Перспективное планирование Образовательная область: «Коммуникация» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Перспективное планирование разработано для образовательной области «Коммуникация» на учебный год, с сентября по май, для воспитанников подготовительной группы. В планировании указана тематика непосредственно-образовательной деятельности, программное содержание, интеграция образовательных областей, используемые материалы, предложено использование тематических физкультминуток и художественного слова. Имеется список использованной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективное планирование | 92.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиппова Ольга Федоровна
Воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20» г. Ухта
Перспективное планирование
Образовательная область: «Коммуникация»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Сентябрь
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово | Интеграция |
1. | Пересказ сказки «Лиса и козел» | Закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей. Учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания. Учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Картинки с изображением лисы | д/и «Кто хитрее?» Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных; образовывать новые слова с помощью суффиксов ущ – ющ; енн – ейш; оват – еват; еньк –оньк. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010. с.131) д/и «Цепочка слов» Цель: учить подбирать существительные к прилагательным. Лиса пушистая. Что еще может быть пушистым? (шапка, шарф, снег, котенок, ковер) Козел серый. Что еще может быть серым? (туча, заяц, шуба, волк) Колодец холодный. Что еще может быть холодным? (снег, вода, лед, ветер) | «Мы к лесной полянке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнем, А потом гулять пойдем» | Загадки: «Хвост пушистый, мех золотистый», «С бородой, а не мужик, С рогами, а не бык». Стихотворение: «Вы не видели в лесу (С.Курдюков) | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
2. | Составление рассказа по картине «В школу» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным. Активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков «с» и «ш»; развивать интонационную выразительность речи. Развивать интерес к знаниям, желание учиться. Воспитывать уважение к труду педагога. | Картина «В школу» | д/и «Идет – стоит» Цель: учить подбирать синонимы. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 132)
д/и Слова – родственники» Цель: учить подбирать однокоренные слова. Подберите родственные слова к словам школа (школьник, школьный, школьница), учитель (учить, учительница, учиться, ученик, ученица). д/и «Будь внимательным» Цель: развивать внимание. Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат слово, относящееся к школе. Ученик, воробей, стрекоза, осень, книга, слон, ранец, ромашка и т.д. | «Разминаемся все вместе, Начинаем бег на месте. Хватит бегать, прибежали, Потянулись, подышали. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились» | Стихотворение: «1 сентября! 1 сентября! 1 сентября – Первый день календаря, - Потому что в этот день Все девчонки И мальчишки Городов И деревень Взяли сумки, Взяли книжки, Взяли завтраки Под мышки И помчались в первый раз В класс!» (Е. Трутнева) Загадка: «Стучат, стучат, не велят скучать. Идут-идут, а все тут да тут» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
3. | Пересказ рассказа К.Ушинского «Четыре желания» | Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам. Учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишье с разной силой голоса. Развивать умение импровизировать. Воспитывать любовь ко всем временам года. | Книга с иллюстрациями | д/и «Что лучше?» Цель: учить образовывать степени сравнения прилагательных и наречий. Чистый – чище – более чистый, Высокий – выше – более высокий, веселый – веселее – более веселый, и т.д. д/и «Скажи наоборот» (по пословицам) Цель: учить подбирать антонимы. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 136) д/и «Скажи по-другому» Цель: учить подбирать синонимы (глаголы). Плакать – реветь, Мчаться – нестись, Найти – отыскать, Шалить – баловаться. | «Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик! 1-2, 1-2, заниматься нам пора! Раз-сюда, два-туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, Два – привстали. Руки кверху мы подняли» | Стихотворение: «Придумала мать дочерям имена: Вот – Лето и Осень. Зима и Весна. Приходит Весна – зеленеют леса. И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло – все под солнцем цветет, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды – Дают урожаи поля и сады. Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля» (А. Кузнецова) Загадки: «Пришла без красок и без кисти, И перекрасила все листья», «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка! Тряхнет перинки – Над миром пушинки!», «Шагает красавица, Легко земли касается. Идет на поле, на реку, и по снежку, И по цветку», «Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает, Когда это бывает?» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
4. | Составление текста-рассуждения | Учить употреблению сложноподчиненных предложений. Учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные к существительным в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать интерес к слову. | Картинка с зайцем (зайцами) | д/и «Слова-родственники» Цель: учить подбирать однокоренные слова. Заяц – зайчик, зайчонок, заинька, заюшка, зайчишка, заячий, зайчата. Лес - лесок, лесочек, лесник, лесовичок, лесная, лесничий. Река – речка, реченька, речной, речушка. д/и «Угадай, кто?» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Трусливый, серый, пугливый, длинноухий – кто это? (заяц) Неуклюжий, косолапый, неповоротливый… Пушистая, хитрая, рыжая, ловкая… Смелый, колючий, отважный… | «Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал. Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. Шорох тихий раздается: Кто-то по лесу крадется. Заяц путает следы, Убегает от беды. Прыгнул вбок и обернулся, И под кустиком свернулся, Словно беленький клубок – Чтоб никто найти не смог». | Загадка: «Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору» Стихотворение: «Зайка, заинька, зайчишка Храбрый зверь и даже слишком. Самый смелый зверь в лесу. Не боится он лису, Не боится он и волка. Он запутает у ёлки След своих надёжных ног И ускачет по сугробам - Скок да скок» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
