатель: ________________________________________________
Параметры оценки сочинения - эссе | Общий балл | ||||
Отражение профессионально-значимых качеств | Педагогическая культура, культура речи | эрудиция | Креатив-ность | Оригиналь-ность | |
Дата: ________ Подписи членов жюри:
Лист оценки сочинения – эссе участника конкурса.
Воспитатель: ________________________________________________
Параметры оценки сочинения - эссе | Общий балл | ||||
Отражение профессионально-значимых качеств | Педагогическая культура, культура речи | эрудиция | Креатив-ность | Оригиналь-ность | |
Дата: ________ Подписи членов жюри:
Лист оценки сочинения – эссе участника конкурса.
Воспитатель: ________________________________________________
Параметры оценки сочинения - эссе | Общий балл | ||||
Отражение профессионально-значимых качеств | Педагогическая культура, культура речи | эрудиция | Креатив-ность | Оригиналь-ность | |
Дата: _________ Подписи членов жюри:
Общие требованияк конкурсному учебному занятию:
- каждый педагог-участник конкурса должен провести учебное занятие на своей группе воспитанников;
- занятие должно соответствовать образовательной программе, календарно-тематическому плану;
- при групповой форме организации занятия должна присутствовать большая часть группы;
- занятие проводится в рамках основного расписания;
- к учебному занятию педагог должен подготовить краткий и подробный план – конспект занятия;
- после проведения учебного занятия педагог делает устный самоанализ его эффективности;
- план-конспект сдаётся председателю жюри конкурса.
Требования
к Визитной карточке участника конкурса педагогического мастерства.
Задание может быть выполнено в любой форме. Его цель – дать представление жюри о Вас, как о личности, ваших профессиональных и лидерских качествах, Вашей креативности. Вы можете использовать результаты своего творчества, рассказать о своём хобби, своём жизненном кредо. Участник Конкурса выступает с творческой группой поддержки. Вы показываете свою творческую индивидуальность.
Группы поддержки участниц
Конкурса педагогического мастерства.
Фамилии участников и группы поддержки
Клятва воспитателя
«На верность служению благородному делу
воспитания будущего поколения»
Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, К.Д Ушинский, В.А.Сухомлинский…
Воспитатель! Вспомни эти имена. Испытай законное чувство гордости за свою профессию.
Я воспитатель. Я избрала профессию воспитателя по велению сердца. В ней моё призвание, в ней смысл моей жизни.
Я воспитатель. ЯЯ служитель храма ДЕТСТВА, на алтаре которого неокрепшие, легкоранимые детские души и сердца, зоркие глаза, жадно глядящие на этот сложный и непонятный мир.
Клянусь:
- любить каждого ребёнка всем сердцем
- любить жалеть детей
- любить и помогать детям
- любить и быть преданным детям
- любить и верить в каждого ребёнка
- любить, растить, воспитывать и развивать детей
- любить гордиться детьми.
Клянусь:
- Пробуждать в детях чувства добрые, прекрасные – к людям, природе, окружающему нас миру.
- Учить детей общаться, радоваться людям.
- Приобщать детей к высокой нравственной культуре.
- Учить детей отличать доброе от злого, прекрасное от безобразного.
- Учить детей милосердию: сострадать, заботиться о близких и меньших братьях наших.
- Заботиться о физическом и психическом здоровье детей.
- Учить детей мечтать, творить, создавать.
- Помнить: что каждый ребёнок неповторим, каждый ребёнок – личность, отдельный мир, у каждого свой собственный характер, своё мировоззрение.
- Укреплять союз родителей и детей.
- Дарить детям знания, которыми владею.
Клянусь:
- Постоянно учиться у коллег и у детей, стремиться к самосовершенствованию.
- Преодолевать трудности, быть оптимистом.
- Дорожить честью нашего детского сада, уважать своих товарищей по педагогическому труду, повышать авторитет профессии.
Клянусь достойно нести данное мне звание воспитателя!
Пока сердце не устанет любить.
Пока руки не устанут творить.
Пока не иссякнет родник мастерства и новых идей.
Клянусь!
Моя педагогическая честь все клятвы подтвердит трудом и делом!
График
проведения и посещения открытых занятий
у участников Конкурса
«По ступенькам конкурса к вершинам мастерства»
Дата | № группы | Время | ФИО конкурсанта | Тема занятия |
|
|
|
| Познавательное развитие « Главное для человека – это теплый дом» |
|
|
|
| Познавательное развитие « Воздух и вода» Художественная деятельность «Аквариум с волшебными рыбами» |
|
|
|
| Познавательное развитие «Зайка – путешественник» Математическое развитие По сюжету сказки «Заюшкина избушка» Познавательное развитие «Наши помощники – органы чувств» |
Уважаемые коллеги! Приглашаем на праздник «По ступенькам творчества к вершинам мастерства»: Дата методический кабинет . |
План
- вступление, поздравление.
