Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группе младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Куриленко Елена Борисовна

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_knigoy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группе младшего дошкольного возраста

В этом возрасте воспитатель работает с детьми и индивидуально и группами по 2-6 человек. Перед занятием воспитатели готовят наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим - необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач - научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени - на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение "с листа", без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производить интонационный разбор произведения ("дикторские прочтения") и тренируется в чтении вслух.

Малышам воспитатель в основном читает наизусть - потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает - только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы).

Чтение и рассказывание художественной литературы проводится строго по определенному плану (примерно 1 раз в неделю в каждой возрастной группе), в которой учитывается общественно-политические события, время года.

Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений - эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Малыши требуют руководства в слушании - вид и голос рассказчика должен говорить, что в данную минуту речи идет о трогательном и забавном. Текст веселого характера воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, нужно объяснять в начале занятия.

После 2 лет (1 младшая группа дошкольников) воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок или ведет рассказ своими словами. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Книги способствуют установлению контактов между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю и вне занятий. О содержании книг можно говорить и в их отсутствие - это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз - как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы в 2-3 дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять. Усложнение может идти в разных направлениях: увеличивается количество действий, выполняемых персонажами, описывается место действия, разыгрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами. Для того, чтобы научить ребенка понимать рассказ и вырабатывать умение перерассказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы - затем задавать вопросы и учить отвечать на них позднее - просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае воспитателю нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно, добавляя пропущенное.

Перед первичным чтением литературного произведения не следует делать установку на запоминание. Важно выразительно прочитать, интонационно выделяя диалоги лиц (помощь в определении отношения к героям и событиям). Беседа по содержанию и форме произведения включает постановку воспитателем продуманных вопросов (на понимание), выяснение того, как автор описывает явление, с чем сравнивает, что больше всего запомнилось, что необычно - для целостного восприятия (единство содержания и формы) - 4-5 вопросов. Перед повторным чтением - установка на внимательное прослушивание и запоминание. В пересказе произведения детьми важна художественно-образная речь, если на занятии дается несколько сказок (рассказов), то дети выбирают и перерассказывают одну по желанию, или дети придумывают продолжение к прочитанному тексту, или сочиняют рассказ по аналогии, или осуществляют драматизацию.

Важная часть профессиональной подготовки воспитателя - заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям и развитие навыков выразительного чтения.

Основными методами ознакомления с художественной литературой являются:

чтение воспитателя по книге и наизусть (дословная передача текста, когда читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей; значительная часть литературного произведения читается по книге).

рассказывание воспитателя - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, смысла их толкования), дающие возможность привлечения внимания детей;

инсценирование - средство вторичного ознакомления с художественной литературой.

заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтения или рассказывания) зависит от жанра произведения и возрастной группы слушателей. В методике развития речи традиционны 2 формы работы с книгой в детском саду - чтение и рассказывание, заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений, произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

На одном занятии читается одно произведение и 1-2 из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки, стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятие, но ведет к усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмыслению событий, поступков героев. Уже в младшем школьном возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, потому их радуют каждая встреча с этими персонажами.

Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувствами, выраженными в нем, они должны прочувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т.д. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественной литературе дети усваивают и язык. Такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья (чувства языка).

Начиная с младших групп необходимо подводить детей к различению жанров. Воспитатель должен обязательно называть жанр литературного произведения. Конечно, углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. В младшей группе дети, слыша названия жанров, просто его запоминают.

Необходимо избегать неправильных выражений ("расскажу сказочку, стишок"). Названия жанров должны даваться четко и правильно. Сказки рассказываются, рассказ читается стихотворения читаются и заучиваются. Разные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям четвертого года жизни предпочтительно рассказывать, а не читать по книге - это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в спину, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать ее два или даже три раза, можно повторить только самые яркие места. После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки "Маша и медведь" можно спросить: "Что говорил медведь, когда хотел съесть пирожок? " - дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: "Сяду на пенек, съем пирожок". Воспитатель: "А что Машенька отвечала медведю? " - побуждает их вспомнить слова: "Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! ". Повторяя эти слова, дети лучше усваивают содержание сказки, учатся интонационно передавать слова ее героев, и пусть пока повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы самостоятельного развития в более старшем возрасте.

После слушания сказок "Волк и козлята", "кот, петух и лиса" можно повторить песенки действующих лиц. А чтобы дети приучались отвечать на вопросы педагога по содержанию, он вызывает ребенка и предлагает повторить песенку персонажа. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомой с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок-золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т.п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей - они начинают использовать их в своих играх.

После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, прочитать стихотворения Е. Блашниной "Вот какая мама", воспитатель может задать вопрос как самого ребенка наряжала мама на праздник. Пусть отвечая на вопросы, дети строят свои высказывания только из одного двух простых предложений - это уже подготовка к обучению рассказывать.

Конечно, много вопросов малышам задавать не следует - по два, по три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили и как это содержание связывается с личным опытом ребенка.

 Методические приемы ознакомления с литературными произведениями детей 1-ой и 2-ой групп младшего дошкольного возраста.


Повторное чтение художественных произведений и их отдельных частей.