Октябрь
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово | Интеграция |
1. | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» | Развивать умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно. Учить подбирать синонимы, антонимы к прилагательным и глаголам. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «ж», учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно. Развивать умение договариваться в процессе пересказа друг с другом. Воспитывать интерес к жизни животных. | Книга с иллюстрациями | д/и «Подбери другое слово» Цель: учить подбирать синонимы. Веселый – радостный, оживленный. Побежал – помчался, понесся, полетел. Грустный – печальный, скучный. Побрел – поплелся, шел еле-еле. д/и «Назови слова» Цель: учить называть слова с заданным звуком. Воспитатель предлагает детям назвать животных, в названиях которых есть звуки «з» и «ж». | «Медведь по лесу бродит, От дуба к дубу ходит. Находит в дуплах мёд И в рот к себе кладёт. Облизывает лапу сластёна косолапый. А пчёлы налетают, Медведя прогоняют. А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». Бредёт лесной дорогой Медведь к себе в берлогу. Ложится, засыпает И пчёлок вспоминает» | Стихотворение: «Все говорят Что похож я на папу – Такой темно-бурый, Такой косолапый, Но только и папа Похож на меня – Такой же охотник до меду, Как я!» (М. Масленникова) Чистоговорки: «Жа, жа, за – вот идет коза, За, за, жа – мы видели ежа, За, жа, за – закрыли мы глаза, Жа, за, жа – нет у нас ножа» Скороговорка: «Лежит ежик у елки, у ежа иголки» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
2. | Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные» | Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений. Учить употреблять существительные в Р.п. мн.ч., подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать. Учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса. Развивать умение слушать других детей. Воспитывать интерес к жизни животных. | Картины из серии «Домашние животные» («Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком») | д/и «Мамы и детки» Цель: закрепить названия домашних животных и их детенышей в ед. и мн.ч. У коровы – один теленок – много телят, У козы – один козленок – много козлят, У свиньи – один поросенок – много поросят, У лошади… У собаки… У кошки… д/и «Опиши, мы отгадаем» Цель: учить описывать домашнее животное, называя характерные особенности. Ребенок дает описание животного, другие дети это животное отгадывают. | Пальчиковая игра: «Повстречались два козленка: «Ме-ме-ме!», Повстречались два ягненка: «Бе-бе-бе!», Повстречались два поросенка: «Хрю-хрю-хрю!», Повстречались два жеребенка: «Иго-иго!», Повстречались два теленка: «Му-му-му!». Смотри, какие рога!» | Загадки: «Не земледелец, не кузнец, Не плотник, А первый на селе Работник», «Голодна – мычит, Сыта – жует, Малым ребяткам Молочка дает», «У кого рога длинней хвоста», «Четыре грязных копыта Залезли в корыто» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
3 | Диагностика | ||||||
4. | Диагностика |
Ноябрь
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово | Интеграция |
1. | Составление рассказа по серии сюжетных картин | Учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название. Учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам. Развивать чувства ритма и рифмы. Воспитывать внимательное отношение к ответам и рассказам других детей. | 1 картина – девочка с корзинкой, 2 картина – она встречает ежей, 3 картина – ежи помогают девочке собрать грибы. | д/и «Закончи предложение» Цель: учить составлять распространенные предложения. Воспитатель начинает предложение, ребенок заканчивает. Девочка пошла…(в лес), Она взяла с собой… (корзинку), В лесу девочка увидела… (ежей) и т.д. д/и «Как сказать правильно?» Цель: учить объяснять различия в словах. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.143) | «Ежик выбился из сил – Яблоки, грибы носил. Мы потрем ему бока – Надо их размять слегка, А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко, А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Еж в лесочек убежал, Нам «спасибо» пропищал» | Загадка: «Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами» Стихотворение: «Жили-были на опушке В ветхой маленькой избушке Ёж, ежиха, два ежонка — Вся в колючках одежонка. У ежихи сто забот: Дом, хозяйство, огород... Папа-ёж ловил мышей. А как дела у малышей? Утром выйдут на зарядку И целый день играют в прятки» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
2. | Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» | Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет. Учить образованию формы Р.п. мн.ч. существительных, тренировать в словообразовании. Учить дифференциации звуков «ц» и «чь», отрабатывать четкую дикцию. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать умение договариваться друг с другом при пересказе. | Картинки – заяц, волк, белка, кролик, галка. | д/и «Кто у кого» Цель: закрепить названия детенышей животных во мн.ч. У зайчихи – зайчата, У белки – бельчата, У волка – волчата, У кролика – крольчата, У галки – галчата. д/и «Магазин посуды» Цель: учить составлять описание предметов посуды. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.146) д/и «Что из чего?» Цель: учить образовывать прилагательные. Ложка из металла – металлическая, Тарелка из фарфора – фарфоровая, Сковорода из чугуна – чугунная, Стакан из стекла – стеклянный, Солонка из дерева – деревянная. | «Солнце глянуло в кроватку, 1-2-3-4-5! Все мы делаем зарядку. Надо нам присесть и встать, Руки вытянуть пошире, 1-2-3-4-5, Наклониться – 3,4, И на месте поскакать, На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку» | Чистоговорки: «Ча-ча-ча – горит в комнате свеча, Чу-чу-чу – молоточком я стучу, Оч-оч-оч – наступила ночь, Цо-цо-цо – на руке кольцо, Цы-цы-цы – поспели огурцы, Ец-ец-ец – очень вкусный огурец» Скороговорки: «Села Таня за стол и уронила блюдце. Очень часто бьются у Танечки блюдца» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