- жюри(о итогах занятий- баллы)
- представление визитной карточки.
- конкурсы:
- разминка-доскажите имя сказочного персонажа;
-Пластилин (вылепить)-
Кубохвостиусорот
Шваброшерстиус
Длинномордиусик
Зубоголубоглазиус
Кривопузикорот
Слономышиуж
-угадай зашифрованную сказку:
1. Лена и тигр
2. Горошечек
3. Паучок-царевич
4. Жили были девочка и мальчик возле дремучего леса. Пошёл мальчик на охоту и поймал жука –скоробея. Взмолился жук-скоробей, обещал исполнить желание, если мальчик его отпустит… и потребовала дрянная девчонка стиральную машину с именем неслыханным и доселе невиданным «Занусси»…
5. говорит муж жене, что хочет он иведать чудо –пирожные «эклеры2, замесила бабка тесто мудрёное, получился ароматненький, глазированный «эклерчик», да такой нетерпеливый, что слэнгом выражаясь ноги сделал с подоконника…
6. Бабушка – непоседа посадила огурчик. Вырос он малюсееенький да такой , что найти не представлялось возможным. И вызвала она на подмогу деда-агронома, внучку- полевода, собачку-нюховочку, кошу-блоховочку, да мышку- пеструшку…
5. Итоги (жюри, о визитных карточках)
6. «Волшебные кляксы»
7.Стихи от Нины Алексеевны, напутственные слова от
8.Песня «Мы так давно не отдыхали…»
9. КЛЯТВА
10.итоги будут известны-
за мужество и героизм, проявленные в конкурсе…
Песня на мотив
«Московских окон негасимый свет..»
1. Вот опять все вместе собрались.
Огоньки весёлых глаз зажглись,
И, улыбку не тая, за столом сидят друзья,
Одна большая, дружная семья.
2. Малышню накормят вкусно тут,
накупают, песни пропоют.
И вечернею порой провожают всех домой,
до чего ж хорош ты, садик мой!
3. Нам другой работы не найти,
только вместе с детством по пути.
И усталость не берёт, и ещё сто лет пройдёт,
а садик наш на радость пусть цветёт!
4. И наполнят гулом , суетой,
эти стены, этот дом родной
Дети, взрослые, друзья
В юбилей грустить нельзя,
Мы ж все большая дружная семья!
Игра «Иностранец»
Представьте себя в роли иностранца, который не понимает русскую речь и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав высказывание «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Придумайте как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы:
- Сам себе на уме.
- Комар носа не подточит.
- Метать бисер перед свиньями.
- Прошёл огонь, воду и медные трубы.
- Яйца курицу не учат.
- У семерых нянек дитя без глазу.
- Не подмажешь - не поедешь.
- Зимой снега не выпросишь.
- На воре и шапка горит.
Вот видите, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, всего лишь мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла! Либо, когда мы воспринимали чьи-то слова буквально, не понимая переносного смысла.
Предварительный просмотр:
«Методика проведения занятия (урока) по ритмической гимнастике».
1.Цели и задачи ритмической гимнастики.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.
Занятия логоритмикой направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. На занятиях используются различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), используемые в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку. При дозировке упражнений необходимо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.
Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответственно увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой и др. (1985), упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности.
2. Методика проведения занятий по ритмической гимнастике.
Упражнения ритмической гимнастике по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят общеразвивающие упражнения, бег прыжки, элементы народного и современного танца, но выполняемые под музыкальное сопровождение. Музыкальный репертуар соответствует возрасту детей, сюда можно отнести детские песенки, популярную эстрадную музыку, народную и классическую.
Одним из самых важных моментов при занятии ритмической гимнастики является определение уровня физического развития занимающихся. В связи с этим на первых занятиях проводится тестирование и на основе данных составляется два комплекса ритмической гимнастики для детей с хорошим и средним физическим развитием. Детей делят на две подгруппы и дети с хорошим развитием выполняют комплекс с усложнением.
На занятиях дети выполняют нетрадиционные виды упражнений: пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально подвижные игры. Каждый комплекс состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения в этой части выполняются с небольшой амплитудой сюда можно отнести: строевые упражнения, подвижные игры малой интенсивности; игротанцы – танцевальные шаги, элементы хореографии. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Основная часть урока длится от 70 до 80 общего времени. Здесь предусмотрены упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются с таким расчетом, чтобы равномерно нагрузить все части тела. Вначале все упражняются выполняются в положении стоя, затем идут серия прыжков различных видов. Хорошо используются танцевальные связки, самое главное, чтобы интенсивность была на много выше подготовительной части. После 1,2 дыхательных упражнений, которые позволяют восстановить дыхание, основная часть комплекса выполняется сидя и лежа на полу. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, координации, ловкости, выносливости и др.