Небольшое по размеру художественное произведение воспитатель читает на данном занятии несколько раз подряд, в порядке:

Выразительно читается текст произведения;

Детям дается время 1 или 2 минуты на то, чтобы пережить эстетическое удовольствие от прозвучавшей миниатюры, затем воспитатель спрашивает их, не прочитать ли еще;

Воспитатель уступает просьбе и начинает читать текст повторно и в 3, и в 4 раз, но нельзя, чтобы чтение надоело детям - при ослаблении внимания чтение нужно прекратить. Лучше прочесть это в другой раз, когда дети смогут прослушать его с таким же удовольствием.

Чем младше дети, тем быстрее они утомляются от повторного чтения. Цель повторного чтения основных эпизодов, интересных описаний, важных рассуждений изучаемого произведения для лучшего усвоения его этического и эстетического содержания, непроизвольное усвоение языка (речи).

В 3-4 года (в 1 и 2 младших группах) отдельные места читаемых произведений повторяют просто для того, чтобы дети их запомнили - запомнили содержание, те слова, которыми оно выражено, интонацию, т.е. повторения для развития чувства языка.

Читая (рассказывая) во 2-ой младшей группе уже знакомую детям сказку "Колобок", надо постараться, чтобы дети запомнили песенку колобка, и для этого повторяться. Естественно, что усваиваются и интонации персонажей.

Рассматривание картинок в книжке.

Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети"не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.

Но после того как книга прочитана, внимание детей фиксируется на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, веще события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книги после рассматривания иллюстраций словесный материал усваивается очень интенсивно.

Исключение - в тех случаях, когда в книге идет речь о вещах, неизвестных детям, когда встречаются незнакомые, непонятные слова - целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие иллюстрации.

Известны иллюстраторы-художники, по праву - соавторы писателей: иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; иллюстрации И. Васнецова к народным сказкам; рисунки В. Горяева к стихотворениям А. Барто, рисунки Ф. Лемкуль к стихотворениям С. Михалкова.

Приемы рассматривания меняются по возрастным группам:

узнавание ребенком персонажей, вещей;

соотнесение фраз текста с картинками;

оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жестов ребенка;

сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

1-ая часть облегчается тем, что сам педагог показывает иллюстрации в процессе чтения (сначала читает весь рассказ). Например, при чтении "Цыпленка" К. Чуковского, если дети раньше видели цыпленка, им не нужно было до чтения объяснять и показывать его. Затем, при повторном чтении, воспитатель показывает детям картинки, изображающие героев рассказа в соответствующих ситуациях. Затем воспитатель раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть картинки. После того, как они рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрации.

Приемы словесной помощи при слушании художественного произведения.

Помощь в понимании позволяет лучше усвоить текст, обогатить словарь, грамматику (дает новые знания об окружающем):

объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

введение слов - этических оценок поступков героев;

привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям.

сравнение 2 произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или - противопоставлять поведение в сходных ситуациях 2 героев - положительного и отрицательного.

Перед рассказыванием воспитатель проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет, связывая воедино события и осмысленное ведение чередующихся иллюстраций. В свободном изложении воспитатель передает главное.

С детьми надо говорить правильным литературным языком, а не опускаться до их речевого уровня. Есть произведения, для сохранения художественного своеобразия которых надо передавать почти дословно ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина). Рассказывание непременно включает элементы театрализации: воспитатель заботится о соответствии рассказу своих интонаций, мимики жестов, даже одежды.

Подготовка воспитателя к рассказыванию:

воспитатель внимательно прочитывает текст выбранного им произведения

он намечает те места, которые можно сократить без искажения смысла

намечает те фразы, которые целесообразно заменить синонимами

производит обычную рабочую разметку интонации текста (паузы, логические ударения, темп, тембр - эмоциональная окраска голоса)

продумывает элементы артистического выступления перед детьми - мимика, жесты, отмечает места текста, которые будет петь.

Заключение


Ни в каких других произведениях, кроме народных, нет такого педагогически идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию ("был бы тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа тупа"). Тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок - эффективное средство педагогического воздействия, хорошее "лекарство" от упрямства, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, наказывая злых.


Список использованной литературы


Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие - 2-е издание, испр. - М., Академия, 1998 г. - 400 с.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. - М., Просвещение, 1984 г. - 220 с.

Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. - М., Просвещение, 1992 - 64 с.

Логинова В.И., Максаков А.И., М.И. Попова и др.; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. - М., Просвещение, 1984 - 223 с.

Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для учащихся дошкольных педучилищ - М., Просвещение, 1977 г. - 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЮГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО  ИЛЛЮСТРИРОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЮГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ...

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в разных возрастных группах

Основные методы ознакомления с художественной литературой...

Консультация для воспитателей с презентацией на тему:" Театрализованная деятельность как средство понимания литературных произведений с детьми старшего дошкольного возраста".

Утверждается важность развития театрализованной деятельности со старшими дошкольниками, благодаря чему ребенок проявляет свой творческий потенциал, учится понимать и любить литературные произведения....

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром "Морское путешествие". Младший дошкольный возраст

А вы любите путешествовать?А мы с ребятами - да!Предлагаю вам отправиться с к=нами в Морское путешествие....

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром "Морское путешествие". Младший дошкольный возраст

А вы любите путешествовать?А мы с ребятами - да!Предлагаю вам отправиться с к=нами в Морское путешествие....