3. | Составление текста-поздравления | Учить составлять текст-поздравление. Закрепить правильное произношение звуков «с», «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес детей к слову. | Музыкальные инструменты – барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки. | д/и «Накроем правильно на стол» Цель: закрепить названия предметов посуды, ее назначение. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.147) д/и «Парные картинки» Цель: развивать фонематический слух. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 149) | «В руки дудочку беру, Туру-туру-туру! Созываю детвору, Туру-туру-туру! Поиграю на баяне, Гали-гали-гали! Потанцуйте, зайки, с нами, Гали-гали-гали! Я на скрипочке играю, Тили-тили-тили! Скачут зайки на лужайке, Тили-тили-тили! А потом - на барабане, Бам-бам-бам! В страхе зайки разбежались, По кустам» | Загадки: «Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит, А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка! Это наша…», «В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная. Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут ее? …» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье Музыка |
4. | Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» | Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга. Учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов. Учить регулировать силу голоса. Развивать творческие способности, фантазию. Воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слов. | Картинки – заяц, еж. | д/и «Слова – родственники» Цель: учить подбирать однокоренные слова. Еж – ежик, ежонок, ежовый, ежиха, ежата. Заяц – зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, зайчата. д/и «Шишка» Цель: продолжать знакомить с многозначными словами. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.151) | «Скок – поскок, Скок – поскок, Зайчик прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет, На разминку всех зовет. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки, подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем в присядку, Чтоб не мерзли лапки» | Загадки: «В клубок свернется, Взять не дается», «Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках» Стихотворение: «У елки на пригорке Спрятался зайчишка в норке. Зайка, заинька, дружок! Посиди со мной часок. - Ни минуты не могу – В гости к ежику бегу. Он вчера меня встречал, Есть морошку приглашал» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
Декабрь
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово | Интеграция |
1. | Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» | Учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности. Учить образованию формы В.п. мн.ч. существительных. Учить отчетливому произнесению потешек, различению ритма, темпа речи и силы голоса. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать интерес к ответам других детей. | Фишки (или флажки, или колечки от пирамидки) | д/и «Кто больше назовет действий» Цель: учить подбирать глаголы к существительным. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.153) д/и «Кто больше увидит и назовет?» Цель: учить образовывать сложные слова. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с.153) | Мы пойдем сегодня к зайке. Зайка в домике живет, Ребятишек в гости ждет! Зашагали наши ножки Прямо по дорожке, К зайкиной избушке На лесной опушке. Поскачем по дорожке, Меняя часто ножки. Ручками похлопали, Ножками потопали. Как лисички побежали, Хвостиками помахали, Притаились за кустом, Побежали все кругом. Вот как быстро мы бежали И нисколько не устали. | Загадка: «Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору» Скороговорка: «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не беда, белой даже не была» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
2. | Составление рассказа с использованием антонимов | Учить составлять рассказ, используя антонимы. Учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. Развивать связную речь, внимание. Воспитывать умение слушать, четко отвечать на вопросы. | Предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы. | д/и «Что из чего?» Цель: учить образовывать прилагательные. Воспитатель показывает группу предметов, сделанных из одного материала. Дети называют предметы, из чего сделаны, какие они. Например, матрешка, кубик, ложка, пирамидка. Сделаны из дерева. Они деревянные. (аналогично со стеклом, пластмассой, металлом). д/и «Скажи наоборот» Цель: учить подбирать антонимы. Умный – глупый, Злой – добрый, Легкий – трудный, Полный – пустой, Давать – брать, Говорить- молчать, Покупать – продавать, Хвалить – ругать и т.д. | «Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели - встали, сели – встали. И на месте побежали» | Пословицы (с антонимами): Один теряет, а другой …(находит), Больше знай, да меньше…(болтай), Умел ошибиться, умей и…(поправиться), Человек от лени болеет, а от труда…(здоровеет), Дождик вымочит, а солнышко… (высушит), Если что-нибудь забудешь, то потом и …(вспомнишь), Смелый там найдет, где робкий… (потеряет) | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
3. | Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность. Учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании. Развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса. Воспитывать усидчивость. | Картина «Лиса с лисятами» | д/и «Цепочка слов» Цель: учить подбирать существительные к прилагательным. Что еще может быть пушистым? (шуба, кофта, воротник и т.д.) Что может быть мягким? Что может быть теплым? д/и «Хвост» Цель: продолжать знакомить с многозначными словами. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 157) | «Мы к лесной полянке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнем, А потом гулять пойдем» | Пословицы и поговорки: Лиса – всему лесу краса. Лиса семерых волков проведет. Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью Стихотворение: «Норка лисоньки в земле, | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
4. | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» | Учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им. | Книга с иллюстрациями | д/и «Маленький – большой» Цель: учить образовывать формы существительных с помощью суффиксов «ик», «ищ». Дом – домик – домище, Ерш – ершик – ершище, Сом – сомик – сомище, Кот – котик – котище, Зуб – зубик – зубище. д/и «Цепочка слов» Цель: учить подбирать существительные к прилагательным. Что бывает острым… Что бывает золотым… Что бывает горячим.. Что бывает круглым… И т.д. | Пальчиковая игра: «Пять маленьких рыбок играли в реке, Лежало большое бревно на песке, И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко». А третья сказала: «Мне хочется спать!» Четвертая стала чуть-чуть замерзать. А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» | Загадка: «Колюч, да не еж. Кто же это?...» (ерш) Стихотворение: «Ерш колючий, конопатый, Некрасивый и горбатый. Но ушица без ерша Вряд ли будет хороша» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
Январь
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово | Интеграция |
1. | Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» | Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова. Учить правильному произношению звуков «с-сь», «з-зь», дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи. Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | Картины «Вот так покатался!», «Саша и Снеговик» | д/и «Подбери другое слово» Цель: учить подбирать синонимы. Снег идет. (падает, ложится, летит, кружится) Машина идет. (едет, двигается, катится) Что еще может двигаться? (дождь, человек, автобус, год, поезд, день, кошка, град) д/и «Кто больше» Цель: учить называть предметы на определенный звук. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.162) | «Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки. Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп! Ножки тоже мы погреем, Мы потопаем скорее. Топ-топ-топ, Топ-топ-топ! Рукавицы мы наденем, Не боимся мы метели. Прыг-прыг-прыг, Прыг-прыг-прыг! Мы с морозом подружились, Как снежинки покружились» | Загадки: «Скатерть бела, весь мир одела», «Сам не бежит и стоять не велит», «Детки сели на карниз И растут все время вниз» Скороговорки: «Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Сонька в бок, Саньку в лоб. Все в сугроб» «Сидел воробей на сосне. Заснул – и свалился во сне. Если бы он не свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
2. | Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» | Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа. Учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования. Закреплять правильное произношение звуков «в» и «ф», умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками «в» и «ф». Развивать творческое воображение. Воспитывать усидчивость. | Игрушки – лисенок, щенок | д/и «Угадай, как нас зовут?» Цель: учить образовывать слова, характеризующие игрушечных персонажей. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.162) д/и «Подбери картинки» Цель: учить подбирать картинки с заданным звуком. Воспитатель предлагает выбрать картинки с предметами, в которых есть звук «в», затем – со звуком «ф». | «1 – подняться, потянуться, 2 – согнуться, разогнуться, 3 – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На 4 – руки шире, 5 – руками помахать, 6 – на место тихо сесть» | «Хороши у нас игрушки: | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
3. | Пересказ сказки «У страха глаза велики» | Учить пересказывать текст последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. Учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия. Развивать умение договариваться друг с другом при пересказе. Воспитывать любовь к народному творчеству. | д/и «Как сказать правильно?» Цель: учить подбирать антонимы. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.166) д/и «Дом-домище» Цель: учить образовывать формы существительных с помощью суффиксов. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.167) д/и «Закончи предложение» Цель: учить придумывать сложные предложения. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.167) | «По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем» | Небылица: «С интересом и без спешки Щелкает комар орешки, Тигр травой набил живот, Лошадь колбасу жует. Крокодил хрустит овсом, Лев – соленым огурцом. Завтракает крот грибами, А бельчонок – червяками. Муха жабу тянет в рот, Зайчик косточку грызет. А волчонок, без сомненья, Любит булки и варенье.. Вот и все стихотворенье!»
(В. Шипунова) | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье | |
4. | Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» | Учить развивать предложенный сюжет. Активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах. Учить дифференцированию звуков «ш» и «ж»; использованию вопросительной и повествовательной интонаций. Развивать логическое мышление, сообразительность. Воспитывать заботливое отношение к животным. | д/и «Закончи предложение» Цель: учить составлять сложное предложение. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.168) д/и «Четвероногий друг» Цель: учить составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение), используя разнообразные средства связи между частями высказывания. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.168) | «Дружные щенята Весело бегут. Дружные щенята Весело поют. А потом вдруг Захотелось им потанцевать: Показали лапочки, Пружинки показали, Покружились весело, Молодцы!!!» | «Щенок такой тщедушный был! Его я щами все кормил, От злющей стужи защищал, Щенок от радости пищал. Еще бы! Он счастливым рос! Теперь мой щен не щен, а пес – Настоящий!»