Каждый комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, дыхание, укрепление осанки. Можно использовать игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику. Все упражнения выполняются в медленном темпе, что создает условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.
После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняются под музыку поточным способом по методике ритмической гимнастики. Использование ритмичной музыки вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает формирование двигательных навыков. Применение серийно-поточного способа выполнения упражнений позволяет увеличивать нагрузку и моторную плотность занятий и повышает их тренирующий эффект. Следует учитывать, что физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций в соответствии с научными выводами академика Н.М.Амосова, профессора В.К.Бальсевича и других ученых, не дают достаточного эффекта. Тренирующий эффект (адаптация к физической нагрузке) занятий физическими упражнениями у детей 5-7 лет обеспечивается при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 140-160 ударов в минуту .
Для повышения интереса детей к выполняемым упражнениям и активизации познавательной деятельности целесообразно дополнять сюжетные занятия по физическому воспитанию тематическими играми-занятиями, домашние задания наряду с двигательными (например, выполнить дома то или иное упражнение комплекса) помогут привлечь внимание родителей к физическому воспитанию детей, заинтересовать их успехами своего ребенка.
При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется использовать специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками (например, звуки океанских волн, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие, способствуют снятию психо-эмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей). Результаты научных исследований свидетельствуют о необходимости применения элементов психорегуляции в процессе оздоровительной тренировки, особенно на начальном этапе занятий, так как это ускоряет адаптацию организма занимающихся к физическим нагрузкам.
Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, "пение" китов, шум морского прибоя и др.), создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение.
Комплексы сюжетных занятий направлены на поэтапное акцентированное развитие двигательных качеств, чему отводится от 50 до 70% времени занятий (например, комплекс направлен на акцентированное развитие силы и силовой выносливости). Каждый комплекс занятий желательно использовать в среднем на протяжении 2-2,5 месяцев, что обосновывается результатами исследований В.К.Бальсевича с соавторами (1986), установивших, что применение коротких (в течение двух месяцев) тренирующих программ, направленных на развитие отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно эффективно и вызывает достоверное улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств .
Использование в практике работы по физическому воспитанию занятий на основе ритмической гимнастики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями.
3.Корригирующая ритмическая гимнастика при нарушениях осанки.
Методические особенности проведения занятий.
Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид школьника, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Дефект осанки может стать причиной моральных переживаний ученика и отразиться на его успеваемости.
Осанка формируется в процессе роста ребенка, изменяясь в зависимости от условий быта, учебы, занятий физической культурой.
Нормальная осанка характеризуется следующими признаками. Тело человека не напряжено, однако и не расслаблено. При осмотре спереди: положение головы прямое, плечи, ключицы, реберные дуги, гребни подвздошных костей симметричны. Живот плоский, подтянут. Ноги прямые, бедра и голени сомкнуты. Расстояние между опущенными руками и талией одинаково. При осмотре сзади: контуры плеч – на одном уровне, лопатки не слишком отстоят от грудной клетки, нижние углы их на одном уровне, а внутренние края – на одинаковом расстоянии от позвоночника. Линия, проведенная по наиболее выступающим точкам позвоночника, должна быть вертикальной прямой. При осмотре сбоку: позвоночник имеет умеренный волнообразный изгиб (кпереди – шейный и поясничный лордозы; кзади – грудной и крестцово-копчиковый кифозы). Линия, мысленно проведенная через мочку уха, плечевой сустав, большой вертел, головку малоберцовой кости, наружную сторону голеностопного сустава, должна быть непрерывной вертикальной.
Нарушения осанки бывают функциональными и фиксированными. При функциональном нарушении ребенок может принять положение правильной осанки по заданию (самостоятельно или с помощью), при фиксированном – нет.
Функциональные нарушения чаще всего возникают из-за слабого развития мышц спины и живота.
К факторам, провоцирующим нарушения осанки, можно отнести асимметричные положения тела, при которых мышцы одной его половины оказываются длительное время растянутыми, а другой – сокращенными. Так, дети, у которых мышцы спины не подготовлены к длительному удерживанию тела в правильной рабочей позе за партой или столом, нередко находят, как им кажется, более удобные положения. Со временем избранные положения закрепляются, становятся привычными, формируется тот или иной тип порочной осанки.
Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше. Исправление дефектов осанки дело всегда более трудное, чем предупреждение их. Особенно это касается учащихся старшего школьного возраста, у которых нарушения осанки становятся более стойкими.
Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки – физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендуют упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей с нарушениями осанки.
В целях профилактики и устранения нарушений осанки упражнения ритмической гимнастики наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач должны тщательно обследовать каждого школьника с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений.
При стойких нарушениях осанки занятия с детьми следует проводить в специальных группах корригирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической гимнастики, где занимаются дети с функциональными нарушениями осанки, присутствие врача на каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в них осуществлять систематический медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в обеспечении дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой, каждым ребенком.
Методика составления комплексов упражнений корригирующей ритмической гимнастики аналогична методике построения комплексов для уроков с элементами ритмической гимнастики. Следовательно, каждый такой комплекс должен состоять из трех частей.
В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений – 6–8 повторений.
Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и освоенности материала. В среднем упражнения повторяют 8–16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.
Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы.
Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.
Учащихся с нарушениями осанки необходимо научить искусству расслабления. С этой целью в группах корригирующей ритмической гимнастики для школьников среднего и старшего возраста до начала занятий и в конце их полезно проводить упражнения на расслабление с элементами аутотренинга, который помогает сконцентрировать внимание на выработке стереотипа правильной осанки. Перед началом занятий учащиеся расслабляют свои мышцы, лежа на спине, слушая голос учителя, медленно и властно произносящего фразу: “Мышцы расслаблены. Я встану, голову – вверх, плечи разверну, чуть сведу лопатки, живот подтяну, исправлю положение таза!” Учащиеся мысленно повторяют эту фразу, встают, принимая правильную осанку. В дополнение дети с похожими нарушениями осанки могут попарно подойти друг к другу, провести взаимоконтроль и коррекцию положения надплечий, лопаток, позвоночника, таза.
Определяя учащегося в группу корригирующей ритмической гимнастики, учитель физкультуры и врач должны провести беседу с его родителями, ознакомив их с объемом его двигательной активности в школе и достижениями на уроках физкультуры, с особенностями режима дня детей, у которых осанка нарушена. Родителям надо дать конкретные задачи по физическому воспитанию ребенка в семье. Кроме того, им будет полезно услышать о том, что в целях профилактики и исправления нарушений осанки спать ребенку лучше на животе или спине, на плоской подушке. Вместо портфеля лучше носить ранец. За письменным столом надо сидеть так, чтобы спина опиралась о спинку стула, руки были чуть отведены от нее, предплечья находились на столе, голова – в положении прямо, а расстояние между столом и туловищем составляло не более ширины ладони. Свет должен падать слева. Напоминать сгорбившемуся школьнику о необходимости удерживать тело в правильном положении лучше не окриком, а легким прикосновением руки или спокойным, ровным голосом.
Родители должны знать, что положительные результаты в исправлении осанки возможны лишь при регулярных занятиях. В неделю их должно быть не менее трех. При двухразовых занятиях в школе учащиеся среднего и старшего возраста могут один-два раза позаниматься в домашних условиях самостоятельно. Для этого им нужно научиться методам самоконтроля и ведению дневника. Младшим школьникам также рекомендуются домашние занятия, но под контролем родителей. Упражнения, корригирующие нарушенную осанку, каждый учащийся может включать и в утреннюю гигиеническую гимнастику.
Комплексы корригирующей ритмической гимнастики должны быть интересными, увлекательными, желательно имитационного характера, тогда дети будут выполнять их охотнее. Дома занятия проходят интереснее, если с ребенком короткую разминку выполняет кто-нибудь из взрослых.
Литература.
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981, 198 с.
2. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986, 304 с.
3. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения. Дошкольное воспитание, 1996, № 6, c. 2-14.
4. Шарманова С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. СПб.: НИИФК, 1995, 17 с.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Иванова Н.С., учитель-логопед
МДОУ
«Детский сад № 87 «Буратино»
общеразвивающего вида»
Тема:
«Система логопедических сказок как средство оптимизации процесса формирования правильного произношения на логопедическом пункте ДОУ»
1.Многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.
У большинства детей-логопатов не развиты умения слушать и слышать как звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков; недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других; проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.
Речь не является отдельной обособленной функцией. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.
Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Функции детской игры определяются ее психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. По выражению известного психолога С.Л. Рубинштейна «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни ребёнка .
Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии (условия, необходимого для организации совместной деятельности детей) и креативности. Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова). Как писал Б.М. Теплов: «…чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».
Как утверждал Л.С. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
2.Принципы коррекционной работы с детьми - логопатами, основанной на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы
Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии.
