Речевое развитие дошкольников. Методы, средства, приемы.
методическая разработка по развитию речи по теме
Использование различных методов и средств в работе по развитию речи дошкольников. Более четкое представление о методах, приемах и средствах речевого развития дошкольников.Элемент мастерской творческого письма для закрепления теории по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.razv_._doshk.doc | 31 КБ |
litreratura.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие дошкольников. Методы, средства, приемы.
К методам развития речи у дошкольников относятся: 1) наглядные ( непосредственные: наблюдение и осмотр чего-либо (рассматривание), экскурсия; опосредованные : изобразительные средства, фотографии, кинофильмы, анимационные фильмы. ) 2) словесные ( художественное слово, чтение, заучивание, пересказ, беседа, требующая опоры на наглядность.) 3) практические ( усвоение и совершенствование речевых умений и навыков в игровой деятельности: дидактические игры, игры-драматизации, игры-инсценировки - их целью является воспитание культуры поведения детей, обогащение словарного запаса языка.) 4) метод моделирования. Авторами данного метода являются Венгер Л.А., Эльконин Д.Б., Ветлугина Н.А. В основе метода- принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать затруднения, переживая положительные эмоции - удивление, радость успеха. Для данного метода необходимо учитывать у дошкольников уровень умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач.
К средствам развития речи относят: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда; -обучение родной речи на занятиях; -художественная литература; -различные виды искусства; -театрализованная деятельность; -пальчиковая гимнастика; -артикуляционная разминка.
Основные приемы развития речи дошкольников, считает часть исследователей, являются прямые ( объяснение, речевой образец, указание) и косвенные ( напоминание, реплика, подсказка).
Но некоторые исследователи выделяют следующий ряд приемов развития речи у дошкольников: 1) наглядные: показ иллюстраций, показ положения органов при артикуляции; 2) словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопросы (репродуктивные, проблемные); 3) игровые: игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр.
Таким образом, с помощью методов, средств и приемов развития речи дошкольников можно достичь основной цели: общее развитие ребенка и подготовка его к образовательному процессу в школе.
Элементы «Мастерской творческого письма» по теме: «Речевое развитие дошкольников».
Коллегам предлагается выполнить ряд заданий, которые в итоге мероприятия дадут конечный продукт их деятельности. Задания предназначены для групп.
Время каждого задания ограничено: 7-10 минут.
Задание 1. Ответьте на вопрос: «Что означает речевое развитие ребенка?», записав ответы одним словом в столбик. Вариантов может быть несколько. Озвучиваем ответы.
Задание 2. Ответьте на вопрос: «Какую цель преследует развитие речи?» одним предложением, используя ответ первого задания. Озвучиваем ответ.
Задание 3. Создайте схему, рисунок, алгоритм: « С помощью чего достигается данная цель( из задания 2)». Озвучиваем ответ.
Задание 4. Создать элемент дидактического материала для использования его на занятиях по развитию речи. Совместная работа в группах. Используем раздаточный материал : листы бумаги, маркеры, кубики, цветная бумага, клей, ватман, мячики, кегли, детские журналы, ножницы, ленты, упаковочный материал.
Итоговый продукт – творческий материал для практического применения!
Воспитатель ГБДОУ№ 67 Невского района г.
Санкт-Петербурга Друзяк С.В.
2013г.
Предварительный просмотр:
Список используемой литературы к материалу «Речевое развитие дошкольников».
1.Большая энциклопедия для дошкольников/ ред.Н. Жильцова.-М.: ОЛМА-Пресс,2004.
2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Издательство «Просвещение», 1985.
3.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и реч. СПб.:КАРО, 2003.
4.Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей.- М.: Просвещение,2000.
5. Волина В. Праздник числа. М., 1994.
6. Дедюхина Г.В. Учимся говорить. М., 1997.
7.Дьяченко В.Ю. Развитие речи: тематическое планирование занятий.- Волгоград: Учитель, 2008.
8. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/ Ладутько Л.К., Шкляр С.В.
9. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет.
10. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Спб.: «Литера» 2006.
11.Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. М.: Айрис-пресс,2010.
12. Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.
13. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. М., Спб., 2006.
14. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков: 3-4 года. Спб., 2007.
15. Османова Г.А., Позднякова Л.А. -\\-: 5-6 лет. Спб., 2007.
16.Пятибатова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори для детей (4-6 лет).-М.:Сфера, 2010.
17.Ранц С.Н. Детское пространство в педагогике М.Монтессори// Воспитатель в ДОУ, 2009. № 5.
18.Савицкая Н.М. Логоритмика для малышей 4-5 лет.- Спб.,2009.
19. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию.
"Познавательно-речевое развитие дошкольников через разнообразные методы и приемы по экологическому воспитанию." (Из опыта работы)...
Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.
Целенаправленное развитие речи дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....
Сообщение из опыта работы «Речевое развитие дошкольников по средствам театральной игровой деятельности»
Цель: речевое развитие дошкольников, по средствам театральной деятельности. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Им...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
5. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (оценочные средства)
В данном разделе предтавлены оценочные средства в виде мультимедийных презентаций, которые можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и для проведения педагогического обследован...
«Поиск инновационных методов и приемов речевого развития дошкольников, применение их в профессиональной деятельности воспитателя».
Задачи: 1. Демонстрация опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО 2. Стимуляция познавательног...
Комментированное рисование - методы и приемы речевого развития дошкольников Из опыта работы
Из опыта работы.Развитие речи детей дошкольного возраста нетрадиционными изобразительными средствами художественно-эстетического развития«Приём комментирующей речи взрослого» позволяет &la...
Комментарии
Всё четко и понятно разложено
Всё четко и понятно разложено по полочкам, показана самая суть. Спасибо.