(Е.Блошнина) | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
Февраль
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово | Интеграция |
1. | Сочинение сказки на предложенный сюжет | Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет. Учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам. Развивать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать усидчивость. | Картинки с изображениями мячей, игрушек, мебели, котят. | д/и «Кто больше назовет?» Цель: учить классифицировать предметы. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 170) д/и «Скажи точнее» Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.171) | «Вверх ладошки! Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлеп, шлеп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай! Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой! Вправо можем! Влево можем! И крест-накрест руки сложим» | Пословицы и поговорки: «Большой говорун – плохой работник», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Что посеешь, то и пожнешь», «Гляди не на человека, а на его дела» Стихотворение: «Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят» (Е. Серова) | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
2. | Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» | Учить отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности. Активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу. Развивать творческие способности, фантазию, память. Воспитывать доброе отношение друг к другу. | д/и «Слова-родственники» Цель: учить подбирать однокоренные слова. Снег – снежок, снежинка, снежный, подснежник, снеговик, снегопад, Снегурочка. Зима – зимушка, зимний, зимовье, зимовать, зимующие. д/и «Брат-братец-братик» Цель: различать смысловые оттенки существительных со значением ласкательности, уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.174) | «Мы погреемся немножко, Мы похлопаем в ладошки. Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп! Ножки тоже мы погреем, Мы потопаем скорее. Топ-топ-топ, топ-топ! Рукавицы мы наденем, Не боимся мы метели. Прыг-прыг-прыг, Прыг-прыг! Мы с морозом подружились, Как снежинки закружились» | Стихотворения: «Мои санки едут сами, (И. Бурсов) «Вся земля в снегу, Я на лыжах бегу, Ты бежишь за мной. Хорошо в лесу зимой. Небо ярко-синее, Ели, сосны в инее, Снег сверкает под ногами. Эй, ребята, кто за нами?» (А. Введенский) | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье | |
3. | Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин | Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. Учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели. Подбирать слова и фразы, схожие по звучанию. Развивать творческое воображение. Воспитывать любознательность. | 4 сюжетные картинки: 1 - зайчонок прыгает с прыгалками, бельчонок ждет, волк выглядывает из-за кустов; 2 - волк выскакивает, зайчонок испуган, бельчонок карабкается на сосну; 3 - бельчонок кидает в волка шишками, зайчонок стоит испуганный, у волка на лбу вскакивает шишка; 4 – волк убегает, зверята радуются. | д/и «Угадай, как нас зовут?» Цель: учить образовывать слова, характеризующие игрушечных персонажей. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.175) д/и «Скажи наоборот» Цель: учить подбирать антонимы. Веселый – грустный, Злой – добрый, Смелый – трусливый, Сильный – слабый, Кричит – молчит, Стоит – идет, Прибежал – убежал, Полезно – вредно, Грубо – ласково, Медленно – быстро. | Пальчиковая игра: «1-2-3-4-5! Пришли белки поиграть. Одна куда-то подевалась, Четыре белочки осталось. А теперь скорей смотри, Их осталось только три. Ну и ну, какая жалость Только две у нас осталось. Эта новость так грустна, Осталась белочка одна. Пока мы с тобою считали, Белочки от нас убежали» | Стихотворения: «Белка с ветки в свой домишко Перетаскивала шишку. Белка шишку уронила, Прямо в волка угодила. Застонал волчишко – На носу вскочила шишка!» (А. Блинов) «Спросите у белки, и скажет она: - Сосновая шишка отменно вкусна! Спросите синицу – ответит синица, Что с белкою можно вполне согласиться. О шишках сосновых, добавлю вам, кстати, Хорошего мненья и сойка, и дятел…» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
4. | Составление рассказа «Как Ежонок попал в беду» по серии сюжетных картин | Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения. Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам. Развивать творческое воображение, внимание. Воспитывать чувство товарищества. | 4 сюжетные картинки: 1 – ежонок упал в яму, бельчонок, медвежонок и зайчонок стоят и смотрят в яму; 2 – бельчонок и медвежонок кидают в яму прутики и ветки, зайчонок стоит испуганный; 3 – ежонок выбрался, зайчонок угощает всех морковкой; 4 – зверята веселятся. | д/и «Отгадай загадку – описание» Цель: учить отгадывать животное по описанию. Коричневый, косолапый, любит мед, зимой спит. (медведь) Длинные уши, маленький хвостик, быстро бегает, трусливый. (заяц) (аналогично – белка, еж) д/и «Кто быстрее?» Цель: учить составлять сюжет в правильной последовательности. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.180) | «Ежик выбился из сил – Яблоки, грибы носил. Мы потрем ему бока – Надо их размять слегка, А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко, А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Еж в лесочек убежал, Нам «спасибо» пропищал» | Стихотворение: «Сквозь лесок Не очень частый, На поляну по грибы Пробирался еж ушастый, Запыхавшись от ходьбы. Желтоватые маслята, Сыроежки собирал, Прямо шляпками опята На колючки надевал. По извилистой тропинке Возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке И довольный, и смешной» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
Март