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.Г. Юнга и М.Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой.
В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей, дефектологов. Появились сказко-терапевтические программы Г. Азовцеюй, А. Лисиной, Т. Речицкой.
3.Отдельной коррекционно-развивающей программы для логопедического пункта ДОУ нет, поэтому, беру за основу базовую программу Нищевой Н. В.: «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)»). Один из пунктов данной программы -креативное развитие, что предполагает:
1.Развитие мелкой моторки и конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность.
2.Музыкальное развитие.
3.Игровая и театрализованная деятельность.
Новизна данного опыта состоит в том, что, с целью реализации данного пункта, была разработана система логопедических сказок, как средство оптимизации процесса формирования правильного произношения, состоящая из нескольких блоков.
Данная система включает в себя следующие блоки: «Логопедические сказки о звуках», «Артикуляционная азбука в стихах и картинках», «Логопедические сказки», «Сказки о весёлом язычке».
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Виды логосказок:
1.Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2.Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3.Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
4.Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).
5.Сказки, способствующие формированию связной речи.
6.Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах). Для постановки сказок подходят различные виды театров,
такие как:
- с куклами на палочках;
- театр «перчаток»;
- картонажный;
- фигурки из киндер-српризов;
- Би-ба-бо и другие.
Главной целью системы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Исходя из основной цели, выделяются следующие задачи:
-развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
-развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
-обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
-развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
-развитие эстетических способностей.
Это способствует быстрой постановке, автоматизации звуков, их дифференциации, что позволяет оказать своевременную логопедическую помощь большему количеству детей.
У детей с нарушением речи отмечается недостаточная координация пальцев при выполнении мелких операции. Для развития мелкой моторики в пособии имеются предметы, которые прикрепляются липучками, крючками, шнурками, шарики, щёточки, «решётки», «ёжики». Используя их, дети становятся основными действующими лицами своего сочинения. Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Кроме того, в игры-сказки и сказки-инсценировки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика (испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т.д.); релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке); голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на внимание (что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались) и т.д.
4.По результатам диагностики количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, превышало реальные возможности. На фоне использования данного практического материала к концу учебного года получены хорошие результаты: из 40 дошкольников, посещающих логопункт, 93% в процессе введения звуков в спонтанную речь, 7% — автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Ослабленный, заторможенный ребенок приобретает уверенность в себе и хотя бы частично избавляется от сомнений и страхов, в более короткие сроки происходит и постановка, и автоматизация звуков; ребенок меньше устаёт на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он способен к усвоению большего объема информации, чем раньше. У логопеда возникает меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь, развития фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, мелодию и структуру.
Умелое проигрывание сказок позволяет логопеду: создавать у ребёнка радостное, приподнятое настроение, устанавливать эмоциональный контакт с малышом, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений дошкольника, совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать речь (причём, все её компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам).
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп, дефектологи, психологи, руководители кружков по театрализованной деятельности. Занятия по сказкам достаточно проводить один раз в месяц, логосказки на заданный звук - в процессе автоматизации и дифференциации звуков. Длительность их может быть разной: от 15 до 30 минут. Следует учитывать возраст детей и их психические возможности. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.
Предлагаемые игры и упражнения позволяют превращать скучные занятия в увлекательные, способствуют улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, речевой деятельности.
Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.«Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца - это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом» (Владимир Солоухин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа педмастерства. Тема: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
В настоящее время в нашей педагогической литературе все чаще звучит мысль о том, что к зарубежному образовательному опыту нельзя подходить с позиции пользователя. Но так же очевидна мысль о том,...
Конспект НОД "Зимнее чудо" (для конкурса педмастерства)
Непосредственно образовательная деятельность с использованием элементов современных образовательных технологий: информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий...
Неделя педмастерства. «В гости к «Неваляшкам» в страну «Математики».
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе. ...
Конспект Недели педмастерства
Закрытие «Недели педагогического мастерства в МБДОУ «Детский сад «Сказка»Цель: Повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, стимули...
" Самообразование педагога ДОУ - ключ к педмастерству. "
Самообразование - важная часть работы педагога.Цели и задачи, а также методы и прёмы работы - вот только некоторые вопросы, затронутые в данной статье.Надеюсь, мой опыт будет полезен и инт...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ НА НЕДЕЛЕ ПЕДМАСТЕРСТВА НОЯБРЬ 2021Г
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП)Тема: «Сказочное путешествие» (интеграция содержания образовательной области «Познавательное-развитие», «...
Основы педмастерства
Составьте кластер (схему) "Роли современного педагога дошкольного образования"....