Конспект интегрированного занятия "Вот они матрешеньки, все они милешеньки.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Карманова Зинаида Михайловна

На примере истории создания матрешки продолжать знакомство с традиционными народными промыслами России, формировать навыки самостоятельной работы с бумагой и картоном в технике "аппликация". развивать творческий потенциал детей в условиях совместной групповой работы, Развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vot_oni_matreshenki_vse_oni_mileshenki.docx59.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе.

Тема:  « Вот они матрёшеньки,
        Все они милёшеньки…»

Цель: 

  • на примере истории создания матрёшки продолжить знакомство с традиционными народными промыслами России
  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с бумагой и картоном в технике “аппликация”
  • развивать творческий потенциал учащихся в условиях совместной групповой работы
  • развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи

Оборудование: 

  • коллекция матрёшек
  • иллюстрации с матрёшками (сгруппированы по стилям росписи)
  • большеформатные шаблоны – контуры кукол матрёшек
  • клей, кисточки, тряпочки для примакивания

Подготовительная работа: 

  • дети заранее вырезают из подручных и бросовых упаковок рисунки цветов, листиков, веточек, различных узоров и т.д.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля".

А вот на Руси про эту игрушку придумали загадку:

Так похожи друг на дружку
Деревянные подружки.
Много их или немножко,
Но зовут их всех…
(МАТРЁШКИ)

II. Выставка матрёшек.

Вот они матрёшеньки,
Все они милёшеньки…
Все с аленькими щёчками
Под пёстрыми платочками
Нарядные, пригожие, чуть на вас похожие…

Давайте посмотрим, каким  может быть тип росписи и изготовления матрешки.

  • Семеновский (г. Семеново) (рис.1)
  • Вятский (г. Вятка) (рис.2)
  • Мериновский (с. Мериново
  • Загорский (Сергиев – Посад - г. Загорск) (рис.3)
  • Полоховский (с. Полоховский Майдан) (рис. 4)


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4

III. История создания матрёшки.

Логопед: Но откуда взялось это имя - матрёшка? (высказывания детей)

- Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня, Матрёшенька; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрёшка" связано с именем индуистской богини-матери Матри…

С какого звука начинаются все имена?  Сейчас я буду называть звуки, услышав звук М –хлопните в ладошки. Послушайте слова, и скажите, где находится этот звук: в начале, в середине, в конце? А теперь вернемся к нашей  игрушке-матрешке.

- Самое главное - эта кукла с секретом:

Это сон иль наяву - не могу понять совсем.
Здесь была одна матрёшка, а теперь их стало семь.
Семь кукол деревянных, разноцветных и румяных,
На столе у нас живут, всех матрёшками зовут.
Поиграли, порезвились и в одну все уместились!

- Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий (рис.5). 

Токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку.
Из стен мастерской "Детское воспитание", вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец.


Рис. 5

IV. Изготовление аппликации.

- Какие матрёшки Вам больше всего понравились? Почему?

- А хотелось бы вам вместе с друзьями создать свою матрёшку? Такая матрёшка будет называться авторской. Как вы думаете почему? (Класс по желанию делится на группы, бригады; каждая группа получает большеформатный шаблон – заготовку с контуром куклы матрёшки)

- Работать мы будем в технике “аппликация”. Перечислите, какие инструменты нам понадобятся.

(По ходу ответов детей, учитель прикрепляет на доску таблички с названиями инструментов; обсуждается порядок выполнения работы)

Созываем детвору!
Предлагаем вам игру:
Инструменты Вы возьмите
И матрёшку оживите!!!

V. Выставка работ учащихся.

Каждый ребенок демонстрирует свою матрёшку. Дети предлагают названия для своего “авторского” стиля украшения куклы. Организация публичной выставки работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват

Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...