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово | Интеграция |
1. | Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин | Учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями. Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам. Выполнять фонетические упражнения на изменение интонации. Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать познавательный интерес. | 4 сюжетные картинки: 1 – медвежонок Миша, зайчонок Пушок, бельчонок Рыжик и мышонок идут гулять; 2 – медвежонок полез на дерево, из дупла вылетел рой пчел, они кружатся около медведя. Зверята прыгают в воду; 3 – бельчонок, зайчонок, медвежонок в воде, пчелы улетают. 4 – медвежонок высунулся из воды и смотрит, как улетают пчелы, а зверята ждут, когда он вылезет. Друзья веселятся: прогнали пчел. | д/и «Опиши, мы отгадаем» Цель: учить описывать животных (ежонок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, мышонок), называя характерные особенности. Ребенок описывает животное, не называя его. Остальные дети отгадывают зверят. д/и «Кто как передвигается?» Цель: учить подбирать глаголы – действия. Как передвигается медвежонок? (ходит лазает, бегает, плавает). Как передвигается бельчонок? (прыгает, карабкается, скачет, бегает) (аналогично – зайчонок, мышонок, ежонок) | «У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как мышата, И как мишка косолапый, И как заинька – трусишка, И как серый волк – волчишка. Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся» | Загадки: «Кто по елкам ловко скачет И влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы?», «Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А всех сам боится», «Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами», «Зимой спит, Летом ульи ворошит», «Под полом таится, Кошки боится» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
2. | Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин | Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями. Подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам. Развивать творческое воображение, внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей. | 4 сюжетные картинки: 1 – к Мише на день рождения идут ежонок, бельчонок, зайчонок; 2 – мышонок видит, как кот ворует пирожные из коробки; 3 – медвежонок расстроен, зверята утешают его и кладут в коробку свои подарки; 4 – кота прогоняют, зверята веселятся. | д/и «День рождения» Цель: закрепить названия посуды, ее назначение; умение накрывать на стол. Воспитатель предлагает накрыть на стол (помочь медвежонку встретить гостей). Дети называют предмет посуды, для чего он нужен, куда его надо поставить. | «Как косолапый мишка, Пойдем мы все потише, Потом пойдем на пятках, А после на носках. Потом быстрее мы пойдем И после к бегу перейдем. Как мишка, будем приседать. И будем лапами махать, Наклонимся и встанем, Немножечко устанем, Пойдем в берлогу спать. Всем глазки закрывать» | Загадка: «Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны» Стихотворение: «Неуклюжий, косолапый Ходит по лесу медведь. Если спросят, что он любит, Скажет: «Меду бы поесть!» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
3. | Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам (открыткам) | Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность. Учить употреблять названия детенышей животных в Р.п. ед. и мн.ч.; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов. Закреплять правильное произношение звуков «р» и «л» в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи. Развивать внимание, связную речь. Воспитывать интерес к жизни животных. | 15 сюжетных открыток с разными животными; 6 картинок с изображениями животных и их детенышей. | д/и «Кто у кого?» Цель: учить называть животных и их детенышей. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.186) д/и «Выбери начало» Цель: развивать внимание, логическое мышление. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, .187) д/и «Учимся рассуждать» Цель: развивать внимание, логическое мышление, речь. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.188) д/и «Составь рассуждение» Цель: развивать внимание, логическое мышление, речь. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.188) | «У нас славная осанка, Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишка. Вот свернулся еж в клубок, Потому, что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся» | Чистоговорки: Ро-ро-ро - у меня перо, Ло-ло-ло – днем светло, Ра-ра-ра – высокая гора, Ла-ла-ла – острая пила Ор-ор-ор - у Ромы топор, Ол-ол-ол – мы мыли пол, Ар-ар-ар – в бане пар, Ал-ал-ал – темный подвал Скороговорка: «Сорока с вороной спорила. Тараторила, тараторила, ворону переспорила» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
4. | Пересказ рассказа М.Пришвина «Ёж». Составление рассказа на тему из личного опыта | Учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную. Познакомить со значениями слова игла. Учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова. Развивать умение внимательно слушать произведение. Воспитывать интерес к жизни животных. | Картина «Лисята-братья» | д/и «Какие бывают иголки» Цель: продолжать знакомить с многозначными словами. Какие иглы вы знаете? Чем похожи все иглы? Какой иглой мы шьем? Что делают медицинской иглой? Для чего ежу иголки? Что мы чувствуем, если потрогаем елку или сосну? Почему все эти предметы называют одним словом? д/и «Что приготовить лисятам на обед?» Цель: учить придумывать короткие и длинные слова. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.190) | «Ежик выбился из сил – Яблоки, грибы носил. Мы потрем ему бока – Надо их размять слегка, А потом погладим ножки, Чтобы отдохнул немножко, А потом почешем брюшко, Пощекочем возле ушка. Еж в лесочек убежал, Нам «спасибо» пропищал» | Загадка: «Нам нужны иголки для шитья, Кому нужны иголки для житья?» Стихотворение: «Покосился еж на елку: - У тебя иголок сколько? Пригорюнился на пне: «Может, больше, чем на мне?» Говорит лесов хозяйка: - Лезь на ветки, сосчитай-ка! Может, больше, может, нет – Сосчитай и дай ответ!» (И. Демьянов) | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
