Открытое занятие по ознакомлению воспитанников с литературным произведением с использованием ТСО
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Данное занятие было продемонстрировано коллегам на втором году моей трудовой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие

по знакомству воспитанников

с литературным произведением -

Русской народной сказкой

«СНЕГУРОЧКА»

Подготовила и провела:

Булатова Е.И.

Москва, 2010

Задачи:

- формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы;

 - закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки;

 - учить улавливать эмоциональный настрой произведение и понимать чувства героев;

 - развивать речь и мышление детей с помощью различных методов и приемов.

        Оборудование: проектор, ноутбук, презентация с красочными иллюстрациями к сказке, текст сказки, платок, раскраски «Снегурочка».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 - Ребята, а вы любите сказки?

 - А какое время года наступило?

 - Поэтому время знакомится нам с зимними сказками.

 - Готовы попасть в сказку? (три прихлопа, три притопа, поворот)

                Воспитатель превращается в рассказчицу сказок – бабушку.

 - Здравствуйте, ребятки. Я – бабушка, сказочница. Живу давно-о-о, много сказок знаю, всем ребятам рассказываю. Никак за сказкой пожаловали?     Про какое время года хотите сказку услышать? Поди, новогоднюю, зимнюю.

Ох, знаю я такую – русская народная, «Снегурочка» называется. Поди, слыхали про такую. Да больно вы мне понравились, поэтому я не только вам сказку расскажу, да еще и покажу – слушайте внимательно и смотрите внимательно!

Русская   народная сказка «Снегурочка» (по мере чтения, перелистываем слайды)

        Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.

№1        Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

  • А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега
    дочку сделаем.
  • Давай, — говорит старуха.

№2        Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на           №3 стариков и улыбается.

Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.

№4        Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.                                                                                                                                            №5 Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

        Прошла зима.

        Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на               №6 проталинах, запели жаворонки.

        А Снегурочка вдруг запечалилась.

  • Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая
    невеселая стала? Иль тебе неможется?
  • Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

        Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

        А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше -дождичек.

№7        Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

№8        За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

  • Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
            Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
  • Пойди, дочка, повеселись с подружками!

№9        Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

№10         А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла №11, обратилась в белое облачко.         Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.

        Стали они кликать ее:

—        Ау, ау, Снегурочка!

        Только эхо им в лесу откликнулось.

Беседа по  содержанию:

 - Понравилась сказка?

 - Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

 - Какой получилась у стариков доченька?

 - Красивая?

 - А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?

 - Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.

 -  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

 -  Какая она была? Опишите её.

Радостная была Снегурочка № 12А вот какая. Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её. №12Б – вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

 - А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

 - Что с ней случилось?

 - Значит не любит Снегурочка лето?

 - Почему?

 - А какое время года Снегурочка любит?

 - Почему?

 - А вы любите?

Вот сейчас мы проверим, как вы любите и хорошо ли вы знаете зиму.

                Игра: «Относится, не относится к зиме». 

        Я буду называть слова, обозначающие разные предметы. Если этот предмет относится к зиме, встаем со стульчика, а если нет – тихо, тихо сидим на месте.

Снег

Санки

Лыжи

Самокат

Снеговик

Валенки

Гром

Снегопад

Метель

Почки

Варежки

        Ну молодцы, почти не удалось вас запутать. Хорошо отдохнули, ой, чуть не забыла!!! Ещё одно хитрое задание для вас бабуля – сказочница оставила!

 - Говорите, сказку она вам рассказывала?

 - А почему это сказка у нас?

 - А у сказки автор есть?

 - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 - А то это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)

 - Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их?         (какие?)

 - А есть те слова, которые не понятны?

 - А у меня есть. Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как?
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как?
  • Работа в руках спорится –
  • Неможется –
  • Свечерело –
  • Стали кликать Снегурочку –

Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».

 - Грустный конец у этой русской народной сказки?

 - А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась)

 - А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?

 - А как?

 - Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

Возвращение бабки-сказочницы

 - Молодцы, как вы здорово придумали!

Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!

А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.  №13

Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой (3 хлопка, поворот) – исчезает бабка-сказочница,

 попрощаемся с гостями (до свиданья),

а мы дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по ознакомлению с инструментами симфонического и русского народного оркестров с использованием слайд-шоу

Занятие расширяет знание детей о видах оркестров и названиях музыкальных интрументов...

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группе младшего дошкольного возраста

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, в...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой во 2 младшей группе на примере произведения «Заюшкина избушка»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой во 2 младшей группе на примере произведения «Заюшкина избушка»...

Сценарий интегрированного развлечения в средней группе по мотивам литературных произведений с использованием теневого театра и драматизации Воспитатель: Варава ОксанаАлександровна Образование высшее. Специалист высшей квалификационной категории.

Совершенствовать умения детей действовать фигурками теневого театра синхронно с действиями сверстников, инсценирующих литературное произведение и словами от автора.Закрепить умение прикреплять фигурки...

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в разных возрастных группах

Основные методы ознакомления с художественной литературой...

Конспект занятия по развитию речи "Анализ литературного произведения по русской народной сказке «Заяц - хвастун» (в обработке О. Капицы)" старшая группа

Цель: создать условие для усвоения обобщённой модели анализа литературного произведения. Научить анализировать литературный текст....