Апрель
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово | Интеграция |
1. | Пересказ сказки Л.Толстого «Белка и волк» | Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; Образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы. Развивать умение внимательно слушать друг друга. Воспитывать интерес к художественной литературе. | д/и «Скажи наоборот» Цель: учить подбирать антонимы. Веселый – грустный, Умный – глупый, Злой – добрый, Старый – молодой, Друг – враг, Пришел – ушел, Здороваться – прощаться, Найти – потерять. д/и «Слова – родственники» Цель: подбирать однокоренные слова. Веселый – веселье, весельчак, весело, повеселиться и т.д. Грустный… Весенний… | Пальчиковая игра: «1-2-3-4-5! Пришли белки поиграть. Одна куда-то подевалась, Четыре белочки осталось. А теперь скорей смотри, Их уже осталось три. Ну и ну, какая жалость Только две у нас осталось. Эта новость так грустна, Осталась белочка одна. Пока мы с тобою считали, Белочки от нас сбежали» | Стихотворение: «На сучки, как на гвоздочки, Белка вешает грибочки, Сушит ягоды рябины, Ежевики и малины. Носит жёлуди, орешки. Разбирает всё без спешки. Вот закончила запас И в дупло скосила глаз. Чтобы было в нём тепло, Пухом выстлала его. Зиму жить ей поживать, Никаких забот не знать» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье | |
2. | Сочинение сказки на заданную тему | Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра. Давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование. Учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение). Развивать память, наблюдательность. Воспитывать любовь к окружающей природе. | Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна» | д/и «Слова – родственники» Цель: учить подбирать однокоренные слова. Снег – снежок, снежинка, снежный, подснежник, снеговик, снегопад, Снегурочка. Зима – зимушка, зимний, зимовье, зимовать, зимующие. д/и «Прыгает-скачет» Цель: учить подбирать синонимы. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 195) д/и «Летит пулей» Цель: учить подбирать синонимы. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.195) д/и «Лить-поливать» Цель: учить подбирать существительные к глаголам. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.196) | «Мы сейчас пойдем направо, А потом пойдем налево, В центре круга соберемся И на место все вернемся. Мы тихонечко присядем, Ручками себя погладим, Мы поднимемся тихонько И попрыгаем легонько: Пусть попляшут наши ножки И похлопают ладошки» | Загадка: «Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет» Стихотворение: «Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала» (А.Плещеев) | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
3. | Диагностика | ||||||
4. | Диагностика |
Май
№ п/п | Тема | Программное содержание | Материалы | Дидактические игры и упражнения | Физкультминутки | Художественное слово | Интеграция |
1. | Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» | Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста. Активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц. Учить правильно произносить звуки «ш», «ж», «р», изменять силу голоса и темп речи. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к художественной литературе. | д/и «Кто хитрее? Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных. Лиса хитрая, а журавль еще… хитрее. Кувшин высокий, а журавль еще… Нос у журавля длинный, а у слона еще… и т. д. д/и «Как сказать правильно?» Цель: учить подбирать синонимы. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с. 197) | «Вот взяла лисичка скрипку, Села с нотками под липку! Звонкий, тоненький смычок, Заиграй-ка гопачок! Побежали на лужайку Медвежата, белки, зайки. Пляшут звери и поют, Звери весело живут» | Загадки: «Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой», «Длинноногий, длинноклювый, Длинношеий, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Веселых попрыгушек» Пословицы: «Как аукнется, так и откликнется», «Что посеешь, то и пожнешь» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье | |
2. | Описание пейзажной картины | Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом. Тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. Учить придумывать предложения и поизносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. Развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного. Воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин. | Репродукция картины «Весна. Большая вода» И.Левитана. | д/и «Подбери слово» Цель: учить подбирать определения. Воспитатель задает вопросы, дети подбирают определения. Какая весна? Какой лес? Какой ручеек? Какой ветер? д/и «Что бывает весной?» Цель: закрепить признаки весны. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают: «Да» или «Нет». Снег тает. (да) Собираем урожай.(нет) Бегут ручьи. (да) Птицы улетают на юг. (нет) и т.д. | «Капля первая упала – кап! И вторая прибежала – кап! Мы на небо посмотрели: Капельки «Кап-кап» запели. Намочили лица. Мы их вытирали. Туфли – посмотрите Мокрыми стали. Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем. От дождя убежим, Под кусточком посидим» | Стихотворение: «Ударил гром двенадцать раз И замер в стороне. Природа отдала приказ Салютовать весне. Приказ черемухе цвести, Крапиве быть не злой, Дождю дорожки подмести Серебряной метлой. Чтоб каждый кустик был певуч, Всем птицам звонче петь. А солнцу выйти из-за туч И веселее греть!» (З.Александрова) | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье |
3. | Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» | Учить составлять коллективный рассказ-описание. Учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательным наклонении. Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки «р – рь», четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с «р – рь»; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, делении слов на слоги, ударении. Развивать творчество, воображение, память. Воспитывать умение слушать, не перебивая товарищей. | Картина «Если бы мы были художниками» | д/и «Подбери картинки» Цель: учить различать звуки «р», «рь», развивать фонематический слух. Воспитатель предлагает картинки, дети раскладывают их на две группы (слова со звуком «р», слова со звуком «рь»). д/и «Измерь слово» Цель: учить делить слова на слоги. Воспитатель предлагает слова, ребенок на каждый слог делает шаг или выкладывает на стол счетную палочку. д/и «Цветочный магазин» Цель: упражнять в делении слов на слоги. (Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М.:Просвещение, 1988, с.57) | «На горе мы видим дом. Много зелени кругом. Вот деревья, Вот кусты, Вот душистые цветы. Окружает все забор, За забором чистый двор. Мы ворота открываем, К дому быстро подбегаем. В дверь стучимся: Тук-тук-тук. Кто-то к нам идет на звук. В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли» | Чистоговорки: Ра-ра-ра – высокая гора, Ро-ро-ро – новое перо, Ру-ру-ру – коза грызет кору, Ры-ры-ры – летят комары, Ри-ри-ри – ржаные сухари, Ре-ре-ре – домик на горе, Ря-ря-ря – румяная заря. Скороговорка: «Собирала Маргарита маргаритки на траве, потеряла Маргарита маргаритки во дворе» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье Художественное творчество |
4. | Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» | Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица. Учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе. Давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса. Развивать логическое мышление, сообразительность. Воспитывать чувство прекрасного. | д/и «Подбери слово» Цель: учить подбирать определения. Какой луг? (золотой, разноцветный, пестрый, веселый, цветастый) Какой одуванчик? д/и «Какой бывает лист?» Цель: продолжать знакомить с многозначными словами. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2010, с.204) | «Спал цветок И вдруг проснулся - Больше спать не захотел. Шевельнулся, Покачнулся, Взвился вверх И полетел. Солнце утром Лишь проснется, Бабочка кружит И вьется» | Стихотворение: «Одуванчик у дорожки В пышной шапке, С длинной ножкой. Я нашла его в лесу, Но с собой не унесу: Лишь возьму его в букет, Дунет ветер – шапки нет!» (Л.Аграчева) Скороговорка: «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель» | Коммуникация Познание Социализация Чтение художественной литературы Здоровье Музыка |
Список использованной литературы:
1.Генинг М.Г., Герман Н.А. «Воспитание у дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детского сада», - Чувашское книжное издательство, 1971 г. – 130 с.
2.Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов», - Ярославль: «Академия развития», 1997 г., - 224 с.
3.Лопухина И.С. «Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей», - М.: Аквариум, 1995 г. – 384 с.
4.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников», Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 г. – 240 с.
5.Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми», - М.: ВЛАДОС, 1994 г. – 344 с.
6.Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 256 с.
7.Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений», - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г. – 287 с.
8.Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками», - М.: РИПОЛ классик: ДОМ, 21 век, 2010 г. – 186 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование образ.область КОММУНИКАЦИЯ
Перспктивное планирование по фгт старшая группа детского сада...
Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Коммуникация». Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе.
Календарно-тематическое планирование по ФГТ....
Перспективное планирование Образовательная область: «Коммуникация» СРЕДНЯЯ ГРУППА
Планирование непосредственно-образовательной деятельности по О.О. Коммуникация выполнено для средней группы. Исползуется следующая интеграция областей:коммуникация, социализация, познание, чтение худо...
Перспективное планирование Образовательная область: «Коммуникация» 2 МЛАДШАЯ ГРУППА
Перспективное планирование разработано для образовательной области "Коммуникация" на учебный год, с сентября по май, для воспитанников 2 младшей группы. В планировании указана тематика непосредственно...
Перспективное планирование Образовательная область: «Коммуникация» СТАРШАЯ ГРУППА
Перспективное планирование разработано для образовательной области «Коммуникация» на учебный год, с сентября по май, для воспитанников старшей группы. В планировании указана тематика непосредственно-о...
перспективное планирование образовательной области "Коммуникация" в первой младшей группе
таблица:тема, цели, совместная и самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями...
Перспективное планирование образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе
Перспективное планирование образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе для воспитателей,работающих по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Перспективное планирование Образовательная область: «Коммуникаци
Ольга Фёдоровна, спасибо за предоставления вами на сайте материала по перспективному планированию образовательная область "Коммуникация" Подготовительная пруппа